Картотека пальчиковых игр "Насекомые"
картотека (средняя группа)
Пальчиковая игра должна сопровождаться короткими стишками и потешками — они помогут заинтересовать ребенка, придав смысл движениям. Не забывайте, что ребенок должен видеть наглядный пример упражнений, поэтому необходимо выполнять их вместе с ним: сжимать и разжимать кулачки, хлопать в ладоши, поднимать и опускать руки и т.д.
Пальчиковая игра на тему «Насекомые» познакомит ребенка с названиями насекомых, их повадками, поможет запомнить, какие звуки издают комары, пчелы, чем питается гусеница и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika_nasekomye.docx | 51.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая игра должна сопровождаться короткими стишками и потешками — они помогут заинтересовать ребенка, придав смысл движениям. Не забывайте, что ребенок должен видеть наглядный пример упражнений, поэтому необходимо выполнять их вместе с ним: сжимать и разжимать кулачки, хлопать в ладоши, поднимать и опускать руки и т.д.
Пальчиковая игра на тему «Насекомые» познакомит ребенка с названиями насекомых, их повадками, поможет запомнить, какие звуки издают комары, пчелы, чем питается гусеница и т.д.
Бабочка, божья коровка, гусеница, жук, комарики
Бабочка
Бабочка-коробочка, улетай на облачко.
Там твои детки на березовой ветке.
(ладони прижаты друг ко другу тыльными сторонами, пальцы прямые, имитируем полет бабочки)
Божья коровка
По цветку ползет букашка,
(выставить из левого кулака указательный палец и мизинец — это «усы» божьей коровки)
На ней красная рубашка.
(накрыть спинку божьей коровки правой ладонью)
Маленькая крошка,
(правой рукой погладить божью коровку)
На спине горошки.
(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» божьей коровки)
Гусеница
Гусеница, гусеница,
(ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев)
Бабочкина дочка,
(«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)
По травинкам ползает,
(то же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»)
Кушает листочки:
(и по другой стороне обратно)
Ам! Ам! Ам! Ам!
(ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони; затем ладони меняются ролями)
Поела —
(останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются)
Спать захотела.
(одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает — держит кулачок, как яблоко)
Проснулась —
(постепенно расправляем ладони)
Бабочкой обернулась!
(руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь — крылья бабочки)
Полетела, полетела, полетела!
(машем «крыльями»: запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот)
Жук
Я веселый майский жук.
(сжать кулачок)
Знаю все сады вокруг.
(указательный палец и мизинец)
Над лужайками кружу,
(развести в стороны — «усы»)
А зовут меня Жу-Жу.
(шевелить пальцами-усами)
Комар
Летит муха вокруг уха: жжж
(водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс
(водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп!
(пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп!
(ладошкой дотрагиваемся до лба)
И к уху: зззз
(зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
Комарик
Не кусай, комарик злой!
(сжать кулачок, а указательный палец выдвинуть вперед — «хоботок»)
Я уже бегу домой.
(мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз — «лапки»)
Комарики
Дарики, дарики,
Ай да комарики!
Вились, вились, в ушко вцепились,
В щечку вцепились, в носик вцепились!
Закусали нас комарики!
Давай прогоним их: «Кыш-кыш-кыш!»
(в этой игре взрослый складывает пальцы щепоткой, изображая комариков, и жужжит «Вз-з-з-з!» Когда комарик кусает, слегка пощипывает за щечку, ушко и т.д. На словах «Кыш-кыш!» машем кистями рук. Потом научить всем движениям ребенка)
Кузнечик, муравей, муха, насекомые, оса, паучок
Кузнечик
(поочередно соединяем большие пальцы обеих рук с другими пальчиками и говорим текст построчно, слова в строчках делим на слоги)
Наш ку-зне-чик ма-лень-кий.
Зе-ле-нень-кий, у-да-лень-кий,
Ла-пка-ми стре-ко-чет,
Бить он в бу-бен хо-чет.
Муравей
(имитируем движения)
Муравей нашел былинку.
Много было с ней хлопот.
Как бревно взвалил на спинку
И ее домой несет.
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.
Муха
Вот летела муха,
(правая рука машет четырьмя пальцами)
На варенье села,
(правая ладонь шлепается на левую)
Вымазала брюхо,
(ладони вращаются относительно друг друга)
Дальше полетела.
(правая рука продолжает махать, а левая остается на месте)
Насекомые
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
***
Стрекоза поспать легла
У кувшинках в лепестках,
В сладком клевере — пчела,
Шмель — в кудрявых васильках.
(поочередно сгибаем пальцы)
В колокольчиках — сверчок,
Муравьишка — у сосны,
В паутине паучок
Смотрит радужные сны.
(кладем руки под щеку)
Оса
Оса села на цветок,
(вытянуть указательный палец правой руки)
Пьет она душистый сок.
(и вращать им, затем те же движения — пальцем левой руки)
Паук
(имитация движений паука)
У тебя скажи, паук,
Сколько ног и сколько рук?
Лапы вяжут паутинку
Будто руки ткут холстинку,
Если я крадусь за малинкой.
Мои лапы — это ножки, но!
Если попадутся мухи
Лапы цапнут их, как руки.
Паучок
Паучок ходил по ветке,
(руки скрещены)
А за ним ходили детки.
(пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение — дождик)
Паучков на землю смыл.
(хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,
(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками — солнышко светит)
Паучок ползет опять,
(действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
(«паучки» ползают на голове)
Пчелки, светлячок, с кем дружит цветок, сороконожка, стрекоза
Пчелки
Домик маленький на елке,
(одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка))
Дом для пчел, а где же пчелки?
(руку опереть на локоть, пальцы при этом растопырены (елка); на второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке»; дети заглядывают в «улей»)
Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по елке,
Где же, где же эти пчелки?
(сжимаем кулачки, стучим кулаками друг о друга, чередуя руки)
Стали вдруг вылетать:
Раз два, три, четыре, пять!
(разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчелки летают))
Пчела
Прилетела к нам вчера
(бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками)
Полосатая пчела,
(загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)
А за нею — шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)
Пожужжали, полетали,
(опять бежим по кругу)
От усталости упали.
(медленно опускаемся на ковер)
Пчела и жук
(во время этой потешки нужно сжать обе ладошки в кулаки. Читая стихотворение, вращаем одним кулачком вокруг другого: на первый куплет в одну сторону, на второй куплет — в другую)
Жу-жу-жу —
Пчела жужжит
И вокруг цветка кружит.
Жу-жу-жу —
В цветке том жук:
Зря, пчела, жужжишь вокруг!
Светлячок-червячок
Вот старый пенек
(поставить на стол кулак левой руки),
А в нем огонек
(указательным пальцем показать на «пенек») —
Ползет светлячок,
(изобразить ползущего червячка: изгибать указательный палец правой руки)
Ведь он — червячок.
С кем дружит цветок
(для этой игры руки нужно сложить «цветочком»: соприкасаются друг с другом только запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки)
Цветочек дружит с бабочкой,
(большие пальцы переплетите в замок: ладошки от себя и помашите пальчиками, как крыльями)
Цветочек дружит с пчелами,
(покружите прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга. Остальные пальчики сложены в кулачки)
Цветочек дружит с солнышком,
(поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)
С дождинками веселыми.
(постучите указательным пальчиков одной руки по раскрытой ладони другой руки — это капли дождя)
Сороконожка
Вот бежит сороконожка
(пальцы правой руки щекочут левую ладонь в направлении от кончиков пальцев до основания ладони)
У Алешки по ладошке.
Так щекочут ее ножки,
Что хохочет наш Алешка.
Стрекоза
Летит стрекоза,
Как горошины глаза.
(бежим по кругу, расставив руки. Сомкнутым большим и указательными пальцами показываем глаза стрекозы)
Вверх-вниз,
(сначала бежим на носочках, потом в полуприседе)
взад-вперед,
(меняем направление бега)
Как прозрачный самолет.
(свободно летаем по ковру)
Труженица пчела, улей, улитки
Труженица пчела
Пчелка трудится весь день
(дети руками обрисовывают перед собой круг)
И работать ей не лень.
(покачивают указательным пальцем в знак отрицания)
От цветка летит к цветку,
(ритмично взмахивают руками-крылышками)
Клеит на брюшко пыльцу,
(Совершают круговые движения ладонью по животу)
Хоботком нектар сосет —
(одну руку вытягивают вперед, затем — вниз, наклоняются)
За день много соберет.
(раскрывают перед собой все пальцы)
Унесет нектар в тот улей
(обрисовывают в воздухе треугольник)
И назад вернется пулей.
(резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед)
В сотах утрамбует мед,
(топают ногами)
Скоро ведь зима придет.
(ежатся)
Будет пчелкам чем питаться
(имитируют движения ложкой)
Летом надо им стараться.
(имитируют накладывание меда в соты)
Улей
Вот маленький улей, там пчелки сидят.
(изобразить улей: сжать вместе две округленные ладони в вертикальном положении)
Спрятались пчелки — и их не видать.
(отвести в стороны большие пальцы и заглянуть в образовавшееся отверстие)
Вот солнце пригрело — и пчелки летят,
(скрестить руки на уровне запястий, а пальцы растопырить, словно это солнечные лучи)
Пчелки летят, меду хотят: «З-з-з…»
Улитка
Улитка, улитка, высуни рога
Дам тебе, улитка, я пирога.
(кулачки на столе, появляются по одному пальцы, затем сжать руку в кулак)
Улитка
У улитки – крошки, подрастают рожки.
Научу ее ходить, если будут ножки.
(пальцы в кулаке, указательный и мизинец вытянуты вперед — шевелят усиками)
Червячки
Раз, два, три, четыре, пять,
(ладони лежат на коленях или на столе)
Червячки пошли гулять.
(сгибаем пальцы и подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы))
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони))
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз)
Каркает: «Вот и обед!»
(раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)
Глядь — а червячков уж нет!
(сжимаем кулачки, прижимая их к груди)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...