Консультация для молодых специалистов на тему: "Театр в жизни ребенка".
консультация
Консультация для молодых специалистов на тему:
"Театр в жизни ребенка".
Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок.
В жизни каждого человека важным и уникальным периодом, считается детство. Именно в этот период формируется личность каждого ребенка.
В нашем современном мире, театр не теряет свою актуальность. Ученые считают, что лучшей эмоциональной школой в жизни людей является театр, он помогает развивать мыслительные процессы, формированию личности человека.
Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник.
Театр является для детей источником познания и способом взаимодействия. Более замкнутым детям рекомендуют сначала общение с куклами. После общения с куклами они начинают общаться со своими сверстниками. Дети любого возраста через призму театра познают наш окружающий мир. Театр считается уникальной моделью мира, где добро всегда побеждает зло. У каждого ребенка происходит убеждение, что со злом нужно всегда бороться. На ранних этапах развития человека нужно объяснить как выглядит добро, и где прячется зло.
Ведь все дети любят творить, мастерить, изобретать, выступать. Можно им предложить создать кукольный театр. Ребята обожают смотреть сценки, которые показываются при помощи кукол. Эти выступления интересны, ярки и вызывают чувство восторга. А если привлечь ребят в более старшем возрасте показывать эти сценки самим - чувствам и эмоциям ребят нет предела.
Такой театр дает воспитательные уроки детям, учат их правилам общения, дружбы, любви, трудолюбия, правды, добра и зла. А также высмеиваются негативные качества людей: лень, зазнайство, обидчивость, капризность и т. п. У ребят формируется свое определенное отношение к таким свойствам характера.
Принимая участие в постановке кукольного театра, малыши развивают память, воображение, инициативность и раскрывают свои творческие способности и даже, возможно, талант.
В кукольном спектакле могут участвовать и взрослые и дети. Такая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе, музыке, театральному искусству, формирует эстетический вкус.
Музыка в кукольных спектаклях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют. Музыка вводится с целью создания определённого настроения, в качестве музыкального оформления. Однако в кукольном спектакле она не всегда носит вспомогательный характер. Зачастую музыка играет очень важную роль. На какое количество времени хватит внимания ребёнка – дошкольника, если он во время театрализованного действия неподвижно сидит на стуле? Не более чем на 10 минут. А если он принимает активное участие в спектакле, например, исполняя в роли зрителя песню или танец. Это количество возрастает в два (иногда и в три) раза! При этом формируются эмоциональная отзывчивость детей, навыки хорового пения и детского исполнительского мастерства (одно дело – петь для зрителей, и совсем другое – для самих артистов). Музыкальный репертуар для таких спектаклей готовится с детьми заранее на музыкальных занятиях, при этом детях необязательно знать, где он будет ими использован. Это поможет сохранить момент сюрпризности.
Насыщенность спектаклей эмоциональными и занимательными моментами также повышает заинтересованность детей. Коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений.
Постановка кукольного спектакля с участием детей – дело очень трудоёмкое, требует больших эмоциональных затрат и творческой энергии как руководителей, так и самих актёров – детей.
Кукольные персонажи могут быть покупными или самодельными. Для самостоятельной деятельности в каждой группе есть кукольный театр изготовленный руками родителей. Для этого можно использовать: одноразовые стаканчики, деревянные лопатки, вязаный пальчиковый и перчаточный театры.
Это большая возможность для педагогов осуществлять различные воспитательные, образовательные, нравственные задачи не назидательным способом, а непосредственно, не заметно для детей, которые, как правило, увлечены театральным действом.
На первых порах молодому педагогу очень трудно организовывать подобные представления, не сразу приходит умение быстро и творчески реагировать на эмоциональные отклики и актёров и зрителей, чётко ориентироваться в затруднительных моментах и абсолютно незаметно направлять весь спектакль.
Но, когда это умение приходит, работа над постановкой спектакля доставляет огромное удовольствие не только детям, но и участвующим в нём взрослым.
Рекомендации по технике вождения кукол перчаточного театра:
В дошкольных учреждениях чаще всего используются куклы без гапита. В этом случае они представляют из себя «трехпалую» перчатку: средний «палец» водит голову куклы, а боковые – руки (лапы). Положение пальцев в перчатке может быть различным. В некоторых случаях перчатка может быть и «пятипалой» - если по ходу действия кукла должна действовать ногами. Ее «ноги» водят пальцы второй руки актёра-кукольника.
Выходя с куклой на ширму ее нужно всегда держать на одном и том же уровне.(на ¾ своего роста).
Действия кукольного персонажа протекают в предлагаемых обстоятельствах спектакля и каждой отдельной сцены. Кукольный персонаж в каждой сцене в действии и в слове:
выражает свое отношение к происходящему, вступает в общение со своими партнерами, оказывает на них воздействие своими словами и поступками и
сам воспринимает их действия и слова.
Образ поведения кукольного персонажа должен быть всегда оправдан внутренним содержанием картины. Выразительность действий куклы зависит от того, насколько интересно и правильно по существу содержания сцены найдены пластические действия и приспособления, благодаря которым ее действия как персонажа становятся наиболее отчетливыми.
Работа исполнителя с куклой начинается со всестороннего ознакомления с ней. Если исполнитель не сам сделал свою куклу, то прежде всего он знакомится с ее:
техническим устройством,
способом управления,
пробует, насколько удобно пригнаны патронки, трости, нити и т.п..
Приступая к работе с новой куклой, исполнитель проделывает с ней ряд движений, вкладывая в них конкретные задания (как близкие к его роли, так и выходящие за ее пределы). В этот период он может свободно импровизировать с ней различные движения.
Один из основных секретов кукловождения состоит в том, чтобы соразмерять движения куклы с ее масштабом. Движения куклы должны быть четко расчлененными, мелкими и очень точными: чуть кукла склонила голову – она уже загрустила, чуть двинулась вперед – это уже целый шаг.
Как конкретно передаются движения куклы? Какие физические действия пальцев и кисти руки актера-кукловода определяют пластические действия куклы?
Куклу водят на ведущей руке «от себя». Так кукле легче ходить, актеру проще следить за своей куклой и за куклой партнера.
Вождение куклы без гапита. Указательный палец водит голову куклы, средний и большой – руки/лапы, безымянный и мизинец поджимаются к ладони и образуют объем туловища куклы.
Если кукла не совершает действия, она должна находиться в нейтральной позе. Руки куклы должны быть как будто сложены на животе – это исходная поза для перчаточной куклы. «Спокойное» положение рук куклы достигается за счет того, что большой палец кукловода прижимается к ладони, сверху прикрывается средним пальцем (он располагается параллельно с безымянным и мизинцем).
Чтобы поднять «руки» вверх, надо максимально приблизить пальцы - «руки» к указательному пальцу - «шее». Чтобы развести «руки», надо максимально растопырить большой и средний пальцы в стороны. Чтобы кукла потерла «руку» об «руку» - соединить подушечки большого и среднего пальцев и потереть их друг о друга. Чтобы «обнять» другого персонажа, пальцы сначала разводятся в стороны, затем обхватывают туловище другой куклы: большой палец над большим пальцем партнера, средний – под средним пальцем партнера, образуя своеобразный «замок». Чтобы погладить другого персонажа, гладящие действия производятся средним или большим пальцем сверху вниз.
Чтобы слегка наклонить голову куклы, необходимо согнуть указательный палец в первой фаланге. Чтобы изобразить отрицательное покачивание головы куклы («нет-нет»), надо двигать указательный палец вправо – влево. При этом можно «обхватить голову руками» - чуть согнуть указательный палец – «шею», взяться большим и средним пальцами за боковые части головы куклы.
Чтобы изобразить «грудной» поклон, надо согнуть указательный палец во второй фаланге. Для изображения «поясного» поклона куклы, наклона за каким-либо предметом надо согнуть кисть руки. Глубина сгиба определяет глубину наклона.
Перчаточная кукла без гапита не имеет функции поворота головы, поэтому поворот осуществляется всем корпусом куклы – всей кистью руки. Для усиления этого движения можно слегка наклонить голову куклы – согнуть указательный палец в первой фаланге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_molodyh_spetsialistov_na_temu.docx | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодых специалистов на тему: «Нравственное воспитание детей старшего возраста через художественную литературу»
Эмоционально-нравственные основы культуры личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания.Ребено...
Консультация для молодых специалистов на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» в рамках работы группы педагогов-наставников ДОО.
Консультация для молодых специалистов на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» в рамках работы группы педагогов-наставников ДОО....
Кратко-срочный проект На тему: «Театр в жизни ребенка»
Цель проектаСпособствовать приобщению детей и родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности,формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Соз...
Консультация с молодыми специалистами по теме "Самообразование, как один из путей повышения профессионального мастерства"
Цель консультации: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.Задачи:Раскрыть сущность процесса самообразования, острую необходимость самообразования в современных у...
Консультация для родителей в детском саду "Театр в жизни ребенка дошкольника
Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка....
Консультация для молодых специалистов на тему: «Документация воспитателя ДОУ по ФГОС ДО»
Консультация для молодых специалистов на тему:«Документация воспитателя ДОУ по ФГОС ДО»...
Проект на тему: «Театр в жизни ребенка» (2 группа раннего возраста)
Цель проекта: Создание необходимых условий для знакомства детей с театром. Воспитание у детей любви к театру, посредством театрализации сказок....