СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (младшая группа)
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_vospitanie.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений.
В наше время эта тема наиболее актуальна, т.к. идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать.
Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления окружающем мире распознания творческих способностей. Ранний возраст – уникальный период в развитии ребенка. В последние десятилетия к нему появился особый интерес в научном мире слабость и несовершенство этого возраста, по сути, является его силой, и предоставляют безграничные возможности для умственного и физического совершенствования и формирования основ будущей взрослой личности.
В раннем возрасте дети особенно чувствительны к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы детей на ранних этапах развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Вот почему одной из главных задач педагога, работающего с детьми 1 – 2 лет в дошкольном учреждении, является развитие сенсорных систем ребенка, направленных на восприятие окружающего. Известно, что ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 3лет – предметная игра. Поэтому с детьми 1 – 2 лет проводятся игры – занятия, в которых усвоение какого – либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Кроме того, на протяжении дня в период бодрствования детей организуются игры и упражнения по сенсорному развитию. При дефекте сенсорного развития, характерны отставания, задержки речевого и психического развития. Детям «как воздух» необходимы игровые занятия для сенсорного воспитания. Чтобы осязать, ощущать, видеть и через органы чувств развиваться каждую минуту своего игрового времени.
Содержание и методы сенсорного воспитания опираются на ряд важнейших положений о сущности восприятия и его развитии у детей:
1) Ощущения и восприятия рассматриваются не как рецепторные, а как рефлекторные. Это значит, что ощущение и восприятие носят пассивный характер зеркального отражения отдельных качеств предмета или предмета в целом, а рассматриваются как особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Само развитие восприятия рассматривается как длительный путь овладения ребенком сенсорными действиями;
2) Развитие восприятия у ребенка рассматривается как процесс усвоения социального сенсорного опыта, как формирование под влиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей. Прежде всего, ребенок осваивает систему перцептивных (обследовательских) действий, закрепленных человечеством в качестве способов, обеспечивающих адекватное познание окружающего, затем осваивает системы эталонов и научается ими пользоваться как мерками качества для своего сенсорного опыта (система геометрических форм, цветов, величин, материалов, звуков по высоте; нормы произношения в речи; система направлений и т.д.).
Содержание сенсорного воспитания – это круг свойств, качеств, предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком; он определяется многообразием, как особенностей окружающего мира, так и видов деятельности. Прежде чем мыслить, ребенок начинает познавать окружающее с помощью своих органов чувств (зрение, слух, осязание и др.) Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия, т.е. чувственного отражения в мозге ребенка предметов и явлений окружающей действительности.
В раннем возрасте восприятие совершенствуется и к 3 –м высокого уровня развития : ребенок точно дифференцирует звуки и тембр человеческого голоса, различает предметы по цвету, величине, узнает знакомые мелодии, получает первые числовые представления (много, мало) и др. У него развиваются сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, подражать видимым действиям . Восприятие будет более полным, если в нем участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребенок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами. Без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто неверным.
В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения. В раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Поэтому ведущей деятельностью в группе раннего развития всегда является игра.
Необходимо различными приемами во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качество предметов, без способности наблюдать ребенок не узнает о многих явлениях окружающего.
В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребенок в том или ином возрасте, а уровень сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно – познавательную деятельность и умение воспринимать. Возраст двух лет – это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают. На третьем году жизни некоторые хорошо знакомые предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов, например треугольные объекты с крышей, красные с помидором. Ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нем. У ребенка на третьем году жизни появляется стремление более четко следовать образцу , который задан взрослым. При предъявлении дидактического материала с удовольствием рассматривает его, слушает пояснение взрослого, что от него хотят, и только потом начинает действовать, следуя инструкции взрослого. Координация движений руки под контролем глаз становится более свершенной, что позволяет справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами. На третьем году жизни задачи сенсорного развития усложняются, что связано с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). Поэтому необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удаленности предметов и явлений как в процессе специально организованных игр – занятий, так и в повседневной жизни.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры считались основным средством сенсорного воспитания. Использование дидактических игр с сенсорным содержанием интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.
Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Вторым элементом является содержание. Успешность игры - в ее результативности, поэтому подготовка к игре - это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент – игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений. Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего – то нового, неизведанного; иногда игра – «поиск и открытие», и всегда игра – радость, путь детей к мечте. Особенность дидактической игры – наполненность обучения эмоционально – познавательным содержанием.
Игры для сенсорного развития.
Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика», «Веселые матрешки», «Грибочки по местам» и т.п. Дети учатся различать, чередовать, группировать по величине.
Форма: «Найди и назови», «Волшебные кубики», «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебный коврик», «Найди окошко для фигуры», «Заплатки» и т.п. Дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
Цвет: «Разноцветные бусы», «Подбери чашки к блюдцам», «Найди чей домик», «Бусы для матрешки», «Подбери к шапочке шарфик» и т.п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку». Действуя с этими предметами, ребенок познает их качества, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Он старается добиться результата. Перед ребенком ставится умственная задача.
Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий и расширить его кругозор. Роль дидактических игр очень велика в сенсорном воспитании. Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра является ведущей формой сенсорного воспитания.
Список литературы:
1. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 136-139.
2. Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 53-55.
3. Янушко.Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) Методическое пособие для воспитателей и родителей // Библиотека воспитателя «Мозаика – Синтез » - 2010. – С. 34-39
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....
Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...
План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»
План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...
Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."
Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр. (группа раннего возраста )...
Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...