Патриотический уголок как средство воспитания дошкольников. (Из опыта работы)
консультация
Статья о значимости патриотического уголка в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskiy_ugolok_kak_sredstvo_vospitaniya_doshkolnikov.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотический уголок как средство воспитания дошкольников.
(Из опыта работы)
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский.
Патриотическое воспитание — важная часть становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к Родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются семьёй и обществом, начиная с детского сада.
В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание - это не только воспитание любви к родному дому, семье, к родной природе, но и воспитание уважительного отношения к труженикам и результатам их труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Чтобы достичь определенных результатов в нравственном воспитании детей, необходимо в каждой группе детского сада иметь патриотический уголок.
Главной целью патриотического уголка является воспитание и формирование нравственной личности.
Задачи патриотического уголка:
• приобщать детей к традициям и обычаям своего народа,
• формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране;
• формировать толерантность к другим народам и желание почерпнуть хорошее в культуре других стран.
• формировать представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице России;
• воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;
• побуждать детей к совершению добрых дел на благо своей семьи и страны.
• формировать правовую культуру дошкольников;
• формировать бережное отношение к природе и всему живому.
Направления патриотического уголка:
• Моя страна.
• Мой родной край (область)
• Мой город.
• Моя семья.
Оформление патриотического уголка.
Организация уголка патриотического воспитания проводится в сотрудничестве с детьми, педагогами и родителями. На воспитателях лежит ответственная задача - организовать и контролировать весь процесс.
Основой в оформлении уголка является национальная символика и портрет президента, все остальное подбирается самостоятельно. Это творческий процесс, зависящий от фантазии педагогов, но обязательно необходимо учитывать возраст детей.
Содержание патриотического уголка.
1 – я и 2 - я младшая группы
На данном этапе у детей формируются представления детей о детском садике, о своем городе, воспитываются чувства любви и заботы к своей семье и другим людям. Формируются знания о труде работников дошкольного учреждения, даются первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о предметах декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломы, бересты).
Содержание уголка:
• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;
• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
• Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками по возрасту;
• Русские народные игрушки
• Иллюстрации с изображением природы по временам года, животных наших лесов, растительный мир.
• Предметы декоративно-прикладного искусства (вышитые скатерти, полотенца, керамическая утварь, изделия из соломы, бересты);
• Альбомы или иллюстрации с изображением народных и государственных праздников;
• Перспективный план работы в данной возрастной группе.
Средняя группа
У детей среднего возраста формируется интерес к культурным традициям народа; о столице России – Москве, о своем городе, улице; о символике государства (национальном флаге, гербе, гимне); о народных героях; российских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре, даются первоначальные сведения о правовой культуре детей.
Содержание уголка:
• Государственная символика (флаг, герб, гимн)
• Портрет президента
• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Москва – столица России», «Мой родной город»;
• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников;
• Генеалогические древа детей;
• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, растительный мир России;
• Куклы (мальчик и девочка) в русском национальном костюме;
• Иллюстрации и альбомы с фотографиями с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
• Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками по возрасту;
• Перспективный план работы в данной возрастной группе.
Старшая и подготовительная группы
В данных возрастных группах формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят с достопримечательностями города, его историей, областным центром области или края. С географическим расположением страны, с его границами. Закрепляют знания о столице нашей Родины, о флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями русского народного фольклора, с произведениями русских писателей и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре. Продолжают пополнять знания о правовой культуре детей.
Содержание уголка:
• Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
• Портрет президента
• Карта страны, карта области, глобус
• Куклы в национальных костюмах
• Альбомы с архитектурными памятниками России, заповедниками;
• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Москва – столица России», «Мой родной город», «День Победы», «Мои права» и др.;
• Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
• Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
• Различная познавательная и художественная литература;
• Конвенция о правах ребенка (в картинках);
• Иллюстрации с изображением природы по временам года, животных наших лесов, растительный мир.
• Генеалогические древа детей;
• Перспективный план работы в данной возрастной группе.
Самым эффективным средством воспитания патриотических чувств является правильная организация патриотического уголка в группе. В процессе его создания мною учитывались возрастные особенности детей, национально-культурные ценности.
Развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ организовала с учетом ФГОС таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу, патриотические чувства каждого ребёнка с учётом его склонностей и интересов. А также она соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется и пополняется.
Для наполнения уголка по патриотическому воспитанию были созданы макеты «Мой детский сад», «Мой город Новокузнецк», дидактические игры климатических и природных зон, представлены различные виды театра по русским народным сказкам, атрибуты декоративно – прикладного творчества. Интерьер украшает кукла в национальном костюме, предметы декоративно-прикладного творчества.
С целью правового воспитания детей, пополнила уголок дидактическими играми, развивающими пособиями, создала для детей «Конвенцию по правам ребенка» в картинках и стихах, альбом детских имён и их значение, создала мини-библиотеку произведений и видеотеку презентаций и мультфильмов по правам детей. Разработала цикл занятий по данной теме и перспективное планирование по правовому воспитанию для детей старшей группы.
Особое внимание уделила патриотическим праздникам нашей страны, таким как: «День флага», «День защитника Отечества» и «День Победы»
С целью приобщения детей к истории России, к пониманию значимости патриотических праздников, развитию нравственных качеств детей провела для пап праздник «День защитника Отечества», совместно с детьми и родителями создала стенгазету «Папа – мой защитник!», разработала цикл бесед по теме и провела мастер – класс «Открытка для папы к празднику»
О памяти павших воинах, героях Великой Отечественной Войны совместно с детьми и родителями создала книгу памяти «Гордимся. Славим. Помним» о прадедушках и прабабушках своих воспитанников, которые принимали участие в ВОВ. В рамках этой темы был проведен творческий вечер памяти «Мы помним, не забудем никогда», с участием ветерана ВОВ. Со своими воспитанниками посетила памятное место «Бульвар Героев», разработала и провела цикл занятий и бесед по данной теме. Совместно с родителями и детьми организовала выставку рисунков «День Победы», а также призвала родителей к участию в городском проекте «Дважды победители», в котором собирались сведения о героях ВОВ, родившихся или живших в нашем городе.
Таким образом, патриотический уголок, созданный совместно с родителями становится доступным и родным каждому ребенку. У детей сформировалось чувство уважения и привязанности к своей улице, городу, родному краю. Расширились представления о городах России, ее символике, памятниках культуры, народного искусства; развились чувства ответственности и гордости за достижения своей страны, появился интерес к народным традициям, обычаям русского народа; у детей сформированы предпосылки для чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям; обогатилась предметно-пространственная среда группы.
Уголок патриотического воспитания нужен для воспитания гражданственности и развития чувства любви к Родине. Правильное построение педагогического процесса позволит детям в простой и непринужденной форме получить нравственно-патриотическое воспитание в духе любви к России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-музеи в ДОУ как инновационный подход к решению задач патриотического воспитания дошкольников (из опыта работы)
Проблема патриотического воспитания детей – одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении играют образовательные учреждения, детские организации, в рамках деятельности которых обеспечивается ...
Сообщение на пед совете «Многообразие форм и методов работы с детьми и родителями в ходе реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (из опыта работы о создании в группе мини-музея)
Необходимо, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее, что...
Использование в работе разнообразных методов и всех доступных средств в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников (из опыта работы на педсовете)
О использование в работе разнообразных методов и всех доступных средств в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников (из опыта работы на педсовете)...
Патриотический уголок как средство воспитания дошкольников
Воспитание у дошкольников чувства патриотизма – очень важная задача. В развитии полноценного будущего гражданина большое значение имеет любовь к семье, близким, детскому саду, стране. В каком бы...
Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания дошкольника (из опыта работы)
Раскрыть общую стратегию поведения воспитателя при организации игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре....
Выступление на педагогическом совете "Патриотический уголок-как средство воспитания дошкольников."
Выступление на педагогическом совете....
Патриотический уголок как средство воспитания дошкольников. (из опыта работы)
Статья о значимости патриотического уголка в детском саду...