Познавательно - исследовательский «Радуга - дуга»
проект (старшая группа)

Эльвира Николаевна Никонорова

Дать знания детям о радуге. Как получить радугу в домашних условиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Жемчужинка»

Познавательно - исследовательский «Радуга - дуга»

                                 Сведения об авторе:

Руднева Злата

5 лет, старшая группа «Дельфинчики»

                         Научный руководитель:

                                                              Никонорова Эльвира Николаевна, воспитатель

п.Харп, январь,2020 год

  1. Паспорт проекта

№п/п

Параметры

Содержание

1

Творческое название проекта

«Радуга- дуга»

2

Исполнители

Руднева Злата, 5 лет,  родители.

Руководитель:  Никонорова Э.Н.., воспитатель 1 квалификационной категории

3

Тип проекта

Познавательно - исследовательский

4

Цель

Выяснить, откуда появляется радуга. И возможно ли получить радугу в домашних условиях

5

Задачи

1. Узнать у детей моей группы, знают ли они, что такое радуга и почему она появляется на небе.

2. Собрать с помощью взрослых  информацию о радуге .

  3. Поставить опыты получения радуги дома.

 

6

Методы

  1. изучение литературы (энциклопедии, художественная) работа с видеоматериалами (передачи и документальные фильмы о природе)  2. Изучение материала  в сети Интернет.

3.опрос.

4.наблюдение.

7

Проблемные вопросы

1.Что такое радуга?

2.Откуда она появляется?

3. Какая существует связь между солнцем, дождем и появлением радуги?

4.Почему радуга разноцветная?

8

Гипотеза

Радугу можно получить в домашних условиях

9

Этапы реализации проекта

  • Подготовительный (выбор темы)
  • Основной (пути решения)
  • Заключительный (выводы, презентация проекта)

10

Срок реализации проекта

краткосрочный

10

Практическая значимость

Возможность познакомится с радугой как явлением природы.

2.Основная часть

 Актуальность

Тема моей работы: «Радуга - дуга». Я выбрала эту тему, потому что радуга-одно из самых красивых явлений природы, и люди давно задумываются над ее появлением. Мне часто приходилось видеть радугу, особенно этим дождливым летом. Для меня радуга как неразгаданная тайна. В группе мы читали басню «Солнце и радуга».  Возникло много вопросов: почему радуга появилась после дождя, почему проявляется, когда светит солнце? Взрослые люди, ученые , давно уже объяснили это явление, оно им знакомо, а вот детям еще предстоит узнать о многих явлениях. 

Цель моего проекта: Выяснить, откуда появляется радуга. И возможно ли получить радугу в домашних условиях

Задачи проекта:

1.Узнать у детей моей группы, знают ли они, что такое радуга и почему она появляется на небе.

2. Собрать с помощью взрослых  информацию о радуге .

  3. Поставить опыты получения радуги дома.

Гипотеза:

Если мы исследуем появление радуги, то узнаем:

1. Как она появляется на небе?

2. Какие бывают радуги?

3. Как получить радугу дома?

3.Экспериментальная часть

Обсуждение проблемы 

После прочтения басни Эльвира Николаевна предложила взять интервью у детей, побыть корреспондентом, и узнать знают ли наши ребята, что такое радуга?,

. Вот, что получилось: - детей сказали, что ничего не знают; - ребенка сказали, что это то что появляется на небе после дождя; - детей сказали, что это просто красиво; - детей сказали, что это то, что может сделать сама природа.  Всего было опрошено 17 детей

Затем мы посмотрели  энциклопедии «Мир вокруг нас», «Всё обо всем». Дома я попросила родителей посмотреть в интернете какие бываю радуги и откуда они появляются.

Из энциклопедий и интернета я узнала то такое Радуга?

Радуга –  разноцветная дугообразная полоса на небесном своде,

образующаяся от преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Как появляется Радуга?

Через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?

 Это луч солнца и дождевые капли. Ведь радуга — это и есть солнечный луч. Он проходит через дождевые капли, преломляется и отражается на противоположной стороне неба в виде огромной, разноцветной дуги. Вот почему можно сказать, что построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.

Почему Радуга разноцветная?

Дуги радуги разноцветные, но, чтобы они появились, необходим солнечный свет. Солнечный луч вовсе не белый, он только кажется белым, а на самом деле состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Когда эти цвета смешаны вместе, луч солнца кажется белым. Но когда луч солнца проходит через дождевую каплю — каждый цветной луч ложится отдельно, и мы видим цвет каждого в радуге. Яркость оттенков и ширина радуги зависят от размера капель дождя. Чем крупнее капли, тем уже и ярче радуга, тем в ней больше красного цвета. Если идёт мелкий дождик, то радуга получается широкая, но с блёклыми оранжевыми и жёлтыми краями.

Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В солнечном спектре различают семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Чтобы лучше запомнить их последовательность люди придумали такие смешные фразы:

 «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»

«Как Однажды Жан-Звонарь Головою Сшиб Фонарь»

«Крот Овце, Жирафу, Зайке Гладил Старые Фуфайки».

По первым буквам слов и вспоминают цвета. (К, О, Ж, З, Г, С, Ф)

А еще оказывается радуги бывают разные.

 Виды радуги:

  1. Двойная радуга
  2. Тройная радуга
  3. Лунная радуга
  4. Перевернутая радуга
  5. Зимняя радуга

1.Эксперимент

 Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи зеркальца.

Оборудование: колба, наполненная водой, зеркальце, источник света – солнечные лучи.

Мы поставили колбу, наполненную водой, на стол под источник солнечных лучей. Поворачивая зеркальце, мы получили вот такую радугу.

Вывод: «Когда солнечный свет проходит сквозь воду – каждый цветной луч ложится отдельно и получается радуга»

2.Эксперимент.  

Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи зеркальца и фонарика.

Оборудование: колба, наполненная водой, зеркальце, источник света – фонарик.

Всё то же, как и в первом опыте, но вместо солнечных лучей используется свет от фонарика, отражающийся от зеркала в воде, на белый лист бумаги. Свет был выключен.

Вывод: «Когда свет от фонарика проходит сквозь воду – каждый цветной луч ложится отдельно и получается радуга»

3.Эксперимент

Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи компакт – диска.

Оборудование: компакт – диск, источник света – солнечный луч.

Дождавшись солнечного дня, мы взяла компакт-диск и поймав им солнечный луч, направила его на потолок. Получилась вот такая радуга.

Вывод: «Радугу можно получить с помощью компакт-диска и солнечных лучей.

 4. Эксперимент

Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи мыльных пузырей.

Оборудование: мыльные пузыри, источник света – солнечные лучи.

Встав перед окном перед яркими солнечными лучами, я надувала мыльные пузыри. На мыльной плёнке можно увидеть полосы цветов как у радуги.

   5.Эксперимент 

Цель: получение радуги при помощи таза с водой и зеркала.

Оборудование: таз, до краев наполненный водой; зеркальце, установленное в воде под углом 25°; источник света (солнце или настольная лампа).

 В солнечный день поставьте около окна таз с водой и опустите в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке, так как угол между ним и поверхностью воды должен составлять 25°. Если зеркальце «поймает» луч света, то в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникнет радуга.
Этот опыт можно провести и вечером: тогда источником света выступит настольная лампа. Спектр получится в затемненном помещении.

3.Заключительный

После проведенного исследования мы рассказала всем ребятам, что такое радуга и как ее можно получить в домашних условиях. Теперь дети знают, что радугу можно увидеть не только днём в летнее время, но и зимой, и даже ночью. Они могут получить радугу в домашних условиях и могут научить этому других. Во время работы над проектом я узнала о природном явлении радуге: как появляется радуга и почему она разноцветная, узнала, что радуга может быть одной дугой, а может быть двойная или даже тройная. Существует ночная радуга (лунная) и зимняя, но она бывает очень редко и не такая красочная, как летняя. Опытным путём мы доказали, что эффект радуги можно получить в домашних условиях и в любое время года любоваться этим красивейшим природным явлением, которое всё ещё хранит много загадок.

     

Список литературы

 

 1.   А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова. Почемучка. Энциклопедия для детей. – М.: «Педагогика – пресс», 1998.

2.Белкин И. К. Что такое радуга? –  «Квант»1984г.

3.Булат В. Л. Оптические явления в природе. М.: Просвещение, 1994 г.

4..Гегузин Я. Е. «Кто творит радугу?» – Квант 2008г.  

5.Детская энциклопедия. Земля и Вселенная. – М.: «NOTABENE», 1999.

 6.  М.айер В. В., Майер Р. В. «Искусственная радуга» – Квант 2008г

 7. «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 1990 год.

 8.  Я познаю мир: Дет. Энцикл./М.: ООО «Издательство АСТ»,2002г.

 

Интернет-ресурсы:

сайты «Википедия», «Загадки природных явлений».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - творческий проект «Радуга-дуга». Ознакомление дошкольников с природным явлением – радугой, ее цветовым спектром.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад  №52 «Лукоморье»    Автор проекта: Орлова Екатерина Александровна, воспитатель высшей категории. Ср...

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Проект "Радуга-дуга"

Экспериментирование  является одним из видов познавательной деятельности детей. Это эффективный метод познания явлений и закономерностей окружающего мира. Важный результат данной деятельности – з...

Познавательно – исследовательский проект "Радуга-дуга"

Каждый человек хотя бы раз в жизни любовался одним из самых красивых явлением природы  – радугой. Как-то раз мы с детьми были на прогулке, вдруг заметили на небе радугу.  И нам стало и...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей 4-5 лет «РАДУГА - ДУГА»

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей 4-5 лет «РАДУГА - ДУГА»...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности «РАДУГА - ДУГА»

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности«РАДУГА - ДУГА»...