Консультация для педагогов «Нравственное воспитание в дошкольном возрасте»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Кольчугина Елена Михайловна

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_nr_vosp_kolchugina.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Нравственное воспитание в дошкольном возрасте»

Воспитатель ГБОУ «Школа №718» Зеленоградского округа г. Москвы Кольчугина Елена Михайловна

        Нравственное воспитание является совокупностью последовательных педагогических взаимодействий, направленных на достижение должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

         «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф.         Термин нравственность образуется от слова “нравы”. С латинского «нравы» переводится как «мораль».

        Нравы - это эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы - это категории, которые воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения. Вместе с тем, моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

        Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

        Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

        Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у детей нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

        Педагогика, в области нравственного воспитания, выделяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания. Мухина В.С пишет: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание».

        В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.

Отметим, что овладение нравственными представлениями и понятиями – длительный и сложный процесс. Дошкольники проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.

        Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой – к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т.п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим.         

        В сознании ребенка образ какого-либо явления нравственной жизни может возникнуть не только в тот период, когда это событие происходит. Ребенок может воссоздать, вновь «увидеть» тот или иной поступок своего друга, который когда-то наблюдал. И более того, он может представить его поступок в определенных ситуациях. В этом случае действуют представления. По мнению Спиркина, в представлениях «сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление».

        Становление поведения ребёнка происходит во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение играют серьезную роль в поведении дошкольника. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. В старшем дошкольном возрасте возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки ребёнка.

        Вместе с тем, старшие дошкольники проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское сообщество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6 – 7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта.

        Единству воспитания нравственного сознания и поведения А.С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания.

        Воспитание нравственного поведения старшего дошкольника - это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. 

        Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь дошкольников. 

        Нравственная привычка - это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общения, культуры поведения, дисциплины, и сложные, когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение.

        Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным, и чтобы, при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.

        Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по- разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.

        Отметим, что эффективность нравственного воспитания дошкольников во многом зависит от согласованной, совместной работы дошкольного отделения и семьи.

Список использованной литературы

  1. Е. А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». – М., 2003.
  2. «Беседы на этические темы». // Д/в №4 – 1988.
  3. Болотина Л.Р., Комарова Т. С. , Баранов С. П. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». – М: Издательский центр «Академия», 1997.
  4. Буре Р. С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети». – М., 1985.
  5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд.// Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др.; Под. ред. Виноградовой А.М.
  6. Козлова С. А. «Нравственное воспитание детей в современном мире». //Д/в № 9 – 2001.
  7. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М., 2001.
  8. Курочкина И. Н. «О культуре поведения и этикете». //Д/в № 10 – 2003.
  9.  Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М., 2004 – 96 с.
  10. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др.; Под. ред. Ветлугиной Н. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Нравственное воспитание ребенка нужно начинать ка можно раньше. Под влиянием взрослым у ребенка к ...

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность ...

Консультация для родителей "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Цель:Создать у родителей понимание нравственных ценностей  для ребенкаЗадачи:• раскрыть перед родителями основные аспекты семейного поведения в нравственном воспитании ребенка• формиров...

Консультация для педагогов "НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ЧТО УЧЕСТЬ И КАК ОБЫГРАТЬ"

Консультация для педагогов "НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ЧТО УЧЕСТЬ И КАК ОБЫГРАТЬ"...