Конусультация для родителей "Пальчиковые игры и упражнения для детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)
Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей снизился? Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс. Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребенка, тем лучше развита его речь. Такая же связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Кроме того, известно, что у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Эта память включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким-то образом действуем. Все мы пользуемся в своей жизни разными жестами, которые часто заменяют нам слова, придают им дополнительные оттенки, а иногда меняют смысл сказанного. Поэтому я хочу остановиться на пальчиковых играх. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребенка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Суть фольклорных текстов – действие. Действие персонажей, движение событий создают единственную, удивительную движущуюся стихию жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 73.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №42 г.Саров
Консультация для родителей
"Пальчиковые игры и упражнения для детей раннего возраста"
Материал подготовила:
воспитатель Лушина Н.С.
Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей снизился? Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс.
Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребенка, тем лучше развита его речь. Такая же связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Кроме того, известно, что у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Эта память включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким-то образом действуем. Все мы пользуемся в своей жизни разными жестами, которые часто заменяют нам слова, придают им дополнительные оттенки, а иногда меняют смысл сказанного. Поэтому я хочу остановиться на пальчиковых играх.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребенка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Суть фольклорных текстов – действие. Действие персонажей, движение событий создают единственную, удивительную движущуюся стихию жизни.
Пальчиковые игры
Цель: развитие мелкой моторики, умения воспроизводить движения в соответствии с текстом, активизация словаря, создание положительных эмоций.
«Дай ладошечку»
Дай ладошечку, (ребенок подает ладоши, взрослый гладит их)
Моя крошечка, Я поглажу тебя По ладошечке.
На ладошечку (взрослый подает ладоши, ребенок гладит их)
Моя крошечка,
Ты погладь меня по ладошечке.
«Наши ручки»
Где же наши ручки, (вытянуть ручки вперед, поворачивая кисти вверх и наружу)
Где же наши ручки?
Где же, где же наши ручки? (спрятать ручки за спину) Нету наших ручек.
Вот, вот наши ручки,
Вот наши ручки. (показать ручки)
Пляшут, пляшут наши ручки, (различные вращательные движения руками)
Пляшут наши ручки. «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка, (поочередно сгибать пальцы на руке, начиная с большого пальца)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! (показать ладошку)
«Сорока-сорока»
Сорока-сорока, (указательным пальцев правой ладони водим по левой ладони) Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала, (сгибать поочередно каждый палец кроме мизинца)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала: (постучать по мизинцу левой руки)
«Ты дров не рубил,
Воды не носил, Каши не варил.
Ничего не получил».
«Ладушки»
Ладушки, ладушки, (хлопаем в ладоши, проговаривая слова)
Где жили?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Простоквашку. Кашку поели –
Шу-у полетели. (машем руками как крыльями)
На головку сели, (положить ладони на голову)
Сели, посидели,
Вновь улетели, (снова машем руками)
Да-а-а. (сложили ручки на колени)
«Ладушки - ладошки»
(Все движения выполняем по тексту)
Ладушки-ладошки,
Хлопали в ладоши,
Хлопали немножко, Да-а-а.
Кулачки сложили, Кулачками били:
Туки-туки-туки-тук, Да-а-а.
«Нос, нос, голова…»
Нос, нос, (погладить нос указательным пальцем)
Голова, (обхватить голову руками и покачать головой)
Уши, щеки, рот, (погладить уши, щеки, дотронуться пальцем до рта)
Глаза. (похлопать глазами)
Плечи, плечи, (поднимать и опускать плечи)
Шея, (погладить руками шею)
Грудь! (постучать ладошками по груди)
Не забыть бы (погрозить указательным пальцем) Что-нибудь!
Ручки хлоп-хлоп-хлоп, (похлопать в ладоши)
Ножки топ-топ-топ. (потопать ногами)
Раз сюда, (отвести одну руку в сторону, помахать)
Два сюда, (потом другую руку, помахать)
Это нет, (покачать головой из стороны в сторону)
А это да! (покачать головой вперед)
«Капусту солим»
Мы капусту рубим-рубим, (стучим указательными пальцами друг о друга)
Мы морковку трем-трем, (трем сжатыми кулаками друг о друга)
Мы капусту солим-солим, (перебираем пальцами, будто "солим" Мы капусту жмем-жмем (сгибаем-разгибаем пальцы рук).
«Эй, братец, Федя!»
(Одна рука малыша сжата в кулачок, на другой руке сжаты все пальцы, кроме указательного.
Указательным пальцем поочередно стучать по каждому пальцу другой руки, разгибая их со словами) Эй, братец, Федя, Разбуди соседей:
Вставай Большак,
Вставай Указка,
Вставай Середка,
Вставай Сиротка,
Вставай Митрошка,
Привет ладошкам! (Помахать ладошками)
«Раз цветочек, два цветочек»
Раз цветочек, два цветочек, (крутим то левой, то правой кистью рук)
Ежики, ежики. (встряхнули обе кисти рук)
Наковали, наковали (стучим кулачками друг о друга)
Ножницы, ножницы! (машем руками, перекрещивая их)
Бег на месте, бег на месте, (стучим ладошками по коленкам)
Зайчики, зайчики. (ставим указательные пальцы рук над головой)
Ну-ка дружно, ну-ка вместе: (хлопаем в ладоши) -Девочки и мальчики!
«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин, (сложить из ладошек шар"
Много нас, а он один: (развести руки в стороны)
Эта долька для ежа, (попеременно загибать пальцы)
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят, Эта долька для котят. Эта долька для бобра, А для волка кожура.
Он сердит на нас, беда! (обхватить голову руками и покачать)
В домик спрячемся, сюда! (прикрыть лицо руками)
«Ладушки»
(выполнять все движения по тексту потешки) Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки! Наварили кашки Помешали ложкой. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!
Строили ладошки Домик для матрешки. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!
Курочке Пеструшке Накрошили крошек. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!
Хлопали ладошки Танцевали ножки. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!
Прилегли ладошки Отдохнуть немножко. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!
Таким образом, можно дать несколько советов:
- включайте пальчиковые игры в ежедневные занятия с малышами. При этом не забывайте, что жесты и движения нужно обязательно сопровождать стихотворными словами;
- перед проведением пальчиковых игр убедитесь в том, что у ребенка ручки теплые (предложите похлопать ручками, потереть ладошками или согреть теплой водой под краном);
- тексты пальчиковых игр можно не только декламировать, но и петь на народную мелодию;
- не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 разных игр, новые вводите постепенно, исключая по одной из хорошо знакомых (но через время возвращайтесь к ней).
В нашей группе детей раннего возраста работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук мы начинаем с самого утра во время проведения утренней гимнастики, а также физминуток, в свободное время утром и после сна – по 2-3 минуты. Также мы предлагаем родителям разучить некоторые пальчиковые игры вместе с нами и включать их в ежедневные занятия с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игры и упражнения для детей раннего возраста в адаптационный период" (консультация для педагогов)
Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем...
Методическая разработка "Дидактические игры и упражнения для детей раннего возраста со сходящимся косоглазием"
Практический материал. Игры на вертикальной плоскости....
"Дидактические игры и упражнения для детей раннего возраста".
Своевременное умственное и речевое развитие это одна из важных задач воспитания детей раннего возраста. В раннем детстве умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном ...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...
Развивающие игры и упражнения для детей раннего возраста
Дыхательные упражнения Игры-экспериментыИгры с песком или крупамиИгры для мелкой моторики Настольные игрыРечевые игрыПальчиковые игрыПодвижные игрыСюжетно-ролевые игрыРа...
Методическая разработка "Релаксационные игры и упражнения для детей раннего возраста в период адаптации"
Методическая разработка "Релаксационные игры и упражнения для детей раннего возраста в период адаптации"...
Развивающие игры и упражнения для детей раннего возраста
Дыхательные упражненияИгры-экспериментыИгры с песком или крупамиИгры для мелкой моторики Настольные игрыРечевые игрыПальчиковые игрыПодвижные игрыСюжетно-ролевые игрыРазвитие...