Проект "Масленица - блиноедка"
проект (старшая группа)

Рябцева Эвелина Андреевна

        Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем.  Дает детям возможность понять  всю глубину, широту и глубокий смысл этого  веселого и немножко грустного праздника.   Поэтому и  возникла идея в  проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Паспорт проекта107 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 Солнышко»

Паспорт проекта

«Масленица – блиноедка»

п. Рассвет

2015 г.

Участники проекта:

Воспитатели средней, старшей, подготовительной групп.

Музыкальный руководитель.

Инструктор по физической культуре.

Дети – средней, старшей, подготовительной групп 4-7 лет

Сроки реализации проекта – одна неделя.

Тип проекта:

  • по числу детей – групповой, разновозрастной (принимали участие дети средних групп, старшей группы, подготовительной группы);
  • по доминирующему методу – игровой, творческий;
  • по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура);
  • по продолжительности – средней продолжительности.

Интеграция с другими образовательными областями:

Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.

Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем.  Дает детям возможность понять  всю глубину, широту и глубокий смысл этого  веселого и немножко грустного праздника.   Поэтому и  возникла идея в  проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

  • Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
  • Обогащать духовный мир детей.
  • Обобщить и закрепить  знания детей о празднике «Масленица».
  • Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
  •  Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Проблема проекта: имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Материал и оборудование - музыка: «Масленица» - наряженная кукла из соломы.

Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюмы  Зимы и Бабы Яги.

Музыкальные инструменты: ложки, шумелки, бубны, колокольчики, свистульки.

Атрибуты и шапочки для народных игр: лиса, заяц, медведь, еж, коза.

Видео-фильм «Смешарики – Масленица.

Электронная презентация: «Широкая Масленица»

Техническое средство обучения: музыкальный центр, DVD, видеопроектор, фотоаппарат.

Спортивное оборудование: канат, конусы, мячи, гимнастическая скамейка, кегли, дорожки здоровья, кольца, обручи.

Музыкальный репертуар:  

Песни и хороводы: «Едет Масленица» рус. нар. мел., «Вот уж зимушка проходит» рус. нар. мел, «А я по лугу» рус. нар. мел., «Веснянка» рус. нар. мел., «Ой, бежит ручьем вода» рус .нар. мел, «масленичные» частушки, русские народные наигрыши

Музыкальные игры: «Тень, тень, потетень» рус. нар. мел., «Ворон» рус. нар. мел. «Горелки» р.н.м.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Планирование работы над проектом:

  • проведение в группах обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов;
  • распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ:

-выбор декораторов (помощь в оформлении);

-выбор затейников ( для организации игр).

  • работа в группах по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
  • выбор формы реализации проекта.
  • помощь в подборе музыкального сопровождения.
  • разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, считалок, загадок, закличек (на весеннюю тематику) для выступления во время праздника.
  • организация места проведения праздника.
  • проведение инструктажа по технике безопасности.

        Достигнутые результаты

        Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных  игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных  способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

        Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Материалы к проекту:

1. План проведения проекта «Масленица – блиноедка»

Понедельник - Встреча

1 половина дня

Прогулка

2 половина дня

- Знакомство детей со значением и обычаями праздника с помощью электронной презентации «Широкая Масленица»;

- разучивание масленичных закличек (средняя группа);

- Хоровод «Едет Масленица» р.н. мелодия (старшая, подгот. гр.)

- Торжественная встреча Масленицы;

- Народные подвижные игры: «Карусель», «Заря»;

- Конкурс на лучшую снежную фигуру снеговика

-Народные подвижные игры «Два Мороза», «Лапти»

- загадки о весне и зиме

Вторник - Заигрыш

1 половина дня

Прогулка

2 половина дня

- Русские народные игры «Горелки», «Почта»;

- Разучивание песни «Вот уж зимушка проходит» р.н. мелодия;

 -Подвижные игры: «Ручеек», «Перетягивание каната», «Снежный тир»;

- Катание на санях

- Конкурс частушек «Как на масляной неделе»

- Подвижные игры «Кто быстрее на метле?»,

«Прятки».

Среда – Лакомка

1 половина дня

Прогулка

2 половина дня

- Знакомство со значением и символикой блинов;

- Хороводная игра «Тень, тень, потетень» р.н. мелодия;

- Игры - состязания «Хитрый шарик», «Посади картошку», «Ловкие ребята».

- Народные подвижные игры «Гори, гори, ясно», «Звонарь»;

- Конкурс рисунков на снегу.

- Подражательные игры: «Почта», «Ровным кругом»

- Народные подвижные игры «Салки - догонялки», «Ниточка, иголочка и узелок»

Четверг – Разгуляй.

Праздничный утренник, посвященный Дню защитника Отечества (средняя группа, старшая и подготовительная группы).

Пятница - Тёщины вечера

1 половина дня

Прогулка

2 половина дня

- Беседа: «Что мы узнали о Масленице»;

- Игры - забавы: «С кочки на кочку»,  «Прокати мяч», «Такси».

-Праздничное «Прощай, Масленица!»

- мультфильм «Смешарики. Масленица»

- Сладкий вечер. Чаепитие с блинами;

-Самостоятельная игровая деятельность детей

Суббота - Золовкины посиделки.

Воскресенье - Прощёный день.

2. Электронная презентация «Широкая Масленица» (знакомство детей со значением и обычаями праздника).

3. Перечень спортивных игр-забав.

Используемая литература:

1. Материалы из периодических изданий

1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.

3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992

4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.

5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.

6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

7. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006

8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.

2. Интернет - источники

7. Режим доступа: http://www.strana-sovetov.com/…days/3840-maslenitsa-games.html

8. Режим доступа: http://www.de.3dn.ru/publ/22-1-0-621

        

Приложение № 1

Спортивные игры-забавы

Понедельник

1. Заря

Игроки становятся в круг, держа руки за спиной. Один из игроков — водящий, «заря». Он ходит за спинами игроков с лентой в руках и приговаривает:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые —

За водой пошла!

Произнеся последние слова, водящий должен осторожно положить ленту на плечо одного из игроков. При этом игрокам нельзя поворачиваться, чтобы посмотреть, кому «заря» собирается положить ленту. Когда игрок замечает, что «заря» положила ему на плечо ленту, он быстро берет ее, и игрок с водящим разбегаются в разный стороны и бегут по кругу навстречу друг другу, стараясь занять пустое место. Пересекать круг при этом нельзя. Тот игрок, которому не удалось занять место, становится «зарей», и игра повторяется снова.

2. Карусель

Вторник

1. Перетягивание каната.

Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным. Подготовка - как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.

2. Снежный тир

Установить  мишени для метания снежков, повесить на глухую стену или на забор.

3. «Ручеек»

Среда

1. Горелки

Эта веселая игра известна в народе издавна. Сначала все игроки разбиваются на пары и выстраиваются этими парами в колонну, одна пара за другой. Каждая пара игроков берется за руки и поднимает их вверх, чтобы получились «ворота». Последняя пара в колонне проходит под этими «воротами» и становится в начале колонны, потом идет следующая пара и т.д.

Впереди колонны, на расстоянии пяти-шести шагов от первой пары, спиной к игрокам становится «горящий». Пока пары проходят через «ворота», все участники приговаривают или поют такие слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

— Дин-дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

Когда песенка заканчивается, та пара, которая в этот момент стояла впереди колонны, перестает держаться за руки, и ее участники разбегаются в разные стороны. А все остальные игроки кричат хором:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» должен догнать кого-то из убегающий, а они должны успеть снова взяться за руки. Если им удалось убежать от «горящего» и снова стать в пару, они становятся впереди колонны, и игра повторяется. Если «горящий» поймал одного из убегающих, он становится с ним в пару, а «горящим» вместо него становится игрок, который остался без пары.

2. Звонарь

Игроки становятся в круг и выбирают водящего (например, при помощи считалки). Водящий идет по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки в это время пританцовывают на месте. Произнеся слово «звон», водящий поворачивается к игроку, который стоит около него, трижды хлопает в ладоши и кланяется. Игрок тоже хлопает в ладоши три раза, кланяется и становится за водящим. Теперь они ходят по кругу вдвоем, приговаривая все те же слова:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слове «звон» хлопки и поклон повторяется, и в игру включается третий участник. Так водящий ходит по кругу до тех пор, пока за ним не окажется 4-5 человек. После этого те, кто остался в кругу, начинают хлопать, а водящий и те игроки, которые шли за ним, танцуют. Когда игроки в кругу перестают хлопать, водящему и другим игрокам нужно стать с кем-то в пару. Тот, кто остался без пары, становится водящим.

3. Тень, тень, потетень

Тень – тень – потетень,

В огороде-то плетень!

В избе печка топится,

Бабушка торопиться.

Она блинчики печет,

По тарелочкам кладет.

Кот к тарелке скок,

(выбегает ребенок «кот»)

Себе нос обжог… «Мяу! »

(кот обжигает нос и мяукает) .

Пятница

Почта

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города …

- А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

2. Подари платочек симпатии

На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный

3. Петушки

На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).

Конкурсы в течение масленичной недели

Три ноги

Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Парана "трёх ногах" добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

Тачка

Командная эстафета, где требуется разбивка на пары. Одному из пары придётся стать тачкой - грузовым транспортом с одним колёсиком и двумя ручками. Роль колёсика будут играть руки, а ручек - ноги. По команде игрок - "тачка" ложится на землю, делая упор на руках, а "водитель" берет своего партнера за ноги, чтобы корпус "тачки" был параллелен земле. "Тачка", двигаясь на руках, должна доехать до поворотного флажка и вернуться назад, где уже готова к движению другая "тачка".

Кто быстрее на метле

На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

 «Сковорода»

Участники игры берутся за руки и становятся в круг, внутри которого чертят окружность – «сковороду». Участники игры быстро движутся по кругу под музыку. Когда музыка прекращается, нужно постараться столкнуть своих соседей на «сковороду». Упираться можно только ногами. Кто наступил на «сковороду», или отпустил руку соседа, тот «испёкся». Игра продолжается, пока не останутся один-два победителя.

«Блинная» эстафета.

Готовят несколько сковородок, на каждую кладут блин. Все участники пробегают определённую дистанцию. Нужно подбросить блин на сковороде не менее трёх раз. Разумеется, блин нужно поймать, не прерывая бег. Упавший блин можно поднять. Первый добежавший получает приз. (Блины изготовлены из бумаги).

Приложение № 2

Заклички на Масленицу

1. Эй. веселей! Собирайся народ!

Нынче масленица в гости идёт!

К нам скорее вы спешите

И друзей с собой зовите!

2. К нам масленица пришла

И веселье принесла!

С праздником всех поздравляем!

Счастья, радости желаем!

3. Добрый день! Всем добрым людям!

Пусть весёлым праздник будет!

Всех друзей и всех гостей

Приглашает Сенгилей!

4. Вы в других местах бывали?

Столько вы блинов видали?

Гречневые, медовые!

В каждой кучке новые!

5. Покупай, не жалей!

Наши всё равно вкусней!

И со скидкой для своих!

На десятку - два любых!

Со сгущёнкой пироги!

Мы печём их от души!

Детский сад старается!

Хочет всем понравиться!

Заклички

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару — разбирайте!

Похвалить не забывайте.

 

Ой, Масленица – кривошейка

Встречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачами

И румяным пирогом!

 

А мы Масленицу повстречали

Сыром гору поливали

На широкий двор зазывали

Да блинами заедали!

  

Ну – ка, Солнце, просыпайся

В чисто небо выбирайся

Будешь по небу ходить

Песни петь и всем светить

 

Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко

Солнышко, Солнышко, покажись немножко

Тут твой любимчик – симпатичный блинчик!

Частушки

1. Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много,

Можем растеряться!

2. Ешьте! Пейте! Угощайтесь!

И побольше развлекайтесь!

Масленица у ворот!        

Открывайте шире рот!

3. Блин с вареньем, блин с икрою!

С родниковою водою!

Праздник солнца к нам пришел!

На душе так хорошо!

4. На санях с высоких горок

Девочки катаются,

Ну а мальчики обжоры

Животами маются.

5. Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя —

Будьте счастливы, как мы!

6. Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

7. Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

8. Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

9. Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

11. Масленица – белоножка,

Задержись у нас немножко,

На недельку, на денёчек,

На единственный часочек!

12. Мы кончаем петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Коли делать нечего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Масленица- блиноедка"

Для детей старшей и подготовительной групп....

Масленица-блиноедка

Чучелко Масленицы...

Проект в младшей группе " Масленица-блиноедка"

Знакомство детей с традициями и обычаями русского народа...

презентация проет " Масленица-блиноедка" в младшей группе

Знакомство детей с традициями русского праздника Масленица, участвуя в этои проекте родители и дети получили массу положительных эмоций....

"Масленица - блиноедка" (консультация для родителей)

Каждый день Масленой недели имеет своё название, раскрывающее суть разнообразных обычаев этого праздника....

Проект по ознакомлению с традициями и культурой русского народа во 2- младшей группе на тему: « Масленица- блиноедка».

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы « Масленица». Масленица один из светлых празднико...

Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа в 1 – младшей группе на тему « Масленица – блиноедка».

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе  разработки образовательного проекта« Масленица - блиноедка»....