Методическая разработка: «Пальчиковые игры и упражнения для детей дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая, средняя группа)

Любимова Елена Петровна

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Эти инсценировки могут проводиться с детьми как индивидуально, так и использоваться в виде физминуток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка: «Пальчиковые игры и упражнения для детей дошкольного возраста»

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Эти инсценировки могут проводиться с детьми как индивидуально, так и использоваться в виде физминуток.

"Пальчики здороваются»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход игры: Сгибать пальчики поочереди, начиная с большого.

Большой пальчик сливы трясет,

Второй их собирает,

Третий в дом несет,

Четвертый высыпает,

Самый маленький - шалун,

Все, все, все съедает.

«Ладушки – ладушки»

Цель: развивать ощущение собственных движений.

Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом

Ладушки – ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

«Сорока – сорока»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: (указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой, руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики

мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.

Сорока – сорока

Кашу варила

Деток кормила

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала

Этому дала,

Этому дала

«Как у нашего кота…»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки беленькие.

«Этот пальчик – бабушка»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

«Ладошки»

Цель: развивать моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения сопровождая их стихотворным текстом

Ладошки вверх

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок –

И сжали в кулачок.

«Обезьянки»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: Выполняют движения «Фонарики». Сжимают и разжимают кулачки. Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку (спят). Выполняют встряхивающие движения кистями рук как будто стряхиваем водичку.

Обезьянки вышли погулять,

Обезьянки стали танцевать,

И одна из них пошла домой поспать,

Потому что надоело танцевать.

"Пять человечков"

Цель: активизировать движение пальцев рук.

Ход игры: пальцы левой руки - человечки. На каждый палец надевается шляпка, склеяная из бумаги. Указательным пальцем правой руки показывают на каждый палец левой руки, начиная с большого.

Человечки в лес пошли,

Всего их было пять.

Пасхального зайца они

Хотели там поймать.

Первый - толстячок, ворчливый бочок,

На бочку очень похож,

Он недовольно говорил:

"Где зайца тут найдешь!"

Второй - "Вот он, вот он!" - кричал.

А третий - длинный, рыжий,

Трусливо плача, отвечал:

"Нигде его не вижу!"

Четвертый так сказал: "Друзья,

Мне кажется все глупым.

Обратно возвращаюсь я,

Не быть бы мне надутым"

А самый маленький, чудной,

Ну кто бы мог подумать,

Поймал он зайца и домой,

Принес на зависть людям.

«Два маленьких кузнечика…»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход игры: указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу ;поглаживаем ладонями поверхность стола; поочередно ребром одной ладони растираем боковую поверхность указательного пальца другой.

Два маленьких кузнечика

Потопали на речку.

Воды они боялись

И в речке не купались.

На скрипочках играли –

Всех рыбок распугали.

«Маленькая мышка»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход игры: бегут пальцами обеих рук по столу или коленям; сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него; грозят пальчиком; руки прижаты ладонями друг к другу,лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях) .Переворачивают руки на другой «Бок», щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку

Маленькая мышка

По городу бежит.

Глядит ко всем в окошки,

И пальчиком грозит:

«А кто не лёг в кроватку?

А кто не хочет спать?

Такого непослушного

Я буду щекотать!»

«Паучок»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук,

Ход игры: Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки; кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям; ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками; солнце светит; действия аналогичны первоначальным-«Паучки» ползают по голове

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке.

«Червячки»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры: Ладони лежат на коленях или столе.

Раз, два, три, четыре, пять. Пальцы; сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять, идут по столу указательным и средним пальцами

Червячки пошли гулять. (остальные пальцы поджаты к ладони)

Вдруг ворона подбегает складывают пальцы щепоткой качают ими вверх вниз

Головой она кивает,

Каркает: «Вот и обед!» раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а

остальные вверх

Глядь – а червячков уж нет! Сжимают кулачки, прижимают их к груди.

«Мизинчик»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры: кисть руки сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.

Маленький Мизинчик

Плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет:

Что всё это значит?

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

- Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом,

Тащит рису ложку,

Говорит: - Не надо плакать,

На, поешь немножко!

«Лягушка – попрыгушка»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры:

Лягушка – попрыгушка, смыкаем пальцы обеих рук и изображаем лягушачьи рты

Глазки на макушке, (большой палец выполняет функцию нижней челюсти,

А все её слова – которые то раскрываются, то закрываются.

Только «Ква!» да «Ква!».

А щёки раздувает

И рот свой разевает,

Чтоб комары и мушки одной рукой продолжаем изображать рот лягушки,

Летели в рот лягушке. а пальцами другой поочерёдно «попадаем» в этот «рот»

«На лесной лужайке»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход игры:

На лесной лужайке Раскрываем ладони, поднимаем руки и машем расслабленными кистями

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали, Хлопаем в ладоши

ногами топали, притопываем ножками

ушками махали Прикладываем раскрытые ладони к ушам сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы, обеих рук

Выше всех скакали, Поочерёдно поднимаем высоко над столом и опускаем то одну, то другую руку

Глазками глядели, Машем руками

Песенку пропели:

«Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!Ля-ля-ляйки!»

Ах, какие весёлые зайки!

"Дружные пальчики"

Цель: развивать движение кистей и пальцев рук

Ход игры: Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному начинаяс мизинца. В конце игры они снова сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху.

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный - кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот - средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот - указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

"В гости"

Цель: развивать мелкую моторику пальцев

Ход игры: Движение пальцев выполнять согласно тексту инструкции.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пльчики-друзья

Друг без друга им нельзя!

"Пальчики в лесу"

Цель: развивать мелкую моторику пальцев

Ход игры: Движение пальцев выполнять согласно тексту инструкции.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пльчик чистить стал,

Этот резал, этот ел,

Ну, а этот все глядел.

"Этот пальчик"

Цель: развивать мелкую моторику пальцев

Ход игры: Движение пальцев выполнять согласно тексту инструкции.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать.

Этот пльчик прикорнул,

Тише, тише, не шуми,

Братиков не разбуди!

Встали пльчики. Ура!

В детский сад идти пора!

"Брусника"

Цель: имитировать движения согласно тексту

Ход игры: Дети ходят по ковру, собирая рассыпнные горошинки, читая стихотворение и имитируя его движения.

Я по лесу пойду.

Я бруснику найду.

Если нет лукошка,

Соберу в ладошку.

Прыгну через лужицу,

Голова закружится.

А в траве брусника - тут ее найди-ка!

"Дружба"

Цель: развивать мелкую моторику кистей и пальцев

Ход игры: Пальчики обеих рук несколько раз ритмично соединяются в замок. Пальцы поочередно касаются друг друга, начиная с мизинца.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей детей 4–5 лет

Мероприятие способствует укреплению связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников. Показывает родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук...

Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей дошкольного возраста

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук....

Методическая разработка: «Пальчиковые игры и упражнения для детей дошкольного возраста»

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Эти инсценировки могут проводиться с детьми как индивидуально, так и использоваться в виде физминуток....

Пальчиковые игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные, потешки, истории. Эти инсценировки могут проводиться с детьми как индивидуально, так и использоваться в виде физических минуток....

Пальчиковая гимнастика. Картотека упражнений для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоциональног...

Конусультация для родителей "Пальчиковые игры и упражнения для детей раннего возраста"

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей снизился? Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители...