Картотека Пальчиковые игры
картотека

Вербина Лариса Владимировна

Игрушки

 

«Шарик».

 

Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками.

В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара.

Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

 

«Шарик и подружки».

 

Пальчики обеих рук ребенок сжимает в «щепотку» и соприкасается ими только кончиками.

Шар надутый две подружки

В таком положении он должен дуть на них, при этом пальчики должны принять форму шара.

Отнимали друг у дружки

– Весь перецарапали!

Воздух «Выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели, нет игрушки,

Сели и заплакали…

 

«Игра в бубен»

 

Хлопать в ладоши.

Если в бубен бьет медведь,

Бубну как не зареветь?

Стучать большим и указательным пальцами друг о друга.

 А комар забьет в него

 – Не услышишь ничего.

 

«Юла»

 

Я юлу кручу, верчу,

И тебя я научу.

Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного

до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.

 

«Мои игрушки».

 

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв),

остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Это зайка,

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

Это пёс.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

 

Части тела.

«Это я».

 

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

 

«Вот помощники мои»

 

Вот помощники мои, их как хочешь - поверни:

Вот и эдак, и вот так,

Не обидятся никак.

(посмотреть на раскрытые ладони)

1, 2, 3, 4, 5

(похлопать в ладоши)

Не сидится им опять.

(встряхнуть кистями рук)

Постучали,

(постучать кулачком по ладони свободной руки)

Повертели

(круговые движения кистями рук)

И работать захотели.

(потереть ладонь о ладонь)

Поработают немножко,

(похлопать в ладоши)

Мы дадим им отдохнуть.

(сложить ладони вместе)

Постучали,

(постучать кулачком по ладони свободной руки)

Повертели

(круговые движения кистями рук)

И опять обратно в путь.

(похлопать в ладоши)

 

«Ручки»

У меня пропали ручки.

(Убрать ручки за спину)

Где вы, рученьки мои? Оглядеться.

Раз, два, три, четыре, пять,

                                 Покажитесь мне опять! Показать ручки.

«Шевеляк»

 

Я сидел, что было сил

Пальчиками шевелил,

кисти руки поднять вверх, растопырить пальчики и шевелить ими

А когда совсем устал,

«хватит» - строго я сказал.

пальчиками не шевелить

Не хотят они уняться,

Все быстрее шевелятся,

быстро шевелить пальчиками

Мы тогда поступим так:

Мы прогоним шевеляк.

                                                                  спрятать руки за спину.

 

«Мои пальчики расскажут»

Хлопают в ладоши с растопыренными пальцами.

Мои пальчики расскажут,

Одноименные пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом.

Что умеют – все покажут.

Показывают растопыренные пальцы. Хлопают в ладоши.

 Их пять на каждой руке.

 Все сделать смогут, всегда помогут.

Здесь и далее движения соответствуют тексту.

Они на дудочке играют,

Мячик бросают, Белье стирают,

Пол подметают,

Щиплют, ласкают

– Пять и пять моих ловких пальчиков.

Показывают пальцы обеих рук.

 

«Стенка, стенка, потолок»

Указательным пальцем ребенок дотрагивается до правой щеки.

Стенка.

Указательным пальцем ребенок дотрагивается до левой щеки.

 Стенка.

Ребенок указательным пальцем дотрагивается до лба.

Потолок.

Ребенок указательным пальцем указывает сначала на правый, а потом на левый глаз.

Два окошка.

Ребенок указательным пальцем указывает на рот.

Дверь.

Ребенок указательным пальцем дотрагивается до кончика носа.

Звонок: «Дзи-и-инь!»
 

«Потягушки»

 

Ребенок выполняет указанные движения.

Наши пальчики проснулись,

Потянулись, потянулись

И встряхнулись…

Ребенок пальчиками левой руки «бежит» по правой руке и наоборот

По ладошке побежали,

Побежали, побежали,

Ребенок выполняет указанные движения.

Поскакали, поскакали

Ребенок трясет пальчиками и спокойно кладет руки на колени или на стол.

И устали.

Сели отдыхать.

 

«Утро раннее настало»

 

Ребенок скрещивает ладони с растопыренными пальчиками.

Утро раннее настало,

Ребенок сжимает в кулачок правую руку, большой палец правой руки направлен вверх, им ребенок совершает круговые движения.

Солнце из-за леса встало.

- Эй, братец Федя,

Буди соседей!

Ребенок большим и указательным пальцами правой руки щелкает по большому пальцу левой руки.

- Вставай, Большак!

Ребенок большим и указательным пальцами правой руки щелкает по указательному пальцу левой руки.

- Вставай, Указка!

Ребенок большим и средним пальцами правой руки щелкает по среднему пальцу левой руки.

 - Вставай, Середка!

Ребенок большим и безымянным пальцами правой руки щелкает по безымянному пальцу левой руки.

 - Вставай, Сиротка! –

Ребенок большим пальцем и мизинцем правой руки щелкает по мизинцу левой руки.

 Вставай и ты, крошка – Мирошка!

Ребенок щелкает большим и указательным пальцами правой руки по левой ладошке.

- Доброе утро, Ладошка!

Ребенок поднимает руки и тянется вверх.

 

«Шел один я…»

 

Ребенок показывает один пальчик.

Шел один я по дорожке,

Ребенок показывает два пальчика.

 Шли со мной мои две ножки.

Ребенок показывает три пальчика.

Вдруг навстречу три мышонка,

Ребенок прикладывает ладошки к щекам и качает головой.

Ой, мы видели котенка!

Ребенок показывает четыре пальчика.

У него четыре лапки,

Ребенок «царапает» поверхность стола.

На лапках острые царапки.

На каждый счет ребенок показывает соответствующее число пальчиков.

Один, два, три, четыре, пять,

Ребенок двумя пальчиками «убегает» по поверхности стола.

Нужно быстро убегать.

 

«Удивлялки»

 

Перед началом игры ребенок складывает пальчики в замок, кроме больших пальчиков – они будут «ртом».

- Вас побрить?

«Рот» на вопросы отвечает: «Да-а-а-а-а» (протяжно и важно).

- Да-а-а-а-а!

- Вас покормить?

«Рот» на вопросы отвечает: «Да-а-а-а-а» (протяжно и важно).

- Да-а-а-а-а!

«Рот» на вопросы отвечает: «Да-а-а-а-а» (протяжно и важно).

 - Вас сварить?

- Да-а-а-а-а…

Пальчики ребенка в это время «взъерошиваются», поднимаются, как волосы от испуга.

Что-о-о-о-о?!!!

Правая и левая

Правая и левая водят поезда,

Правая и левая строят города,

Правая и левая могут шить и штопать,

Правая и левая могут громко хлопать.

За окошком ходит ночь,

Руки так устали…

Правая и левая спят на одеяле. О Дриз

День рождения

Хлопают в ладоши

На свой день рождения позвал я ребят.

Пальцы руки подняты и разведены

Пять маленьких свечек на торте горят

Загибаем большой палец

Я дунул, сумел погасить лишь одну

Загибаем указательный палец

Осталось четыре, я снова подул, погасла одна

Загибаем средний палец

Три свечки горят, одну я задул

Загибаем безымянный палец

Одна лишь осталась, постараться пришлось.

На пятую дул я опять и опять.

Загибаем мизинец

Погасла! Ура!

Хлопают в ладоши

Мне исполнилось пять!

Показать пять пальцев.

 

Одежда.

 

«Я перчатку надеваю»

 

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Загибают пальчики

Раз, два, три, четыре, пять.

 

Осень.

 

«Листопад».

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону.

Листопад, листопад!

Медленно опускать руки (листья опадают).

Листья по ветру летят:

Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С клёна – кленовый,

Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С дуба – дубовый,

Указательный и большой соединить в виде колечка.

С осины – осиновый,

Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

С рябины- рябиновый.

Медленно опускать руки (листья опадают).

Полны листьев лес и сад

Хлопки в ладоши.

То-то радость для ребят!

 

«Осенью».

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Ветры яблони качают.

Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья с веток облетают.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

 

«Ветер по лесу летал»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал.

(загибаем пальчики в соответствии с текстом)

Вот-дубовый, вот – кленовый,

Вот – рябиновый, резной.

Вот – с березки, золотой.

Вот - последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (встряхнуть пальчики - бросить).

 

«Осенние листья»

1, 2, 3, 4, 5

Будем листья собирать.

(загибаем поочередно пальчики)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(«шагаем» пальчиками по коленям)

 

«Осенний букет»

 

Пошли пальчики гулять,

Пробежать пальчиками по коленкам

Стали листья собирать:

Красный листик, желтый листик,

Красный листик, желтый листик,

(поочередно прикасаемся подушечками пальцев – начиная с мизинчика

к большому пальцу)

А потом давай считать:

Один, два, три, четыре, пять!

(поочередно загибаем пальчики на руке)

Сколько листиков собрали?

Пять!

(поднять руку вверх, раздвинуть пальцы)

С листьями осенними будем мы играть,

(круговые движения руками – пляшем)

С листьями осенними будем танцевать.

 

«Паучок»

Ребенок опускает правую кисть, шевеля пальчиками, на левую ладошку.

На изогнутый сучок,

Сломанный, осенний

Ребенок скрещивает указательные пальчики.

Опустился  паучок

 С крестиком на спинке.

Ребенок складывает пальчики правой руки в щепоть и опускает сверху в левую ладонь, сложенную «лодочкой».

Свил уютный гамачок,

Ребенок пальчиками правой руки «пробегает» по левой руке от кисти до локтя.

Сам в сторонку

Ребенок прикладывает указательный пальчик правой руки к губам.

И молчок.
 

Зима.

« Снежинки»

 

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел –

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.

Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.

Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

 

«Пришла зима»

 

Пришла зима,

Принесла мороз.

(погладить кисти рук друг о дружку)

Пришла зима,

Замерзает нос.

(массируем слегка кончик носа тремя пальцами)

Снег,

 (пальчики бегают в воздухе)

Сугробы,

 (показать рукой горы снега)

Гололед.

(потереть ладошку о ладошку)

Все на улицу — вперед!

(шагаем по коленям)

Теплые штаны наденем,

(погладить руками колени)

Шапку, шубу, валенки.

(погладить голову, живот, топнуть ногами)

Руки в варежках согреем

 (кисти рук приложить к губам и «согреть»)

И завяжем шарфики.

 (погладить шею)

Зимний месяц называй!

(хлопки руками)

Декабрь, Январь, Февраль.

 

«Снегири»

 

Вот на ветках, посмотри,

Четыре хлопка руками.

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки.

Изображают «крылышки»

Греются на солнышке.

Повороты головой.

Головой вертят,

Улетать хотят.

Вращательные движения кистями рук.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

 

 

Зимние забавы

«Зимние забавы»

 

Что зимой мы любим делать?

(большой палец соединяется сначала с указательным, затем со средним)

В снежки играть, на лыжах бегать,

(большой палец соединяется с безымянным)

На коньках по льду кататься,

(затем с мизинцем, в конце – движение «съезжаем с горы» с криком «Ух!»).

Вниз с горы на санках мчаться.

 

«Мы во двор пошли гулять»

 

Загибать поочередно пальцы

1, 2, 3, 4, 5.

Имитировать ходьбу

Мы во двор пошли гулять

Имитировать лепку комков

Бабу снежную слепили,

Покрошить хлебушек всеми пальчиками

Птичек крошками кормили,

Указательным пальцем вести по ладошке в одном направлении

С горки мы потом катались,

Ладошки кладем на колени поочередно ладошками и тыльной стороной

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Имитировать еду ложкой, затем сложить руки под щечку – заснули

Съели, суп и спать легли.

 

«Снежки»

 

(на каждую строчку стихотворения поочередно соединяем большие пальцы  обеих рук с другими пальчиками  и говорим текст)

 

Мы в снежки играем смело,

Лепим быстро и умело.

Мы научим всех играть:

Брать снежок, лепить, бросать.

 

«Снеговик»

 

(хлопаем в ладоши)

Трата – та, трата-та

Рада снегу детвора,

(«лепить» снежки)

Трата – та, трата – та,

Лепим мы снеговика,

(рисуем в воздухе два круга)

Мы на ком, поставим ком.

(показываем глаза)

Глазки подведем,

(показываем нос)

Нос – морковку вставим,

(гладим голову)

Шапочку найдем.

(покачивание туловищем вправо-влево).

Вот какой снеговичок,

Белый, снежный толстячок.

 

 

Новый год.

 

«Ёлочка»

 

Пальцы переплетены, большие подняты вверх.

Перед нами ёлочка.

Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.

Шишечки, иголочки,

Ладошки держать «ковшиком».

Шарики, фонарики,

«Зайчики» - указательные пальцы.

Зайки и свечки,

Ладошка в виде звезды,

Звёзды,

«человечки» - походить пальчиками.

человечки.

 

«Новый год»

 

Фонарики – руками

Наступает Новый год!

(Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)

Дети водят хоровод.

(кисти сжимаем в кулачки)

Висят на елке шарики,

(фонарики – руками)

Светятся фонарики.

(кисти сжимаем в кулачки)

Вот сверкают льдинки,

(фонарики – руками)

Кружатся снежинки.

(потирание кистей рук друг о дружку)

В гости Дед Мороз идет,

(пальчики бегают по коленям)

Всем подарки он несет.

(хлопки по коленкам)

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать:

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.

 

«На елке»

 

Ребенок ритмично хлопает в ладоши.

Мы на елке веселились,

 И плясали, и резвились.

Ребенок «шагает» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.

 После добрый Дед Мороз

 Нам подарочки принес.

Ребенок ритмично хлопает в ладоши.

Дал огромные пакеты,

 В них же – вкусные предметы:

Ребенок на каждую строчку загибает пальцы на обеих руках, начиная с большого.
 Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними.

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

 

                                                   Весна.

 

«Весна».

 

(соединять пальцы правой руки с большим)

Снова солнце в небе улыбается,

(соединять пальцы левой руки с большим)

Снег растаял, ручейки звенят.

(ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отодвигая их друг от друга)

И подснежник первый распускается,

(ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения).

С юга птицы с песнями летят.

 

«Жаворонок»

 

Птичка, птичка, прилетай!

Весну - красну зазывай!

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

Дети показывают движениями кистей рук, как летит птичка.

 

«Солнышко»

 

Здравствуй, солнце золотое!

(пальцы обеих рук в кулачках, разогнуть большие пальцы)
Здравствуй, небо голубое!

(разогнуть указательные пальцы)
Здравствуй, вольный ветерок!

(разогнуть средние пальцы)
Здравствуй, маленький дубок!

(разогнуть безымянные пальцы)

Здравствуй, ты – весна-красна

Долгожданная пора.

(разогнуть мизинцы)
Ты нам, солнце, посвети

Снег и лед растопи.

(пальчики раскрыты – изображают солнышко с лучиками).

 

«К нам весна пришла»

 

Пальчики двигаются, будто шагают

К нам весна пришла,

Ручки протягивают вперёд «с букетом».

Цветы красивые принесла!

Пальчики шагают по коленкам

В палисадник мы пошли

Пальчики двигаются, будто плетут венок.

И венок себе сплели!

 

«Человечек на прогулке»

 

Человечек «идет» на двух пальчиках: среднем и указательном.

Шел человечек по улице.

Указательный палец загнуть и стучать по столу средним.  

Скучно стало человечку просто идти, и решил он попрыгать на правой ножке.

Стучать указательным пальцем.

А потом и на левой ножке решил попрыгать.

(по три прыжка на указательном и среднем пальце)

 Вот такой веселый человечек!

Пришел

(положить руки на колени)

 

«Клён» (С. Коган).

(дети стоят лицом в круг; 4 прыжка на носочках, руки на поясе)

За окном сосулька тает,

(руки вверх, наклоны туловища влево – вправо)

Ветер тучи рвёт в клочки.

 (руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно разжимают кулачки)

Разжимает, разжимает клён тугие кулачки.

(4 прыжка)

Прислонился он к окошку. 

(наклоны)

И, едва растает снег,

(поворачиваются лицом друг к другу, протягивают правую руку – рукопожатие).   

Мне зелёную ладошку клён протянет раньше всех.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека Пальчиковые игры36.28 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковые игры

Игрушки

«Шарик». 

Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками.

В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара.

Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

«Шарик и подружки».

Пальчики обеих рук ребенок сжимает в «щепотку» и соприкасается ими только кончиками.

Шар надутый две подружки

В таком положении он должен дуть на них, при этом пальчики должны принять форму шара.

Отнимали друг у дружки

– Весь перецарапали!

Воздух «Выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели, нет игрушки,

Сели и заплакали…

«Игра в бубен»

Хлопать в ладоши.

Если в бубен бьет медведь,

Бубну как не зареветь?

Стучать большим и указательным пальцами друг о друга.

 А комар забьет в него

 – Не услышишь ничего.

«Юла»

Я юлу кручу, верчу,

И тебя я научу.

Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного

до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.

«Мои игрушки».

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв),

остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Это зайка,

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

Это пёс.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

Части тела.

«Это я».

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

«Вот помощники мои»

Вот помощники мои, их как хочешь - поверни:

Вот и эдак, и вот так,

Не обидятся никак.

(посмотреть на раскрытые ладони)

1, 2, 3, 4, 5

(похлопать в ладоши)

Не сидится им опять.

(встряхнуть кистями рук)

Постучали,

(постучать кулачком по ладони свободной руки)

Повертели

(круговые движения кистями рук)

И работать захотели.

(потереть ладонь о ладонь)

Поработают немножко,

(похлопать в ладоши)

Мы дадим им отдохнуть.

(сложить ладони вместе)

Постучали,

(постучать кулачком по ладони свободной руки)

Повертели

(круговые движения кистями рук)

И опять обратно в путь.

(похлопать в ладоши)

«Ручки»

У меня пропали ручки.

(Убрать ручки за спину)

Где вы, рученьки мои? Оглядеться.

Раз, два, три, четыре, пять,

                                 Покажитесь мне опять! Показать ручки.

«Шевеляк»

Я сидел, что было сил

Пальчиками шевелил,

кисти руки поднять вверх, растопырить пальчики и шевелить ими

А когда совсем устал,

«хватит» - строго я сказал.

пальчиками не шевелить

Не хотят они уняться,

Все быстрее шевелятся,

быстро шевелить пальчиками

Мы тогда поступим так:

Мы прогоним шевеляк.

                                                                  спрятать руки за спину.

«Мои пальчики расскажут»

Хлопают в ладоши с растопыренными пальцами.

Мои пальчики расскажут,

Одноименные пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом.

Что умеют – все покажут.

Показывают растопыренные пальцы. Хлопают в ладоши.

 Их пять на каждой руке.

 Все сделать смогут, всегда помогут.

Здесь и далее движения соответствуют тексту.

Они на дудочке играют,

Мячик бросают, Белье стирают,

Пол подметают,

Щиплют, ласкают

– Пять и пять моих ловких пальчиков.

Показывают пальцы обеих рук.

«Стенка, стенка, потолок» 

Указательным пальцем ребенок дотрагивается до правой щеки.

Стенка.

Указательным пальцем ребенок дотрагивается до левой щеки.

 Стенка.

Ребенок указательным пальцем дотрагивается до лба.

Потолок.

Ребенок указательным пальцем указывает сначала на правый, а потом на левый глаз.

Два окошка.

Ребенок указательным пальцем указывает на рот.

Дверь.

Ребенок указательным пальцем дотрагивается до кончика носа.

Звонок: «Дзи-и-инь!»

«Потягушки»

Ребенок выполняет указанные движения.

Наши пальчики проснулись,

Потянулись, потянулись

И встряхнулись…

Ребенок пальчиками левой руки «бежит» по правой руке и наоборот

По ладошке побежали,

Побежали, побежали,

Ребенок выполняет указанные движения.

Поскакали, поскакали

Ребенок трясет пальчиками и спокойно кладет руки на колени или на стол.

И устали.

Сели отдыхать.

«Утро раннее настало»

Ребенок скрещивает ладони с растопыренными пальчиками.

Утро раннее настало,

Ребенок сжимает в кулачок правую руку, большой палец правой руки направлен вверх, им ребенок совершает круговые движения.  

Солнце из-за леса встало.

- Эй, братец Федя,

Буди соседей!

Ребенок большим и указательным пальцами правой руки щелкает по большому пальцу левой руки.

- Вставай, Большак!

Ребенок большим и указательным пальцами правой руки щелкает по указательному пальцу левой руки.

- Вставай, Указка!

Ребенок большим и средним пальцами правой руки щелкает по среднему пальцу левой руки.

 - Вставай, Середка!

Ребенок большим и безымянным пальцами правой руки щелкает по безымянному пальцу левой руки.

 - Вставай, Сиротка! –

Ребенок большим пальцем и мизинцем правой руки щелкает по мизинцу левой руки.

 Вставай и ты, крошка – Мирошка!

Ребенок щелкает большим и указательным пальцами правой руки по левой ладошке.

- Доброе утро, Ладошка!

Ребенок поднимает руки и тянется вверх.

«Шел один я…»

Ребенок показывает один пальчик.

Шел один я по дорожке,

Ребенок показывает два пальчика.

 Шли со мной мои две ножки.

Ребенок показывает три пальчика.

Вдруг навстречу три мышонка,

Ребенок прикладывает ладошки к щекам и качает головой.

Ой, мы видели котенка!

Ребенок показывает четыре пальчика.

У него четыре лапки,

Ребенок «царапает» поверхность стола.

На лапках острые царапки.

На каждый счет ребенок показывает соответствующее число пальчиков.

Один, два, три, четыре, пять,

Ребенок двумя пальчиками «убегает» по поверхности стола.

Нужно быстро убегать.

«Удивлялки»

Перед началом игры ребенок складывает пальчики в замок, кроме больших пальчиков – они будут «ртом».

- Вас побрить?

«Рот» на вопросы отвечает: «Да-а-а-а-а» (протяжно и важно).

- Да-а-а-а-а!

- Вас покормить?

«Рот» на вопросы отвечает: «Да-а-а-а-а» (протяжно и важно).

- Да-а-а-а-а!

«Рот» на вопросы отвечает: «Да-а-а-а-а» (протяжно и важно).

 - Вас сварить?

- Да-а-а-а-а…

Пальчики ребенка в это время «взъерошиваются», поднимаются, как волосы от испуга.

Что-о-о-о-о?!!!

Правая и левая

Правая и левая водят поезда,

Правая и левая строят города,

Правая и левая могут шить и штопать,

Правая и левая могут громко хлопать.

За окошком ходит ночь,

Руки так устали…

Правая и левая спят на одеяле. О Дриз

День рождения

Хлопают в ладоши

На свой день рождения позвал я ребят.

Пальцы руки подняты и разведены

Пять маленьких свечек на торте горят

Загибаем большой палец

Я дунул, сумел погасить лишь одну

Загибаем указательный палец

Осталось четыре, я снова подул, погасла одна

Загибаем средний палец

Три свечки горят, одну я задул

Загибаем безымянный палец

Одна лишь осталась, постараться пришлось.

На пятую дул я опять и опять.

Загибаем мизинец

Погасла! Ура!

Хлопают в ладоши

Мне исполнилось пять!

Показать пять пальцев.

Одежда.

«Я перчатку надеваю»

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Загибают пальчики

Раз, два, три, четыре, пять.

Осень.

«Листопад».

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону.

Листопад, листопад!

Медленно опускать руки (листья опадают).

Листья по ветру летят:

Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С клёна – кленовый,

Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С дуба – дубовый,

Указательный и большой соединить в виде колечка.

С осины – осиновый,

Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

С рябины- рябиновый.

Медленно опускать руки (листья опадают).

Полны листьев лес и сад

Хлопки в ладоши.

То-то радость для ребят!

«Осенью».

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Ветры яблони качают.

Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья с веток облетают.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

«Ветер по лесу летал»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал.

(загибаем пальчики в соответствии с текстом)

Вот-дубовый, вот – кленовый,

Вот – рябиновый, резной.

Вот – с березки, золотой.

Вот - последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (встряхнуть пальчики - бросить).

«Осенние листья»

1, 2, 3, 4, 5

Будем листья собирать.

(загибаем поочередно пальчики)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(«шагаем» пальчиками по коленям)

«Осенний букет»

Пошли пальчики гулять,

Пробежать пальчиками по коленкам

Стали листья собирать:

Красный листик, желтый листик,

Красный листик, желтый листик,

(поочередно прикасаемся подушечками пальцев – начиная с мизинчика

к большому пальцу)

А потом давай считать:

Один, два, три, четыре, пять!

(поочередно загибаем пальчики на руке)

Сколько листиков собрали?

Пять!

(поднять руку вверх, раздвинуть пальцы)

С листьями осенними будем мы играть,

(круговые движения руками – пляшем)

С листьями осенними будем танцевать.

«Паучок»

Ребенок опускает правую кисть, шевеля пальчиками, на левую ладошку.

На изогнутый сучок,

Сломанный, осенний

Ребенок скрещивает указательные пальчики.

Опустился  паучок

 С крестиком на спинке.

Ребенок складывает пальчики правой руки в щепоть и опускает сверху в левую ладонь, сложенную «лодочкой».

Свил уютный гамачок,

Ребенок пальчиками правой руки «пробегает» по левой руке от кисти до локтя.

Сам в сторонку

Ребенок прикладывает указательный пальчик правой руки к губам.

И молчок.

Зима.

« Снежинки»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел –

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.

Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.

Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

«Пришла зима»

Пришла зима,

Принесла мороз.

(погладить кисти рук друг о дружку)

Пришла зима,

Замерзает нос.

(массируем слегка кончик носа тремя пальцами)

Снег,

 (пальчики бегают в воздухе)

Сугробы,

 (показать рукой горы снега)

Гололед.

(потереть ладошку о ладошку)

Все на улицу — вперед!

(шагаем по коленям)

Теплые штаны наденем,

(погладить руками колени)

Шапку, шубу, валенки.

(погладить голову, живот, топнуть ногами)

Руки в варежках согреем

 (кисти рук приложить к губам и «согреть»)

И завяжем шарфики.

 (погладить шею)

Зимний месяц называй!

(хлопки руками)

Декабрь, Январь, Февраль.

 

«Снегири»

Вот на ветках, посмотри,

Четыре хлопка руками.

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки.

Изображают «крылышки»

Греются на солнышке.

Повороты головой.

Головой вертят,

Улетать хотят.

Вращательные движения кистями рук.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

Зимние забавы

«Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать?

(большой палец соединяется сначала с указательным, затем со средним)

В снежки играть, на лыжах бегать,

(большой палец соединяется с безымянным)

На коньках по льду кататься,

(затем с мизинцем, в конце – движение «съезжаем с горы» с криком «Ух!»).

Вниз с горы на санках мчаться.

«Мы во двор пошли гулять»

Загибать поочередно пальцы

1, 2, 3, 4, 5.

Имитировать ходьбу

Мы во двор пошли гулять

Имитировать лепку комков

Бабу снежную слепили,

Покрошить хлебушек всеми пальчиками

Птичек крошками кормили,

Указательным пальцем вести по ладошке в одном направлении

С горки мы потом катались,

Ладошки кладем на колени поочередно ладошками и тыльной стороной

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Имитировать еду ложкой, затем сложить руки под щечку – заснули

Съели, суп и спать легли.

«Снежки»

(на каждую строчку стихотворения поочередно соединяем большие пальцы  обеих рук с другими пальчиками  и говорим текст)

Мы в снежки играем смело,

Лепим быстро и умело.

Мы научим всех играть:

Брать снежок, лепить, бросать.

«Снеговик»

(хлопаем в ладоши)

Трата – та, трата-та

Рада снегу детвора,

(«лепить» снежки)

Трата – та, трата – та,

Лепим мы снеговика,

(рисуем в воздухе два круга)

Мы на ком, поставим ком.

(показываем глаза)

Глазки подведем,

(показываем нос)

Нос – морковку вставим,

(гладим голову)

Шапочку найдем.

(покачивание туловищем вправо-влево).

Вот какой снеговичок,

Белый, снежный толстячок.

Новый год.

«Ёлочка»

Пальцы переплетены, большие подняты вверх.

Перед нами ёлочка.

Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.

Шишечки, иголочки,

Ладошки держать «ковшиком».

Шарики, фонарики,

«Зайчики» - указательные пальцы.

Зайки и свечки,

Ладошка в виде звезды,

Звёзды,

«человечки» - походить пальчиками. 

человечки.

«Новый год»

Фонарики – руками

Наступает Новый год!

(Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)

Дети водят хоровод.

(кисти сжимаем в кулачки)

Висят на елке шарики,

(фонарики – руками)

Светятся фонарики.

(кисти сжимаем в кулачки)

Вот сверкают льдинки,

(фонарики – руками)

Кружатся снежинки.

(потирание кистей рук друг о дружку)

В гости Дед Мороз идет,

(пальчики бегают по коленям)

Всем подарки он несет.

(хлопки по коленкам)

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать:

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.

«На елке»

Ребенок ритмично хлопает в ладоши.

Мы на елке веселились,

 И плясали, и резвились.

Ребенок «шагает» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.

 После добрый Дед Мороз

 Нам подарочки принес.

Ребенок ритмично хлопает в ладоши.

Дал огромные пакеты,

 В них же – вкусные предметы:

Ребенок на каждую строчку загибает пальцы на обеих руках, начиная с большого.
 Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними.

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

                                                   Весна.

«Весна».

(соединять пальцы правой руки с большим)

Снова солнце в небе улыбается,

(соединять пальцы левой руки с большим)

Снег растаял, ручейки звенят.

(ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отодвигая их друг от друга)

И подснежник первый распускается,

(ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения).

С юга птицы с песнями летят.

«Жаворонок»

Птичка, птичка, прилетай!

Весну - красну зазывай!

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

Дети показывают движениями кистей рук, как летит птичка.

«Солнышко»

Здравствуй, солнце золотое!

(пальцы обеих рук в кулачках, разогнуть большие пальцы)
Здравствуй, небо голубое!

(разогнуть указательные пальцы)
Здравствуй, вольный ветерок!

(разогнуть средние пальцы)
Здравствуй, маленький дубок!

(разогнуть безымянные пальцы)

Здравствуй, ты – весна-красна

Долгожданная пора.

(разогнуть мизинцы)
Ты нам, солнце, посвети

Снег и лед растопи.

(пальчики раскрыты – изображают солнышко с лучиками).

«К нам весна пришла»

Пальчики двигаются, будто шагают

К нам весна пришла,

Ручки протягивают вперёд «с букетом».

Цветы красивые принесла!

Пальчики шагают по коленкам

В палисадник мы пошли

Пальчики двигаются, будто плетут венок.

И венок себе сплели!

«Человечек на прогулке»

Человечек «идет» на двух пальчиках: среднем и указательном.

Шел человечек по улице.

Указательный палец загнуть и стучать по столу средним.  

Скучно стало человечку просто идти, и решил он попрыгать на правой ножке.

Стучать указательным пальцем.

А потом и на левой ножке решил попрыгать.

(по три прыжка на указательном и среднем пальце)

 Вот такой веселый человечек!

Пришел

(положить руки на колени)

«Клён» (С. Коган).

(дети стоят лицом в круг; 4 прыжка на носочках, руки на поясе)

За окном сосулька тает,

(руки вверх, наклоны туловища влево – вправо)

Ветер тучи рвёт в клочки.

 (руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно разжимают кулачки)

Разжимает, разжимает клён тугие кулачки.

(4 прыжка)

Прислонился он к окошку.  

(наклоны)

И, едва растает снег,

(поворачиваются лицом друг к другу, протягивают правую руку – рукопожатие).   

Мне зелёную ладошку клён протянет раньше всех.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Пальчиковые игры"

Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они разв...

Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста

Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста...

Картотека : "пальчиковые игры" для дошкольников с нарушением функций ОДА.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук....

картотека Пальчиковые игры

Материал рекомендуется для родителей и воспитателей по развитию у детей мелкой моторики и речи....

Картотека «Пальчиковые игры для самых маленьких»

Пальчиковые игры помогут развить речь ребёнка. Познакомят малыша с прекрасными детскими стихами. Укрепят его память и пространственное мышление, активизируют мелкую моторику. Дадут малышу возможность ...

Картотека " Пальчиковые игры"

Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику....

картотека" Пальчиковые игры для детей с ОВЗ (по лексическим темам)"

папальчиковые гимнастики по лексическим тема для проведения во время занятий и дома...