Викторина с педагогами" Педагогический экспресс"
материал
Материал для работы с педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Викторина с педагогами. | 45.13 КБ |
pedagogicheskiy_ekspress_19-20_god.docx | 45.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогический экспресс» — деловая игра для педагогов
по развитию речи детей дошкольного возраста
Речь – это удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им.
Г. Гегель.
Цель:
создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.
Задачи:
Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития.
Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания. Развивать творческую активность участников.
Ход мероприятия
В дошкольном возрасте ребёнок впервые открывает для себя мир. Это мир людей, их дел, взаимоотношений. Это мир предметов, их особенностей, назначения. Это мир, в котором всё подчиняется определенным закономерностям, всё взаимосвязано друг с другом. Стремясь понять окружающее, дети обращаются к взрослым со своими бесконечными «почему?» и «зачем?».
Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.
Мы приглашаем Вас на деловую игру, которая называется «Педагогический экспресс». А так же нужно выбрать жури, которые будут следить за правильностью выполнения заданий, в конце игры подведут итог: насколько методически педагоги подготовлены в области речевого развития дошкольников. Надеюсь, что наша игра поможет привнести в вашу педагогическую деятельность что-то новое интересное.
1. Разминка:
Команды быстро односложно («Да» или «Нет») отвечают на вопросы ведущего.
- Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
- Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)
- Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
- Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
- Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
- Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки.)
- Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного
произведения. (Да)
- Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)
1 станция - Теоретическая
Задание 1. Конкурс «Блиц».
Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.
- команда. ( За правильный ответ от 1до 3 баллов)
- Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
- Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
- Сколько лап у двух котов? (восемь).
- Самое умное живое существо на планете (человек).
- Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)
- Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).
- Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный).
- Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)
- Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).
- Назовите слово из трёх слогов ( машина)
- Назовите непарные звуки ( «Р», « Л», «Н»,» «М»)
2 команда. ( За правильный ответ от 1до 3 баллов)
- Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)
- Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).
- Дайте характеристику звука «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный).
- Чем заканчивается «лето» и начинается «осень» (буквой «о»).
- Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
- Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).
- Сколько рогов у четырех коров? (восемь).
- Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)
- Назовите слово из четырех слогов (велосипед).
- С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
- Назовите пару звуку «С» («Ц»)
Задание 2.
Команды вытягивают билет и отвечают на поставленный вопрос. ( За правильный ответ от 1до 3 баллов)
А) Что мы понимаем под развитием речи ребенка?
Развитие речи - это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.
Б) Каковы задачи по формированию словаря?
Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.
Задание 3. Назовите приемы обучения рассказыванию:
- образец рассказа
- частичный образец рассказа
- дублер образца
- разбор образца рассказа
- план рассказа
- воспроизведение плана рассказа детьми
- коллективный разбор плана
- коллективное составление рассказа
- составление рассказа по частям
- окончание детьми рассказа, начатого воспитателем
- подсказ вариантов
- вопросы, указания, пояснение
- оценка
Задание 4.В каких видах деятельности развивается речь ребенка? ( За правильный ответ от 1до 3 баллов)
- Д/игры; - С/игры;- С/игры; - Р/игры; - Режимные моменты; - Прогулки;- Занятия.
Задание 5. ( За правильный ответ от 1до 3 баллов)
Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой
( словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них приемы. Команды вытягивают билет и записывают на мольберте приемы, соответствующие каждому методу.
Словесный
Чтение произведение
Вопросы к детям по содержанию произведений
Пересказ произведения
Заучивание наизусть
Выразительное чтение
Беседа по произведению
Прослушивание грамзаписи
Практический
Элементы инсценировки
Игры-драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Игровая деятельность
Наглядный
Показ иллюстраций, картинок, игрушек
Элементы инсценировки
Движение пальцами, руками
Схемы
Алгоритмы
Просмотр видеофильмов, диафильмов
Оформление выставки
Задание 6. Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по ознакомлению с художественной литературой: ( За правильный ответ от 1до 3 баллов)
1. Чтение художественной литературы –направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
– развитие литературной речи;
– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, (1младшая группа).
2. Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения. (2-ая младшая группа)
3.Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно, читать стихотворения, потешки. (Средняя группа)
4.Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.
Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке.
Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
Расширение словаря, формирование грамматически правильной, осмысленной связной речи.
Формирование умений драматизировать и инсценировать художественные произведения, развитие словесного творчества, (старшая группа)
5.Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально, передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. (Подготовительная к школе группа)
2 станция Литературная страничка
Задание 1.
Ведущий зачитывает вопросы, команда первая поднявшая руку дает ответ, если ответ неверный ход переходит к другой команде. ( За правильный ответ от 1до 3 баллов)
Для первой команды
1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)
2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной
сказке «Теремок». («Рукавичка».)
3. Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)
4. Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)
5. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только собрать урожай? (Буратино.)
6. Назовите наиболее известные сказки А. С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке»,«Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
7. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)
8. О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?
(О мышонке.)
9. Из какого произведения эти строки: Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма от гиппопотама!» («Айболит» К. И. Чуковского.)
10. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)
Для второй команды
1. Почему Серая Шейка не улетела на юг вместе со всей стаей? (Лиса повредила ей крыло.)
2. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)
3. Автор сказки «Серебряное копытце»? (Бажов.)
4. Как звали мышат из украинской сказки «Колосок»? (Круть и Верть.)
5. Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.?(Чарушин.)
6. В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду? («Сестричка Аленушка и братец Иванушка».)
7. Про какую царевну говорили, что она «едет в коробчонке»? («Царевна-лягушка».)
8. Из какого произведения эти строки: «Почему у вашей дочки серые щечки?
- Она давно не мылась». («Усатый-полосатый» С. Маршак.)
9. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)
10. Вспомните заклинание, с помощью которого Иванушка-дурачок вызывал Сивку-бурку. («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».)
7. Назовите основные требования к оформлению книжных уголков (команды по очереди отвечают):
- рациональное размещение в группе,
- соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы,
- соответствие интересам детей,
- постоянная сменяемость,
- эстетическое оформление,
- востребованность.
Задание 2.
Команды получают карточки с заданием и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки. ( За правильный ответ от 1до 3 баллов)
1 команда
кашечрохав («Хаврошечка»)
боклоко («Колобок»)
зоркомо («Морозко»)
очвокамйюд («Дюймовочка»)
2 команда
дыродйом («Мойдодыр»)
гукароснеч («Снегурочка»)
комерет («Теремок»)
рожахико («Жихорка»)
Задание 3.
Предложить командам назвать, одним словом. ( За правильный ответ от 1до 3 баллов)
1 команда
1.Изложение прослушанного произведения (пересказ)
2. Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ)
3.Литературное произведение для пересказа (сказка)
4.Тип связной речи (диалог)
5.Методичекий прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец)
2 команда
1.То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)
2.Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения (вопрос)
3.Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)
4.Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)
5. Что служит средством общения людей ( слово)
3 станция «Фантазируем»
Задание 1. “Сочини рассказ”.
Даны слова:
ФЛАГ, ВОРОТНИК, ВЕСНА, НОС, ОБРУЧ,
АНШЛАГ, КЛОУН, АПЛОДИСМЕНТЫ, РЕБЁНОК, АРБУЗ.
Используя эти слова в любом порядке нужно сочинить рассказ.
Команды работают 2 - 3 минут, затем представляют свои рассказы.
Задание 2.Конкурс «Почему так говорят».
Задание: команды получают карточки с фразами. Необходимо разъяснить смысл фразы. (За правильный ответ от 1до 3 баллов)
1 команда.
- Зубы заговаривать (отвлекать кого-то многословными доказательствами, заставляя согласиться с ерундой).
- Козел отпущения (человек, на которого сваливают чужую вину или ответственность).
- Дамоклов меч (наивысшая опасность, которая может обрушиться в любую минуту).
- Дело в шляпе (законченное дело, за исход которого не стоит волноваться).
- Сгореть дотла (сгореть до основания).
2 команда.
- Сбоку припека (случайное, постороннее, приставшее к чему – нибудь извне).
- Вилами на воде писано (нереальное, неточное, исчезающее так же быстро, как круги на воде).
- Ошеломить (изумить, потрясти так, что сложно опомниться).
- Тянуть канитель (тянуть время, очень медленно и бестолково что-нибудь делать).
- Рука руку моет (незаконная обоюдная поддержка).
4 станция Психологический тест «Сказка сказывается»
В глубине души каждой из нас живет маленькая девочка, которой нравилось слушать сказки. Наверняка одна из них была самой любимой. Кстати, именно сказочные предпочтения могут многое о вас рассказать. Вспомните: какая сказка всегда находила отклик в душе, какая героиня вызывала вашу симпатию с детства?
"Спящая красавица «Вы верите в судьбу — и, если можно ничего не предпринимать, с удовольствием будете делать именно это (то есть — не делать ничего). Вы — чемпионка по откладыванию дел в долгий ящик и очень не любите суетиться. Кстати, эта позиция не столь уж плоха, ведь жизнь — это система, которая сама стремится к состоянию равновесия, и иногда полезнее просто подождать, чем «бросаться грудью на амбразуру». Именно этим искусством — держать паузу — вы владеете практически в совершенстве.
«Красная Шапочка» В душе — самая настоящая авантюристка (какой бы тихоней вас не считали окружающие). Только постоянный поиск новых приключений делает вашу жизнь яркой и насыщенной. Вы частенько надеетесь на авось и не трудитесь просчитывать заранее последствия своих поступков. Впрочем, судьба к вам благосклонна, так что ваши надежды довольно часто оправдываются. Ваша непосредственность и откровенность постоянно притягивают мужчин, которые жаждут вас опекать и заботиться. Но обычно одной инфантильности, пусть даже самой очаровательной, для того чтобы строить серьезные отношения, все-таки маловато. Попробуйте вести себя немного серьезнее — хотя бы иногда...
«Золушка» Непростое детство — достаточно частая причина того, что порой взрослая уже девушка твердо уверена в одном — любовь нужно заслужить, работать над чувствами, не покладая рук, и, может быть, тогда появится какой-то крошечный шанс на то, что ей ответят взаимностью. Простая мысль о том, что по-настоящему любят не за что-то, а просто так, по умолчанию, принимая человека всего целиком со всеми его достоинствами и недостатками, даже не пытаясь переделать его на свой лад, просто не приходит в голову многим «Золушкам». Скорее всего, вы очень хотите быть хорошей для всех и порой теряетесь от того, что кто-то не считает вас таковой или даже осмеливается критиковать. Ваше упорство и трудолюбие заслуживают уважения — и для гармонии вам не хватает пары пустяков — чуть меньше болезненности в восприятии критики, чуть больше уверенности в себе — и жизнь заиграет новыми красками.
«Аленький цветочек (Красавица и чудовище)» Вы из тех, кто предпочитает всегда выполнять обещания, и уверены, что подобная принципиальность должна быть вознаграждена по заслугам. Вы точно знаете, что хорошо, а что — плохо, но ровно до тех пор, пока дело не касается сильной половины человечества. Что-что, а ваши отношения с мужчинами никогда не бывают простыми и понятными. Готовность полюбить «чудовище», уверенность в том, что взрослого человека можно как-то «переделать», а его прежние поступки оправдать и начать жить вместе «долго и счастливо», могут сыграть с вами злую шутку. Выше голову и больше любви к себе — и на смену мужчинам из категории «хоть плохонький, но мой» обязательно придут прекрасные принцы.
«Гадкий утенок» Если вы ассоциируете себя с главным «героем» этой сказки, не стоит удивляться количеству обманутых ожиданий в вашей жизни. Впрочем, это не самая печальная часть нашей истории — многие «гадкие утята» вырастают, живя предвкушением «сладкой мести», которая наступит завтра. Настоящее для них — переходный этап, которому они уделяют очень мало внимания — они настолько поглощены своим желанием что-то кому-то доказать, что не замечают, как жизнь проходит мимо. Вместо того, чтобы ждать, когда же окружающие соизволят оценить вашу неземную красоту и уникальность, попробуйте на какое-то время забыть об их существовании. Позвольте себе не страдать и не зависеть от чужого мнения, сосредоточьтесь на собственных ощущениях «здесь и сейчас» и получайте удовольствие от того, что радует лично вас.
«Царевна-лягушка» Те, кому наиболее симпатична Василиса Прекрасная, обычно подсознательно понимают, что мужчины весьма снисходительно и где-то даже небрежно относятся к «добыче», которая сама вешается им на шею. Прелесть в том, что, несмотря на бегущую строку «добейся, если сможешь», вы знаете, что секрет совсем не в ней, а в том, что написано самым мелким шрифтом под ней «я-то тебя уже выбрала». Вы играете с мужчинами, которые, в свою очередь, думают, что они играют с вами. Кроме того, вы способны поразить сильную половину человечества мгновенным преображением и весьма неожиданным для девушки знанием-умением. Вы умеете импровизировать и с удовольствием фантазируете, при должном стечении обстоятельств из вас получается отличный генератор идей.
«Русалочка» У тех, кому нравится именно этот сюжет, имеется одна отличительная особенность — это склонность к самопожертвованию во имя любви. Вам нравится спасать, уговаривать, просить, вытаскивать из неприятностей, проявляя всю свою изобретательность, и даже умолять — словом, любимому вы готовы прощать все что угодно (ну, или почти все). Где-то в глубине души вы уверены, что право на счастье нужно выстрадать, иначе оно не будет настоящим. Вместе с тем вам присуще умение двигаться к цели так, будто вы отгадываете квест — даже если вы по каким-то не зависящим от вас причинам вынуждены отклониться в сторону, вы всегда держите в голове конечный результат. Если вы по-настоящему чего-то захотите, то наверняка этого добьетесь, другое дело, что жизнь не всегда согласна с вами в том, что цель оправдывает средства...
Жюри подводит итоги.
Вывод: Правильная культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается что речь человека-это его визитная карточка, поскольку от того насколько грамотно он выражается зависит успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Постоянное совершенствование своей речи - это залог успешности работы по речевому развитию в ДОУ.
Итог: Сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы, способствующие речевому развитию детей, попытались с помощью психологического теста рассмотреть примерные причины нарушения в развитии ребенка и возможности их преодоления.
Протокол « Деловой игры для педагогов
по развитию речи детей дошкольного возраста
«Педагогический экспресс»
Название команды | 1 станция – Теоретическая | 2 станция Литературная страничка | 3 станция «Фантазируем» | Итог | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | ||
Предварительный просмотр:
«Педагогический экспресс» — деловая игра для педагогов
по развитию речи детей дошкольного возраста
Речь – это удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им.
Г. Гегель.
Цель:
создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.
Задачи:
Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития.
Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания. Развивать творческую активность участников.
Ход мероприятия
В дошкольном возрасте ребёнок впервые открывает для себя мир. Это мир людей, их дел, взаимоотношений. Это мир предметов, их особенностей, назначения. Это мир, в котором всё подчиняется определенным закономерностям, всё взаимосвязано друг с другом. Стремясь понять окружающее, дети обращаются к взрослым со своими бесконечными «почему?» и «зачем?».
Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.
Мы приглашаем Вас на деловую игру, которая называется «Педагогический экспресс». А так же нужно выбрать жури, которые будут следить за правильностью выполнения заданий, в конце игры подведут итог: насколько методически педагоги подготовлены в области речевого развития дошкольников. Надеюсь, что наша игра поможет привнести в вашу педагогическую деятельность что-то новое интересное.
1. Разминка:
Команды быстро односложно («Да» или «Нет») отвечают на вопросы ведущего.
- Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
- Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)
- Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
- Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
- Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
- Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки.)
- Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного
произведения. (Да)
- Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)
1 станция - Теоретическая
Задание 1. Конкурс «Блиц».
Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.
- команда. ( За правильный ответ от 1до 3 баллов)
- Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
- Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
- Сколько лап у двух котов? (восемь).
- Самое умное живое существо на планете (человек).
- Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)
- Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).
- Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный).
- Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)
- Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).
- Назовите слово из трёх слогов ( машина)
- Назовите непарные звуки ( «Р», « Л», «Н»,» «М»)
2 команда. ( За правильный ответ от 1до 3 баллов)
- Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)
- Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).
- Дайте характеристику звука «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный).
- Чем заканчивается «лето» и начинается «осень» (буквой «о»).
- Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
- Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).
- Сколько рогов у четырех коров? (восемь).
- Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)
- Назовите слово из четырех слогов (велосипед).
- С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
- Назовите пару звуку «С» («Ц»)
Задание 2.
Команды вытягивают билет и отвечают на поставленный вопрос. ( За правильный ответ от 1до 3 баллов)
А) Что мы понимаем под развитием речи ребенка?
Развитие речи - это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.
Б) Каковы задачи по формированию словаря?
Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.
Задание 3. Назовите приемы обучения рассказыванию:
- образец рассказа
- частичный образец рассказа
- дублер образца
- разбор образца рассказа
- план рассказа
- воспроизведение плана рассказа детьми
- коллективный разбор плана
- коллективное составление рассказа
- составление рассказа по частям
- окончание детьми рассказа, начатого воспитателем
- подсказ вариантов
- вопросы, указания, пояснение
- оценка
Задание 4.В каких видах деятельности развивается речь ребенка? ( За правильный ответ от 1до 3 баллов)
- Д/игры; - С/игры;- С/игры; - Р/игры; - Режимные моменты; - Прогулки;- Занятия.
Задание 5. ( За правильный ответ от 1до 3 баллов)
Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой
( словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них приемы. Команды вытягивают билет и записывают на мольберте приемы, соответствующие каждому методу.
Словесный
Чтение произведение
Вопросы к детям по содержанию произведений
Пересказ произведения
Заучивание наизусть
Выразительное чтение
Беседа по произведению
Прослушивание грамзаписи
Практический
Элементы инсценировки
Игры-драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Игровая деятельность
Наглядный
Показ иллюстраций, картинок, игрушек
Элементы инсценировки
Движение пальцами, руками
Схемы
Алгоритмы
Просмотр видеофильмов, диафильмов
Оформление выставки
Задание 6. Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по ознакомлению с художественной литературой: ( За правильный ответ от 1до 3 баллов)
1. Чтение художественной литературы –направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
– развитие литературной речи;
– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, (1младшая группа).
2. Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения. (2-ая младшая группа)
3.Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно, читать стихотворения, потешки. (Средняя группа)
4.Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.
Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке.
Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
Расширение словаря, формирование грамматически правильной, осмысленной связной речи.
Формирование умений драматизировать и инсценировать художественные произведения, развитие словесного творчества, (старшая группа)
5.Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально, передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. (Подготовительная к школе группа)
2 станция Литературная страничка
Задание 1.
Ведущий зачитывает вопросы, команда первая поднявшая руку дает ответ, если ответ неверный ход переходит к другой команде. ( За правильный ответ от 1до 3 баллов)
Для первой команды
1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)
2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной
сказке «Теремок». («Рукавичка».)
3. Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)
4. Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)
5. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только собрать урожай? (Буратино.)
6. Назовите наиболее известные сказки А. С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке»,«Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
7. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)
8. О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?
(О мышонке.)
9. Из какого произведения эти строки: Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма от гиппопотама!» («Айболит» К. И. Чуковского.)
10. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)
Для второй команды
1. Почему Серая Шейка не улетела на юг вместе со всей стаей? (Лиса повредила ей крыло.)
2. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)
3. Автор сказки «Серебряное копытце»? (Бажов.)
4. Как звали мышат из украинской сказки «Колосок»? (Круть и Верть.)
5. Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.?(Чарушин.)
6. В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду? («Сестричка Аленушка и братец Иванушка».)
7. Про какую царевну говорили, что она «едет в коробчонке»? («Царевна-лягушка».)
8. Из какого произведения эти строки: «Почему у вашей дочки серые щечки?
- Она давно не мылась». («Усатый-полосатый» С. Маршак.)
9. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)
10. Вспомните заклинание, с помощью которого Иванушка-дурачок вызывал Сивку-бурку. («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».)
7. Назовите основные требования к оформлению книжных уголков (команды по очереди отвечают):
- рациональное размещение в группе,
- соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы,
- соответствие интересам детей,
- постоянная сменяемость,
- эстетическое оформление,
- востребованность.
Задание 2.
Команды получают карточки с заданием и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки. ( За правильный ответ от 1до 3 баллов)
1 команда
кашечрохав («Хаврошечка»)
боклоко («Колобок»)
зоркомо («Морозко»)
очвокамйюд («Дюймовочка»)
2 команда
дыродйом («Мойдодыр»)
гукароснеч («Снегурочка»)
комерет («Теремок»)
рожахико («Жихорка»)
Задание 3.
Предложить командам назвать, одним словом. ( За правильный ответ от 1до 3 баллов)
1 команда
1.Изложение прослушанного произведения (пересказ)
2. Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ)
3.Литературное произведение для пересказа (сказка)
4.Тип связной речи (диалог)
5.Методичекий прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец)
2 команда
1.То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)
2.Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения (вопрос)
3.Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)
4.Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)
5. Что служит средством общения людей ( слово)
3 станция «Фантазируем»
Задание 1. “Сочини рассказ”.
Даны слова:
ФЛАГ, ВОРОТНИК, ВЕСНА, НОС, ОБРУЧ,
АНШЛАГ, КЛОУН, АПЛОДИСМЕНТЫ, РЕБЁНОК, АРБУЗ.
Используя эти слова в любом порядке нужно сочинить рассказ.
Команды работают 2 - 3 минут, затем представляют свои рассказы.
Задание 2.Конкурс «Почему так говорят».
Задание: команды получают карточки с фразами. Необходимо разъяснить смысл фразы. (За правильный ответ от 1до 3 баллов)
1 команда.
- Зубы заговаривать (отвлекать кого-то многословными доказательствами, заставляя согласиться с ерундой).
- Козел отпущения (человек, на которого сваливают чужую вину или ответственность).
- Дамоклов меч (наивысшая опасность, которая может обрушиться в любую минуту).
- Дело в шляпе (законченное дело, за исход которого не стоит волноваться).
- Сгореть дотла (сгореть до основания).
2 команда.
- Сбоку припека (случайное, постороннее, приставшее к чему – нибудь извне).
- Вилами на воде писано (нереальное, неточное, исчезающее так же быстро, как круги на воде).
- Ошеломить (изумить, потрясти так, что сложно опомниться).
- Тянуть канитель (тянуть время, очень медленно и бестолково что-нибудь делать).
- Рука руку моет (незаконная обоюдная поддержка).
4 станция Психологический тест «Сказка сказывается»
В глубине души каждой из нас живет маленькая девочка, которой нравилось слушать сказки. Наверняка одна из них была самой любимой. Кстати, именно сказочные предпочтения могут многое о вас рассказать. Вспомните: какая сказка всегда находила отклик в душе, какая героиня вызывала вашу симпатию с детства?
"Спящая красавица «Вы верите в судьбу — и, если можно ничего не предпринимать, с удовольствием будете делать именно это (то есть — не делать ничего). Вы — чемпионка по откладыванию дел в долгий ящик и очень не любите суетиться. Кстати, эта позиция не столь уж плоха, ведь жизнь — это система, которая сама стремится к состоянию равновесия, и иногда полезнее просто подождать, чем «бросаться грудью на амбразуру». Именно этим искусством — держать паузу — вы владеете практически в совершенстве.
«Красная Шапочка» В душе — самая настоящая авантюристка (какой бы тихоней вас не считали окружающие). Только постоянный поиск новых приключений делает вашу жизнь яркой и насыщенной. Вы частенько надеетесь на авось и не трудитесь просчитывать заранее последствия своих поступков. Впрочем, судьба к вам благосклонна, так что ваши надежды довольно часто оправдываются. Ваша непосредственность и откровенность постоянно притягивают мужчин, которые жаждут вас опекать и заботиться. Но обычно одной инфантильности, пусть даже самой очаровательной, для того чтобы строить серьезные отношения, все-таки маловато. Попробуйте вести себя немного серьезнее — хотя бы иногда...
«Золушка» Непростое детство — достаточно частая причина того, что порой взрослая уже девушка твердо уверена в одном — любовь нужно заслужить, работать над чувствами, не покладая рук, и, может быть, тогда появится какой-то крошечный шанс на то, что ей ответят взаимностью. Простая мысль о том, что по-настоящему любят не за что-то, а просто так, по умолчанию, принимая человека всего целиком со всеми его достоинствами и недостатками, даже не пытаясь переделать его на свой лад, просто не приходит в голову многим «Золушкам». Скорее всего, вы очень хотите быть хорошей для всех и порой теряетесь от того, что кто-то не считает вас таковой или даже осмеливается критиковать. Ваше упорство и трудолюбие заслуживают уважения — и для гармонии вам не хватает пары пустяков — чуть меньше болезненности в восприятии критики, чуть больше уверенности в себе — и жизнь заиграет новыми красками.
«Аленький цветочек (Красавица и чудовище)» Вы из тех, кто предпочитает всегда выполнять обещания, и уверены, что подобная принципиальность должна быть вознаграждена по заслугам. Вы точно знаете, что хорошо, а что — плохо, но ровно до тех пор, пока дело не касается сильной половины человечества. Что-что, а ваши отношения с мужчинами никогда не бывают простыми и понятными. Готовность полюбить «чудовище», уверенность в том, что взрослого человека можно как-то «переделать», а его прежние поступки оправдать и начать жить вместе «долго и счастливо», могут сыграть с вами злую шутку. Выше голову и больше любви к себе — и на смену мужчинам из категории «хоть плохонький, но мой» обязательно придут прекрасные принцы.
«Гадкий утенок» Если вы ассоциируете себя с главным «героем» этой сказки, не стоит удивляться количеству обманутых ожиданий в вашей жизни. Впрочем, это не самая печальная часть нашей истории — многие «гадкие утята» вырастают, живя предвкушением «сладкой мести», которая наступит завтра. Настоящее для них — переходный этап, которому они уделяют очень мало внимания — они настолько поглощены своим желанием что-то кому-то доказать, что не замечают, как жизнь проходит мимо. Вместо того, чтобы ждать, когда же окружающие соизволят оценить вашу неземную красоту и уникальность, попробуйте на какое-то время забыть об их существовании. Позвольте себе не страдать и не зависеть от чужого мнения, сосредоточьтесь на собственных ощущениях «здесь и сейчас» и получайте удовольствие от того, что радует лично вас.
«Царевна-лягушка» Те, кому наиболее симпатична Василиса Прекрасная, обычно подсознательно понимают, что мужчины весьма снисходительно и где-то даже небрежно относятся к «добыче», которая сама вешается им на шею. Прелесть в том, что, несмотря на бегущую строку «добейся, если сможешь», вы знаете, что секрет совсем не в ней, а в том, что написано самым мелким шрифтом под ней «я-то тебя уже выбрала». Вы играете с мужчинами, которые, в свою очередь, думают, что они играют с вами. Кроме того, вы способны поразить сильную половину человечества мгновенным преображением и весьма неожиданным для девушки знанием-умением. Вы умеете импровизировать и с удовольствием фантазируете, при должном стечении обстоятельств из вас получается отличный генератор идей.
«Русалочка» У тех, кому нравится именно этот сюжет, имеется одна отличительная особенность — это склонность к самопожертвованию во имя любви. Вам нравится спасать, уговаривать, просить, вытаскивать из неприятностей, проявляя всю свою изобретательность, и даже умолять — словом, любимому вы готовы прощать все что угодно (ну, или почти все). Где-то в глубине души вы уверены, что право на счастье нужно выстрадать, иначе оно не будет настоящим. Вместе с тем вам присуще умение двигаться к цели так, будто вы отгадываете квест — даже если вы по каким-то не зависящим от вас причинам вынуждены отклониться в сторону, вы всегда держите в голове конечный результат. Если вы по-настоящему чего-то захотите, то наверняка этого добьетесь, другое дело, что жизнь не всегда согласна с вами в том, что цель оправдывает средства...
Жюри подводит итоги.
Вывод: Правильная культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается что речь человека-это его визитная карточка, поскольку от того насколько грамотно он выражается зависит успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Постоянное совершенствование своей речи - это залог успешности работы по речевому развитию в ДОУ.
Итог: Сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы, способствующие речевому развитию детей, попытались с помощью психологического теста рассмотреть примерные причины нарушения в развитии ребенка и возможности их преодоления.
Протокол « Деловой игры для педагогов
по развитию речи детей дошкольного возраста
«Педагогический экспресс»
Название команды | 1 станция – Теоретическая | 2 станция Литературная страничка | 3 станция «Фантазируем» | Итог | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика с элементами профориентации (Математический экспресс)
конспект занятия по математике в старшей группе на тему " Измерение "...
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (МЭДИС)
Е. И. ЩЕБЛАНОВА, И. С. АВЕРИНА, Е. Н. ЗАДОРИНА...
«Экспресс-тест для внимательных родителей»
Вам предлагается тест, который является речеслуховым опросником. С его помощью можно поверить соответствие развития речи и слуха вашего ребенка возрастным нормам.Если вам кажется, что ваш ребено...
Экспресс - опрос педагогов «Реализация федеральных государственных требований к условиям ДОУ»
материал направлен на самопроверку педагогов своих теоретических знаний...
Развитие экспрессии детей дошкольного возраста.
В статье рассказывается о театральных этюдах, театрально-игровой деятельности и развитии, передаче эмоций....
экспресс-викторина для родителей "о родине"
Экспресс викторина наша родина Россия для родителей Цель: активизировать знания родителей о РоссииВызывать чувства патриотизма, любовь к Родине...