Проблемы развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая, подготовительная группа)
Актуальность данной темы определяется тем, что познавательный интерес старших дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, призванного воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблемы развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста. | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность данной темы определяется тем, что познавательный интерес старших дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, призванного воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Данное положение подкрепляется содержанием нормативных документов дошкольного образования.
Перед дошкольной образовательной организацией поставлена цель добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход в любой деятельности. На это указывается в ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ».
Исходя из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса в процессе исследовательской деятельности, познавательной самостоятельности и инициативности.
Понятие «познавательный интерес» сегодня, безусловно относится к числу наиболее распространенных характеристик не просто познавательной деятельности, а всей деятельности, характерной для современного человека. И это вполне закономерно. В связи с модернизацией системы российского образования, а также переходом к рыночным отношениям изменяются подходы к изучению явлений и процессов, непосредственно связанных с развитием личности самого человека.
Все это в конечном счете, и определило перенос акцентов с целостного развития человека на поиск путей, обеспечивающих формирование его активного отношения к окружающей действительности. Именно сегодня интерес к проблематике развития познавательной интереса все больше проявляется на всех уровнях, связанных непосредственно с формированием человеческой личности, становясь определяющей тенденцией развития человека нового поколения.
Особую актуальность проблемы познавательного интереса в процессе исследовательской деятельности приобретает именно на этапе дошкольного детства. Проявляясь в интеллектуальной инициативе, повышенном интересе и стремлении к знаниям, познавательный интерес обеспечивает развитие познавательного интереса в процессе исследовательской деятельности ребенка-дошкольника, расширяет содержание его познавательной потребности, способствует формированию произвольности его поведения, обеспечивает становление познавательной мотивации дошкольника, что в свою очередь, является ведущими критериями готовности ребенка к школе.
Проблема развития познавательного интереса в процессе исследовательской деятельности старших дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что интерес является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у старших дошкольников не отдельных фрагментарных «облегченных» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.
Проблема познавательного интереса в процессе исследовательской деятельности – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально–психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических, и социальных условий развития. Проблеме познавательного интереса в процессе исследовательской деятельности, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б.Эльконина, И.С. Якиманской.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывать сильное влияние на его развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".
Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям....
"Этнокультурные традиции в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста"
Основной задачей работы по этнокультурному компоненту мы считаем формирование познавательного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего...
Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста....
Этнокультурные традиции в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
Необходимость этнокультурного воспитания ясна всем. Национальная культура - незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку поз...
Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Презентация для родителей...
Советы для будущих воспитателей по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Для успешного формирования познавательного интереса старших дошкольников в процессе медиаобразования необходима реализация следующих результативных условий: общение ребенка с взрослым человеком – педа...
Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста с ФФНР через проектно-исследовательскую деятельность
формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию проектно-исследовательской деятельности....