Семинар-практикум «Формирование у дошкольников позитивного отношения к труду»
материал (младшая группа)
Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых
Чтобы ответы детей на вопрос "Кем ты хочешь стать?" не были фантазией, познакомьте их с разнообразием профессий, покажите, как трудятся взрослые. Расскажем, какие методы и приемы для этого использовать. В статье – конспект образовательной деятельности и памятка для воспитателей.
Одно из направлений социально-коммуникативного и познавательного развития – познакомить дошкольников с трудом взрослых. Задача воспитателя не только рассказать детям, какие бывают профессии и в чем их особенности, но и сформировать уважение к труду, понимание его ценности. Предлагаем методические рекомендации, как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых.
Уточните знания детей о труде взрослых
Прежде чем начать работу по трудовому воспитанию, нужно выяснить, что дошкольники знают о труде взрослых. С этой целью можно использовать диагностическую методику «Представления о труде взрослых» (Г. А. Урунтаева и Т. И. Гризик). Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Но когда они наблюдают, как трудятся взрослые, начинают понимать значение трудовых действий и устройство общества в целом. Диагностика поможет выявить представления детей о труде взрослых и отношение к нему.
Задачи трудового воспитания старших дошкольников:
расширить представление детей о профессиях;
сформировать познавательный интерес к профессиям, понимание их значения в жизни общества;
мотивировать к игровой, коллективной, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности;
развивать коммуникативные навыки, научить употреблять в речи названия профессий, рассказывать об их особенностях
Разные виды трудовой деятельности детей
Создайте условия
Знакомство с трудовой деятельностью станет формальным, если не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции. В детском саду сложно организовать наблюдение за трудом взрослых, т. к. он скрыт от детей. Поэтому необходимо найти специальные формы, чтобы познакомить дошкольников с трудом взрослых.
Чтобы трудовое воспитание было успешным, необходимо создать психолого-педагогические условия: учитывать шесть принципов формирования позитивного отношения дошкольников к труду; организовать развивающую предметно-пространственную среду: подобрать наглядные пособия, литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование; включить в работу всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).
Шесть принципов, которые помогут сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых:
1. Принцип воспитывающего обучения: приобщайте детей к культуре труда, воспитывайте у них уважение к людям разных профессий.
2. Принцип научности: используйте научно обоснованные и апробированные на практике методики.
3. Принцип наглядности: опирайтесь на чувственный опыт ребенка, организуйте наблюдения окружающей действительности.
4. Принцип систематичности и последовательности: усложняйте материал постепенно, формируемые у детей знания должны складываться в систему.
5. Принцип доступности: соотносите содержание, характер и объем материала с уровнем развития, подготовленности детей.
6. Принцип осознанности: формируйте у воспитанников активную и осознанную позицию по отношению к собственным достижениям.
Используйте разнообразные методы и приемы
Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, нужно использовать разнообразные методы:
• наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);
• словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);
• практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки);
• игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).
Но предпочтение следует отдать практическим методам и игре как ведущему виду деятельности дошкольников.
Знания дошкольники усваивают в образной форме. Разучите с ними пословицы и поговорки о труде, орудиях труда, побуждайте использовать в речи название профессий, проведите работу по расширению словарного запаса, научите составлять описательные рассказы о профессиях.
Не забудьте использовать в работе литературный материал. Стихи, рассказы, сказки о труде лучше всего выполнят воспитательную функцию и затронут эмоции детей.
Дошкольники лучше познают окружающий мир в процессе деятельности. Они заинтересуются трудом взрослым, только если сами смогут принять в нем посильное участие. Почувствовав радость от процесса и результата труда, воспитанники охотнее будут выполнять свои небольшие обязанности в детском саду и семье.
Удовлетворить эту потребность помогут экскурсии, в процессе которых дети имеют возможность увидеть сам процесс труда и его орудия в естественной обстановке, пример трудовой деятельности взрослых, непосредственно соприкоснуться с трудом. Кроме того, экскурсии развивают наблюдательность и формируют интерес к трудовому процессу.
Важное направление – знакомство с трудом работников детского сада. В отличие от экскурсий за пределы ДОО воспитатель может организовать наблюдение за трудом медсестры, повара, дворника в пределах детского сада неоднократно. Это сформирует у дошкольников представления о трудовой деятельности, позволит им непосредственно принять участие в трудовом процессе.
В качестве итоговых мероприятий организуйте тематический досуг «Творческие профессии», оформите презентацию «Проект профессии», плакаты, создайте видеоролик. Можно организовать выставку (в т. ч. виртуальную) совместных работ родителей и детей по итогам посещения экскурсий, провести фестиваль чтецов «Профессии». Подобные методы сделают дошкольников более раскрепощенными в общении, самостоятельными в деятельности.
Организуйте сотрудничество с семьями детей
Обязательный элемент трудового воспитания – знакомство с работой родителей и других членов семей. На примере их деятельности у ребенка формируется представление о труде вообще.
Проведите для родителей консультации на темы «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии наших предков». Предложите им рассказать детям о том, какие традиции и интересы, связанные с трудом, существуют в семье, чем занимались предки, кем работали бабушки и дедушки. Семейные профессиональные традиции – важная часть воспитания ребенка.
Трудовое воспитание формирует в детях чувство гордости за свою семью, желание помогать родителям, бабушкам, дедушкам, заботиться о них. Когда дошкольники знакомятся с семейными традициями, у них появляется желание быть похожими на близких людей, гордиться ими, бережно относиться к семейным реликвиям.
Можно организовать выпуск стенгазет ко дню профессиональных дат, «О профессиях нашей семьи», создать папки-передвижки «Наши профессии», «Мамы разные нужны – мамы всякие важны», «Это интересно». Пригласите родителей принять участие в экскурсиях, организованных детским садом.
Помните, что познавательные беседы с детьми, в т. ч. на тему профессий, нужно проводить в благоприятной обстановке, атмосфере доброжелательности и партнерства, выслушивать мнение ребенка, пытаться понять то, как он воспринимает работу взрослых.
Четыре направления взаимодействия с родителями:
1. рассказать родителям о важности трудового воспитания в дошкольном возрасте;
2. привлечь к взаимодействию, сформировать желание общаться с воспитателями, участвовать в жизни группы;
3. создать условия, чтобы раскрыть творческие способности в совместной деятельности с детьми;
4. укрепить партнерские взаимоотношения в семье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boldina_trud.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Семинар-практикум
«Формирование у дошкольников позитивного отношения к труду»
Тема «Знакомство дошкольников с трудом взрослых»
Подготовила: воспитатель
Болдина Е.В.
Рубцовск, 2019
Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых
Чтобы ответы детей на вопрос "Кем ты хочешь стать?" не были фантазией, познакомьте их с разнообразием профессий, покажите, как трудятся взрослые. Расскажем, какие методы и приемы для этого использовать. В статье – конспект образовательной деятельности и памятка для воспитателей.
Одно из направлений социально-коммуникативного и познавательного развития – познакомить дошкольников с трудом взрослых. Задача воспитателя не только рассказать детям, какие бывают профессии и в чем их особенности, но и сформировать уважение к труду, понимание его ценности. Предлагаем методические рекомендации, как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых.
Уточните знания детей о труде взрослых
Прежде чем начать работу по трудовому воспитанию, нужно выяснить, что дошкольники знают о труде взрослых. С этой целью можно использовать диагностическую методику «Представления о труде взрослых» (Г. А. Урунтаева и Т. И. Гризик). Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Но когда они наблюдают, как трудятся взрослые, начинают понимать значение трудовых действий и устройство общества в целом. Диагностика поможет выявить представления детей о труде взрослых и отношение к нему.
Задачи трудового воспитания старших дошкольников:
расширить представление детей о профессиях;
сформировать познавательный интерес к профессиям, понимание их значения в жизни общества;
мотивировать к игровой, коллективной, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности;
развивать коммуникативные навыки, научить употреблять в речи названия профессий, рассказывать об их особенностях
Разные виды трудовой деятельности детей
Создайте условия
Знакомство с трудовой деятельностью станет формальным, если не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции. В детском саду сложно организовать наблюдение за трудом взрослых, т. к. он скрыт от детей. Поэтому необходимо найти специальные формы, чтобы познакомить дошкольников с трудом взрослых.
Чтобы трудовое воспитание было успешным, необходимо создать психолого-педагогические условия: учитывать шесть принципов формирования позитивного отношения дошкольников к труду; организовать развивающую предметно-пространственную среду: подобрать наглядные пособия, литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование; включить в работу всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).
Шесть принципов, которые помогут сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых:
1. Принцип воспитывающего обучения: приобщайте детей к культуре труда, воспитывайте у них уважение к людям разных профессий.
2. Принцип научности: используйте научно обоснованные и апробированные на практике методики.
3. Принцип наглядности: опирайтесь на чувственный опыт ребенка, организуйте наблюдения окружающей действительности.
4. Принцип систематичности и последовательности: усложняйте материал постепенно, формируемые у детей знания должны складываться в систему.
5. Принцип доступности: соотносите содержание, характер и объем материала с уровнем развития, подготовленности детей.
6. Принцип осознанности: формируйте у воспитанников активную и осознанную позицию по отношению к собственным достижениям.
Используйте разнообразные методы и приемы
Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, нужно использовать разнообразные методы:
• наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);
• словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);
• практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки);
• игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).
Но предпочтение следует отдать практическим методам и игре как ведущему виду деятельности дошкольников.
Знания дошкольники усваивают в образной форме. Разучите с ними пословицы и поговорки о труде, орудиях труда, побуждайте использовать в речи название профессий, проведите работу по расширению словарного запаса, научите составлять описательные рассказы о профессиях.
Не забудьте использовать в работе литературный материал. Стихи, рассказы, сказки о труде лучше всего выполнят воспитательную функцию и затронут эмоции детей.
Дошкольники лучше познают окружающий мир в процессе деятельности. Они заинтересуются трудом взрослым, только если сами смогут принять в нем посильное участие. Почувствовав радость от процесса и результата труда, воспитанники охотнее будут выполнять свои небольшие обязанности в детском саду и семье.
Удовлетворить эту потребность помогут экскурсии, в процессе которых дети имеют возможность увидеть сам процесс труда и его орудия в естественной обстановке, пример трудовой деятельности взрослых, непосредственно соприкоснуться с трудом. Кроме того, экскурсии развивают наблюдательность и формируют интерес к трудовому процессу.
Важное направление – знакомство с трудом работников детского сада. В отличие от экскурсий за пределы ДОО воспитатель может организовать наблюдение за трудом медсестры, повара, дворника в пределах детского сада неоднократно. Это сформирует у дошкольников представления о трудовой деятельности, позволит им непосредственно принять участие в трудовом процессе.
В качестве итоговых мероприятий организуйте тематический досуг «Творческие профессии», оформите презентацию «Проект профессии», плакаты, создайте видеоролик. Можно организовать выставку (в т. ч. виртуальную) совместных работ родителей и детей по итогам посещения экскурсий, провести фестиваль чтецов «Профессии». Подобные методы сделают дошкольников более раскрепощенными в общении, самостоятельными в деятельности.
Организуйте сотрудничество с семьями детей
Обязательный элемент трудового воспитания – знакомство с работой родителей и других членов семей. На примере их деятельности у ребенка формируется представление о труде вообще.
Проведите для родителей консультации на темы «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии наших предков». Предложите им рассказать детям о том, какие традиции и интересы, связанные с трудом, существуют в семье, чем занимались предки, кем работали бабушки и дедушки. Семейные профессиональные традиции – важная часть воспитания ребенка.
Трудовое воспитание формирует в детях чувство гордости за свою семью, желание помогать родителям, бабушкам, дедушкам, заботиться о них. Когда дошкольники знакомятся с семейными традициями, у них появляется желание быть похожими на близких людей, гордиться ими, бережно относиться к семейным реликвиям.
Можно организовать выпуск стенгазет ко дню профессиональных дат, «О профессиях нашей семьи», создать папки-передвижки «Наши профессии», «Мамы разные нужны – мамы всякие важны», «Это интересно». Пригласите родителей принять участие в экскурсиях, организованных детским садом.
Помните, что познавательные беседы с детьми, в т. ч. на тему профессий, нужно проводить в благоприятной обстановке, атмосфере доброжелательности и партнерства, выслушивать мнение ребенка, пытаться понять то, как он воспринимает работу взрослых.
Четыре направления взаимодействия с родителями:
1. рассказать родителям о важности трудового воспитания в дошкольном возрасте;
2. привлечь к взаимодействию, сформировать желание общаться с воспитателями, участвовать в жизни группы;
3. создать условия, чтобы раскрыть творческие способности в совместной деятельности с детьми;
4. укрепить партнерские взаимоотношения в семье
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников осторожного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям»
Цель семинара - систематизировать знания педагогов в образовательной области "Безопасность". Задача семинара - уточнить знания педагогов об основах безопасности детей дошкольного возраста; упражнять п...
Презентация "Формирование у дошкольников позитивного отношения к школе"
Данный материал представляет собой одну из форм работы по взаимодействию с детьми подготовительной группы в плане формирования мотивационной готовности к школьному обучению....
Семинар — практикум Тема: «Формирование у детей нравственно — патриотического отношения к малой Родине»
Цель: Актуализировать знания педагогов по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....
Формирование у дошкольников ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
Труд. Какое это прекрасное и хорошее слово. Ведь все прекрасное, что создано в нашей стране, создано трудом людей. Ни одно дело не обходится без умелых и крепких рук рабочих.Самое большое счасть...
Формирование у дошкольников позитивного отношения к труду взрослых
Формирование у дошкольников позитивного отношения к труду взрослых...
Буклет "Формирование навыков самообслуживания и позитивного отношения к труду у детей в семье"
Буклет для родителей...
Семинар-практикум «Формирование у дошкольников позитивного отношения к труду»
Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослыхЧтобы ответы детей на вопрос "Кем ты хочешь стать?" не были фантазией, познакомьте их с разнообразием профессий, покажите, как т...