План и отчёт по самообразованию на тему "Приобщение детей дошкольной организации к художественной литературе"
проект (старшая группа)

Хворова Алина Евгеньевна

Поэтапно- творческий план по самообразованию и отчёт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovanie_hvorova.doc48.5 КБ
Microsoft Office document icon otchet_po_samoobrazovaniyu_hvorova.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Поэтапно-творческий план педагога Хворовой Алины Евгеньевны  МБДОУ «Детский сад № 48 «Пчёлка»

на 2019-2020 учебный год по теме::

«Приобщение воспитанников дошкольной образовательной организации к детской художественной литературе»

месяц

дети

педагоги

родители

оборудование

Сентябрь

Рассматривание книг, чтение стихотворений об осени.

Д/и: «Доскажи словечко»

Беседа на тему: «Любимая книга»

П/и «Гуси- лебеди»

 Подбор материала и изучение литературы по данной теме, необходимый для работы с детьми и родителями.

Консультация «Насколько важно читать ребёнку книги»

х/литература,

наглядный, дидактический материал

 

Октябрь

Рассматривание книг со сказками.

Д/и «Угадай героя из сказки»

Беседа  :«Какие книги вам читали родители, про что».

Рисование «Моя любимая сказка».

Инсценировка сказки «Три медведя».

Создание папки – передвижки  

«Книги для детей 5-6 лет»

Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»

х/литература,

наглядный, дидактический материал,

атрибуты для д/и,

Ноябрь

Чтение сказок А.С. Пушкина.

Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.

Д/и «Литературное лото».

Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» в обрывной технике.

П/и «Муха- Цокотуха».

Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».

Консультации «Что читать детям?», «Выбор книг для детей».

х/литература,

наглядный, дидактический материал,

атрибуты для д/и,

Декабрь

Рассматривание книг, чтение стихотворений о зиме.

Слушание аудио книг.

Д/ и: «Сказка наоборот».

Лепка сказки «Теремок».

П/и «Лиса и зайцы»

Подбор стихов для детей.

Составление альбома «Зимняя сказка»(от каждой семьи по рисунку на зимнюю тему)

х/литература,

наглядный, дидактический материал,

атрибуты для д/и,

Январь

Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.

Конкурс «Кто больше знает  загадок, скороговорок, считалок ?»

Д/и «Спой вместе с героем»

П/и «Колобок»

Оформление стенгазеты

«Мы любим читать»

Придумать вместе с ребёнком сказку.

х/литература,

наглядный, дидактический материал, фото для стенгазеты,

атрибуты для д/и

Февраль

Д\ и:«Придумай рифму», «Сочини сказку», «Допиши сказку».

Беседа на тему : «Что вам больше нравится слушать : сказки ,рассказы, стихи?».

П/и «Теремок»

Изготовление наглядно-дидактических пособий «Рассказы по картинкам», «Портреты детских писателей».

Папка - передвижка

«Пословицы и загадки о книгах».

х/литература,

наглядный, дидактический материал,

атрибуты для д/и,

Март

Рассматривание книг, разучивание весенних стихотворений.

Развлечение «Расскажи стихи руками».

Д/и «Стань волшебником»

П/и «Волк и козлята»

Составление копилки выразительных средств языка "Ларец мудрости" (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки).

Памятка «Как привить ребёнку любовь к чтению».

х/литература,

наглядный, дидактический материал,

атрибуты для  д/и

Апрель

Изготовление с детьми книжек-малышек.

Беседа на тему : «Как надо обращаться с книгой».

Д/и «Волшебные предметы»

Аппликация по русской народной сказке «Бычок- смоляной бочок».

Хороводная игра «Бабка- ёжка».

Изготовление наглядно-дидактических пособий «Многозначные слова», «Антонимы». «Глаголы».

Консультация:

«Учим стихи – развиваем память»

х/литература,

наглядный, дидактический материал,

Май

Рассматривание книг, чтение о Великой Отечественной войне. Конкур чтецов о Великой Отечественной войне, её героях.

Беседа о Великой Отечественной войне.

С/р игра «Танкисты».

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

Консультация :

«Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребёнка – дошкольника».

х/литература,

наглядный, дидактический материал,

атрибуты для с/р игры



Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию

педагога Хворовой Алины Евгеньевны

МБДОУ «Детский сад № 48 «Пчёлка»

на 2019-2020 учебный год по теме:

«Приобщение воспитанников дошкольной образовательной организации к детской художественной литературе»

       Неоспоримый факт, что в процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит художественной литературе. Хорошая книга расширяет кругозор детей. Вводит их в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, вкус. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказаться, развивает речь.

Художественная литература – одна из форм освоения мира, она отражает богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, свобода и ответственность, что влияет на формирование у детей дошкольного возраста нравственно-эстетических чувств и соответственно качеств.

Литература как источник духовности заставляет читателя задуматься над смыслом бытия, учит жить по правде и поступать по совести. Принимать боль и радость других людей, сочувствовать им, сопереживать. Соприкасаясь с литературой, ребенок духовно растет и развивается.

Цель: Совершенствование условий для формирования у детей интереса к книге как источнику знаний.

Задачи:

 • Сформировать интерес к художественной литературе;

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;

• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения) ; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

• Развивать творческие способности у детей.

• Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующий воспитанию у детей интереса к художественной литературе.

Актуальность:

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям книги. Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме. Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию мышления, воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе, обогащает  эмоции ребёнка. Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства. Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком. Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение интереса к художественной литературе у детей и их родителей;

2. Возрождение традиции домашнего чтения;

 3. Знакомство детей с произведениями художественной литературы, и с их содержанием.

 5. Участие детей в инсценировках.

Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходимо основательный, теоретический и практический опыт.

Этапы работы:
- на первом этапе – велась активная работа с детьми: знакомство детей с художественными произведениями.
- на втором этапе – велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы.
- на третьем этапе – велась работа с родителями. Были проведены консультации:

 «Насколько важно читать ребёнку книги», «Что читать детям?», «Выбор книг для детей», «Учим стихи- развиваем память», «Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребёнка – дошкольника».

Были использованы следующие формы работы и средства:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Предметно-пространственная развивающая среда.

Применяла такие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- игровые.

Книжный уголок в группе старшего возраста предназначен:


«Книжный уголок» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате, который играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Это особое, специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее.  

Рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством художников – Ю. Васнецова, В. Лебедева, Е. Чарушина и многих других. Кроме того, в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения с книгой. 

В ходе самостоятельной деятельности дети могут использовать некоторые предметы мебели в книжном уголке, переставлять ее, трансформируя в театральную ширму. Таким образом, у них появляется возможность не только послушать, самостоятельно прочитать книжки (в подготовительной группе), рассмотреть иллюстрации, но и инсценировать сюжеты любимых сказок, рассказов.  

Практические выходы:

1. Копилка выразительных средств языка «Ларец мудрости» (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки);

2. Наглядно- дидактические пособия «Многозначные слова», «Антонимы», « Глаголы»;

3. Наглядно- дидактические пособия « Рассказы по картинкам», «Портреты детских пособий».

4. Папка- передвижка « Книги для детей 5- 6 лет».

Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Приобщение воспитанников дошкольной образовательной организации к детской художественной литературе » (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы;
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы- посиделки, организации совместных праздников.

Литература:

1. В.Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада»;

2. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

3.  Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речи  дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.

4. Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...

Тема самообразованию «Воспитание социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу» на 2019-2020 учебный год

Повысить свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания социально- нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе...

План работы по самообразованию 2020–2021 г. на тему «Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу и фольклор»

Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы и фольклора....

Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы....

Перспективный план работы с родителями и педагогами по теме самообразования "Нравственное воспитание детей старшей группы посредством художественной литературы"

Перспективный план работы с родителями и педагогами по теме самообразования "Нравстенное воспитание детей старшей группы посредством художественной литературы"...

План по самообразованию «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» на 2023-2024 учебный год

План по самообразованию «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» на 2023-2024 учебный год...