Проект "Город мастеров"
проект (старшая группа)
Проект для детей старшего дошкольного возраста. Цель проекта: Развивать у детей познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gorod_masterov_2020g.docx | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность проекта:
Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребёнка, который, по образному выражению К.Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Соприкосновение с ним обогащает детей, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, прививает ценностное отношение к труду и его результатам.
Познавая красоту народного творчества, дети испытывают положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Всё это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту в своих рисунках, у них пробуждается и развивается созидательная активность. У ребят формируются различные способности как художественные, так и интеллектуальные.
Но достижение хороших результатов, формируя эстетический и художественный вкус, эстетическую оценку к предметам народного декоративно-прикладного искусства невозможно без поддержки семьи. Поэтому возникла идея предложить родителям с учетом интересов ребёнка и возможностей семьи проводить творческие вечера дома, вместе с детьми.
Как же повысить мотивацию детей и родителей к организации творческих вечеров и созданию совместных работ?
Во время посещения комнаты русского быта «Русская изба» дети познакомились с предметами народного декоративно-прикладного искусства: гжелью, хохломой, городецкой росписью, жостовской росписью, дымковской игрушкой, филимоновской игрушкой, художественными изделиями из бересты, матрёшкой, после чего у детей появилось желание ещё больше узнать о творчестве русских мастеров и культуре русского народа.
В результате возникла необходимость в разработке и реализации проекта: «Город мастеров» во взаимодействии с семьями воспитанников.
Целевая группа – дети старшей группы и их родители.
Тип проекта:
По доминирующему методу: творческий.
По характеру содержания: включает в себя ребёнка, семью, общество и его культурные ценности.
По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй.
По продолжительности: средней продолжительности.
Цель проекта: развитие у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
1.Способствовать расширению и обогащению представления детей о разных видах народных промыслов: гжель, хохлома, городецкая роспись, жостовская роспись, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, семёновская матрёшка.
2.Развивать интерес к народным традициям и культуре русского народа посредством чтения художественной литературы и народных игр.
3.Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказывании.
4.Повысить мотивацию родителей к участию в семейных проектах со своими детьми.
Основное содержание проекта включает в себя мероприятия, направленные на поддержку инициативы и самостоятельности творческой художественно-эстетической деятельности детей с участием семей воспитанников.
Ресурсы:
Временные: с 9 декабря по 15 декабря 2019г.
Методические:
1.Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009
2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
3.Доронова Т.Н. Художественное творчество детей 2-8 лет - М.: Просвещение, 2016
4.Костюченко М. Русские промыслы. Головоломки, лабиринты. – СПб.: Питер, 2016
Материально-технические:
- Альбом «Художники иллюстраторы детских книг»;
- Альбом «Картины известных русских художников»;
- Игрушка планшет для рисования с подсветкой;
Дидактические игры:
- «Развивающая головоломка»;
- «Юный художник» (штампики);
- «Русский сувенир»;
- «Разрезные картинки»;
- «Собери матрёшку».
Осуществление проекта: в рамках педагогической системы детского сада, в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ДОУ.
Методы проекта:
- интерактивные словесные (беседа на основе модели трех вопросов: Что мы знаем? Что хотим узнать? Что узнали?; совместное планирование проектной деятельности с учётом интересов ребенка, обсуждение результатов-продуктов проектной деятельности);
- активные наглядные (наблюдение и обследование предметов декоративно-прикладного искусства на «Полочке красоты» в группе, при посещении «Русской избы», рассматривание репродукций картин, иллюстраций в детских книгах с поиском ответов на проблемные вопросы; показ способов изображения и способов действий);
- практические игровые (игровые проблемные ситуации, упражнения, сюжетно-изобразительная игра с незаконченным (создаваемым) образом).
План реализации проекта:
1.Подготовительный этап.
1.1. Посещение комнаты русского быта «Русская изба» по развитию интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
1.2. Беседа с детьми после посещения комнаты русского быта «Русская изба» о народных промыслах, в течение которой у детей возникли вопросы.
А что же мы знаем?
- Мне нравятся матрёшки, они очень красивые, их раскрашивают мастера (Света Х.).
- Я помню роспись в голубом цвете на белом фоне – это гжель. (Артём О).
- А я люблю игрушки разноцветные, они ещё умеют свистеть (Дима Б.).
Что хотим узнать?
- Научиться отличать росписи, какие есть на белом свете (Алёна П.)
- Как можно научиться рисовать разноцветные росписи? (Маша П.)
- А как эти игрушки называются, которые свистят? (Дима Б.)
Как можем найти ответ?
- Спросить у мамы (Агата Ф.)
- В интернете (Дима Б.)
- Посмотреть мультики (Андрей П.)
- Консультация для родителей: «Значение декоративно - прикладного искусства в развитии ребёнка»;
- Планирование практической деятельности
Выбор детьми и родителями с учётом интересов ребёнка совместной деятельности в семье по созданию:
- дидактической игры или тематического альбома;
- тематической мини-экспозиции для полочки красоты «Из семейных закромов»:
- творческой выставки ребёнка «Весёлые картинки»;
- видеоролика «Дети о картинах художников».
2. Практический этап
Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность ребёнка | Взаимодействие с семьями воспитанников |
Занятия по теме: 1.Пластилинография «Жостовские подносы» 2.Рисование «Филимоновские петушок и курочка» Подвижные игры: «Ручеек», «Золотые ворота» Хороводные народные игры «Гори, гори ясно», «Каравай». Чтение художественной литературы: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек», «Финист – Ясный Сокол» с рассматриванием иллюстраций художников по мотивам народной росписи. | Рассматривание альбомов и наглядно демонстрационного материала «Художники иллюстраторы детских книг» и «Картины известных русских художников»; Рассматривание мини-экспозиций на «Полочке красоты». Игрушка планшет для рисования с подсветкой; Дидактические игры: «Развивающая головоломка»; «Юный художник» (штампики); «Русский сувенир» «Разрезные картинки»; «Собери матрёшку». | Индивидуальные беседы по запросу родителей: - о создании сменных экспозиций на полочке красоты; - по созданию тематического альбома «Народные промыслы»: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Жостово», «Полхов-Майдан». Сбор материала для создания и пополнения альбомов «Художники иллюстраторы детских книг» и «Картины известных русских художников». |
3.Заключительный этап.
В течение недели оформление семейных выставочных экспозиций на полочке красоты: «Хохлома», «Пирография (выжигание по дереву), «Фарфор», поделок, созданных своими руками (из атласных лент, из бросового материала) и рассказы детей о них.
Оформление трех персональных выставок «Весёлые картинки» и рассказы детей о своих творческих работах.
Просмотр трёх видеороликов «Дети о картинах художников» В.М. Васнецова «Три богатыря», И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», Х. Платунова «Крестьянская девочка» (Приложение №1).
Достижения ожидаемых результатов:
Результаты – эффекты:
Что мы узнали?
Дети расширили и обогатили свои представления о разных видах народного декоративно-прикладного искусства и умение отличать их друг от друга. У детей повысился интерес к народным промыслам, народным традициям и культуре русского народа. Дети научились различать известные виды народных промыслов, старательно создавать выразительные узоры в различных видах продуктивной деятельности. Родители мотивированы на участие в создании дидактических игр и организации персональных выставок детей «Весёлые картинки».
Результаты-продукты:
Пополнение РППС группы
Внесение дидактических игр, созданных совместно с родителями и детьми: «Лото – народные промыслы», «Лото – картины известных художников», «Четвёртый лишний» в уголок дидактических игр;
Внесение альбома «Народные промыслы», организованные совместно с родителями и детьми: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Жостово», «Полхов-Майдан» в уголок художественного творчества.
Пополнение альбомов «Художники иллюстраторы детских книг» и «Картины русских художников» в книжный уголок.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Продолжать привлекать родителей к активному взаимодействию в организации совместной художественно-продуктивной и творческой деятельности по желанию детей, которые после просмотра видеоролика «Дети о картинах художников», активно начали проявлять инициативу к участию организации описания картин. А также у многих детей появилось желание поучаствовать в оформлении персональной выставки.
Список литературы и интернет – источников:
1. Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. -64с. – (Библиотека руководителей ДОУ).
2. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова – Свирская. – М.: Просвещение, 2015. – 128с.: ил. – (Работаем по ФГОС дошкольного образования).
Интернет-ресурсы: https://img.labirint.ru/rcimg/a60d6388d318e8425ba987aea1e0bd21/1920x1080/comments_pic/1119/02labp66f1305310257.jpg?1305310246
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
«Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не меньше удовольствия, чем опытный мастер». «Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не меньше удовольствия, чем опытный мастер». «Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не
Консультация для родителей...
Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"
Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"...
Мастерим открытки к 23 февраля в технике скрапбукинг (мастер – класс с детьми старшей группы)
Цель:Формировать у детей интерес к исследовательской деятельности и умение применять на практике полученные ранее знания.Задачи:1. Развитие творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а ...
Мастер- класс "Крупянных дел мастер".
Развивающие игры с ребенком "Крупяных дел мастер". Для родителей младших групп. Количество участников: 10-15 человек Время: 50 минут Цель: повышение педагогической компетенции родителей, по проблем...
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Конспект мастер-класса для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"
В прошлом году был проведен очень интересный мастер-класс для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"...