Патриотическое воспитание . Сборник игр Военные
учебно-методический материал (старшая группа)

Журкеева Елена Владимировна

сборник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_igr_voennye.docx590.57 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник игр патриотической направленности  «Защитники отечества»

https://i.pinimg.com/736x/48/2c/bb/482cbb692171d6f9e782b0305d793030.jpg

КРАСНОТУРЬИНСК

2020

Пояснительная записка.

23 февраля отмечается как «День защитника Отечества». В этот день мы отдаем дань уважения и благодарности тем, кто мужественно защищал родную землю от захватчиков, а также тем, кто в мирное время несёт нелёгкую и ответственную службу.

В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы, воспитатели, всегда обращаемся к  дидактической игре.

В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

В данном пособии представлены дидактические игры, которые можно использовать в воспитательно - образовательном процессе, старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Дать детям представление об армии как защитнице Отечества, способствовать формированию уважительного отношения ко всем, кто служил и служит в армии, воспитывать желание готовить себя к службе в армии.

Уточнить и расширить знания детей об армейских профессиях.

Активный словарь

Имена существительные

Родина, армия, солдат, моряк, матрос, командир, капитан, мир, война, герой, орден, медаль, оружие, граница, танк, ракета, пушка, автомат, пулемёт, самолёт, корабль, часовой, форма, бескозырка, фуражка, пилотка, каска, шинель, парашют, броневик, гусеницы (у танка), лётчик – пилот, автоматчик, пограничник, танкист, парашютист, салют

Страна, Отечество, боец, воин, офицер, генерал, защита, защитник, награда, ветеран, пехотинец, артиллерия, артиллерист, тягач, всадник, конница, тельняшка, гимнастёрка, китель, подводная лодка, враг, неприятель, нарушитель, пост

Глаголы:

охранять, защищать, воевать, стрелять, побеждать, погибать, получать (награды), прыгать с парашютом, стоять на посту

оберегать, одержать (победу)

Имена прилагательные

военный, защитный (цвет), смелый, храбрый, сильный, закалённый, стойкий, умелый, мощные (орудия, танки), крепкая (броня)

Отважный, бесстрашный, доблестный, быстроходные (машины)


Дидактические игры структурированы по следующим направлениям:

  • на закрепление знаний о военных профессиях;
  • на закрепление знаний о военной технике;
  • на координацию речи;
  • на внимание;
  • пальчиковая гимнастика;
  • лабиринты.


Дидактическая игра «Что нужно артиллеристу»

Задачи: Закрепить знания детей о военной профессии артиллерист; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры
Дети выбирают фотографии или картинки с изображением военной техники, атрибутики (танк, военный самолёт, флаг, пистолет, лошадь,фляжка, бинокль, пушка и т.д.). Выбранные картинки должны соответствовать военной профессии, например: артиллерист. Ребёнок аргументирует свой выбор (для чего нужен этот предмет артиллеристу).

Дидактическая игра «Кем я буду в Армии служить?»

Задачи: Закрепить знания детей о военных профессиях; развивать воображение; воспитывать гордость за нашу Отчизну.
Ход игры
Перед детьми располагают картинки или фотографии с изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых военными. По тому выбору, что сделал ребёнок, следует определить военную профессию. 
Назвать в каких войсках хочет служить ребёнок, когда вырастет.

Дидактическая игра «Кто защищает наши границы»

Задачи: Закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов своей страны.
Ход игры
На карте России воспитатель показывает границы нашей страны. Обращает внимание детей на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде. Уточняет, что по воздуху пересекать границу тоже нельзя. Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, на каком виде военного транспорта охраняют границы. Обосновывают свой ответ. Например, если враг нападёт с моря, границу защитят военные корабли, катера. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника.

Дидактическая игра «Отгадай военную профессию»

Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.
Ход игры
Ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий. 
Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.

Дидактическая игра «Соберём картинку»

Задачи: Закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры
Детям предлагаются разрезные картинки танка, военного самолёта, военного вертолёта, военного катера, подводной лодки, военной машины.
Предложить собрать из частей целое изображение. 
Варианты игры: дети собирают из частей целое изображение в паре, составляют целое из частей на время, на скорость.

Дидактическая игра «Как прадеды мир отстояли»

Задачи: Закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас.
Ход игры
Ребёнок выбирает картинку с изображением военной профессии. В соответствии с выбранной профессией подбирает военный транспорт. Далее в соответствии с выбранным военным транспортом «встаёт» на границе нашей страны. Например, профессия – военный моряк, транспорт – военный катер, граница – морская акватория.

Координация речи с движением «Дозор»

Задачи: закреплять умения координировать речь с движением, развивать творческое воображение.

Свой ремень мне подарил старший брат. Целый день Я мастерил Автомат. А потом — надел пилотку, Изменил слегка походку: — Левой! Левой! — Через двор.

(Сводят и разводят кулаки перед грудью.)

(Ритмично ударяют кулаками друг о друга.)

(Надевают пилотку.)

(Ставят руки на пояс.)

(Маршируют на месте, ритмично двигая руками.)

«Подскажи словечко»

Задачи: развивать слуховое внимание, чувство рифмы. Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

Подрасту и вслед за братом Тоже буду я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять свою... (страну).

Брат сказал: «Не торопись!

Лучше в школе ты учись!

Будешь ты отличником

— Станешь... (пограничником)

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном... (корабле).

Можешь ты солдатом стать,

Плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота —

Ждет тебя, солдат... (пехота).

Самолёт парит, как птица,

Там — воздушная граница.

На посту и днем, и ночью

Наш солдат — военный... (лётчик).

Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется... (танкистом).

Любой профессии военной

Учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было... (войны).

Н. Майданик

Игра «Подбери признак»

Задачи: обогащать и уточнять словарь прилагательных. Например:

Защитник Отечества (какой?)— Храбрый, смелый, отважный... Служебная собака (какая?) — Верная, преданная, смелая, умная..

Игра «Какой праздник?» 

Задачи: совершенствовать грамматический строй речи, словообразование, развивать связную речь, мышление.

Ход игры. Воспитатель читает детям рассказ-загадку. Дети дополняют его. Затем воспитатель читает дополненный рассказ ещё раз, задаёт вопросы и просит детей пересказать его.

Сегодня у нас в саду праздник. К нам в гости пришли только мужчины: папы, дедушки и братья. Они рассказывали нам о своей службе. Васин дедушка рассказал о том, что во время войны он пешком прошёл от Москвы до Берлина. Он служил в пехоте, был (кем?)... (пехотинцем). А Вовкин дед — старый такой, маленького роста — а управлял огромным танком. Он был (кем?) ... (танкистом). И ещё Мишкин дедушка приходил, он в разведку ходил, был (кем?)... (разведчиком). Это вообще очень опасно. А Мишкин старший брат служит сейчас в армии, в десантных войсках. Он (кто?) ...(десантник). А сам Миша, когда вырастет, тоже в армию пойдёт. Он хочет на подводной лодке служить, будет (кем?)... (подводником). И совсем мы не ожидали, что Юлькин папа на границе служит, охраняет нашу Родину, он (кто?)... (пограничник). Мы её даже больше уважать начали! Ну что, вы догадались, какой праздник был у нас в саду?

С. Чешева, И. Михеева

Игра «Военные профессии»

Задачи: обогащать и активизировать словарь детей по теме, закреплять умение делить слова на слоги, развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворения о военных профессиях. Предлагает назвать профессии, о которых говорится в стихотворениях, и вспомнить другие названия военных профессий.

ПОГРАНИЧНИК

Охранять границу — важно! Пограничников зовут. С верным псом они отважно Службу Родине несут.

С. Чертков

ЛЁТЧИК

Лётчик знает своё дело, В небе водит самолёт. Над землёй летит он смело, Совершая перелёт.

С. Чертков

МОРЯК

Плывёт моряк на корабле, Он не тоскует по земле. Он с ветром дружит и волной, Ведь море — дом его родной.

С. Чертков

Далее воспитатель предлагает детям разделить слова — названия профессий на слоги.

Например: лёт-чик, мо-ряк, тан-кист, по-гра-нич-ник, сол-дат, о-фи-цер.

Скажи, как называется человек, который:

  • летает на самолете - ...
  • летает на вертолете - (вертолетчик)
  • управляет танком - ...
  • служит в пехоте - ...
  • служит в артиллерии - ...
  • служит на море
  • служит в десантных войсках - ...
  • управляет ракетными установками - ..
  • прыгает с парашютом - ...
  • служит на подводной лодке - ...
  • налаживает связь в армии - ...
  • охраняет границу - ...
  • передает военные сообщения по радио

Продолжи или исправь предложения и повтори:

  • В армии служит много ... (десантников, солдат, офицеров, бойцов).
  • Связисты стали восстанавливать связь, когда ...
  • Снаряды взрывались, потому что бойцы укрылись в окопе.
  • Солдат выполнил задание, поэтому офицер дал ему приказ.

Рассмотри картинки и ответь, чем похожи и чем отличаются танк и трактор.

hello_html_3afb8492.png

Скажи, какое слово здесь лишнее и почему:

  • Танкист, радист, артиллерист, хоккеист.
  • Подводный, подводник, подводить, водолаз.
  • Солдат, пехотинец, моряк, хомяк.

 Посмотри и отгадай, на какой квадрат приземлится парашютист, отметь его крестиком.

hello_html_m471b4c22.png

Пальчиковая гимнастика. Защитники Отечества

Бойцы-молодцы

Педагог.

Пальцы эти — все бойцы, показать раскрытые ладони.

Удалые молодцы.

Два — больших и крепких малых

И солдат в боях удалых.

Два — гвардейца-храбреца, сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать

пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших.

Два — сметливых молодца.

Два — героя безымянных.

Но в работе очень рьяных!

Два — мизинца-коротышки —

Очень славные мальчишки!

(Е. Карельская)

Солдаты

 Мы солдаты, мы солдаты, бодрым шагом мы идем.

(Пальцы бодро «Маршируют» по столу.)

В нашу армию, ребята, просто так не попадешь.

(Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево-вправо.)

Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.

(Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.

Лабиринт/ зрительное внимание

hello_html_mbca8889.jpg

hello_html_1e918367.jpg

hello_html_6a2a6b27.jpg

Найди отличия/ зрительное восприятие, внимание

hello_html_71017270.jpg

hello_html_7b17b16a.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию

Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию...

Презентация "Сборник учебно-методических пособий по патриотическому воспитанию в ДОУ"

В данном пособиии представлены дидактические игры и игровые пособия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Сборник консультаций и рекомендаций для родителей по "Нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Помочь ребёнку разобраться что ест...

Сборник сценариев по патриотическому воспитанию дошкольников

В папке представлен материал проведения развлечений по патриотическому воспитнию....

Сборник дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для детей 4-7 лет

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний.Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть мысли, ч...

Публикация в сборнике методических материалов "Создание целостного интегрированного педагогического пространства по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста." Смоленск 2021 года

Сборник методических материалов поможет педагогам ДОО включить в программы образования мероприятия, способствующие формированию патриотических качеств дошкольников с опорой на базовые национальные цен...

Патриотическое воспитание (сборник материалов)

Патриотическое воспитание (сборник материалов)...