Особенности развития детей раннего возраста.
консультация

Марина Анатольевна Канажевская

Консультация для родителей и педагогов об особенностях развития детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ranniy_vozrast.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития детей раннего возраста.

Ранним возрастом малыша считается этап его формирования с 1 года до 3 лет, это время, когда он активно изучает окружающий его мир. В этот возрастной цикл происходит много изменений, как в психологическом, так и в физическом развитии детей. Очень важно в это время обратить внимание на такие моменты и создавать максимально благополучные и комфортные  условия для успешного освоения новых навыков и умений во всех областях деятельности детей.

Особое значение для психики  маленького ребенка имеет эмоциональное состояние. Период адаптации к новым условиям его жизни, новый этап, должен пройти на хорошем уровне. Положительные эмоции, хорошее настроение возникающие при взаимодействии и общении с взрослыми и со сверстниками – вот залог полноценного развития личности ребенка. Маленький ребенок чувствует себя комфортно и в безопасности, то он более открыт к новым знаниям о том, что его окружает, кроме того, у него лучше формируются связи, необходимые малышу для общения с детьми и взрослыми. В связи с этим, мы в своей группе создаем условия для успешного развития ребенка раннего возраста. Актуально то, что при отсутствии нужной среды у ребенка исчезает стремление и желание узнавать что-то новое, возникает безразличие ко всему окружающему, пропадает интерес к игровой деятельности. Но все мы знаем, что основная деятельность в дошкольном возрасте, особенно в раннем возрасте – это игра. Именно в процессе игровой деятельности малыши получают знания, учатся строить отношения с другими людьми, сверстниками, смеются и грустят, думают, переживают – ведь для них это реальная жизнь, а не выдуманный мир, как часто кажется взрослым. Помните, что игры способствуют развитию ребенка, правильно подыскивайте игру под его настроение, которая будет учитывать его индивидуальную специфику, как можно чаще играйте с ним и это будет способствовать успешному развитию детей. Не надо допускать принуждение к выполнению любых дел, которые малышам не нравятся. Чтобы ребёнок нас услышал, нужно заинтересовать его к этому занятию. Ребенку нельзя навязывать свое мнение относительно рассматриваемых событий и действий. Можно лишь поощрять его за правильные поступки и порицать за плохие. Постепенно он понимает, что «хорошо» – это не то, что ему нравится, а то, что принимается взрослыми. Порицание и похвала – эффективные средства воспитания детей раннего возраста. По мнению японских ученых, к трем годам мозг ребенка формируется на 70% – и то, что вы успели заложить в свое маленькое чадо к этому возрасту, будет иметь определяющее значение в его дальнейшей жизни. Поэтому мы постоянно обновляем, меняем, переставляем, трансформируем предметную среду. Развивающая среда – это система предметных объектов деятельности ребенка, которые помогут развитию его духовного и физического образа.

Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но при проведении режимных моментов. При создании предметно-развивающей среды мы руководствовались следующими принципами:

  • Полифункциональности среды: предметно-развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
  • Трансформируемости среды: это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
  • Вариативности среды.
  • Соответствия среды образовательной программе.
  • Дистанции при взаимодействии: организация пространства для общения с ребенком «глаза в глаза».
  • Стабильности и динамичности: обеспечивает сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
  • Комплексирования и гибкого зонирования: построение меж пересекающихся сфер активности.
  • Открытости-закрытости: готовность среды к изменению, корректировке, развитию
  • Половых и возрастных различий детей.

Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворять потребность ребенка в новизне и экспериментировании.

Среда должна являться средством реализации творческих умений и навыков ребенка. Использование среды детьми, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде.

Цель взрослого в предметной среде содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:

  • обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;
  • формирование начала личности; развитие индивидуальности.
  • обеспечить легкую степень адаптации ребенка к ДОУ.

Развивающая среда – это комфортная и безопасная обстановка, обеспечение самостоятельной, индивидуальной деятельности, возможностей для исследования, возможности укрепления физического и психического здоровья детей.

При создании предметно-развивающей среды мы старались учитывать гендерные различия и обеспечили среду, как общим, так и специальным материалом для девочек и мальчиков. Так же развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области, можно использоваться и в ходе реализации других областей. Воспитание и развитие происходит эффективнее, если для этого созданы определенные условия в детском саду. Предметно-развивающая среда создается, чтобы обеспечить полноценное физическое, познавательное и социальное развитие ребенка.

Конечно, при создании комфортных условий для развития малышей мы обращались за помощью к родителям, только тесное взаимодействие приводит к успеху и развитию. Они помогали нам в изготовлении пособий, игр, рассказывали о жизни детей дома, что очень важно было знать нам, чтобы помочь быстрее адаптироваться им в новых условиях.

Особенностью детей раннего возраста является то, что они все уже понимают и осознают. Именно поэтому с ними можно договориться, но нам следует понимать, что это не значит заставить выполнять то, что необходимо взрослому, должны учитываться интересы обеих сторон. Успешно договориться с малышом – значит найти нужное решение, которое устроит всех. Чтобы договориться с ребенком, нужно научиться его слушать. Очень важно, чтобы кроха понимал, что его состояние понимают и все его желания учитываются, что его слушают и слышат. Если у  ребенка возникла проблема, активное слушание его поможет справиться с плохими переживаниями. Важно предоставить варианты выбора, создавать варианты выбора. Авторитарные приказы не допустимы с малышами. Предложение сделать выбор укрепит уверенность в себе и понимание, что с его мнением считаются – конфликта не произойдет. Не следует ограничивать пространство, в котором находится ребенок, так как обычно дети, находящиеся в одном и том же пространстве постоянно, заметно отстают в развитии.

Соблюдение режима, и твердые требования дисциплины и правил поведения должны присутствовать, но не переусердствуйте, дайте ребенку понять, что он окружен заботой и вашей любовью. Когда идет взаимодействие с ребенком, взрослый берет на себя ответственность за его развитие, воспитание, дальнейшее будущее.         Особенности воспитания детей раннего возраста являются важным условием для их полноценного развития, когда они начаты своевременно и правильно осуществляемы.

Литература.

Журнал «Дошкольное воспитание» — 09/2018 Е. Шакирова. Оформление групповой комнаты.

Журнал «Дошкольное воспитание» — 04/2017 В. Загвоздкин. Психологическое благополучие ребенка как условие реализации ФГОС ДО: метод пошаговой адаптации.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

https://club-licey.ru/prochee/vospitanie-i-razvitie-detej-rannego-vozrasta.html

https://urok.1sept.ru/статьи/583581/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности развития детей раннего возраста

В статье говорится об особенностях  становления детей от 1,5 лет до 3 лет....

«Особенности развития детей раннего возраста»

В раннем возрасте у ребёнка формируется функция мозга. Складывается характер качество как доброжелательность к окружающему  и сочувствие к другому ребёнку. Я использую устный опыт эмоционального ...

Особенности развития детей раннего возраста

Какие изменения происходят у детей в раннем возрасте...

Особенности развития детей раннего возраста

Особенности развития детей раннего возраста...

Особенности развития детей раннего возраста

Особенности развития детей раннего возраста...