Деловая игра для педагогов ДОУ на тему: «Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов»
методическая разработка
Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, в также изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол
«Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»
Цель: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.
Задачи:
- Раскрыть сущность процесса самообразования, острую необходимость самообразования в современных условиях.
- Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
Ведущий: Как любое изучение материала, предлагаю вам начать с определения основных понятий.
(Участники должны высказать свою точку зрения в определении понятия).
Существует множество различных определений самообразования-вот лишь некоторые из них (слайд).
Самообразование – это целенаправленная, познавательная деятельность, управляемая самой личностью с целью приобретения системных знаний в какой – либо области науки, культуры и т.п.
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической науки.
С чего же следует начать?
Прежде всего, педагог должен определиться со своими интересами. Именно они должны стать фундаментом его развития. Интерес - это то, что задаст тонус всей самообразовательной деятельности.
Педагог учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы педагоги делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, и тех которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое.
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.
Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом или по приказу. Этому тоже надо учиться.
Какие же мотивы?
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию.
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятиям, выступлению, родительскому собранию, педсовету у воспитателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
Желание творчества. Воспитатель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики заставляет педагога идти в ногу со временем. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на воспитанниках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ воспитателя как несовременного человека.
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
Общественное мнение. Воспитателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим воспитателем!
Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства воспитателя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
В чем же суть процесса самообразования?
Суть процесса самообразования заключается в самостоятельной добыче знаний из различных источников, используя эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.
Самообразование включает в себя несколько этапов:
- Выбор направления и темы самообразования.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной
деятельности педагог должен владеть методиками, психологией и педагогикой, иметь высокий уровень культуры, знать основы мониторинга, обладать большой эрудицией.
2.Формулирование цели и задач самообразования.
Существует огромное количество возможных вариантов тем самообразования. Каждый педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы.
Формулируйте темы по схемам:
Ò - ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО- ЛИБО;
Ò - ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО.
Целями самообразования могут быть:
повышение уровня своей эрудиции и общей культуры;
изучение и внедрение новых педагогических технологий;
изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
совершенствование своих знаний в области педагогики и психологии и др.
При этом цель должна звучать ёмко, отражать и уточнять тему
самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.
3.Определение круга источников информации.
Источниками информации для педагога могут быть:
телевидение;
газеты и журналы;
литература (методическая, научно-популярная, художественная и др.);
материалы сети Интернет;
информация на различных носителях (видео, аудио и т.д.);
семинары и конференции, мастер-классы;
курсы повышения квалификации;
занятия коллег;
театры, выставки, музеи,
концерты и т.д.
4.Выбор формы самообразования.
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности).
2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):
3) групповая самообразовательная работа :
работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ занятий коллег)
проведение циклов лекций, семинаров,
4) индивидуальная самообразовательная работа
5.Составление плана самообразования.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
- название темы;
- цели;
- задачи;
- предполагаемый результат;
- этапы работы;
- сроки выполнения каждого этапа;
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
- способ демонстрации результата проделанной работы;
- форма отчета по проделанной работе.
6.Определение результата самообразования.
Любая деятельность предполагает создание продукта. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые будут достигнуты за определенный срок.
Примеры результатов:
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные методические
пособия, статьи, учебники, программы,
сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и
приёмов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов,
тестов, создание наглядности, презентаций и др.
7.Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Формами отчетных работ могут быть:
обобщение опыта;
доклад;
сбор и анализ отчетной
документации;
презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для коллег.
Результаты самообразования.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?
- Повышение качества проводимой с детьми работы;
- Разработка конспектов, программ, сценариев, пособий
- Доклады, выступления
- Разработка дидактических материалов, наглядности
- Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям
- Проведение семинаров, консультаций, мастер-классов
- Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.
Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.
Итог. Что дает самообразование?
Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно - образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/17/picture-917429-1492457494.jpg)
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОО
Обоснована роль самообразования, ка ксистема непрерывного повышения профессионализмапедагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/18/picture-917236-1492513648.jpg)
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОО
План работы по теме самообразования...
Консультация "Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов"
Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. В...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/06/picture-173088-1357457877.jpg)
Презентация «Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов»
Что такое самообразование? Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых професси...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/27/picture-1418322-1674802236.png)
Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов
Доклад "Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-1181865-1572421665.jpg)
Консультация с молодыми специалистами по теме "Самообразование, как один из путей повышения профессионального мастерства"
Цель консультации: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.Задачи:Раскрыть сущность процесса самообразования, острую необходимость самообразования в современных у...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/27/picture-1514199-1709066481.jpg)
Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов
Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов...