Виды речевых нарушений
материал
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ: 1. ФОНЕТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ – ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ СОГЛАСОВАННОЙ РАБОТЫ ВСЕХ ОТДЕЛОВ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА АППАРАТА 2. ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ – СПОСОБНОСТЬ РАЗЛИЧАТЬ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ ФОНЕМЫ ЗВУКИ РЕЧИ 3. РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ – СОСТОИТ ИЗ: ЦЕНТРАЛЬНОГО ОТДЕЛА (КОРА МОЗГА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ), ПРОВОДНИКОВОГО ОТДЕЛА (НЕРВНЫЕ ПУТИ) И ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА РЕЧИ 4. РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ – СОСТОИТ ИЗ: АРТИКУЛЯТОРНОГО АППАРАТА (ГУБЫ, ЗУБЫ, НЕБО, ГЛОТКА), ГОЛОСОВОГО АППАРАТА (ХРЯЩИ ГОРТАНИ, ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ) И ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (БРОНХИ, ЛЕГКИЕ, ДИАФРАГМА) 5. ИННЕРВАЦИЯ – ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНЫ ЧУВСТВ, МЫШЦЫ, ЖЕЛЕЗЫ И Т.Д. С ПОМОЩЬЮ НЕРВОВ
Возможные диагнозы при речевой патологии Заикание Дислалия Дизартрия Алалия Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) Общее недоразвитие Речи (ОНР) Задержка речевого Развития (ЗРР) Ринолалия
РИНОЛАЛИЯ НАРУШЕНИЕ ТЕМБРА ГОЛОСА И ПРОИЗНОШЕНИЯ ВСЕХ ЗВУКОВ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ДЕФЕКТАМИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА (РАСЩЕЛИНАМИ НЕБА, РУБЦОВЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ, ПАРЕЗАМИ И ПАРАЛИЧАМИ МЯГКОГО НЕБА) РЕБЕНКУ С РИНОЛАЛИЕЙ НЕОБХОДИМО ДЛИТЕЛЬНОЕ СОГЛАСОВАННОЕ ЛЕЧЕНИЕ У ХИРУРГА И ОРТОДОНТА, СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ. ИНОГДА ЕМУ НЕОБХОДИМА ПОМОЩЬ И ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ: СТОМАТОЛОГА, ОТОЛАРИНГОЛОГА, НЕВРОПАТОЛОГА. ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ОПЕРАЦИИ НА НЕБЕ (ХЕЙЛОПЛАСТИКА) ДО 6 ЛЕТ.
АЛАЛИЯ ОТСУТСТВИЕ ИЛИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ВСЛЕДСТВИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ВО ВНУТРИУТРОБНОМ ИЛИ РАННЕМ ПЕРИОДАХ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАЗЛИЧАЮТ ТРИ ВИДА АЛАЛИЙ: СЕНСОРНЫЕ, МОТОРНЫЕ И СЕНСО-МОТОРНЫЕ. АЛАЛИЮ НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ ПРОСТО ВРЕМЕННОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. ПРИ ЭТОМ НАРУШЕНИИ ВЕСЬ ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПРОТЕКАЕТ В УСЛОВИЯХ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. ОТМЕЧАЮТСЯ НАРУШЕНИЯ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ: ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ. СРЕДИ НЕРЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ ВЫДЕЛЯЮТСЯ МОТОРНЫЕ, СЕНСОРНЫЕ И ПСИХО-ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ .
ЗАИКАНИЕ НАРУШЕНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННОЕ СУДОРОЖНЫМ СОСТОЯНИЕМ РЕЧЕВОГО АППАРАТА ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД, ВКЛЮЧАЮЩИЙ В СЕБЯ: - ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ (МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ И НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЕ), НАПРАВЛЕННОЕ НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ - ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ - КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ - ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ И СОЗДАНИЕ НОРМАЛЬНЫХ БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР) СЛОЖНЫЕ РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА, ПРИ КОТОРЫХ У ДЕТЕЙ НАРУШЕНО ФОРМРОВАНИЕ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ, КАСАЮЩИХСЯ И ЗВУКОВОЙ, И СМЫСЛОВОЙ СТОРОН, ПРИ НОРМАЛЬНОМ СЛУХЕ И ИНТЕЛЛЕКТЕ РЕЧЕВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ПРИ ОНР НЕОДНОРОДНА: ОТ ПОЛНОГО ОТСУТСТВИЯ РЕЧИ ДО РАЗВЕРНУТОЙ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ ПРИНЯТО ВЫДЕЛЯТЬ ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ОНР
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ (ОНР I ) АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ СФОРМИРОВАН И СОСТОИТ ИЗ ЗВУКОПОДРАЖАНИЙ И ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ («ИСЬ» - «КИСКА», «АКА» - «СОБАКА»). МОГУТ БЫТЬ ФРАЗЫ ИЗ ДВУХ ЛЕПЕТНЫХ СЛОВ , НЕ ОФОРМЛЕННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИ («ИСЬ ИДИ» - «КИСКА СИДИТ»). ХАРАКТЕРНА МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ УПОТРЕБЛЯЕМЫХ СЛОВ («ИСЬ»: «КИСКА», «МИШКА») - ВОЗМОЖНА ЗАМЕНА НАИМЕНОВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ НАЗВАНИЯМИ ДЕЙСТВИЙ И НАОБОРОТ (СЛОВО «ПИ» - ЧАСТЬ ГЛАГОЛА «ПИТЬ», МОЖЕТ ОБОЗНАЧАТЬ ЧАШКУ, ВОДУ, МОЛОКО, СОК). ШИРОКО ИСПОЛЬЗУЯ ЖЕСТЫ И МИМИКУ, ДЕТИ ПОНИМАЮТ ОБРАЩЕННУЮ РЕЧЬ В ХОРОШО ЗНАКОМОЙ СИТУАЦИИ. ПРОИЗНОШЕНИЕ БОЛЬШИНСТВА ЗВУКОВ НАРУШЕНО , МНОГИЕ ИЗ НИХ ИСКАЖАЮТСЯ, СМЯГЧАЮТСЯ И Т.Д.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ (ОНР II ) АКТИВНАЯ РЕЧЬ СОСТОИТ ИЗ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ ДВУХ, ТРЕХ ИЛИ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ. РЕБЕНОК МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТРЕХ- И ДАЖЕ ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА («АСИНА» - «МАШИНА», «ИБУАСЬКА» - «ЧЕБУРАШКА»). ОТМЕЧАЮТСЯ ГРУБЫЕ ОШИБКИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ: ПРОПУСК ПРЕДЛОГОВ, ОТСУТСТВИЕ СОГЛАСОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ, СМЕШЕНИЕ ПАДЕЖНЫХ ФОРМ («ЕМ ОСЬКА» - «ЕМ ЛОЖКОЙ»). ОТМЕЧАЕТСЯ ГРУБОЕ НАРУШЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ И ЗВУКОНАПОЛНЯЕМОСТИ СЛОВ («ИТОТИ» - «ЦВЕТОЧКИ», «КАКОКИ» - «КОЛГОТКИ». - ХАРАКТЕРНЫ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ИСКАЖЕНИЯ ЗВУКОВ : ДЕФЕКТЫ СМЯГЧЕНИЯ, ОЗВОНЧЕНИЯ, ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ, ШИПЯЩИХ, СОНОРНЫХ И ДР.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ (ОНР III ) АКТИВНАЯ РЕЧЬ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ НАЛИЧИЕМ РАЗВЕРНУТОЙ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛЕКСИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ. НАБЛЮДАЕТСЯ НЕТОЧНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ МНОГИХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ ( «КРУЖКА» - «ЧАШКА», «СТАКАН», «КРУЖКА» - ПОЯВЛЯЮТСЯ ПЕРВЫЕ НАВЫКИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ («СТОЛ» - «СТОЛИК»); НО ДЕТИ НЕ МОГУТ ПРОИЗВОДИТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ («СОК ИЗ ЯБЛОК» - «ЯБЛОЧНЫЙ СОК»); ЗАТРУДНЯЮТСЯ ОБРАЗОВЫВАТЬ ГЛАГОЛЫ ПРИСТАВОЧНЫМ СПОСОБОМ («КРАСИЛ» - «ПОКРАСИЛ», «ВЫКРАСИЛ») - НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ВЫРАЖАЮТСЯ В СМЕШЕНИИ, ЗАМЕНЕ И ИСКАЖЕНИИ ЗВУКОВ , ПРИЧЕМ ЗАМЕНЫ МОГУТ БЫТЬ НЕСТОЙКИМИ.
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ (ОНР IV ) - НЕТ ГРУБЫХ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ , А ИМЕЕТ МЕСТО ЛИШЬ НЕДОСТАТОЧНО ЧЕТКОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ РЕЧИ - ДЕТИ ДОПУСКАЮТ ПЕРЕСТАНОВКИ СЛОГОВ И ЗВУКОВ, СОКРАЩЕНИЕ ГЛАСНЫХ ПРИ ИХ СТЕЧЕНИИ, ЗАМЕНЫ И ПРОПУСКИ СЛОГОВ В РЕЧЕВОМ ПОТОКЕ, У НИХ НЕДОСТАТОЧНАЯ ВНЯТНАЯ ДИКЦИЯ, ВЯЛАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ («КАША ВО РТУ») - ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ЗАМЕНЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗНАЧЕНИЮ («МАЛЬЧИК ЧИСТИТ МЕТЛОЙ ДВОР» - «МАЛЬЧИК ПОДМЕТАЕТ МЕТЛОЙ ДВОР»), В СМЕШЕНИИ ПРИЗНАКОВ («БОЛЬШОЙ ДОМ» - «ВЫСОКИЙ ДОМ») - В ГРАММАТИЧЕСКОМ ОФОРМЛЕНИИ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ РОДИТЕЛЬНОГО ЧИСЛА («УВИДЕЛИ МЕДВЕДЕВ, ВОРОНОВ»), В СОГЛАСОВАНИИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ («РАСКРАШИВАЮ ШАРИК КРАСНЫМ РУЧКОМ»)
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ФФНР) НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РОДНОГО ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ, СВЯЗАННЫМИ С ДЕФЕКТАМИ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ ВЫДЕЛЯЮТ НЕСКОЛЬКО ГРУПП ДЕТЕЙ С ДАННЫМ ДИАГНОЗОМ: - ДЕТИ, У КОТОРЫХ ВОЗНИКАЮТ ЗАТРУДНЕНИЯ ТОЛЬКО В РАЗЛИЧЕНИИ НАРУШЕННЫХ В ПРОИЗНОШЕНИИ ЗВУКОВ ДЕТИ, У КОТОРЫХ НАРУШЕНО РАЗЛИЧЕНИЕ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА ЗВУКОВ ИЗ РАЗНЫХ ФОНЕТИЧЕСКИХ ГРУПП - ДЕТИ, КОТОРЫЕ ВООБЩЕ НЕ РАЗЛИЧАЮТ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЗВУКОВЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ, НЕ СПОСОБНЫ ВЫДЕЛИТЬ ЗВУКИ ИЗ СОСТАВА И ОПРЕДЕЛИТЬ ИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ДИЗАРТРИЯ ВОЗНИКАЕТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ГЛОВНОГО МОЗГА ВО ВНУТРИУТРОБНОМ ИЛИ РАННЕМ ПЕРИОДЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЯЕТСЯ В НАРУШЕНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННОМ ПОВРЕЖДЕНИЕМ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО ОТЛИЧАЮТСЯ ПО ОБЪЕМУ (ПАССИВНЫЙ ШИРЕ АКТИВНОГО) В ГРАММАТИЧЕСКОМ СТРОЕ РЕЧИ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ТАКАЯ СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ОШИБКА, КАК ПРОПУСК ПРЕДЛОГОВ («КИГА ЕЗЫТ ТОЕ» - «КНИГА ЛЕЖИТ НА СТОЛЕ) - В ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ПОТЛИВОСТИ ВЕРХНИХ И НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ, ПОВЫШЕННОМ СЛЮНООТДЕЛЕНИИ И СЛЮНЕТЕЧЕНИИ
ДИСЛАЛИЯ НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ НОРМАЛЬНОМ СЛУХЕ И СОХРАННОСТИ ИННЕРВАЦИИ РЕЧЕВОГО АППАТАРА ДИСЛАЛИЯ ДЕЛИТСЯ НА ГРУППЫ: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ. ВОЗНИКАЕТ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ. ПРИЧИНЫ: ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ОСЛАБЛЕННОСТЬ В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ, НЕДОСТАТОЧНАЯ СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ И РЕЧЕВЫЕ УСЛОВИЯ, ДВУЯЗЫЧИЕ В СЕМЬЕ 2. МЕХАНИЧЕСКАЯ. ПРИ ОТКЛОНЕНИЯХ В СТРОЕНИИ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО РЕЧЕВОГО АППАРАТА
ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Звук заменяется другим, более простым по артикуляции (л – у) Звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета) Звук произносится искаженно: горловой Р, межзубный С
ВИДЫ НЕДОСТАТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, КАКИЕ ЗВУКИ НЕ СФОРМИРОВАНЫ ИЛИ НАРУШЕНЫ Сигматизм – дефекты произношения свистящих (с,з,ц) и шипящих (ш,ж,ч,щ ) Ротацизм – дефекты произношения звуков «р, р ' » Каппацизм – дефекты произношения звуков «к, к ' » Дефекты озвончения – замена звонких согласных парными глухими Хитизм – дефекты произношения звуков «х, х ' » Гаммацизм – дефекты произношения звуков «г, г ' » Ламбдацизм – дефекты произношения звуков «л, л ' » Йотацизм – дефекты произношения звука «й» Дефекты озвончения – замена мягких согласных твердыми Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения Ринофония – нарушен только тембр голоса
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР) ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ БОЛЕЕ МЕДЛЕННЫМ ТЕМПОМ ПО СРАВНЕНИЮ С НОРМОЙ ТЕМПАМИ УСВОЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА ОТСТАВАНИЕ РАВНОМЕРНО В ФОРМИРОВАНИИ ВС ЕХ КОМПОНЕНТОВ ЯЗЫКА ЕСЛИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ЗНАЧИТЕЛЬНО ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ, НЕ СТОИТ ЗАТЯГИВАТЬ С ОБРАЩЕНИЕМ К СПЕЦИАЛИСТАМ: НЕВРОЛОГУ, ПСИХОЛОГУ, ЛОГОПЕДУ. НЕОБХОДИМО ВОВРЕМЯ ПРОВЕСТИ НЕОБХОДИМЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИЧИНЫ ЗРР.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды речевых нарушений и их причины
Консультация для родителей дошкольников, посещающих группу для детей с ОНР...
Консультация для родителей на тему "Виды речевых нарушений"
Описание основных видов речевых нарушений у дошкольников....
Виды речевых нарушений
Краткое описание речевых нарушений...
Виды речевых нарушений.
Нижеследующая информация приведена только в ознакомительных целях.Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист....
Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте
Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте...
Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте. Особенности их преодоления.
Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте. Особенности их преодоления....
Консультационно – просветительский блок для родителей. «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»
Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей...