«Использование коучинг-сессии в работе воспитателя-наставника с начинающими педагогами ДОО»
консультация
Коучинг педагогов – это процесс повышения их профессиональной и педагогической компетентности и эффективности в обеспечении трех областей руководства: а) коммуникативная область, предусматривающая намерения, видение и цели организации; б) выстраивание взаимоотношений и содействие взаимодействию, приводящие к высокоэффективной работе команды; в) обеспечение высокой эффективности исполнения и получения результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kouching.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование коучинг-сессии в работе воспитателя-наставника
с начинающими педагогами ДОО»
В настоящее время особенно остро стоит вопрос подготовки педагогов дошкольного учреждения к введению новых ФГОС дошкольного образования. Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью. От того, как он преодолеет этот этап, зависит его личностное и профессиональное развитие, а также состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли в сфере дошкольного образования.
Высокие требования к профессиональной компетентности обусловили важность начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. Изучение творческого потенциала, педагогического статуса, затруднений, которые испытывают начинающие воспитатели в ходе организации воспитательно-образовательного процесса, показало, что молодые специалисты:
- с трудом применяют полученные теоретические знания на практике;
- имеют недостаточный опыт общения и работы с детьми;
- неадекватно оценивают свои возможности;
- имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста
Для эффективного решения педагогических задач необходимо, чтобы педагог знал особенности своих воспитанников, эффективные способы взаимодействия с ними. Поэтому особое внимание в начале подготовки воспитателей к организации совместной деятельности с детьми важно уделять развитию у педагогов умений и навыков ставить конструктивные цели, находить и отбирать эффективные способы решения педагогических проблем.
Наряду с традиционными методами подготовки педагогов необходимо применять инновационные методы работы с воспитателями, которые развивают активность, инициативность педагогов, способствуют повышению компетентности воспитателей в области воспитания и развития детей.
Мало используется в педагогической практике такая форма повышения педагогической компетентности как коучинг, который выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному развитию специалистов.
Коучинг есть раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности (Т. Гэллвей).
Коучинг (англ. Coaching) в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения (Е.А. Цыбина, Н.М. Зырянова).
Внедряя этот инновационной метод в работу, считаем, что коучинг педагогов дошкольного учреждения является одной из самых эффективных форм подготовки воспитателей к педагогической деятельности образования детей.
Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять.
Коучинг – это развивающее консультирование. В деятельности детского сада данная идея может использоваться в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей.
Разница между привычным консультированием и коучингом заключается в том, что коучинг есть активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает коуч, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем.
Отличие коучинга в том, что он представляет собой активную форму обучения, направленную на личностную поддержку профессиональной деятельности педагога. Его ключевой элемент - осознание, восприятие относящихся к делу фактов и информации, понимание, когда и как эмоции и желания искажают наше восприятие действительности.
Коучинг педагогов – это процесс повышения их профессиональной и педагогической компетентности и эффективности в обеспечении трех областей руководства: а) коммуникативная область, предусматривающая намерения, видение и цели организации; б) выстраивание взаимоотношений и содействие взаимодействию, приводящие к высокоэффективной работе команды; в) обеспечение высокой эффективности исполнения и получения результата.
Коучинг, как форма подготовки педагогов к организации педагогической деятельности
- позволяет развить способности педагогов в области эффективного взаимодействия с детьми, родителями и коллегами;
- оказывает эффективную помощь по достижению поставленных целей в их профессиональной деятельности;
- позволяет подвести педагогов к адекватному решению возникших проблем в организации педагогической деятельности;
- помогает принять педагогам ответственность за сделанный выбор и действия в общении с родителями и детьми.
Под коучингом понимается форма подготовки педагогов и способ создания условий повышения их результативности в педагогической деятельности, содействие их самообразованию, саморазвитию.
Общую основу коучинга можно описать несколькими словами:
1) партнерство; 2) раскрытие потенциала; 3) результат.
Коуч (консультант, наставник) стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость педагогов достигать целей и осуществлять изменения в своей профессиональной деятельности. Другими словами, в процессе коучинга педагоги находят свой, уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу, особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия, где педагог чувствует, что его идеи и предложения не остаются без внимания.
Коучинг проходит ряд этапов:
1 этап - установление партнерских взаимоотношений между коучем и педагогами;
2 этап - совместное определение задач для достижения конкретной цели;
3 этап - исследование текущей проблемы (ситуации);
4 этап - определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;
5 этап - выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;
6 этап - выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;
7 этап - договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.
Таким образом, коучинг построен на мотивированном взаимодействии коуча и педагогов, в котором коуч создает специальные условия, направленные на раскрытие личностного потенциала каждого педагога для достижения им значимых для него целей в оптимальные сроки в конкретной предметной области знания.
Список литературы.
- Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006.
- Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: Сфера, 2005.
- Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. - С – Пб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008.
- Беляева И. В. Педагогический совет с использованием методов активизации // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2008. - №11. – С. 41-44.
- Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения. – М.: МАНИПТ, 2002.
- Гаворина Л.С. Повышение профессионального мастерства педагогов через вовлеченность в управление ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2009. - №1.
- Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М.: Высшая школа, 1999.
- Ландсберг М. Коучинг. Повышайте собственную эффективность, мотивируя и развивая тех, с кем вы работаете. М.: Издательство: Эксмо, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию «Коучинг–сессии» при организации работы старшего воспитателя по подготовке педагога к аттестации.
Материал направлен на повышение качаства подготовки педагогов к осуществлению педагогической деятельности, мотивации к самообразованию.Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление ...
Методические рекомендации по использованию «Коучинг–сессии» при организации работы старшего воспитателя по подготовке педагога к аттестации
Сегодня необходимо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Использование активных ме...
Методические рекомендации по использованию «Коучинг–сессии» при организации работы старшего воспитателя по подготовке педагога к аттестации
Сегодня необходимо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Использование активных ме...
Методические рекомендации по использованию «Коучинг–сессии» при организации работы наставника и молодого педагога
Коуч-сессия – это периодическая и особым образом структурированная беседа Коуча (наставника) с Клиентом (воспитателем, педагогом), задача которой состоит в продвижении к поставленной цели Клиент...
«Повышение профессиональной компетенции молодых воспитателей через использование коучинг-сессии»
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Использование коучинг-сессии в работе воспитателя-наставника с начинающими педагогами ДОО»
Коучинг – сессия «Использование современных технологий в развитии дошкольников»...
"Учёт индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательной работе" Консультация для начинающих педагогов
Задача взрослых - создать условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а...