Выступление на тему: «Проблемно факторный (ориентированный) анализ состояния социально- психологического климата в педагогическом коллективе»
методическая разработка
«Психологический климат – это когда, подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может использовать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно зачахнуть в другом….»
социальный психолог Ольшанский Ф.Б.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление
на тему: «Проблемно факторный (ориентированный) анализ состояния социально- психологического климата в педагогическом коллективе»
Подготовила:
Педагог-психолог Мурушкина Н.Б.
Первая квалификационная категория
«13» 04.2018г.
«Психологический климат – это когда, подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может использовать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно зачахнуть в другом….»
социальный психолог Ольшанский Ф.Б.
Сегодня как никогда стала очевидной решающая роль личностного фактора в дошкольном учреждении. Человеческий фактор в ДОУ включает в себя психологические и социально-психологические особенности руководителей и педагогов. Это интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков, привычек. Это психические свойства и состояние педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость, авторитетность и др. Практически от того, насколько дружелюбна сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, зависит время успешной жизни коллектива, его достижение поставленных целей. Климат в педагогическом коллективе оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность педагогического процесса. Формирование благоприятного психологического климата – это одна из главных задач в работе администрации. Если не урегулировать психологический климат в коллективе, то с большим трудом решаются все остальные вопросы.
Прежде чем перейти к понятию психологического климата в коллективе, давайте с вами определим, что же такое «коллектив»?
Итак, коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других.
Что такое социально - психологический климат?
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о социально - психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Что же такое психологический климат? Какие его основные составляющие? Что нужно нам всем сделать, чтобы каждому из нас было комфортно на работе?
Психологический климат в коллективе – это благоприятная психологическая атмосфера, где каждый работник данного образовательного учреждения чувствует себя комфортно.
Итак, что такое психологический климат? Это преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах деятельности.
Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса.
Строительство психологического климата – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Достаточно появиться в коллективе одному или нескольким агрессивно настроенным педагогам и вся созидательная работа коллектива на протяжении многих лет может пойти насмарку. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену коллектива, за ним признаётся право принятия значимых для коллектива решений.
Роль психологического климата в жизнедеятельности педагогического коллектива Работа педагога – такой вид трудовой деятельности, который просто невозможен вне общения. Структура педагогического труда насчитывает, по мнению психологов, более двухсот компонентов. Но одной из самых сложных его сторон является общение, либо через живое, непосредственное общение педагогов с коллегами, с детьми осуществляется главное в педагогической работе – воздействие личности на личность. От стиля и форм взаимодействия педагогов зависит их эмоциональный настрой. Очень часто педагог, идя на работу, не может оставить груз домашних проблем, которые пополняются проблемами коллектива. Педагог не всегда может преодолеть свой негативный эмоциональный настрой и «щедро» делятся им с окружающими детьми и взрослыми.
Конфликты в педагогическом коллективе К числу факторов, препятствующих формированию положительного психологического климата, относятся конфликты, или "климатические возмущения", в педагогическом коллективе.
Социально-психологический конфликт большинством специалистов рассматривается как резкое обострение противоречий, возникающих в сфере непосредственного общения людей.
Конфликты, возникающие в педагогических коллективах, по своей природе являются конфликтами межличностными, так как отражают ситуации взаимодействия людей, при которых они или преследуют несовместимые цели деятельности, или по-разному понимают способы и средства их достижения.
Конфликты могут быть следствием различных причин.
Причины межличностных конфликтов в педагогическом коллективе в основном связаны с нарушением взаимосвязей, установленных в процессе совместной педагогической деятельности. Это могут быть связи делового характера, возникающие между педагогами, руководителями по поводу самой педагогической деятельности. Уровень этих взаимосвязей определяется целями и задачами деятельности, уровнем профессиональной подготовки и компетенции, интересами, склонностями педагогов. Взаимосвязи "ролевого" характера возникают при необходимости соблюдения правил, норм, соответствующих профессиональной этике. Взаимосвязи личного характера устанавливаются между педагогами в процессе совместной деятельности и определяются их индивидуальными особенностями. В зависимости от названных взаимосвязей выделяются три основные группы конфликтов в педагогическом коллективе.
Первая группа — профессиональные конфликты, возникают как реакция на препятствия к достижению целей профессионально-педагогической деятельности, когда нарушаются деловые связи.
Такие конфликты являются следствием некомпетентности педагога, непонимания целей деятельности, безынициативности в работе и др.
Вторая группа — конфликты ожиданий, возникают в тех случаях, когда поведение педагога не соответствует нормам взаимоотношений, принятым в педагогическом коллективе, когда поведение и деятельность не соответствуют их ожиданиям по отношению друг к другу. Это бестактность по отношению к коллегам и воспитанникам , нарушение норм профессиональной этики, невыполнение требований коллектива и др. Такие конфликты возникают при нарушении взаимосвязей "ролевого" характера.
Третья группа — конфликты личностной несовместимости, возникают в результате личностных особенностей участников педагогического процесса, особенностей характера и темперамента. Проявление несдержанности, завышенная самооценка и самомнение, эмоциональная неустойчивость, чрезмерная обидчивость лежат в основе конфликтов данной группы.
Проблемно факторный (ориентированный) анализ состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения .
Наблюдения позволяют выделить следующие проблемы в социально-психологическом климате в педагогическом коллективе образовательного учреждения
1. Напряженная социально-психологическая обстановка
2. Частые противоречия и конфликты на линиях взаимодействия «администрация — педагог», «педагог — педагог».
3. Не сплоченность коллектива.
Причинами этих проблем являются:
· Низкая культура общения педагогов, отсутствие тактичности.
· Предвзятое отношение друг к другу.
· Большая нагрузка.
· Неравномерное распределение часов.
· Перекладывание чужих обязанностей на педагогов.
· Административные и финансовые злоупотребления.
· Слабая компетентность руководителя в сфере управления коллективом.
· Нет точной и прозрачной информации о различных нововведениях.
Для решения проблемы, необходимы следующие направления формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе.
Направления формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе
1.Сплоченность коллектива, уважение и признание ценностей и традиций коллектива
- - Привлечение всех членов коллектива к участию в коллективных мероприятиях,
- - Инциатива от всех членов коллектива по организации совместных мероприятий;
- -Активность администрации в организации совместных мероприятий;
2.Снижение уровня конфликтности в коллективе
- Проведение дней психологической разгрузки;
- - Формирование у членов коллектива умения слышать, слушать, и
- «один за всех и все за одного» ;
- - Равномерное понимать друг друга;
- - Уважение в каждом педагоге личности:
- Соблюдение принципа распределение профессиональных обязанностей между членами коллектива
3. Соблюдение принципов толерантности
- - Активное общение членов коллектива в неформальной обстановке;
- - Общение членов коллектива на темы не связанные с профессиональной деятельностью;
- - Развитие у педагогов способности самокритично относится к себе;
- Развитие у педагогов чувства юмора;
- - Развитие у педагогов чувства самоуверенности;
4.Организация условий труда и отдыха
- - Оснащение рабочих мест, для проведения занятий и работы педагогов;
- Представление педагогам отпуска в удобное для них время ;
«Дерево достижений коллектива» (за основу взято упражнение М.Э. Зимиревой «Дерево достижений»)
Это упражнение способствует развитию рефлексивного самосознания, формирует умение сотрудничать. Цель – увидеть достижения отдельных педагогов в единстве всего коллектива. Я вам тоже предлагаю пройти этот тест
Перед вами листочки трех цветов. Если вы считаете, что достигли успехов в профессиональной деятельности, в работе – приклеиваете на «дерево» зеленый листочек. Если вы научились успешно общаться друг с другом – красный. Если вы достигли успехов в личном плане – желтый. Обсуждение: каких листочков на нашем дереве больше, чего вы достиг?
Рекомендации педагогам по созданию благоприятного психологического климата в коллективе
- Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам, воспитанникам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе на близких.
- Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь понять поведение другого человека.
- Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня; боритесь с эмоциональным выгоранием.
- Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет, кому порадоваться.
- Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные цели.
- Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке – это способствует сплочению.
- Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.
В подведение итогов хотелось бы привести слова А.С. Макаренко, который говорил: «Коллектив учителей и коллектив учеников – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический». Коллектив называют «самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновения. На сегодняшнем РМО мы попытались понять что же влияет на формирование коллектива и как сделать его благоприятным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательного процесса"
В эссе мои размышления о роли психологического климата в педагогическом коллективе, о его влиянии на образовательный процесс....
Эссе Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательной деятельности.
Социально-экономические преобразования, идущие в нашем обществе, неизбежно ведут к ломке устоявшихся стереотипов в сознании, деятельности, отношениях и общении людей. Трудности, связанные с ломк...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОУ.
Давно отмечено, что создание благоприятного психологического климата благотворно влияет на работу педагогического коллектива и является одним из факторов развития творческого потенциала педагого...
эссе на тему "Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательной деятельности"
Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости,жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. П...
Эффективное управление социально-психологическим климатом в педагогическом коллективе в условиях реализации ФГОС ДО
В данной статье раскрыты методы эффективного управления социально-психологическим климотом в педагогическом коллективе детского сада №38 из практического опыта....
«Экспресс диагностика социально-психологического климата в трудовом коллективе» О.С.Михалюк, А.Ю.Шальто.
quot;Экспресс-диагностика социально-психологического климата в трудовом коллективе" О.С. Михалюк, А..Ю. Шальто...