Родительское собрание "Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Родительское собрание "Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Хмелевицкий детский сад
Родительское собрание
«Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников»
Выполнила:
Воспитатель старшей
разновозрастной группы
Лапочкина Екатерина Викторовна
д. Красногор
2020г.
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня побеседуем на тему, которая интересует нас всех: и вас, уважаемые родители и нас, воспитателей – нравственное воспитание дошкольников и роль семьи в этом воспитании.
Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:
Семья - 50%
СМИ, телевидение - 30%
Детский сад - 10%
Улица-10%.
Родители для ребёнка - камертон: как они прозвучат, так он и откликнется.
Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать от своих детей. В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях (внешнее проявление культуры - вежливость, и культуры внутренней).
Важна структура семьи. Лучше, если в семье не один ребенок. Даже если он не один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи. «Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности»
Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.
Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща.
Поговорка гласит: посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу.
Подумайте, какие привычки вырабатываете вы у своих детей (как наши дети здороваются) ответы родителей в микро группах
Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам. Нравственные потребности начинаются
- С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.
Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
- Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.
- Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.
Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступит достойно?
Ситуация№1:
Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.
Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?(Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.)
Ситуация №2
Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком отправляются домой.
- Как вы думаете, всё ли правильно было с делано со стороны привития ребёнку правил культуры поведения? (Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми).
Ситуация №3
В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял опустив голову и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата: “Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?”
- Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь! – прервала она дочь и отправила сына в детскую.
Вопросы:
- В чем состоит педагогический просчет матери?
- Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?
- Как вы поступили в таком случае?
Ситуация№4:
Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание , так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?
(Противоположенным примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. Что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?)
Ситуация №5
В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:
- Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.
Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал:
- Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.
- Нет, пойдем, все равно пойдем! – кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.
- Доченька, подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец.
Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:
- Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.
Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:
- Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.
Вопросы:
- Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?
- Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды?
- Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости.
Известная поэтесса Агния Барто в одном из своих стихотворений писала:
«Когда не ладятся дела
Мне помогает похвала»
- Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребёнка надо тогда, когда не всё получается, авансом или же следует хвалить только за результат?
- Как часто и за что вы хвалите своего ребёнка: за самостоятельность, проявление внимания, вежливости? Есть ли успехи?
Игра: «Кто дольше может похвалить ребёнка за проявление вежливости?»
(Родители встают в круг передают игрушку по кругу и хвалят её)
Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. У нас в группе существует традиция «Поговорим о хорошем», где каждый ребёнок получает похвалу в присутствии всех детей. Продолжайте и дома хвалить ребёнка, и вы увидите, насколько быстрее ребёнок будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей - хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.
Игра: «Что умеет ваш ребёнок?»
А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны посмотреть на своих
детей и проанализировать их поведение с помощью анкеты.
Если ребёнок выполняет данное правило, то вы кладёте на стол фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно - жёлтого цвета; если не выполняет совсем - синего цвета.
- Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развёрнутым полотенцем.
- Аккуратно складывает одежду.
- Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости. Зевает и высмаркивается бесшумно.
- Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную помощь.
- Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
- Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
- Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется.
- При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».
- Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т.д.
- Не говорит матерных слов.
Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети—свидетели, они учатся жить у жизни.
Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Детский сад — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.
Раздача памяток «Секреты воспитания вежливого ребенка»
Памятка для родителей
«Секреты воспитания вежливого ребенка»
Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы ведете себя:
- деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям и знакомым;
- никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребенка, не говорите при нем или при обращении к нему грубых слов и не применяете в целях воспитания физические наказании;
- не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а где возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка;
- предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, высказываете их в отсутствии ребенка;
- предъявляя ребенку какие-то требования, предъявляете их к себе;
- уважайте достоинство ребенка, исключив слова: «Ты еще маленький», «Тебе еще рано» и др.
- не забывайте сами чаще говорить вежливые слова «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь» тогда и ребенок будет следовать вашему примеру;
- часто используйте похвалу;
- правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.
Хотите ли вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что, прежде всего мы - родители,
А все остальное - потом!
Удачи вам, дорогие родители!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников
Как много значит семья в нравственном воспитании дошкольников!...
Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников
Как много значит семья в нравственном воспитании дошкольников!...
"Значение семьи в нравственном воспитании дошкольников"
Для педагогов ДОУ...
Семья - основа нравственного воспитания дошкольников
Детство - счастливейшее время жизни: время простой непосредственности; время уже начавшегося и еще ожидаемого «огромного счастья»; время высокой доверчивости и сильной впечатлительности, время душевно...
Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников.
Воспитание ребенка - это сложный, кропотливый, долгий путь. Важнейший фактор, влияющий на формирование личности ребенка - его семья.Нравственное воспитание - сложный педагогический процесс. Нравственн...
«Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников»
Воспитание ребенка - это процесс вечный, непрекратимый. Важнейший фактор, влияющий на формирование личности ребенка - его семья. Каждый знает, как велика роль семьи в жизни ребенк...
дистанционное родительское собрание тема" духовно- нравственное воспитание дошкольников в семье"
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. В этом возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к мир...