Деловая игра для педагогов ДОУ на тему: «Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов»
методическая разработка
Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, в также изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol.docx | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол
«Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»
Цель: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.
Задачи:
- Раскрыть сущность процесса самообразования, острую необходимость самообразования в современных условиях.
- Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
Ведущий: Как любое изучение материала, предлагаю вам начать с определения основных понятий.
(Участники должны высказать свою точку зрения в определении понятия).
Существует множество различных определений самообразования-вот лишь некоторые из них (слайд).
Самообразование – это целенаправленная, познавательная деятельность, управляемая самой личностью с целью приобретения системных знаний в какой – либо области науки, культуры и т.п.
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической науки.
С чего же следует начать?
Прежде всего, педагог должен определиться со своими интересами. Именно они должны стать фундаментом его развития. Интерес - это то, что задаст тонус всей самообразовательной деятельности.
Педагог учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы педагоги делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, и тех которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое.
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.
Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом или по приказу. Этому тоже надо учиться.
Какие же мотивы?
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию.
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятиям, выступлению, родительскому собранию, педсовету у воспитателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
Желание творчества. Воспитатель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики заставляет педагога идти в ногу со временем. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на воспитанниках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ воспитателя как несовременного человека.
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
Общественное мнение. Воспитателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим воспитателем!
Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства воспитателя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
В чем же суть процесса самообразования?
Суть процесса самообразования заключается в самостоятельной добыче знаний из различных источников, используя эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.
Самообразование включает в себя несколько этапов:
- Выбор направления и темы самообразования.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной
деятельности педагог должен владеть методиками, психологией и педагогикой, иметь высокий уровень культуры, знать основы мониторинга, обладать большой эрудицией.
2.Формулирование цели и задач самообразования.
Существует огромное количество возможных вариантов тем самообразования. Каждый педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы.
Формулируйте темы по схемам:
Ò - ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО- ЛИБО;
Ò - ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО.
Целями самообразования могут быть:
повышение уровня своей эрудиции и общей культуры;
изучение и внедрение новых педагогических технологий;
изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
совершенствование своих знаний в области педагогики и психологии и др.
При этом цель должна звучать ёмко, отражать и уточнять тему
самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.
3.Определение круга источников информации.
Источниками информации для педагога могут быть:
телевидение;
газеты и журналы;
литература (методическая, научно-популярная, художественная и др.);
материалы сети Интернет;
информация на различных носителях (видео, аудио и т.д.);
семинары и конференции, мастер-классы;
курсы повышения квалификации;
занятия коллег;
театры, выставки, музеи,
концерты и т.д.
4.Выбор формы самообразования.
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности).
2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):
3) групповая самообразовательная работа :
работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ занятий коллег)
проведение циклов лекций, семинаров,
4) индивидуальная самообразовательная работа
5.Составление плана самообразования.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
- название темы;
- цели;
- задачи;
- предполагаемый результат;
- этапы работы;
- сроки выполнения каждого этапа;
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
- способ демонстрации результата проделанной работы;
- форма отчета по проделанной работе.
6.Определение результата самообразования.
Любая деятельность предполагает создание продукта. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые будут достигнуты за определенный срок.
Примеры результатов:
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные методические
пособия, статьи, учебники, программы,
сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и
приёмов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов,
тестов, создание наглядности, презентаций и др.
7.Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Формами отчетных работ могут быть:
обобщение опыта;
доклад;
сбор и анализ отчетной
документации;
презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для коллег.
Результаты самообразования.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?
- Повышение качества проводимой с детьми работы;
- Разработка конспектов, программ, сценариев, пособий
- Доклады, выступления
- Разработка дидактических материалов, наглядности
- Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям
- Проведение семинаров, консультаций, мастер-классов
- Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.
Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.
Итог. Что дает самообразование?
Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно - образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОО
Обоснована роль самообразования, ка ксистема непрерывного повышения профессионализмапедагогов....
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОО
План работы по теме самообразования...
Консультация "Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов"
Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. В...
Презентация «Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов»
Что такое самообразование? Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых професси...
Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов
Доклад "Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов"...
Консультация с молодыми специалистами по теме "Самообразование, как один из путей повышения профессионального мастерства"
Цель консультации: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.Задачи:Раскрыть сущность процесса самообразования, острую необходимость самообразования в современных у...
Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов
Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов...