Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)
В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно- исторического опыта предшествующих поколений. И необходимым условием присвоения этого опыта является собственная активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_poznavatelnoy_aktivnosti_u_detey.docx | 16.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития познавательной активности у детей
старшего дошкольного возраста
В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно- исторического опыта предшествующих поколений. И необходимым условием присвоения этого опыта является собственная активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.
Остановимся на таком понятии, без которого, на наш взгляд, невозможно развитие познавательной активности, как детское любопытство, как на самой ранней форме проявления познавательной активности. Именно детское любопытство дает возможность слияния эмоционального и интеллектуального компонента познавательной активности в образовательном процессе. Ребенок лучше познает и надолго запоминает те элементарные свойства предметов и явлений действительности в их многообразии и взаимозависимости, которые были им изучены в процессе с окружающим миром, в ходе практического взаимодействия с ним. Являясь элементарным проявлением познавательной активности, именно любопытство обнаруживает в ребенке познавательные потребности, которые, в свою очередь, являются основой следующей ступени развития познавательной активности – любознательности.
Внешне любознательность у детей проявляется:
- в непосредственном интересе к новым «открытиям», занимательным
явлениям, что проявляется в вопросах к взрослым;
- в позитивном эмоциональном переживании, которое связано с получением
новой информации.
Любознательность присуща каждому ребенку. Д.Б. Годовикова отмечает, что любому педагогу необходимо знать, «качество» и проявление этой любознательности: что ждет узнать ребенок и трудится ли он самостоятельно, чтобы добыть необходимые в процессе определенного вида детской деятельности знания. Именно на ступени любознательности идет включение в процесс познания третьего компонента познавательной активности – волевого.
Более сложной ступенью развития познавательной активности у детей дошкольного возраста считается познавательный интерес, основой которого является умение и потребность ребенка ориентироваться в окружающем. Таким образом, встраивается иерархия ступеней формирования познавательного отношения к окружающему у детей старшего дошкольного возраста, проявляется стремление к интеллектуальным достижениям.
При этом ребенку-дошкольнику присущи:
- стремление решать интеллектуальные и познавательные задачи;
- стремление научиться использовать средства для решения интеллектуальных и познавательных задач;
- потребность в интеллектуальных достижениях, самостоятельных «открытиях»;
- потребность задавать вопросы (как? для чего? что нужно?), которые характеризуют стремление детей научиться, найти и усвоить новую информацию, освоить новый способ действия;
- установка на овладение предлагаемым способом деятельности;
- позитивное эмоциональное переживание, связанное с усвоением новых знаний, приемов, способов деятельности, отработкой сложных операций, нахождением путей решения задач;
- интерес к значению незнакомых слов;
- ситуационный характер познавательного интереса.
В зависимости от характера познавательной деятельности ребенка педагоги и психологи определили следующие уровни активности, имеющие начало развития в дошкольном возрасте:
- репродуктивно-подражательная активность, при наличии которой у ребенка опыт собственной деятельности накапливается через опыт другого (сверстника, взрослого);
-поисково-исполнительная активность, являющаяся более высоким уровнем, так как характеризуется высокой степенью самостоятельности в познавательной деятельности. На этом уровне ребенку требуется не только принять и понять задачу, но и найти средства ее решения;
- творческая активность – самый высокий уровень познавательной активности при которой задачу ставит сам ребенок, а средства для ее решения подбирает нестандартные, оригинальные, не используя ранее заданный взрослыми шаблон.
На каждом уровне развития познавательной активности у детей дошкольного возраста необходима опора на уже освоенное ребенком. Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста определяется оптимальностью отношений к выполняемой ребенком деятельности, интенсивностью усвоения способов эффективного достижения результата, направленностью на практическое использование результатов познания в повседневной жизни.
Основой познавательной активности ребенка в старшем дошкольном возрасте является противоречие между имеющимися у ребенка знаниями, умениями, навыками, опытом достижения цели (решения задач), овладение методом проб и ошибок при решении познавательных задач и средствами достижения результата, умением их определять и использовать в практической деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста уже вполне способен разрешить это противоречие, проявляя самостоятельность и творческое
отношение при выполнении задания.
Сформулировать особенности развития познавательной активности у дошкольников нам позволил анализ научных исследований:
- раннее выявление познавательной активности и как результат, интенсивное ее развитие и активное проявление в разных видах детской деятельности;
- выражение интереса в вопросах, рассуждениях, сравнениях, экспериментально-поисковой и проектной деятельности;
- проявление детьми познавательного интереса на уровне любознательности, любопытства;
- познавательная деятельность приобретает форму инициативной преобразовательной активности.
На основе изучения психолого-педагогических источников были выделены следующие критерии проявления познавательной активности у детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ:
- познавательная ориентация;
- познавательный интерес;
- познавательная инициатива;
- познавательная самостоятельность;
- познавательная оригинальность.
Исследователи считают, что с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции).
Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. В старшем дошкольном возрасте на базе полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности, складываются предпосылки для развития познавательной активности. Таким образом, изучив особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в теоретических источниках, мы пришли к выводу, что она характеризуется оптимальным соотношением между выполняемой ребенком деятельности и степенью освоенности дошкольником способов достижения результата (овладение опытом деятельности), и их практическое применение в повседневной жизни. определили критерии развития познавательной активности и возможность из развития уже в дошкольном возрасте.
На основе анализа научных исследований сформулировали особенности развития познавательной активности в старшем дошкольном возрасте. Анализ теоретических источников позволил выделить уровни развития познавательной активности в старшем дошкольном возрасте: репродуктивно- подражательная активность, поисково-исполнительная, творческая и аргументировать их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности....
Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.
Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...
Особенности проявления познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного развития ли...
Статья "Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"
Познавательная активность – это стремление к получению новых знаний, способность к независимым действиям, рассуждениям, обладание инициативой, решительностью, свободой от посторонней поддержки и...
Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»
Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...
Особенности проявления познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
На современном этапе важным звеном общественного развития является система образования в целом, и дошкольное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные...