проект Волшебница водица
проект (старшая группа)
Расширить и уточнить представления детей о воде, сформировать понятие, что вода- источник жизни .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnitsa_voditsa.docx | 52.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №5» города Сосновоборска
«Волшебница - водица»
Исследовательский проект
Автор: Борисова Наталья Ивановна
Сосновоборск – 2018
Предметы изучения - процесс выявления наличия представлений детей о воде.
Объекты изучения - сбор и исследование информации и статистических данных на предмет наличия представлений детей о воде.
Проблема (актуальность проекта):
Необходимо формировать навыки бережного отношения к природе с раннего детства, учить детей бережно и экономно относиться к воде. Дать понимание того, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Цель: Расширить и уточнить представления детей о воде, сформировать понятие, что вода- источник жизни .
Задачи:
1.Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека.
2.Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды.
3.Развивать наблюдательность, интерес к опытно-исследовательской деятельности.
4.Повысить познавательную активность детей.
5.Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию.
6.Воспитывать любознательность, интерес к коллективной работе.
7. Вовлечь родителей в образовательный процесс.
Этапы работы над проектом:
1. Этап (подготовительный):
- Определение темы проекта;
- Выявление уровня знаний детей по теме, анализ сформированности навыков работы с разным материалом;
- Формулирование цели и задач проекта;
- Подбор литературы, наглядного, дидактического материала
2. Этап (основной):
- Создание проблемной ситуации;
-Формирование педагогом задачи: Какая бывает вода, для чего она нужна и почему к ней нужно относиться бережно.
- Совместное планирование реализации проекта;
-Проведение мероприятий:
ОД по познавательному развитию, ОД по рисованию, беседы, пополнение развивающей среды, создание альбома, создание книжек-малышек, чтение произведений о воде, создание картотеки опытов с водой, проведение различных опытов и т.д.
3. Этап (заключительный):
Выставка совместного творчества педагогов, воспитанников, родителей (рисунки, альбом «Вода, вода, кругом вода», книжки-малышки)
4. Этап (аналитический) Подведение итогов, анализ результата реализации проекта, выработка идей для дальнейшей работы по данному направлению.
Роль родителей в реализации проекта: помощь в изготовлении альбома и книжек- малышек , рисунков детей по данной теме, диалоговые беседы с детьми по теме проекта.
Итог проекта:
Внутренний: Расширение знаний детей о воде. Повышение познавательной активности. Развитие навыков коллективной работы. Развитие интереса к творческой деятельности.
Внешний: Оформление альбома «Вода, вода, кругом вода» и книжек-малышек.
Вид проекта:
По продолжительности: среднесрочный.
По количеству участников: фронтальный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Тип проекта: опытно-исследовательский
Сроки реализации проекта: 20.02.2018г. – 20.03.2018г.
Состав участников:
-дети старшей группы;
-родители детей;
-воспитатель.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: Подборка произведений художественной литературы;
Наглядный материал: предметные и сюжетные картинки,
ноутбук, презентация «Вода, вода, кругом вода». Материалы для проведения опытов: емкости для воды, песок, глина, краска акварельная, молоко, соль, сахар, салфетки, фильтр, деревянные, бумажные, металлические и пластмассовые предметы, яйцо, электрочайник.
Организационные формы работы над проектом:
Формы работы | Название |
Беседы, чтение художественной литературы
| - Беседа «Какая бывает вода», -Чтение сказки «Жила была река» Н.А.Рыжовой ,стихов о воде. -Беседа «Почему воду называют источником жизни», -Чтение сказки Н.А.Рыжовой «Как люди речку обидели» -Беседа «Круговорот воды в природе» -Чтение стихов о воде, отгадывание загадок. -Беседа «Закрой кран, чтоб не вытек океан» -Чтение стихотворения Б. Заходера «Что случилось с рекой» |
Просмотр презентации
| Презентация «Вода, вода, кругом вода» |
ОД по познавательному развитию
ОД по художественно- эстетическому развитию (рисованию) | - ОД «Волшебница Водица» - Рисование на воде в технике Эбру.
|
Наблюдения | Наблюдения за водой в различных её состояниях (снег, лед) на прогулке, в жидком- в группе. |
Экспериментирование | Экспериментирование с водой |
Работа с родителями | Подбор фотоматериалов по теме проекта. Создание Книжек – малышек. Консультация «Экспериментируйте вместе» |
Формы презентации проекта: Показ презентации.
Результаты реализации проекта:
- У детей закрепились и расширились знания о воде;
- При работе над проектом развились навыки коллективного труда, сформировались нравственные качества личности: самостоятельность, уважение к труду;
- Обогатился игровой опыт детей;
- Дети использовали различные нетрадиционные техники по ИЗО деятельности, развились творческие способности;
- У родителей расширяются возможности сотрудничества со своими детьми. Родители осознали себя более компетентными в организации совместной деятельности с детьми.
Приложение 1.
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе
«Волшебница водица».
Цели. : Обобщить знания детей о воде , ее значение в жизни человека растений и животных.
Задачи:
-Расширить знания детей о свойствах воды и ее значении в жизни животных, растений и человека. Учить детей проводить несложные опыты с водой.
- Развивать мышление, любознательность ,умение анализировать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
- Воспитывать у детей бережное отношение к природным ресурсам.
Словарная работа: вода, лужа, ручей, река, море, океан, сосулька, снег, лед, туман, роса, пар.
Оборудование: ноутбук для показа презентации, стаканы с водой , молоком, крупой, чайные ложки, тарелки с теплой и холодной водой, краска синего и красного цвета, сосуд с веткой тополя, салфетки.
Ход НОД:
-Ребята!
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
-А вы как считаете, может ли человек прожить без воды? Почему?
(Ответы детей)
-А кому еще необходима вода?
(Ответы детей)
-Правильно, вода нужна всем : и людям , и животным, и растениям!
(Воспитатель показывает детям презентацию «Вода, вода, кругом вода»)
- А откуда берется вода в кране?
(Ответы детей)
-Вода, прежде чем попасть к нам в кран проделала большой путь. Сначала вода из ручейков попала в реку, а потом из реки человек направил воду в трубы, по трубам вода попала к нам в кран. Это значит, что у нас в кране – вода реки! Мы с вами каждый день пользуемся водой (пьем, варим обед, моемся, чистим зубы, стираем, моем посуду, пол), а она все течет и течет, и не кончается. А как вы думаете, что произойдет, если воды не будет?
(Ответы детей)
-Без воды на Земле не останется ничего живого- ни людей, ни животных , ни растений! Вода это источник жизни. Поэтому воду нужно беречь, не оставлять открытыми краны, не лить воду без надобности.
«Дети кран закрыть забыли,
И все капельки уплыли!»
И сказала я в ответ:
«Нет, таких детей здесь нет!
Воду попусту не льем,
Мы водичку бережем!»
И поэтому вода,
Не исчезнет никогда:
То в снег превратится, то в лед.
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
-А вы знаете, откуда берется дождь?
(Ответы детей)
-Правильно , вода испаряется, собирается в тучки, а потом падает на землю в виде дождя, а под лучами солнца, вода снова испаряется. Это называется круговорот воды в природе.
-А сейчас давайте поиграем в игру «Тучка и капельки»
Я буду тучкой, а вы капельками.
Дети–капельки летите.
И всю землю напоите. (дети бегают врассыпную)
Собрались капельки и потекли ручьем.
Бежит, журчит ручей ничей.
По камушкам - динь, динь.
По корягам - буль, буль.
По осоке - ш-ш. (дети передвигаются « паровозиком»)
Вдруг солнышко выглянуло, капельки испарились.
К маме-тучке возвратились. (дети бегут к воспитателю)
-А вы знаете, что вода волшебница ? Это мы узнаем, если проведем несложные опыты:
Опыт 1. Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Пересыпаем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает? (Сыпется).
А теперь, то же самое проделаем с водой. Что вода делает?(Льется) Почему?
( Потому что вода жидкая).
Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт 2. На столе стоят два стакана: один с молоком, другой с водой. Будет ли видна ложка, если положить ее в стакан с молоком? (Кладем ложку в стакан с молоком). Нет, в молоке ложка не видна, потому что молоко белого цвета. Будет ли видна ложка в стакане с водой? (Кладем ложку в стакан с водой) Да, потому что вода прозрачная. (Воспитатель предлагает попробовать на вкус молоко и воду и спрашивает, имеют ли они вкус) Молоко имеет вкус, а вода безвкусная.
Опыт 3. Воспитатель предлагает детям опустить пальчик в разные тарелки с водой. Ребята приходят к выводу, что вода может быть теплой и холодной. Воспитатель говорит: В реках, озерах и морях тоже бывает вода и теплая и холодная. Некоторые рыбы и растения могут жить только в теплой воде, другие – в холодной. Если бы вы были рыбками, какую бы воду вы выбрали? А в горячей воде сможет ли кто жить?
Опыт 4.В баночку с водой добавить немного красной краски. Что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворяется).
В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (Краска растворяется равномерно).
Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (При соединении красной и синей краски вода в банке стала коричневой).
Капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании краска растворяется быстрее и равномерно.
Опыт 5. (Заранее была срезана веточка тополя и помещена в сосуд с водой.) Ребята, посмотрите, что произошло с веточкой, на ней распустились листочки. Это одно из важных свойств воды- давать жизнь всему живому.
-Вот она какая водица- волшебница! Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы сегодня узнали?
(Ответы детей)
Не могут рыбы без воды,
Я не могу, не можешь ты.
Давайте же вместе водичку беречь,
И каждую капельку дружно стеречь!
Приложение 2.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию
(рисованию) в технике Эбру в старшей группе
«Волшебные узоры».
Интеграция областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изодеятельности.
Задачи:
-Систематизировать знания детей о свойствах воды.
-Познакомить детей с техникой рисования на воде- техникой Эбру.
-Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, воображение, фантазию .
-Воспитывать чувство прекрасного.
Материал: Пластиковые тарелки , палочки для размешивания, кисти, гуашь, листы акварельной бумаги круглой формы,шпажки, клей.
Предварительная работа: актуализация знаний детей о свойствах воды, наблюдение на улице за снегом и льдом, проведение различных опытов с водой.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую картину я для вас нарисовала. Вам нравится? А картина эта необычная, волшебная. Дело в том, что нарисовать эту картину мне помогла волшебница вода. А вы бы хотели научиться так рисовать? Для этого нам с вами нужно организовать лабораторию, а мы с вами будем учеными.
(Дети надевают фартуки и подходят к своим столам , где разложены листы бумаги круглой формы, пластиковые тарелки, палочки для размешивания, стаканы с водой, шпажки, гуашь, кисти, прищепки).
Воспитатель: Ребята, у вас на столах стоят стаканчики с водой. Давайте вспомним, какая она вода?
( Жидкая, прозрачная, не имеет вкуса , запаха , цвета).
Правильно. Ребята, а что нужно сделать, чтобы вода стала цветной? Как вы думаете?
(Добавить в воду краску)
Правильно. Знаете для чего это нужно? Я раскрою вам секрет- для того чтобы у нас с вами получилась такая волшебная картина, мы ее будем рисовать на воде. Да, да , не удивляйтесь! Техника рисования на воде- очень древняя техника. А называется она техника эбру. Пришла она к нам из Турции и переводится именно как рисование на воде. Ребята, повторите, как называется техника рисования на воде?
(Эбру)
Правильно.
В емкость наливается раствор-основа, затем специальные краски наносятся вручную . Художник смешивает цвета, растягивает, закручивает. В результате такого рисования краска на воде тоже приобретает рисунок, подобный мраморному. Вот такой рисунок , как на моей картине. Но у нас с вами нет специального раствора и специальных красок, мы и х будем готовить сами. Нальем в тарелочки немного воды. Если мы добавим с вами в воду краску, что произойдет? Правильно, она растворится, потому, что вода жидкая. А нам нужно, чтобы краска осталась на поверхности воды, а для этого надо, чтобы вода загустела. Для этого мы с вами добавим в воду клей! Именно клей поможет нам изменить способность воды растворять краски.
Перед тем, как приступить к рисованию мы с вами немножко поиграем пальчиками- разогреем их.
Пальчиковая гимнастика:
Ах вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!(ритмично потираем ладошки имитируя «мытье рук»)
Брызги- вправо, брызги –влево!
Мокрым стало наше тело! (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду)
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)
Теперь садимся на свои места. Налейте воды из стаканчика в тарелку, добавьте клея и аккуратно размешайте все палочкой . Теперь, когда мы приготовил основу, берем кисти, обмакиваем в краску и опускаем в воду, делаем разноцветные капли. Теперь шпажкой растягиваем капли , делаем узор. Берем лист бумаги, прицепляем прищепку и , держа лист за прищепку, аккуратно опускаем ее в тарелку на волшебный раствор. Как только края листа станут подниматься , лист достаем, переворачиваем и кладем перед собой.
Посмотрите, какие удивительные картины у вас получились. Теперь давайте подождем, когда краска высохнет , и повесим наши волшебные картины на выставку.
Понравилось вам наше занятие? Что нового вы сегодня узнали? Как называется техника рисования на воде?
Приложение 3.
Экологические сказки о воде
«Жила–была Голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходи люди.
- посмотрите, какая я чистая, прозрачная, красивая! Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости: искупаться и отдохнуть. Я буду вам очень рада, - говорила Речка.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, а, купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много – много рыбы. Мама нарвала букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и ей пришлось их выбросить. Костя наловил из воды множество улиток, разбросал их по берегу, а некоторых разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Он очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.
Гости ушли довольные, а Голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала в гости»
Н. А. Рыжова «Жила-была река»
Экологическая сказка
Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» — думала она.
Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения и животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.«Нет, — думает, — Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители — и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов... Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, все равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе. Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращение отмечают как самый главный праздник.
Н.А.Рыжова
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРУДА
экологическая сказка
Весеннее утро не предвещало ничего особенного. Слабые лучи солнца едва пробивались сквозь облачное покрывало. Легкий ветерок дул, но не освежал: из заводских труб выползали кольца едкого дыма, от чего небо приобретало сероватый оттенок унылости. Деревья покачивали молодой, но уже запыленной листвой. Казалось, они пытались дать понять всему миру, что устали поддерживать чистоту воздуха. Люди же, по обыкновению, просыпались, завтракали и шли на работу, в школу, по своим делам. Вот и Маша в тот день вышла из дому пораньше. В последнее время, перед школьными экзаменами, учиться совсем не хотелось. «Если бы сейчас произошло что-нибудь невероятное!» — мечтала она. Но все было обычным, как всегда. Девочка грустно вздохнула и направилась к маленькому пруду, который находился в трех минутах ходьбы от школы. Время от времени она проверяла, не появились ли там новые жители — лягушки или водомерки. Пруд уже давно выглядел как грязная лужа: по воде, словно кораблики, плавали конфетные фантики и пакеты из-под сока. Вряд ли даже самая отчаянная лягушка решится посетить такой водоем. Маша снова вздохнула и попыталась увидеть свое отражение в воде, что было непросто из-за больших расплывавшихся мазутных пятен. Вдруг по глади воды пошли круги, и на один из ярких фантиков взобралось маленькое странное существо. Таких Маша прежде никогда не встречала. «Вот оно, невероятное!» — промелькнуло в голове у девочки, и она склонилась над водой. А существо тем временем негромко заговорило: — Привет! Я за тобой давно наблюдаю. Почему ты сегодня такая грустная?" Девочка не верила своим глазам. — Кто ты? — наконец спросила она. — У меня не совсем обычное имя — Испруд, — ответило существо, — потому что я — история этого пруда. — История? — удивилась Маша. — Разве у прудов бывают истории? — Еще какие! Короткие и длинные, веселые и печальные. Хочешь, расскажу? — Конечно, — обрадовалась девочка. — Только разве это пруд, это же просто грязная лужа! — Да... — теперь вздохнул уже Испруд. — На озеро он сейчас действительно не похож. А ведь всего несколько лет назад все было по-другому, — необычный собеседник на минуту о чем-то задумался. — Пруд этот существует здесь так давно, что никто уже и не помнит, когда он появился. Тогда его история была еще веселой, а вода прозрачной. Но вот однажды сюда приехали люди, чтобы создать новый район города. Они вырубили деревья, расчистили места для постройки дорог и многоэтажных домов. Конечно, не забыли и о школе, выбрали для нее хорошую светлую поляну рядом с водоемом. Ребята из новой школы на перемене часто выбегали на его берег и наблюдали за жизнью водных обитателей. Пруд был очень красивым и уютным. На его поверхности плавали листья- «сердечки» и белоснежные цветки кувшинок, у берега над водой возвышались изящные листья стрелолиста, желтые цветки водяного ириса, коричневые початки рогоза, или камыша, как его все называли. Местами водная гладь сплошь была покрыта кожистыми овальными листьями рдестов, среди которых резвились водомерки. В свободной от растений части пруда важно плавала пара уток, время от времени ныряя в поисках пищи. Повсюду мелькали стрекозы, совершая виртуозные полеты. А под водой существовал другой, маленький, но тоже настоящий, живой мир. Его не так-то просто было разглядеть с берега. Разнообразные водоросли и подводные растения с рассеченными листьями выглядели как ажурный подводный лес, в котором, как и положено, обитали жители. Среди них были медлительные улитки, резвые лягушки и тритоны, в мягком иле извивались личинки комаров и стрекоз, весело вытанцовывали пиявки. Мелкие рыбки носились подобно торпедам; гребли лапками, как катамараны, жуки-плавунцы; усердные пауки-серебрянки ловили пузырьки воздуха, поднимаясь к поверхности воды, и строили из них домики. Незаметные человеческому глазу дафнии и циклопы пропускали через себя, как через маленькие фильтры, воду, и она становилась чище. Всех обитателей было просто невозможно пересчитать. Нельзя утверждать, что все они жили в дружбе и согласии. Были и драки, и погони, и ссоры. Одни охотились, чтобы пообедать, другие боролись между собой за пищу и кров. В общем, жизнь была непростой, но все как-то сосуществовали в этом маленьком пруду и зависели друг от друга. Некоторых обитателей было много: тут и там шныряли головастики, устраивая соревнования по скорости плавания. Наиболее редкие жители пользовались особым уважением соседей. Все имели свои обязанности: одни занимались уборкой пруда, поддерживая чистоту и порядок, другие следили за состоянием и ростом растений, третьи улаживали отношения с соперниками, защищали своих детишек. Одним словом, пруд существовал, расцветая жизнью весной и летом и замирая зимой. Все было замечательно, но вот как-то в школе решили, что пруд должен приносить пользу. Ученики стали вылавливать сачками из воды то элодею для микроскопических препаратов по ботанике, то не успевшего увернуться жука-плавунца для школьного аквариума. Классов в школе было много, и каждый ученик хотел отличиться и выловить самое интересное растение или животное. За несколько лет ребята вытащили из воды множество красивых растений, которые могли бы еще не один год зеленеть, расти и служить домом для подводных обитателей, но были обречены высыхать в жестких оковах гербария. Наверное, эти растения хотели бы во весь голос прокричать о своем сильном желании жить, но не умели этого делать. Со временем ученики собрали и раковины доверчивых и беспомощных перед человеком моллюсков. Даже у маленького юркого паука-серебрянки разломали нежный воздушный домик, а его самого насадили на острую иголочку и засушили для коллекции. Особо старательные ученики получали хорошие оценки... Через несколько лет утки улетели, все кувшинки были сорваны мальчиками и подарены девочкам. Прежние обитатели водоема грустили о доме и родственниках, доживая свой век в «живом уголке» школы. Для пруда наступили тяжелые времена. — Наверное, это был печальный период его истории, — добавила Маша. — А что случилось потом? — Исчезновение многих водных обитателей привело к тому, что оставшимся не стало хватать пищи. Немногочисленные «санитары» водоема с трудом справлялись со своими нелегкими обязанностями, в пруду стало трудно дышать, распространились болезни. Оказалось, что самые, казалось бы, обыкновенные и неприметные обитатели пруда приносили пользу своим соседям. Не было бесполезных или лишних жителей. Теперь же пруд выглядел совсем уныло. Он нуждался в помощи и не мог больше радовать разнообразием цветущих растений и плеском рыбы. А ведь ты, Маша, знаешь, что люди любят только красивое и привлекательное. Поэтому пруд все меньше и меньше интересовал школьников и жителей окрестных домов. И что удивительно: никому и в голову не пришло пожалеть и защитить его. Проходя мимо, люди бросали в него бутылки из-под воды, одним словом, разный мусор. Ненужные бумажки и окурки монотонно качались на воде, на дне угрожающе залегли старые батарейки. Пруд помутнел, потемнел от печали. Ребята решили, что - здесь уже никто не живет, и стали мыть в его воде велосипеды. Своих собак заботливые хозяева к пруду не подпускали — боялись, что те чем-нибудь заболеют. При этом люди не переставали искренне удивляться, как и почему их прекрасный пруд превратился в такую грязную лужу... — Маша! Ты ведь тоже удивлена? — неожиданно прервал свой рассказ Испруд. Девочка задумчиво смотрела на воду. — Как жаль, что я никогда не видела здесь лилий и рыбок. И еще мне очень жалко паука- серебрянку. Наверное, его домик выглядел волшебно... Испруд в ответ только вздохнул: — Эта история может скоро печально закончиться, а значит, исчезну и я. Мой пруд теперь никому не нужен. — Послушай! — оживилась Маша. — Неужели нельзя ничего сделать? Может, можно вернуть все назад? Надо обязательно помочь пруду, ведь здесь было так здорово! Испруд не знал, что посоветовать Маше. Он был всего лишь историей пруда. А творили эту историю люди, взрослые и не очень. — Маша! Я и вправду не знаю, как помочь пруду, — опечалился Испруд. — Зато я знаю! — радостно воскликнула девочка. — Я немедленно пойду в школу и расскажу своим одноклассникам твою историю. Они должны узнать, каким наш пруд был раньше, и что-нибудь придумать. И Маша побежала в школу, а Испруд, сделав глубокий вдох, нырнул вглубь пруда ожидать своего продолжения.
Стихи о воде
Б.Заходер
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С РЕКОЙ?
Течёт река
Издалека...
Течёт река...
Течёт река...
Как хорошо, когда река
И широка и глубока!
Над ней - пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройнее, выше лес над ней,
И луг прибрежный - зеленей!..
Течёт река...
Течёт река...
Поит поля и города,
Несёт и лодки и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне...
Ты хороша, река, весной
И осенью...
И в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Кому - попробуй угадать! -
Приятней плыть в живой волне:
Ребятам
Или
Ребятне?..
Вся живность счастлива
Вполне!
Но что такое?
Караул!!!
Нет, нет, никто не утонул.
Нет, нет, как раз наоборот:
На мель
Садится
Пароход
Средь бела дня.
Какой скандал!
Наверно, лоцман
Маху дал?
Да нет!
Далёко до буйка…
Тут глубока
Была река.
Была. Вот именно - б ы л а.
Была, да, видимо, сплыла:
Ах, реку мы
Не узнаём:
Река
Становится
Ручьём!
…Уже и лодки
На мели…
…Пловцы
Вдруг
Посуху пошли…
А рыбы?
В горе и тоске
Бедняжки
Бьются
На песке.
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: "Какой пустяк!"
Пустяк… Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка
Пропала целая река!
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает ...
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких, стройных елей
Рушится потоком селей ...
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Путешествует всегда
Наша спутница – вода!
Чтобы лился дождик с неба
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без воды.
Вода – это радость земли
Вода – это счастье земли.
Вода – это чудо земли.
Воду ты всегда береги.
Гонит капля дождевая
Ручеек за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
Автор:
Тамара Маршалова
Загадки о воде
Вода
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
Мы говорим: она течет;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперед,
Но никуда не убегает.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Водопад
С высоты большой срываясь,
Грозно он ревет
И, о камни разбиваясь,
Пеною встает.
Море
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьется.
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна -
И горька и солона.
Кругом вода,
А с питьем беда.
Кто знает, где это бывает?
Снег
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути.
Он пушистый, серебристый,
Белый, белый,
Чистый, чистый,
Ватой наземь лег.
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Волна, волны
По морю идет, идет,
А до берега дойдет -
Тут и пропадет.
В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует -
Бежим по воде.
Река
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море.
Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.
Берега
Два братца через мать
Друг на друга глядят.
Два братца друг на друга глядят,
А сойтись не могут.
Болото
Не вода, не суша -
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.
Не море, не земля,
А кораблям плавать нельзя.
Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи...
Нет опоры для ноги.
Снежинки
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке?
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Снеговик
Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
Град
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина.
Рассыпался горох
На семьдесят дорог:
Никто его не подберет.
Лёд
Без досок, без топоров,
Через речку мост готов.
Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
Пруд
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зеленая.
Молодые березки
Свои перед ним
Поправляют прически.
И месяц, и звезды -
В нем все отражается...
Как это зеркало называется?
Родник
Он без рук, он без ног.
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
Там, где корни вьются,
На лесной тропе,
Маленькое блюдце
Спрятано в траве.
Каждый, кто проходит,
Подойдет - нагнется
И опять в дорогу
Силы наберется.
Ручей
Под осоку на песок
Уронили поясок.
И лежит - да не поднять,
И бежит - да не поймать.
К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился - весной.
Кто бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зеленой
Прячет хвостик голубой?
Роса
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем - не найдем.
Утром падаю всегда -
Не дождинка, не звезда -
И сверкаю в лопухах,
На опушках и лугах.
Прорубь
В новой стенке,
В круглом окне,
Днем стекло разбито,
А за ночь вставлено.
Сосулька
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
Забралась на карниз,
Нос повесила вниз.
На ночь слезы прячет,
А на солнце плачет.
Висит за окошком
Кулек ледяной
Он полон капели
И пахнет весной.
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись.
Пословицы и поговорки о воде
Вода всему госпожа: воды и огонь боится.
Не плюй в колодец: пригодится водицы напиться.
С водой и огнем не поспоришь.
Воду в ступе толочь.
В решете воду не носят.
Вода с водой – не гора с горой: сольются.
Вода – сама себе царь.
Вода себе путь найдет.
Жди большой беды от лихой воды.
Пришла беда, разозлилась вода.
Хлеб да вода — молодецкая еда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Волшебница водица"
проект расчитан на то, что у дошкольников будет сформированы представления о воде Проект согстоит из трёх этапов....
проект "Волшебница Водица"
групповой проект для детей младшего дошкольного возраста...
ПРОЕКТ "ВОЛШЕБНИЦА-ВОДИЦА" ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Проект во второй младшей группе "Волшебница-водица"...
Исследовательский проект "Волшебница водица"
Цель нашего исследования – узнать как можно больше о воде, как она попадает в дом и где вода используется в быту человека. Определили следующие задачи: С...
краткосрочный экологический проект "Волшебница водица"
Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Очень радует, что среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоров...
Исследовательский проект «Волшебница – водица»
исследовательский проект "Волшебница-водица"...
Исследовательско - творческий проект «Волшебница-водица»
Исследовательско - творческий проект «Волшебница-водица»...