Проектная деятельность "Спортивные игры народов ханты и манси"
проект по физкультуре

Попова Татьяна Павловна инструктор по физической культуре

Наш детский сад участвует в проекте «Игры и игрушки Азиатского народа » с 2015 года  с проектом «Игры и игрушки народов Ханты и Манси». За это время изучено много различной литературы о культуре и традициях, об играх и игрушках  народов Ханты - одного из древнего народа Сибири. У этих народов сохраняется преемственность традиционного природопользования, ориентированного на сохранение традиционных промыслов и занятий, обычаев и обрядов. Существуют уникальные народные игры и состязания, которые несут в себе духовность, имеют национальные многовековые традиции в области физического воспитания. Традиционное физическое воспитание хантов – это система воспитательного процесса с учетом  возрастных особенностей детей, подростков, молодежи, как и у других народов Севера, всецело было подчинено необходимости выживания. Это в первую очередь воспитание у детей закалки от холода, психической стойкости, развитие основных физических качеств и двигательных навыков, способствующих быстрейшему овладению практическими умениями промысловика, оленевода и домашней хозяйки. Все эти задачи успешно решались с помощью разнообразных традиционных средств физического воспитания: естественных факторов и приемов закаливания, народных игр, самобытных физических упражнений и состязаний.

Игры народов ханты  отражают окружающую действительность, развивают ум ребенка, направлены на усвоение обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками в суровых условиях севера, закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Жизнь в тайге и тундре тяжелая, она принуждает к хорошей организации семьи, к строгому распределению обязанностей и к их выполнению. Дети рано приобщались к определенным обязанностям. В семьях ханты и манси существовал особый подход к воспитанию мальчика и девочки.  С раннего детства родители старались занять своих детей какой-нибудь  игрушкой, повторяющие предметы из реального мира: маленькие чумы, изображения оленей и нарт, куклы одетые в меховую одежду, гуделки, головоломки.  Для девочек шили из ненужных отрезков разных тканей кукол, и они играли, подражая, матери и старшим сестрам: кормили, качали на руках, укладывали в постель и убаюкивали, напевая колыбельную. Из лоскутков материи мастерили для своих кукол постель, одежду. Девочкам дарили мешочки с набором сухожильных ниток, кусочками ткани, меха, кожи и бисера. У мальчика воспитывали выносливость, трудолюбие. Первые подарки для мальчика — нож, тынзян, лук со стрелами.   Они участвовали в заготовке топлива для очага, поддерживали огонь. Весь уклад хантыйской или мансийской семьи определялся основным занятием отца – охотой, рыболовством и оленеводством. Мальчики играли в охотников и оленеводов. Пользуясь игрушечным луком и стрелами, они под руководством старших братьев или отца усваивали навыки охоты и обращения с оружием. Вырабатывая меткость, мальчики упражнялись в стрельбе по неподвижным и по движущимся целям, стараясь попасть в подброшенную щепку или ствол дерева,  набрасывали арканы (тынзяны) - одна из любимых игр детей, на опавшие рога оленей, ветви кустов, носки нарт.  Для игры в охотников использовались также старые ловушки, капканы, черканы, небольшие слопцы, петли. На игрушечных нартах, в которые запрягали собак, дети учились правилам упряжки и езды, прыгать через обласа, нарты, а также с шестом в высоту. Зимние игры мальчиков: метание тынзяна, прыжки через нарты, метание в цель камней, палок, шишек, колец, борьба, перетягивание верёвки, соревнования в силе.

Игры детей в основном проходили в лесу, у реки. Там же дети открывали красоту и богатство родной  природы, воспитывались   бережному отношению к  лесам, водоемам, живым существам. Младшие дети играли в прятки. Зимой дети рыли ходы и прятались в них.

 Взрослея дети принимали участие в состязаниях со взрослыми: в беге на лыжах, скоростной езде на обласах, разных видах борьбы, перетягивании веревки или палки, в стрельбе из лука и ружья.

Когда наступал охотничий сезон, взрослые готовились к охоте. Детские игры отображали эти события: идёт подготовка ловушек, выход в лес, изучение лесной азбуки. Дети перенимали опыт погони за зверем, умение обхитрить его, учились использованию собак в охоте. Дети  рано начинали ездить и управлять оленями. Весной по насту играли в охоту на лося. С 3-4 лет дети начинали ходить на лыжах. Существуют игры с копированием бега лесных животных (зайца, лисы, лося и др.). Мальчики летом играли в городки, лунки, в метании мяча,  поднятии различных предметов. В период массового лова рыбы дети помогали  взрослым готовить и чинить сети, невода, ловушки. Для этого изготавливали себе небольшие ловушки: морды, сети, фитили и даже небольшой невод. Затем рыбачили с ним. Очень  рано, особенно мальчики, с 5 лет, садились в облас (лодку) и учились плавать самостоятельно.

В возрасте 10 - 14 лет хантыйские дети уже начинали самостоятельно охотиться на водоплавающую дичь, помогая старшим в изготовлении ловушек и прочего охотничьего снаряжения. У детей хантов в этом возрасте большой популярностью пользовались игры с бегом, прыжками, метаниями: "Кто из нас быстрее?", "Оленья упряжка", "Деревянная нога", "Прыжки через нарты", "Заячьи следы", "Выбей чурочку", "Игра с кольцом" и другие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sportivnye_igry_hanty.pptx719.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение спортивным играм народов ханты и манси детей дошкольного возраста. Выполнила: Попова Татьяна Павловна МБДОУ «Чэчир» физинструктор с.Соморсун, Амгинский улус

Слайд 2

Цели и задачи проекта: 1.Ознакомление, приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре, быту народов ханты и манси; 2. Развитие, совершенствование физических качеств; 3. Укрепление здоровья, повышение двигательной активности детей.

Слайд 3

Принципы: 1. Наглядности, доступности; 2. Личностно-ориентированного подхода; 3. Оздоровительной направленности.

Слайд 4

Этапы. Теоретическая часть: Ознакомление с промысловой деятельностью народов ханты и манси;

Слайд 5

Практическая часть: 1 . Обучение базовым средствам двигательной активности (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание); 2.Обучение национальным состязаниям, самобытным физическим упражнениям («Метание аркана ( тынзяна )», « Перетягивание палки, веревки, петли», «Заячьи следы», «Кто дальше прыгнет»)

Слайд 6

«Заячьи следы» младшие группы

Слайд 7

Атрибуты для метания: « Кольцеброс » Фигура оленя, веревка для метания

Слайд 8

« Кусанг юх » - игра с кольцами

Слайд 9

«Метание аркана»

Слайд 10

Атрибуты для перетягивания : доска, палка ремень, петля

Слайд 11

« Перетягивание петли»

Слайд 12

Игра «Выдра» перетягивание веревки – старшие группы

Слайд 13

« Перетягивание пальцами»

Слайд 14

« Талты юх » перетягивание палки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры народов Ханты и Манси.

игры детей народов Ханты и Манси...

"Игры народов ханты и манси"

В этой картотеке подобраны игры народов Севера....

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ.

Спортивные игры народов Ханты  и Манси         Традиционные спортивные игры детей народов ханты и манси, не только развивают ум  ребенка, но и закаляют его нравствен...

Игры народов ханты и манси.

Игры народов ханты и манси....

Игры народов ханты и манси

Цель: Формирование интереса к культуре коренных народов Севера...

ИГРЫ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ

ИГРЫ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ...

"Подвижные игры народов ханты и манси"

Картотека подвижных игр народов ханты и манси в виде красочной и яркой презентации. Игры и игровые упражнения предназначены для детей дошкольного возраста 5-7 лет....