Познавательно - исследовательский «Радуга - дуга»
проект (старшая группа)
Дать знания детям о радуге. Как получить радугу в домашних условиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательно - исследовательский «Радуга - дуга» | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Жемчужинка»
Познавательно - исследовательский «Радуга - дуга»
Сведения об авторе:
Руднева Злата
5 лет, старшая группа «Дельфинчики»
Научный руководитель:
Никонорова Эльвира Николаевна, воспитатель
п.Харп, январь,2020 год
- Паспорт проекта
№п/п | Параметры | Содержание |
1 | Творческое название проекта | «Радуга- дуга» |
2 | Исполнители | Руднева Злата, 5 лет, родители. Руководитель: Никонорова Э.Н.., воспитатель 1 квалификационной категории |
3 | Тип проекта | Познавательно - исследовательский |
4 | Цель | Выяснить, откуда появляется радуга. И возможно ли получить радугу в домашних условиях |
5 | Задачи | 1. Узнать у детей моей группы, знают ли они, что такое радуга и почему она появляется на небе. 2. Собрать с помощью взрослых информацию о радуге . 3. Поставить опыты получения радуги дома.
|
6 | Методы |
3.опрос. 4.наблюдение. |
7 | Проблемные вопросы | 1.Что такое радуга? 2.Откуда она появляется? 3. Какая существует связь между солнцем, дождем и появлением радуги? 4.Почему радуга разноцветная? |
8 | Гипотеза | Радугу можно получить в домашних условиях |
9 | Этапы реализации проекта |
|
10 | Срок реализации проекта | краткосрочный |
10 | Практическая значимость | Возможность познакомится с радугой как явлением природы. |
2.Основная часть
Актуальность
Тема моей работы: «Радуга - дуга». Я выбрала эту тему, потому что радуга-одно из самых красивых явлений природы, и люди давно задумываются над ее появлением. Мне часто приходилось видеть радугу, особенно этим дождливым летом. Для меня радуга как неразгаданная тайна. В группе мы читали басню «Солнце и радуга». Возникло много вопросов: почему радуга появилась после дождя, почему проявляется, когда светит солнце? Взрослые люди, ученые , давно уже объяснили это явление, оно им знакомо, а вот детям еще предстоит узнать о многих явлениях.
Цель моего проекта: Выяснить, откуда появляется радуга. И возможно ли получить радугу в домашних условиях
Задачи проекта:
1.Узнать у детей моей группы, знают ли они, что такое радуга и почему она появляется на небе.
2. Собрать с помощью взрослых информацию о радуге .
3. Поставить опыты получения радуги дома.
Гипотеза:
Если мы исследуем появление радуги, то узнаем:
1. Как она появляется на небе?
2. Какие бывают радуги?
3. Как получить радугу дома?
3.Экспериментальная часть
Обсуждение проблемы
После прочтения басни Эльвира Николаевна предложила взять интервью у детей, побыть корреспондентом, и узнать знают ли наши ребята, что такое радуга?,
. Вот, что получилось: - детей сказали, что ничего не знают; - ребенка сказали, что это то что появляется на небе после дождя; - детей сказали, что это просто красиво; - детей сказали, что это то, что может сделать сама природа. Всего было опрошено 17 детей
Затем мы посмотрели энциклопедии «Мир вокруг нас», «Всё обо всем». Дома я попросила родителей посмотреть в интернете какие бываю радуги и откуда они появляются.
Из энциклопедий и интернета я узнала то такое Радуга?
Радуга – разноцветная дугообразная полоса на небесном своде,
образующаяся от преломления солнечных лучей в дождевых каплях.
Как появляется Радуга?
Через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?
Это луч солнца и дождевые капли. Ведь радуга — это и есть солнечный луч. Он проходит через дождевые капли, преломляется и отражается на противоположной стороне неба в виде огромной, разноцветной дуги. Вот почему можно сказать, что построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.
Почему Радуга разноцветная?
Дуги радуги разноцветные, но, чтобы они появились, необходим солнечный свет. Солнечный луч вовсе не белый, он только кажется белым, а на самом деле состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Когда эти цвета смешаны вместе, луч солнца кажется белым. Но когда луч солнца проходит через дождевую каплю — каждый цветной луч ложится отдельно, и мы видим цвет каждого в радуге. Яркость оттенков и ширина радуги зависят от размера капель дождя. Чем крупнее капли, тем уже и ярче радуга, тем в ней больше красного цвета. Если идёт мелкий дождик, то радуга получается широкая, но с блёклыми оранжевыми и жёлтыми краями.
Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В солнечном спектре различают семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Чтобы лучше запомнить их последовательность люди придумали такие смешные фразы:
«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»
«Как Однажды Жан-Звонарь Головою Сшиб Фонарь»
«Крот Овце, Жирафу, Зайке Гладил Старые Фуфайки».
По первым буквам слов и вспоминают цвета. (К, О, Ж, З, Г, С, Ф)
А еще оказывается радуги бывают разные.
Виды радуги:
- Двойная радуга
- Тройная радуга
- Лунная радуга
- Перевернутая радуга
- Зимняя радуга
1.Эксперимент
Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи зеркальца.
Оборудование: колба, наполненная водой, зеркальце, источник света – солнечные лучи.
Мы поставили колбу, наполненную водой, на стол под источник солнечных лучей. Поворачивая зеркальце, мы получили вот такую радугу.
Вывод: «Когда солнечный свет проходит сквозь воду – каждый цветной луч ложится отдельно и получается радуга»
2.Эксперимент.
Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи зеркальца и фонарика.
Оборудование: колба, наполненная водой, зеркальце, источник света – фонарик.
Всё то же, как и в первом опыте, но вместо солнечных лучей используется свет от фонарика, отражающийся от зеркала в воде, на белый лист бумаги. Свет был выключен.
Вывод: «Когда свет от фонарика проходит сквозь воду – каждый цветной луч ложится отдельно и получается радуга»
3.Эксперимент
Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи компакт – диска.
Оборудование: компакт – диск, источник света – солнечный луч.
Дождавшись солнечного дня, мы взяла компакт-диск и поймав им солнечный луч, направила его на потолок. Получилась вот такая радуга.
Вывод: «Радугу можно получить с помощью компакт-диска и солнечных лучей.
4. Эксперимент
Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи мыльных пузырей.
Оборудование: мыльные пузыри, источник света – солнечные лучи.
Встав перед окном перед яркими солнечными лучами, я надувала мыльные пузыри. На мыльной плёнке можно увидеть полосы цветов как у радуги.
5.Эксперимент
Цель: получение радуги при помощи таза с водой и зеркала.
Оборудование: таз, до краев наполненный водой; зеркальце, установленное в воде под углом 25°; источник света (солнце или настольная лампа).
В солнечный день поставьте около окна таз с водой и опустите в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке, так как угол между ним и поверхностью воды должен составлять 25°. Если зеркальце «поймает» луч света, то в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникнет радуга.
Этот опыт можно провести и вечером: тогда источником света выступит настольная лампа. Спектр получится в затемненном помещении.
3.Заключительный
После проведенного исследования мы рассказала всем ребятам, что такое радуга и как ее можно получить в домашних условиях. Теперь дети знают, что радугу можно увидеть не только днём в летнее время, но и зимой, и даже ночью. Они могут получить радугу в домашних условиях и могут научить этому других. Во время работы над проектом я узнала о природном явлении радуге: как появляется радуга и почему она разноцветная, узнала, что радуга может быть одной дугой, а может быть двойная или даже тройная. Существует ночная радуга (лунная) и зимняя, но она бывает очень редко и не такая красочная, как летняя. Опытным путём мы доказали, что эффект радуги можно получить в домашних условиях и в любое время года любоваться этим красивейшим природным явлением, которое всё ещё хранит много загадок.
Список литературы
1. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова. Почемучка. Энциклопедия для детей. – М.: «Педагогика – пресс», 1998.
2.Белкин И. К. Что такое радуга? – «Квант»1984г.
3.Булат В. Л. Оптические явления в природе. М.: Просвещение, 1994 г.
4..Гегузин Я. Е. «Кто творит радугу?» – Квант 2008г.
5.Детская энциклопедия. Земля и Вселенная. – М.: «NOTABENE», 1999.
6. М.айер В. В., Майер Р. В. «Искусственная радуга» – Квант 2008г
7. «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 1990 год.
8. Я познаю мир: Дет. Энцикл./М.: ООО «Издательство АСТ»,2002г.
Интернет-ресурсы:
сайты «Википедия», «Загадки природных явлений».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - творческий проект «Радуга-дуга». Ознакомление дошкольников с природным явлением – радугой, ее цветовым спектром.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №52 «Лукоморье» Автор проекта: Орлова Екатерина Александровна, воспитатель высшей категории. Ср...
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Проект "Радуга-дуга"
Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей. Это эффективный метод познания явлений и закономерностей окружающего мира. Важный результат данной деятельности – з...
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей 4-5 лет «РАДУГА - ДУГА»
Занятие...
Познавательно – исследовательский проект "Радуга-дуга"
Каждый человек хотя бы раз в жизни любовался одним из самых красивых явлением природы – радугой. Как-то раз мы с детьми были на прогулке, вдруг заметили на небе радугу. И нам стало и...
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей 6-7 лет «РАДУГА - ДУГА»
конспект...
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей 4-5 лет «РАДУГА - ДУГА»
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей 4-5 лет «РАДУГА - ДУГА»...
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности «РАДУГА - ДУГА»
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности«РАДУГА - ДУГА»...