«Род деятельности народов ханты и манси»
проект (средняя группа)

Никитина Татьяна Ивановна

Организация образовательно-развивающей среды с целью создания условий для расширения кругозора детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов севера, родом их деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный проект

 «Род деятельности народов ханты и манси»

Краткосрочный проект

В средней группе №7 «Улыбка»

                                                                                                   Составила:

                                                                                                      воспитатель                    

                                                                Никитина Т. И.

2019 год

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 02.12. 19 г. по 28.12.19 г.).

Возраст детей: 4-5лет.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Формы работы: групповая, фронтальная.

Актуальность:

Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Цель: организация образовательно-развивающей среды с целью создания условий для расширения кругозора детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов севера, родом их деятельности.

Задачи:

  • дать первичные представления о жизни, быте северных народов нашего региона ханты и манси;
  • формировать основы экологической культуры: правильное и заботливое отношение к природе родного края, его обитателям (птицы, рыба, животные), посредством художественной литературы, творческой деятельности и т. д.;
  • создание развивающей среды.

Предварительная работа:

1. Подбор литературы, иллюстраций.

2. Рассматривание альбома «Род деятельности народов ханты - манси».

3. Рассматривание картинок на тему: «Средства передвижения народов ханты-манси».

4. Беседа с родителями о содействии в пополнении уголка «Мой край - Югра».

5. Загадывание загадок, прочтение стихов о животных и растениях нашего края.

6. Подбор подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр.

8. Подбор материалов для родителей.

9. Сбор и оформление наглядного материала.

Ожидаемый результат:

  • дети получат первичные представления о коренных народах Севера, а именно Ханты и Манси;
  • Познакомятся с родом деятельности народов ханты – манси (рыболовство, охотоводство, оленеводство).
  • научатся играть в подвижные игры: «Важенка и оленята», «Охота на волка», «Птицелов» и т. д.
  • во время прочтения художественной литературы узнают некоторые особенности животных (почему у медведя нос черный, почему гуси шипят, почему у зайца хвост маленький и т.д.);
  • расширят словарный запас: орнамент, чум, малица, морда, лук, лабаз, люлька и т.д.

Этапы работы:

1 этап: подготовительный. Формулируем проблему, цель проекта. Ставим перед детьми в игровой форме задачи.

2 этап: практический. (Или этап реализации проекта.) Проводим запланированные мероприятия для реализации проекта.

3 этап: итоговый. Итоговое мероприятие - изготовление книжек-малышек, тематических папок на темы: «Животные крайнего Севера», «Род деятельности ханты - манси», 

План проекта  «Род деятельности народов ханты и манси»

Области интеграции

Формы работы с детьми

Тема, содержание

Труд

Трудовое поручение (домашнее задание).

Изготовление совместно с детьми книжек-малышек, буклетов, тематических папок на тему: «Животные нашего края», «Род деятельности ханты - манси

Музыка

Слушание

Хантыйские мотивы

Физкультура

Знакомство с подвижными играми.

«Важенкка и оленята», «Ловля оленей», «Льдина, ветер и мороз», «Охота на волка» и т.д.

Здоровье

Беседа.

«Дети и детство» (народы ханты-манси).

Художественное творчество

Аппликация познание (с элементами рисования).

«Узор на варежке».

«Ханты и манси - жители Севера».

 

Познание

НОД, презентация

«Знакомство с родом деятельности семьи народа ханты и манси».

 

Социализация

Сюжетно - ролевая игра

«Поездка в тундру».

Коммуникация

Чтение сказок

Лиса и гуси (хантыйская сказка).

Зайчишка (хантыйская сказка).

 

Мероприятия по реализации проекта

1. Опросник на тему: «Первичные представления о жизни людей ханты - манси» (составители- авторы проекта).

2. Беседы на темы: «Кто такие ханты и где они живут», «Традиции и обычаи народов Севера». «Род деятельности народов ханты и манси».

3. Чтение художественной литературы: Г.  Слинкина  «Сказка про Мозым Ики-Пох», «Лиса и гуси» (хантыйская сказка), «Не бойся пурги» стихи поэтов малых народов крайнего севера, Конькова А. «Сказки бабушки Анне», «Отчего у зайца длинные уши» (хантыйская сказка).

4. Художественно - творческая деятельность:

  • НОД (аппликация) «Узор на варежке».
  • Выставка рисунков на тему: «Национальный костюм народов севера».
  • Изготовление тематических папок, буклетов, книжек-малышек по следующим темам: «Животные нашего края», «Род деятельности народов ханты и манси» (родители совместно с детьми).
  • Рассматривание альбома «Род деятельности народов ханты и манси»
  • Рассматривание картинок на тему: «Средства передвижения народов ханты-манси».
  • Изготовление куклы в уголок «Мой край - Югра».

5. Игровая деятельность:

  • Подвижные игры: «Важенка и оленята», «Льдинки, ветер и мороз», «Ловля оленей».
  • Сюжетно - ролевая игра «Экскурсия в хантыйское селение».
  • Дидактические игры: «Обитатели природы».

6. Экскурсии: Экскурсия в городской музей, тема «Погружение в мир хантыйской сказки».

7. Методическое обеспечение:

Подбор методической и художественной литературы.

8. Изготовление тематических папок:

  • «Наш округ».
  • «Немного об истории города земли Югорской -  Урай».
  • «Урай - мой город».
  • «Сказки и рассказы народов ханты-манси».
  • «Подвижные игры народов крайнего севера».
  • «Стихи об Урае».

Формы работы с родителями:

Консультации:

  • «Обычаи и праздники ханты и манси».
  • «Традиционное мировоззрение о почитаемых народами ханты и манси животных».
  • «История земли Югорской».

Папка - передвижка на тему:

  • «Ханты-мансийский автономный округ- Югра».
  • Пополнения уголка «Мой край - Югра» (пошив куклы, одетой в национальный костюм).

Изготовление буклетов, книжек-малышек по следующим темам: «Животные крайнего Севера», «Род деятельности народов ханты и манси».

Экскурсия в городской музей. («Погружение в мир хантыйских сказок»).

Рефлексия:

Таким образом, проведя последовательную, плановую работу, дети получили первичные представления о жителях коренных народов Севера, об их национальных традициях и обычаях, познакомились с основным родом деятельности народов ханты и манси – рыболовством, оленеводством, охотоводством. Ребята нашей группы научились играть в подвижные игры «Охота на волка», «Птицелов», особенно полюбилась игра «Важенка и оленята». Так же познакомились с некоторыми сказками и рассказами народов ханты-манси, узнали некоторые особенности животных (у медведя нос черный, у зайца длинные уши, гуси шипят и т.д.) У детей расширился словарный запас, точно знают, что такое чум, лук, люлька, орнамент.

Цель и задачи проекта реализованы. Итоговое мероприятие - изготовление книжек-малышек, тематических папок на темы: «Животные крайнего Севера», «Род деятельности народов ханты и манси», выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»

Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»подготовительная группа Цель: Активизировать детей с помощью персонажей, доставить радость и удовольствие детям.Матери...

Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси

Знакомство детей с обрядовой культурой коренных народов ханты,  с обрядом медвежьего праздника. Понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси....

заседание круглого стола Тема: Формирование устойчивого интереса к национально - культурному наследию коренных народов ханты и манси на основе мини - музея ДОУ

В заседании круглого стола принимают участие родители детей старшей группы. Воспитатель рассказывает о новой форме работы с родителями. Так же рассказывает о том, как родители на правах добровольных у...

Конспект занятия на тему "Одежда народов ханты и манси"

Познакомить детей с национальной одеждой коренных народов нашего края.Воспитывать уважение,  интерес к коренным народам....

Проектная деятельность "Спортивные игры народов ханты и манси"

Наш детский сад участвует в проекте «Игры и игрушки Азиатского народа » с 2015 года  с проектом «Игры и игрушки народов Ханты и Манси». За это время изучено много различно...

Консультация: Тема «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к традициям, быту народов ханты и манси через разные виды деятельности»

Мы живем в необыкновенном крае, с красивым названием – Югра. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями – ханты и манси. Каждая травинка, каждое животное имеют для них ...

Методическая разработка: "Кави" (Кукушка) Сценарий театрализованной деятельности по сказкам коренных народов ханты и манси (подготовительная группа) методическая разработка (подготовительная группа)

Сказка на земле, как и вода, проходит быстро. Тысячи и тысячи лет позади, ушло очень много поколений людей, но они оставили самое ценное – сказки. Каждая бабушка, каждый дедушка знают это и расс...