Опыт работы
материал (младшая группа)

Удовенко Ольга Анатольевна

Опыт работы
Тема:
Пальчиковые игры, как средство развития речи

детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»

Опыт работы
Тема:
Пальчиковые игры, как средство развития речи

детей младшего дошкольного возраста.


                         Автор:  
                                                                                 воспитатель МАДОУ № 185
                                                                             Удовенко Ольга Анатольевна

Хабаровск, 2020год

                                                                           

                                                                                                    «Ум ребенка находится

                                                                                                 на кончиках его пальцев»

                                                                                                          В.А. Сухомлинский

   Актуальность. В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Новизна опыта  состоит  в разработке и  использовании  на  практике  современных эффективных средств и приёмов для развития мелкой моторики:  пальчиковые игры и гимнастику; упражнения с крупой, зернобобовыми,  игры  с  пуговицами;  занятия  со  счетными  палочками, спичками  (выполнение  заданий по  схеме  и  без  неё);  работу  с  бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами); упражнения в тетрадях в клеточку (штриховка,  графические  диктанты);  работу  с  мелко  нарезанной  нитью (аппликация); ниткографию и в разработке конспектов этих мероприятий.

Практические  навыки,  полученные  в  ходе  выполнения  заданий  по развитию  мелкой  моторики  пальцев  рук,  проводимые  во всех  видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости,  позволят  детям  почувствовать  свою  успешность.  У  ребят  уже сегодня  устойчивый  интерес  к  продуктивной  деятельности.  

Это меня и подтолкнуло к идее углубить работу по развитию речи детей, приобщая их с деятельности с мелкими предметами в продуктивной деятельности.

Целью пальчиковых игр является развитие речи детей дошкольного возраста.

Отсюда выделяются задачи пальчиковых игр:

1. Содействовать развитию координации рук, мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;

2. Совершенствованию памяти, внимания, умения согласовывать движения и речь;

3. Формированию правильного произношения, умению быстро и чисто говорить;

4. Созданию эмоционально - благоприятного фона между детьми и взрослым и ребенком во время игр и в разные режимные моменты.

Для реализации поставленных задач , в первую очередь, я начала свою работу с изучения педагогических условий проведения пальчиковых игр, как средства развития речи детей младшего возраста и методической литературы. Отобрала нужную информацию для дальнейшей систематической работы с детьми. Регулярно изучаю новую методическую литературу, использую в работе компьютерные технологии. Поняла, что работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда можно достичь наибольший эффект. Стала создавать адекватную возрастным особенностям предметно – развивающую среду, используя разнообразный материал: - различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, орехов, семечек овощей и фруктов и т. д; - мозайка (мелкая и крупная); - бусы и пуговицы разной величины; - свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок; - дощечки с множеством отверстий или от мозайки для «вышивания» шнуром; - различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;и так далее. В своей работе использую разнообразные формы работы с детьми. Наиболее продуктивными в решении поставленных задач являются пальчиковые игры, которые дают наиболее значимый эффект. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребенка.

Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Для детей младшего и среднего возраста большое значение имеет выразительная мимика и речь взрослого.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребенок начнет легко выполнять нужные движения одной рукой, следует научить его выполнять те же движения другой, а затем и двумя руками.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не толькомелкой моторики рук, но и речи.

Методы:

  • Разучивание потешек;
  • Использование атрибутов к пальчиковым играм;
  • Изобразительное творчество;
  • Применение пальчиковых игр на занятиях, во время прогулок и досуга.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых - родителей и педагогов.

Мы большое внимание уделяем развитию речи детей. Для развития речи детей мы используем в своей работе пальчиковые игры.

Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания. Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети - фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.

Если дети с помощью воспитателя уже в младшем дошкольном возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.

Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев.

К пальчиковым играм относятся, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с говорилкой (проговариванием небольшого стихотворения, потешки) или с пением. Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Все это помогает ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Основные  принципы проведения пальчиковых игр:

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.
  • Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.
  • Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
  • Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Этапы разучивания игр:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Заключение

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Список литературы:

  1. Елецкая О.В., Е.Ю. Вареница День за днем говорим и растем. М.:ТЦ Сфера,2005.-С.54-59.
  2. Закревская О.В. Развивайся, малыш! . -М.: Изд-во ГНОМ и Д,2007.-С.60,65.
  3. Козырева Л.М развитие речи . Дети до 5-ти лет. Ярославль Академия развития,2007.-С.41.
  4. .КольцоваС.146-148,с.149-154,с.173-181.
  5. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. -Екатеринбург: У -Фактория, 2006.-173-180с.,189с.,200с.
  6. Янушко Е. Помогите малышу заговорить!.- М. : Теревинф, 2007.- 127с., с.162.
  7. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.,«Олма Пресс», 2001.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

«Пальчиковые игры»

Игра «Лапки-царапки».

Цели: Развивать тонкую моторику пальцев, движения кистей рук, подражательные движения.

Ход игры

Кошечка Мурка,

Серенькая шкурка,

Мягкие лапки, (Дети кладут руки на стол и сжимают их в кулачки.)

А в лапках-цап-царапки. ( Дети выпрямляют пальцы, в шутку царапаются.)

Игру можно повторить несколько раз.
Игра «Ежик»

Цели: Развивать движение кистей рук, учить подражать движение взрослого.

Ход игры

- Покажите малышам, как изобразить ежика, собрав пальцы рук в замок. Прочитайте стихотворение. (Во время чтения дети повторяют ваши движения.)

Ежик маленький замерз, (Прижмите пальцы-ежик убрал иголки)

И в клубок свернулся.

Солнце ежика согрело -(Выпрямите пальцы-ежик показал колючки)

Ежик развернулся!

Игру можно повторить несколько раз.

Игра « Спрячь в ладошке»

Цели: Укрепить мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы: Кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке  (по количеству детей).

Ход игры

Раздайте малышам небольшие кусочки поролона и предложите спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел - зажмите покрепче в ладошке!»

Дети, которые хорошо спрятали поролон ,оставляют его себе. Если предмет виден, ведущий забирает его.

Игра « Пальчиковый театр»

Цели: Развивать тонкую моторику пальцев рук.

Материалы: Тряпичные, перчаточные или бумажные куклы; фломастеры. Персонажей театра можно нарисовать на пальчиках малыша.

Ход игры

Нарисуйте на указательном пальчике малыша веселую рожицу и предложите надеть на пальчик колпачок от толстого фломастера или маркера - это «шапочка»: « Вот какой веселый человечек получился. Он умеет кланяться - вот так!» Затем нарисуйте человечка на среднем пальце: « А вот его дружок. Вот человечки кланяться вместе. А теперь они кланяются по очереди».

При помощи пальчиковых и перчаточных кукол можно разыграть небольшие сюжеты.

Например: «Жила-была на свете дружная семья (растопырьте пальцы, затем сгибайте по очереди  указательный , средний, безымянный пальцы и мизинец, при этом можно помогать другой рукой): мама, папа, сынок и дочка.

И была у них кошка, которая очень любила спать (согните большой палец).  Все очень любили кисоньку и, когда приходили домой, здоровались с ней (по очереди дотроньтесь до большого пальца остальными пальцами), и гладили ее (по очереди погладьте большой палей остальными пальцами)».

В действии можно участвовать разное количество персонажей в зависимости от подготовки детей. Усложнять задания следует постепенно.

Игра «Моя семья».

Цели: Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

Ход игры.

Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения. После того как малыши  запомнят движения, проведите игру с группой детей.

- Этот  пальчик-дедушка,

- Этот пальчик-бабушка,

- Этот пальчик-папочка,

- Этот пальчик-мамочка,

- Этот пальчик - я,

- Вот и вся моя семья!

Повторите игру, предложив малышам загнуть пальчики на другой руке. Также можно предложить детям разбиться на пары и по очереди загибать пальцы на руках друг у друга.

Игра «Замок».

Цели: Развивать движения пальцев и кистей рук, укреплять мышцы рук, учить  подражать движениям взрослого.

Ход игры

Предложите малышам поиграть: « Давайте поиграем! Я буду показывать и рассказывать, а вы повторяйте  за мной».

- На двери висит замок. ( Соедините пальцы рук в «замок»

- Как отыграть его бы мог?

- Мы замочком постучали,(Постучите по столу сомкнутыми в замок руками.)

- Мы замочек повертели, (Круговые движения сомкнутыми руками.)

- Мы замочек покрутили... (Сначала покрутите сцепленными в замок кистями, затем потяните руки в разные стороны.)

- И открыли! (Расцепите пальцы.)

- Игру можно повторить несколько раз.
                                             Игра « Рисуем бабочку».

Цели: Развивать движения пальцев и кистей рук, укреплять мышцы рук, учить  подражать движениям взрослого.

Ход игры.

Предложите малышам повторить ваши движения.

- Вот бабочки летают, крылышками машут (Скрестить запястье обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит».

- Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук а запястьях имитировать полет бабочки.

Воспитатель читает народную потешку :

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На березовой ветке.

Игра «Вышли пальчики гулять»

Цели: Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

Ход игры.

Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. (По ходу чтения дети повторяют ваши движения.).

- Раз, два, три, четыре, пять  - (Поочередно разогните пальцы, начиная с большого).

- Вышли пальчики гулять.(Пошевелите пальцами).

- Раз, два, три, четыре, пять - (Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

- В домик спрятались опять.

- Повторите игру с пальцами другой руки.

Игра «Пальчики в лесу»

Цели: Развивать движения пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

Ход игры.

- Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения.

- Раз, два, три, четыре, пять,

- Вышли пальчики гулять: (Предложите ребенку растопырить пальцы и пошевелить ими.)

- Этот пальчик гриб нашел, (Загните мизинец.)

- Этот пальчик чистить стал, (Загните безымянный палец.)

- Этот резал, этот ел, (Загните средний и указательный пальцы.)

- Ну а этот лишь глядел. (Загните большой палец и пощекочите ладошку ребенка.)

- Повторите игру, загибая пальчики на другой руке ребенка.

- После того как малыши научатся повторять эти движения самостоятельно, можно провести игру с группой детей.

Приложение 2

Занятие 1.

«Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Программное содержание:

- Обучить педагогов методам, приемам, способам работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через использование нетрадиционного материала;

-Повышать уровень профессионального мастерства, уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ;

-Распространять педагогический опыт.

Материалы: карандаши; картонные основы (дерево, еж, солнце, осьминог)ножницыприщепки (желтые, зеленые, серые, красные, синие)

Ход.

Уважаемые коллеги сегодня я предлагаю окунуться в волшебный мир пальчиковых игр.

«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - В.А.Сухомлинский

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Развитие мелкой моторики ребенка стимулирует развитие речи, пространственное мышление, внимание, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

В своей работе я использую нестандартные материалы для развития мелкой моторики рук, они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга и в дальнейшем формирования навыка письма в школе.

Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Пальчиковые игры - как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Для начала я предлагаю разогреть наши пальчики и ладошки.

Упражнение «Карандаш» ( карандаш заключен между прямыми ладонями рук, задача участников прокручивать карандаш вертикальными движениями рук, постепенно увеличивая темп вращения.)

Следующее упражнение, которое я хочу вам предложить, направленно на развитие координации движения рук, соотнесение движений с произносимым текстом.

«Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем - левой, затем - двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

А теперь можно побыть немного волшебниками рукотворного творчества и сделать свой маленький шедевр. Для работы нам понадобится: картонные основы (дерево, еж, солнце, осьминог),ножницы, прищепки (желтые, зеленые, серые, красные, синие).

«Чудесные прищепки»

- основой для занимательных персонажей может служить плотный картон или тонкие листы фанеры;

- обводим по шаблону основу ( дерево, еж, солнце ,осьминог, рыбка, цветок)

- затем с помощью прищепок украшаем основу

Дерево (прищепки – листья)

Еж (прищепки – иголки)

Солнце ( прищепки – лучики)

Осьминог (прищепки – щупальцы)

Рыбка (прищепки – хвост)

После изготовления героев, ребятам можно предложить рассказать о нем, описать его, какой он.

М. Монтессори говорила «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев». А мы все мечтаем, чтобы наши дети были самыми талантливыми. Так давайте же с вами в своей работе использовать всевозможные, эффективные методы и приемы, что бы воспитывать маленькие задатки больших талантов.

Благодарю за участие.






Занятия 2.

«Ребята в гостях у сундучка»

Программное содержание:

Формировать представление о названии, назначении, материале (дерево, резина) предмета. Совершенствовать чувствительность кончиков пальцев и кистей рук.

-Развивать умение определять на ощупь предметы с различной поверхностью и называть ее качество (жесткая, мягкая )

- Воспитывать интонационную выразительность речи.

Предварительная работа: Подбор предметов для сундучка. Приготовление бумаги, рамки для картины.

Развивающая среда: резиновый мяч, деревянная ложка, мыло, шарф, матрешка, мешочек с мукой.

Воспитатель: Интересно, как вы думаете, что там такое?

Ответы детей.

Воспитатель:(от имени сундучка):

Я чудесный сундучок.

Вам ребятам я дружок

Очень хочется мне знать

А вы любите играть?

Нужно подойти к сундучку и сказать: Сундучок, сундучок, пожалуйста откройся и тогда сундучок откроется.

Воспитатель нащупывает коробку с красочной аппликацией и показывает детям.

Выбирай любой у кого какой?

Дети выбирают карандаши, называют цвет, для чего нужны карандаши?

Ответы детей.

Игра с карандашами.

- возьмем карандаш в правую руку и будем перекладывать в левую (5-6 раз)

- покатаем между ладонями (10-15 секунд)

-держим за концы карандаша двумя руками пальцами «как бы закручиваем» (10-15 секунд)

- поиграем «как на дудочке» (10-15 секунд)

- положим и подуем на карандаши тихо, потом сильнее.

Вызываю детей поочередно, предлагаю подойти к сундучку сказать волшебные слова: Сундучок, сундучок пожалуйста откройся.

Нужно подойти ощупать предмет и назвать его зубная щетка, полотенце, резиновый мяч, деревянная ложка, мыло, шарф, крупа.

Звучит телефонный звонок.

Воспитатель предлагает ситуацию: «Нашу куклу Свету пригласили на день рождения». Что можно дарить на день рождения?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте поможем Свете приготовить подарок. Сделаем красивую вазу.( Из мелкой бумаги дети выкладывают красивую вазу.)

Ребята, вам понравилось играть с сундучком. А в гости вы еще придете к сундучку?

Занятие 3.

«Встречаем весну»

Программное содержание:

- Уточнить знания детьми времен года, времени года, и приметы весны.

- Развивать творческое воображение детей с помощью игры «Шнур - затейник»: помочь детям представить дощечку со шнурком в виде весеннего ручейка.

- Воспитывать желание помочь ручейку пробиться сквозь снег и добраться до речки.

Развивающая среда: Подносы с крупой, игра «Шнур - затейник» на каждого ребенка, таз с водой и кораблик из ореховой скорлупки.

Звучит фонограмма П.И. Чайковского «Времена года» Март

Дети, какое сейчас время года (весна)

Ожила вокруг природа

Пробудилась ото сна.

С голубого небосвода

С солнцем к нам пришла весна!

Звучит металлофон (по всем клавишам молоточком)

Воспитатель выставляет солнышко

- Ребята, а на что солнышко похоже?

- А можно сказать, солнышко похоже на цветок?

Чем оно похоже на цветок? Какое оно солнышко?

После того как нарисуем круг, что следует нарисовать? Сколько лучиков нарисуем? Посмотрите, у меня есть солнышко, а у вас пока нет, давайте каждый из вас себе нарисует солнышко.

Дети подходят к подносам с крупой и рисуют пальчиками солнышко на крупе.

- Какие замечательные солнышки у нас получились!

- Давайте для наших солнышек споем.

Исполняется хоровод «Солнышко».

- Ребята, что происходит со снегом весной на крышах домов?

Ответы детей.

- Что происходит со снегом на полях и лугах?

Ответы детей.

От таяния снега образуются ручейки (выставляю картину с ручейком).

- Предлагаю взять дощечки со шнурком и послушать историю про ручеек.

Жил-был маленький ручеек. Он был очень любопытным и решил отправиться в путешествие. Сначала он начал двигаться по прямой дорожке. На его пути встретилась кочка. Тогда он нырнул под кочку, а затем вынырнул из-под нее и побежал дальше (показывает)

- Предлагаю помочь и продолжить историю про ручеек. Дети показывают, что речеек нырнул под кочку и вынырнул.

В конце прямой дорожки ручейку встретилась большая кочка.

Тогда он обогнул ее, нырнул. А затем вынырнул и снова побежал по дорожке. В конце своего пути наш речек наткнулся на большую снеговую горку, через которую никак не мог пробиться.

- Давайте поможем ручейку (отложили дощечки)

Речь с движениями « Поможем ручейку »:

То-то славно, ребята Маршируют по кругу друг за другом,

Зиму гоним долой; изображая работу с лопатой.

Загребаем лопатой Взмах рук вправо-влево, как бы

Выметаем метлой подметая метлой.

Все работают с нами Делают снежки, бросают

Где уж тут усидишь! Приседают с произнесением слова «бах»

Мы сбиваем снежками (сосульки падают)

Сосульки звонкие с крыш

Мухе сонной сказали: Наклон вперед с отведением рук назад

- Просыпайся, весна! Медленный бег, ходьба топающим

Ручеек за ворота шагом со взмахом рук вправо, влево

Сам пробиться не смог

Закипела работа Машем над головой

В добрый путь ручеек

Мы помогли ручейку, а он на своем пути влился в большой ручей, где пускали кораблики.

Пальчиковая игра: Вот как ребятишки вышли погулять

Белые кораблики в речейке пускать

Ветерок весенний, парус надувай

Плыть скорей кораблику к речке помогай.

- Смотрите дети, у нас ручеек пробился из-под снега. Давайте пойдем к нему и пустим кораблик.

- Давайте вспомним, что бывает весной на улице.

Ответы детей.

Воспитатель хвалит детей за правильные ответы.

Занятие 4.

«Волшебные ручки»

Программное содержание:

- Познакомить детей с функцией рук - наши помощники. Объяснить, что руки многое умеют делать: все вокруг сделано руками людей. «Вы еще маленькие, но вы должны научить свои руки трудиться».

- Познакомить детей с названием пальцев руки.

- Развивающая среда: картинки с изображением различных предметов (дом, стол, стул, машина, предметы посуды. одежды) сделанных руками человека.

Воспитатель: Ребята покажите ваши ручки! А теперь, спрячьте их за спиной. А теперь снова покажите! А знаете ребята, играть можно не только с язычком, но и с руками.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в прятки:

- Где, где наши ручки, маленькие ручки (руки за спиной)

- Вот, вот наши ручки, маленькие ручки (руки впереди, вращают ладонями)

- Где, где наши ручки, маленькие ручки (руки за спиной)

- Вот, вот наши ручки, маленькие ручки (хлопают в ладоши)

- Где, где наши ручки, маленькие ручки (руки за спиной)

- Пляшут, пляшут наши ручки, маленькие ручки (руки над головой, вращают ладонями)

Воспитатель: Ребята, руки нужно беречь, потому, что они наши помощники. Что можно делать руками? (ответы детей)

Воспитатель: Наши руки умеют трудиться. Все, что вы видите вокруг себя, создано руками людей. Показываю, картинки с изображением дома, стола, стула, машины, посуду, одежду.

Воспитатель: Вы еще маленькие, но вы должны научить свои руки трудиться, чтобы ваши руки стали ловкими, умелыми, нужно их беречь и каждый день с ними играть.

Предлагаю пальчиковую игру: «Волшебные ручки»

- Ручки танцуют (Руки вверху над головой, вращения ладонями, напевая ля-ля-ля-ля-ля.)

-Ручки играют на пианино(Имитируя игру на пианино, перебирая пальцами на коленях)

-Ручки играют на дудочке, балалайке, на барабане (Имитируя игру на музыкальных инструментах, напевая ду-ду-ду, ти-ли-ли, бум-бум,бум.)

- Наши ручки – молоточки (Стучат кулаками по коленям, напевая тук-тук-тук.)

- Наши ручки – пилы (Ребром ладони водят по коленям, напевая вжик-вжик.)

- Наши ручки – отвертки(Вращают указательным пальцем по часовой стрелке, имитируя откручивание гайки, напевают трр-трр-трр)

- Ручки подметают (Всей ладонью, с растопыренными пальцами проводят по коленям, имитируя веник, напевая виш,виш, виш)

Воспитатель: Предлагаю показать пальчики правой руки, и показываю и называю по имени каждый пальчик: большой, указательный, средний, безымянный, мизинчик. Дети перебирают пальчики и называют поочередно.

Воспитатель: Наши ручки стали ловкими и умелыми, их надо упражнять каждый день, они помогут нам научиться хорошо говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...


 

Комментарии

Сорокина Ирина Петровна

Ольга Анатольевна, спасибо за то, что поделились своим опытом работы.Интересная подборка пальчиковых игр,обязательно возьму на заметку и буду использовать в работе!