Мы ловкие , умелые - ребятишки смелые
рабочая программа

Ольга Николаевна Перевозникова

Модифицированная программа на развитие общей и мелкой моторики через развитие речи у детей дошкольного возраста. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка имеются проблемы с моторикой у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modifitsirovannaya_programma.docx412.19 КБ

Предварительный просмотр:

F:\скан\img20200326_17040731.jpg

  1. Содержание
  2. Пояснительная записка.
  3. Целевой раздел:
  1. Цель,
  2. Задачи программы.
  1. Учебно-тематический план.
  2. Методическое обеспечение.
  3. Список литературы.

  1. Пояснительная записка

«Представление, что при любом Двигательном тренинге ... Упражняются не руки, а мозг, Вначале казалось парадоксальным И лишь с трудом проникло в сознание педагогов».

Н. А. Бернштейн

Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется у ребенка постепенно в процессе его роста и развития.

Какова же картина развития речи детей на современном этапе. В последнее время увеличилось количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи. Дети сейчас начинают говорить позже, чем их сверстники 10-15 лет назад. Кроме того, дети с нарушением речи часто имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук.

Действительно, у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомним, сейчас обувь у детей на липучках, чтобы не брать на себя труд родителям учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

На это может быть масса причин, так как темп и уровень развития речи находятся в прямой зависимости от многих анатомо-физиологических особенностей ребенка. В первую очередь это касается зрелости коры головного мозга, развития артикуляционного аппарата и органов чувств ребенка. Все это сказывается на формировании предметно-практической и речевой деятельности.

Уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют

на развитие детской речи. Согласно исследованиям специалистов АПН считается, что формирование речи происходит под влиянием кинестетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, точнее  от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее и правильнее он начинает говорить.

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы, конкретно развитие речи и мышления и, соответственно, развитие всех высших форм нервной деятельности (память, воображение, внимание). При выполнении различных упражнений пальчиковой гимнастики кисти и пальцы рук ребенка приобретают большую подвижность, что в дальнейшем, при обучении в школе, облегчит приобретение навыков письма.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Что же мы знаем о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные, нежные. Поначалу у младенцев пальчики больше отдыхают, свернувшись в кулачок. Позже начинается настоящее

«наступление» на окружающий мир, совершенствуются двигательные навыки, манипуляции. И за этими, казалось бы безобидными движениями, на самом деле происходит активное познание мира ребенком, малыш умнеет.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известные всем:

«Сорока-Ворона», «Ладушки», «Идет коза рогатая». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно влияют на речевое развитие детей. Действительно, все помнят с детства мелодичные, напевные мамины песенки, которые исполнялись с помощью движений пальчиков и рук.

Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и положительно влияют на умственную активность, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость и работоспособность. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей детей, пробуждающий воображение и фантазию.

        Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится

        на кончиках его пальцев. М.М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить»

        указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются

        под влиянием импульсов от пальцев рук.

         Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок

        Помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять

        знание содержание сказок, развивать речь и образное мышление.

             Играя с ребенком в пальчиковые игры, следует обратить внимание на

         точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с

         работой пальцев и кистей рук. Для упрощения объяснения и запоминания

        этим движениям целесообразно дать следующие названия:

            «Колечки»- подушечки пальцев не просто поочередно прикасаются к

          подушечкам  остальных пальцев, а с силой надавливают на них;

            «Кулачки»- с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням;

            «Лучики» -при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;

            «Гребешок»- положение ладоней как в предыдущем упражнении, но

             скрещенные пальцы прямые и напряжены;

            «Маятник»- прямой указательный палец наклонять вправо и влево,

           остальные пальцы согнуты в кулачок;

             «Здравствуй»- ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь

            противоположной руки.


                   

                          Пальчиковая игра «Кот, Петух и Лиса»

Жили Котик с Петушком у лесной опушки, но однажды Лисонька подкралась

к  избушке. («Колечки»).

Утащила Петушка за высокие горы, утащила Петушка в свою лисью нору.

Кулачки», «Лучики»).

Смелый Котик в лес пошел и нору Лисы нашел. («Колечки», «Здравствуй»).

Умный Котик спас дружка Петю- Петю Петушка. («Гребешок»).

Живут Котик с Петушком у лесной опушки («Колечки»).

И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник»). 

  1. Целевой раздел

  1. Цель:  Развивать точность выполнения движений, полноту объема движений крупной и мелкой моторики с помощью игр и различных видах продуктивной деятельности, актуализация речи        детей через развитие общей и мелкой моторики.

  1. Задачи:

1. Анализ речевого развития и состояние моторики дошкольников. 2.Создание        условия        для        развития        мелкой        моторики и координации движений пальцев рук (предметно- развивающая среда).

  1. Организация обучения педагогического коллектива и родителей по проблеме речевого развития детей.
  2. Разработка  перспективного        плана  для        развития  общей        и        мелкой моторики с учетом возрастных особенностей детей.
  3. Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  4. Стимулировать интерес и мотивацию детей к выполнению упражнений, игр на развитие общей и мелкой моторики.
  5.   Формировать умение самостоятельно использовать упражнения, игры на развитие общей и мелкой моторики в самостоятельной деятельности.

 Принципы программы:

  1. систематичность и последовательность.
  2. природосообразность (определение форм и методов на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей).
  3. комплексность и интегративность (решение задач по развитию мелкой моторики в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности: рисование, аппликация, лепка, ручной труд, игры, логоритмика, музыкальные занятия.
  4. активность и сознательность - участие всего коллектива педагогов и родителей в целенаправленной деятельности по развитию мелкой  моторики и развития речи.
  5. дифференциации содержания педагогического процесса - педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка.
  6. доступность- предусматривает подбор доступного уровня трудностей для детей определенного возраста.

В соответствии с целью и задачами произведен отбор содержания

 упражнений и виды деятельности:

  1. профилактическая и коррекционная:
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • счетные упражнения
  • речевые упражнения
  • пальчиковая гимнастика
  1. учебно-воспитательная
  2. информационно-просветительская деятельность.

 

Методика проведения пальчиковой гимнастики.

Все упражнения разделены на три группы. 1группа. Упражнения для кистей рук:

- развивают        подражательную        способность,        достаточно        просты        и        не требуют

тонких дифференцированных движений;

—учат напрягать и расслаблять мышцы;

—развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

  • учат переключаться с одного движения на другое. 2группа. Упражнения для пальцев условно статические:

совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

3 группа. Упражнения для пальцев динамические:

  • развивают точную координацию движений;
  • учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  • учат противопоставлять большой палец остальным.

Все упражнения будут полезны детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Если начать заниматься с детьми в возрасте 2-, 3 лет, то отрабатывать необходимо последовательно все упражнения, начиная с I группы.

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.

Продолжительность занятий - ежедневно около 5 минут.

Пальчиковая гимнастика:

Сначала все упражнения выполняются медленно. Необходимо следить за тем, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогать малышу или научить его помогать себе второй рукой.

Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.

  1. Некоторые   упражнения   могут  быть  даны  в   нескольких вариантах.

Начинать надо с самого лёгкого.

  1. Каждому упражнению должен соответствовать свой рисунок для создания

зрительного        образа.        Сначала        показать        ребёнку        цветной        рисунок        и объяснить,

как        должно        выполняться        упражнение.        Постепенно        надобность        в объяснениях

отпадает:        показываем        картинку,        называем        упражнение,        а        малыш вспоминает,

какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

 Методы и приемы реализации программы.

  1. Словесный:        рассказывание,        беседы,        чтение,        заучивание        текстов пальчиковых игр, физкульт.минуток, упражнений.
  2. Игровой: дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, игры инсценировки, театрализованные игры, словесные игры.
  3. Наглядный:        использование        опорных        картинок,        иллюстраций, фотографий, слайдов, атрибутов, видеозаписей.
  4. Праздники и развлечения.

 Условия реализации программы

Последовательность,        систематичность,        преемственность, интегративность, то есть связь и взаимодействие с разными видами деятельности, индивидуальный подход, адаптированность по возрасту и уровню развития, вариативность, при постоянном поддержании интереса к занятиям.

 Психолого-педагогический анализ.

Методологическую        базу        использования        двигательного        (моторного) тренинга в речевом развитии, составляют следующие положения:

  1. Положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка, которое нашло подтверждение в нейрофизиологических исследованиях и выражается в том, что, чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребенка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы;
  2. Положение психофизиологии о речевых процессах как о сложнейшей системе сенсомоторных координации;
  3. Положение П.К. Анохина о том, что на ранних этапах развития особенно отчетливо выступает связь высших психических процессов с их чувственной основой.

Теоретической основой для построения системы работы по развитию моторной функции выступает теория уровневой организации движений Н.А. Бернштейна.

 Авторский подход:

Программа,        разработанная        для        развития        мелкой        моторики

 тематизирована, то есть, приведена в соответствии с лексическими темами, согласно перспективного плана образовательного процесса; разделена на блоки: образовательный, совместная деятельность, самостоятельная деятельность и работа с родителями.

Разработаны критерии оценки речевого развития и моторной активности. Игровая,  учебная, совместная деятельности        насыщены пальчиковыми упражнениями и играми. Например, на занятиях по рисованию даются задания        по        развитию        мелкой        моторики:                при        рисовании        цветным клейстером, как дополнение к работе – сделать пуговицы из комочка

бумаги или салфетки и приклеить, т. е. дополнить работу мелкими деталями, рисование пластилином, где необходимы значительные мышечные усилия.

На аппликации и лепке применяются методы нетрадиционной техники с использованием крупы, зерен, бусинок, камешков, пуговиц и других мелких предметов.

На музыкальных, физкультурных занятиях также используется игры с пальчиками, логоритмические упражнения.

Большой простор для применения данной методики в театрализованной деятельности: пальчиковые театры, би-ба-бо, теневой театр, театр мимики и пантомимики, рассказывание сказки руками, изготовление персонажей театра, декораций (в старших гр) своими руками.

В совместной и самостоятельной деятельности разнообразие форм и методов: игра «Золушка», «Найди игрушку» (в сухом бассейне мелкая игрушка), оригами, киригами, обрывание, нанизывание бусинок, плетение, шнуровка, штриховка карандашами (не мелками и фломастерами – нет усилий мышечных), графические диктанты. В старших группах: тестопластика, шитьё, выкладывание мелкой мозаики, то есть занятия, требующие более тонкой организации мелкой моторики.

Создана картотека пальчиковых игр с фотографиями детей и текстами.

Вся эта работа отражается и в приемлемой форме для родителей для осуществления обратной связи и совместного взаимодействия.

 Отзывы на методику:

  1. Родители – анкетирование: улучшилась речь, увеличился словарный запас, память, внимание, усидчивость, самостоятельность, общительность, открытость.
  2. Коллеги – развитие детей на более высоком уровне, активный словарь увеличился, много знают сказок, стихов, игр пальчиковых, более активны, общительны, самостоятельны, период адаптации уменьшился, лучше идут на контакт, развиты практические навыки рисования, лепки, аппликации.
  3. Музыканты – дети выполняют ритмический рисунок движений, умеют реагировать на сигнал, по кругу ходят с соблюдением дистанции, развиты имитационные навыки, улучшилась координация движений.

 Ожидаемые результаты.

  1. Внедрение в работу моей программы по активизации речи детей через развитие общей и мелкой моторики, явится удовлетворением родительского запроса и условием обеспечения одного из аспектов качества образования.
  2. Создание оптимальных условий  для развития мелкой и общей

моторики (предметно-развивающая среда), в совместном  сотрудничестве с родительской общественностью, что является удовлетворением следующего качества дошкольного образования – обеспечение качества условий.

  1. Проблема по актуализации и повышению компетентности педагогов ДОУ, родителей по развитию речи и совершенствованию развития мелкой и общей моторики.
  2. Перспективный план по активизации речи детей через развитие общей и мелкой моторики обеспечит качество результатов образовательного процесса,  включает в себя:

-личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком;

  • деятельный подход к образовательному процессу;

-дифференцированный подход к дошкольникам в процессе освоения умениями и навыками;

  • использование гибкости и вариативности в работе с детьми;

-тесное взаимодействие с родителями.

  1. Все разделы программы включают в себя подвижные игры, динамические паузы, физкультминутки, спортивные занятия на нестандартном оборудовании, логоритмические упражнения, что немаловажно для укрепления здоровья детей и, обеспечивает оптимальный двигательный режим. А это способствует развитию двигательной активности и обеспечению задач по здоровьесбережению.

 Заключение

Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук ведет к полноценному развитию речи, а, следовательно, мышления, памяти, внимание, воображения, представления, то есть высших процессов умственной деятельности.

Развитая, грамотная устная речь – это средство общения, обладания коммуникативными способностями, социализация ребенка в обществе.

Правильная устная речь - это залог успешности в школе.

Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть важнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и общей культуры человека.

  1. Учебно-тематический план.

 1 квартал

 Сентябрь

 1 неделя: Занятие №1 «Детский сад- ты всегда ребятам рад».

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильную чувствительность.

Занятие №2 «Кто грибок найдет?»

Цель занятия: Побуждать детей выполнять действия пальчиками, проговаривать знакомые слова песенок, обогащать речь словами, развивать кругозор.

Оборудование: Фонограмма шума дождя; игрушки: гриб, птичка, зайчик, мишка, машина; осенние листья красного и желтого цветов.

Занятие №3 Рисование «Грибок»

Цель занятия: Познакомить детей с желтым цветом, умением рисовать пальчиками. Развивать творчество и фантазию.

Оборудование: Рисунок гриба, гуашь желтого цвета, силуэты грибов на каждого ребенка.

Занятие №4 Лепка «Что это такое?»

Цель занятия: Развивать у детей интерес к лепке, учить находить сходство с предметами, аккуратно пользоваться пластилином.

Оборудование: ширма-раскладушка с изображением петуха, курицы, цыплят. Пластилин, досточки, салфетки.

 2 неделя: Занятие №1 Рисование «Цветочек»

Цель занятия: Вызвать у детей интерес к процессу пальчикового рисования, познакомить с красным цветом. Развивать у детей эстетический вкус.

Оборудование: Рисунок гриба, гуашь красного цвета, силуэты цветов на каждого ребенка.

Занятие № 2 Аппликация «Осенняя березка»

Цель занятия: Учить отрывать кусочки бумаги, развивать координацию                                                    движений пальцев рук.

Оборудование: Цветная бумага, клей, иллюстрации с изображением осени, салфетки.

 Занятие № 3 Чтение потешки «Баю-бай».

Цель занятия: Познакомить детей с фольклорным произведением. Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строчками стихов.

Оборудование: Кукла, собачка, погремушка, колокольчик, гармошка, бубен, ширма, колпачок петрушки..

Занятие № 4 «Гости»- логоритмическое занятие.

Цель занятия: Продолжать знакомство с произведениями русского фольклора, учить проговаривать знакомые слова песенок, сочетая с соответствующими движениями пальчиков. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Оборудование: Фланелеграф, картинки: кузнечик, заяц, пчелка, воробей, медведь, белка, ёжик, игрушки: птичка, мишка, осенние листья, бубны.

 3 неделя:

Занятие №1 Рисование «Поиграем с котенком»

Цель занятия: Учить детей держать карандаш в правой руке. Показать способ рисования «клубочков» от точки методом наращивания, не отрывая карандаш от бумаги.

Оборудование: Рисунок с котиком и клубком ниток, карандаши синего цвета, листочки бумаги.

Занятие №2 Чтение потешки Петушок и его семья»

Цель занятия: Познакомить детей с фольклорным произведением, в котором рассказывается о петушке. Формировать познавательную активность.

Оборудование: Ширма-раскладушка с изображением петушка, курочки, цыплят, шапочки курочки, цыплят. Пластилин, доски, салфетки.

Занятие №3: Лепка «Палочки»

Цель занятия: Продолжать учить детей раскатывать пластилин прямыми движениями между ладоней. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

Оборудование: Пластилин, доски, салфетки. Занятие №4 Инсценировка сказки «Репка»

Цель занятия: Познакомить детей с фольклорным произведением, учить внимательно, слушать произведение, вызвать у детей эмоциональный отклик.

Оборудование: персонажи настольного театра « Репка».

 4 неделя

Занятие №1 Лепка «Что это такое?».

Цель занятия: Развивать у детей интерес к лепке, учить находить сходство с предметами, аккуратно пользоваться пластилином.

Оборудование: Ширма-раскладушка с изображением петушка, курочки, цыплят, шапочки курочки, цыплят. Пластилин, доски, салфетки.

Занятие №2 Логоритмическое занятие «В огороде Зайка».

Цель занятия: Продолжать знакомство с произведениями русского фольклора, учить проговаривать знакомые слова песенок, сочетая с соответствующими движениями пальчиков. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Оборудование: Зайчик, муляжи: капусты, морковки; бубен, запись шума дождя.

 Октябрь

 Занятие № 1 Логоритмическое занятие «Зайкина капуста».

Цель занятия: Продолжать учить детей подражать действиям педагога, выполнять соответствующие словам текста движения, развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук. Воспитывать любовь к русскому фольклору, вызвать эмоциональный отклик.

Оборудование: Зайчик, муляжи: капусты, морковки.

 Занятие № 2 Речевая игра «Солнышко и дождик». Рисование «Дождик кап-кап-кап».

Цель занятия: Развивать у детей умение переключать слуховое внимание. Вызвать эмоциональный отклик, мазками от следов пальчиков передавать капельки дождя, учить аккуратно, набирать краску, обмакивая пальчики в краску.

Оборудование: Бубен, синяя гуашь, лист бумаги с тучкой.

 Занятие        №3        Математическая        игра        «Разложи        в        коробки».

Конструирование «Заборчик».

Цель занятия: Учить детей раскладывать соответствующие геометрические фигуры по коробкам. Развивать моторику пальцев, гибкость кистей рук при постройке заборчика.

Оборудование: матрешка, три коробки с изображением круга, квадрата, треугольника. Кирпичики.

 Занятие №4 Чтение потешки «Еду-еду к бабе к деду». Экологическая игра «Найди такой же, какой покажу». Пальчиковая гимнастика «Ладушки».

Цель занятия: Учить слушать и понимать содержание потешки, договаривая слова. Учить находить лист по подобию. Развивать мелкие движения кисти, чувство ритма.

Оборудование: дед и бабка – персонажи кукольного театра, платок, поясок, лошадки-каталки, листочки разной формы и цвета.

 Ноябрь

 Занятие №1 Аппликация «Совенок»

Цель занятия: Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: клей ,салфетки, готовые детали, цветная бумага.

 Занятие № 2 Комплексное занятие «На птичьем дворе».

Цель занятия: Уточнить и закрепить произношение звуков. Закрепить понятие цвета, развивать мышление ребенка. Учить приему сплошного закрашивания листа бумаги, пользуясь кистью.

Оборудование: Игрушки-птицы, цветные листы бумаги, силуэты игрушек, листы бумаги с нарисованными контурами восковым карандашом .

 Занятие №3 Экологическая игра «Чудесный мешочек». Лепка « Угостим ежика яблочком».

Цель занятия: Учить детей узнавать фрукты на ощупь. Развивать тактильную память. Продолжать учить детей лепить предметы округлой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями. Воспитывать у детей желание сделать приятное своими руками для «друзей наших меньших».

Оборудование: Фрукты, чудесный мешочек, ёжик, пластилин, досточки, салфетки.

 Занятие №4» Сюжетно-подвижная игра «Заинька». Игра «Кто быстрее соберет».

Цель занятия: Учить детей простым подражательным действиям, чувству ритма, танцевальным движениям. Учить в правильной последовательности собирать пирамидки, развивать ловкость рук, пальчиков, координацию движений.

Оборудование: Шапочки зайчиков, волка, силуэты зайчиков, ёлочки- пирамидки.

 Совместная деятельность

 Игры на развитие мелкой моторики:

  1. Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги.
  2. «Найди и положи рядом такой же»- раскладывание геометрических фигур по цвету и форме.
  3. Катание между ладонями карандашей, орехов, мячиков, султанчиков.
  4. Разрывание бумаги (путем общипывания от целого куска).
  5. Расстегивания и застегивания пуговиц, замков, молний.
  6. Игры в сухом бассейне.
  7. Показ сказок на фланелеграфе.

 Подвижные игры:

«Бусинки» , «Мои ладошки», «Султанчики танцуют».

 Дидактические игры:

«Поиграем, потанцуем», «Построим домики из кубиков», «Покормим куколку»

 Потешки на ладошке (пальчиковые игры):

«Ловкие ручки», «Ладушки», «Колпачок», «Гули-гули», «Совушка – сова», «Флажок», «Дудочка», «Барабан», сухой бассейн на участке- «Найди сюрприз», «Кот, Петух и Лиса». Загадки с помощью пальчиков.

Пальчиковые игры: «Соберем бусы», «Матрешки», «Найди сюрприз».

 Взаимодействие с родителями:

  1. Провести родительское собрание на тему: «Диагностика уровня речевого развития детей». Познакомить родителей с ее результатами, наметить и обсудить соответствующую коррекционную работу

  1. Оформить папку – передвижку «Советы родителям по правильному речевому развитию детей младшей группы».

3.  Оформить стенд «Осенняя прогулка».

Рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки.

  1. КВАРТАЛ

 Декабрь

Занятие №1 Логоритмическое занятие «Утки-Беленькие грудки»

Цель занятия: Продолжать знакомить детей с произведениями русского фольклора, проговаривать знакомые фразы и слова. Учить детей повторять действия руками, согласно произносимого текста. Развивать речевую активность, согласованность движений.

Оборудование: барабан на каждого ребенка, запись голоса утки.

Занятие №2 Речевое упражнение «Снежинки». Лепка «Мы катаем снежный ком». Подвижная игра «Берегись, заморожу».

Цель занятия: Развитие речевого дыхания. Учить детей раскатывать комок пластилина круговыми движениями, соединять комки вместе, создавая снеговика. Продолжать совершенствовать мелкомоторные навыки.

Оборудование: Несколько рыхлых кусочков ваты, рисунки, пластилин, дощечки, салфетки.

Занятие №3 Игра «Снег». Рисование «На деревья, на лужок тихо  падает снежок».

Цель занятия: Развивать у малышей способность понимать инструкции взрослого, использовать в речи предлоги. Учить ритмично, располагать

мазки на земле, на деревьях, создавать интерес к образу зимы.

Оборудование: Белые платочки, листы бумаги, на которых аппликативно изображены деревья, белая земля, дома, гуашь белая, кисти, фон бумаги (бежевый, серый, розовый).

Занятие № 4 Лепка «Бусы для кукол». Речевая игра «Змейка».

Цель занятия: Формировать у детей интерес к лепке. Учить отрывать куски от большого комка и лепить мелкие шарики. Развивать мелкую моторику рук. Тренировать малышей в произнесении звука (ш), расширять словарный запас.

Оборудование: Кукла в кроватке, принадлежности для умывания, картинка с изображением змейки.

Январь

Занятие №1 Лепка «Снег».

Цель занятия: Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина от большого комка, скатывать их пальчиками и прикреплять к досточке.

Воспитывать точность движений, их координацию, терпение и усидчивость.

Оборудование: пластилин, дощечки, рисунок с изображением снега.

Занятие №2 Инсценировка русской народной сказки «Козлятки и волк». Рисование «Пальчики танцуют».

Цель занятия: Обогатить малышей теплотой материнской любви, воплощенной в народном слове. Укрепить воспитание добрых чувств. Показать детям, что можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками. Вызвать интерес к работе с красками.

Оборудование: Избушка козы, лес, игрушки: коза, козлята, волк; гуашь, салфетки, силуэты козлят.

Занятие №3 Речевая игра «Гости». Лепка «Угощение для кошки Мурки».

Цель занятия: Обучать правильному и отчетливому произношению звуков «м», «мь», закрепить произношение звука «у», активизировать в речи слова «рога», «»бодается», «мурлыкает».

Закрепить с детьми полученные ранее умения. Побудить детей слепить

мисочку и угостить кошечку молоком.

Оборудование: игрушки: корова, кот, кошка. Пластилин, дощечки, салфетки. Занятие № 4 Путешествие на кораблике «Плюх-Плюх».

Цель занятия: Развитие сенсорных способностей, мелкой моторики рук, внимания, памяти, речи.

Оборудование: многомачтовый корабль, игрушки: гусь, лягушата.

 Февраль

Занятие № 1 Речевое упражнение «Ветерок». Рисование «Волны».

Цель занятия: Развивать речевое дыхание. Учить рисовать прямую и волнистую линии синим, восковым мелком.

Оборудование: Три бумажных султанчика красного, желтого, зеленого цветов, восковые мелки синего цвета.

Занятие №2 Логоритмическое занятие «Кот и кошка».

Цель занятия: Продолжать знакомить детей с произведениями народного фольклора, проговаривая за педагогом знакомые фразы и слова. Учить детей повторять действия руками, согласно произносимого текста. Развивать речевую активность, согласованность движений.

Оборудование: Игрушки: кот, кошка, утенок, барабаны по количеству детей, запись колыбельной мелодии.

Занятие №3 Знакомство с помидором и огурцом. Пальчиковая игра с прищепками.

Цель        занятия:        Учить        различать        овощи        по        форме,        цвету,        вкусу.

Развивать сенсорные ощущения у детей.

Оборудование: Овощи, кукла бабка, подносы, доска, нож, прищепки, плоскостные ёжики.

Занятие №4 Речевая игра «Барабан». Лепка «Кренделек для куколки».

Цель занятия: Формировать правильное и отчетливое произношение звуков «б», «бь», развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо. Учить детей лепить крендельки: делить пластилин на

небольшие части, раскатывать кусочки прямыми движениями рук, соединять концы, накладывая их друг на друга и прижимая.

Оборудование: Барабан, пластилин, дощечки, салфетки.

 Совместная деятельность

 Игры на развитие мелкой моторики пальцев рук:

  1. Складывание разрезных картинок «Найди вторую половину»
  2. «Сушка овощей» - двойные трафареты развесить на веревке.
  3. «Кто в домике живет?» - найти фигурки в сухом бассейне.
  4. Сбор мелких камушков, орехов, крупных семян.
  5. «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем между ладонями.
  6. «Чудесный мешочек» - определить игрушки и предметы по форме и материалу на ощупь.
  7. Игры со шнуровками, пуговицами, семенами, застежками. См.

«Пальцы помогают говорить» Г. Г. Галкина.

  1. Показ пальчикового театра.
  2. Самостоятельная деятельность детей: лепка, пальчиковое рисование, игры с природным материалом.

 Подвижные игры:

«Мячик-ежик», «Поиграй в снежки», «Попади в окошко».

 Дидактические , развивающие игры:

«Разложи        фигурки        в        коробочки»,        «Спрячем        игрушку        и        найдем»,

«Оденем куколку на прогулку».

 Потешки        на        ладошке        :        «Цыпа-        цыпа»,        «Оладушки»,        «Водичка»,

«Стенка,        стенка,        потолок»,        «Волчок»,        «Веер»,        «Мячик»,        «Воздушный шарик». Пальчиковые загадки.

 Пальчиковые   игры:   «Снежки»,   «Покатай   пальчиками», «Золушка»,

«Пересыпаем        крупу»,        «Прищепки        в        корзинке»,        «Цветные        капли»,

«Маленький аптекарь».

 Игры на развитие слухового внимания:

«Узнай по звуку», «Кто внимательный», «Беги на носочках», «Где позвонили?».

 Взаимодействие с родителями

  1. Оформить стенд для родителей «Зимние забавы», «Новый год».

  1. Индивидуальные консультации «Развивающие игры с детьми дома с красками, с водой, игры на природе».

  1. Оформить  статью в папку-передвижку        «Развитие движений рук и интеллектуального развития у детей».

  1. КВАРТАЛ

 МАРТ

Занятие №1 Логоритмическое занятие «Зайчик в гостях у ребят»

Цель занятия: Расширять знания детей об окружающем. Учить сопереживать героям, воспитывать эмоциональный отклик на происходящее. Совершенствовать речевые навыки, развивать моторную память.

Оборудование: Игрушка зайчик, погремушки на каждого ребенка, бубен, запись колыбельной песни.

Лепка «Любимой мамочке испеку я прянички».

Цель занятия: Воспитывать любовь к маме, учить самостоятельно, лепить знакомые формы.

Оборудование: Пластилин, дощечки, салфетки, подносы жестовские.

Занятие        №        2        Чтение        потешки        «Ай,        ду-ду-,        ду-ду,        ду-ду!».

Математическая игра «Найди все».

Цель занятия: Познакомить с потешкой, учить показывать каждое слово потешки жестом, движениями рук или пальчиков. Учить находить предметы определенного цвета и формы.

Оборудование: Иллюстрация к потешке, волшебные веревочки, фигуры синего цвета круглой формы.

Занятие №3 Развлечение «Бабушка Арина в гости к нам пришла».

Конструирование «Башенка».

Цель занятия: Создать атмосферу радостного настроения: учить детей отгадывать загадки, читать стихи. Учить малышей действовать по показу воспитателя, способствовать речевому общению.

Оборудование: Домик – теремок, бабушка, лукошко, погремушки, строительный материал: кубики зеленого цвета.

Занятие № 4 Пальчиковый театр – сказка «Репка» с использованием моделирования ее эпизодов. Подвижная игра «Подпрыгни до ладошки».

Цель занятия: Напомнить малышам содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных фраз, воспитывать любовь к художественной литературе. Развитие ловкости, быстроты реакции и движений.

Оборудование: фигурки пальчикового театра, модели персонажей.

 АПРЕЛЬ

Занятие № 1 Пальчиковая игра по потешке «Как у нашего кота».

Подвижная игра «Кошечка крадется». Рисование «Следы котенка».

Цель занятия: Повторение знакомой потешки, развивать мелкую моторику рук, воспитывать правильное произношение звуков. Тренировка вестибулярного аппарата. Учить рисовать «следы» от лапок котенка, сложив

 пальцы щепоткой (нетрадиционная техника).

Оборудование: Игрушка кот, картинка кота, бумага, гуашь синего цвета.

Занятие № 2 Музыкально ритмическое развлечение «Бабушкины забавы».

Цель занятия: Формировать у детей представления о домашних животных. Совершенствовать речевые навыки. Обогащать активный словарь детей. Развивать артикуляционный аппарат у детей и моторную память.

Учить        соотносить        произносимые        слова        текста        соответствующими движениями. Отрабатывать ритмическую структуру слова.

Воспитывать        отзывчивость,        доброжелательность,        активность.        Вызвать эмоциональный отклик на происходящее.

Оборудование:

Игрушки: корова, козлёнок, собачка, птичка, курица. Шапочки: лягушек, комара; домик, пирожки для угощения. Костюм бабушки.

Занятие № 3 Речевая игра «Змейка». Конструирование змейки из пуговиц.

Цель занятия: Тренировать детей в произнесении звука «ш», расширять словарный запас. Развитие мелкой моторики пальцев рук, творческой фантазии малыша.

Оборудование: Картинка с изображением змейки, пуговицы зелёного или голубого цвета, листы бумаги с контурным изображением змейки.

Занятие №4 Рассказывание сказки «Теремок». Игра с пальчиками

«Стоит в поле теремок». Лепка «Мисочки для героев сказки».

Цель занятия: Помочь малышам понять содержание сказки, побуждать проговаривать слова, вызвать желание послушать сказку еще раз. Развивать моторику рук. Учить лепить мисочки из комка, сплющивая его ладонями, делая углубления пальцем. Воспитывать у детей заботливое отношение к животным.

Оборудование: Персонажи сказки «Теремок», домик, пластилин, дощечки, салфетки.

 МАЙ

Занятие № 1 Логоритмическое занятие «Вкусная каша»

Цель занятия: Продолжать знакомить детей с произведениями народного фольклора, проговаривая за педагогом знакомые фразы и слова. Учить детей повторять действия руками, согласно произносимого текста. Развивать речевую активность, согласованность движений

Оборудование: Игрушки: кукла, гусь, цыплята, птичка, собака, кошка, кровать, стол с посудой, платье, туфли.

Занятие № 2 Чтение потешки «Улитка, улитка!». Пальчиковая игра

«Улитка, улитка!». Лепка «Улитка».

Цель занятия: Порадовать детей новой потешкой, способствовать запоминанию. Развитие мелкой моторики. Вызвать у детей интерес к лепке; учить лепить улитку путем сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек.

Оборудование: Иллюстрация «Улитка», пластилин, дощечки, салфетки.

Занятие № 3 Беседа «заяц и волк – лесные жители». Конструирование из пуговиц – «Паровозик».

Цель занятия: Дать первоначальные представления о лесе и его обитателях: зайце и волке. Развивать мелкую моторику пальцев рук, творческую фантазию малышей.

Оборудование: Панно «лес», плоскостные фигуры зайцев и волка, объёмный колобок, листы бумаги с изображением паровоза, пуговицы

разного размера и цвета.

Занятие № 4 Игра «Разговорчивые пальчики». Рисование «Украсим цветок».

Цель занятия: Развивать речь детей с помощью пальчиковой гимнастики, дать почувствовать текст потешки с помощью движений. Продолжать учить рисовать пальчиками. Правильно и аккуратно набирать краску. Оставлять след на «цветочке» от пальцев. Воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: Иллюстрация «Снегирь на ветке», гуашь, листочки бумаги.

 Совместная деятельность

Игры на развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук:

  1. «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.
  2. «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
  3. «Кто скоро проснется после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.
  4. «Собери пирамидку».
  5. Рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, шар, кирпич, кубик)
  6. «Напоим птиц» - работа с водой и пипеткой.
  7. «Сушка белья» - пристегнуть прищепками к веревке одежду кукол, носовые платочки.
  8. «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.
  9. «Посадка семян» - дети в песке делают ямки и сажают семена.
  10. Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, развязывание узелков на бельевой веревке.
  11. «Поможем птицам» - устелить «гнездо» мелкими клочками из ваты. 12.Коллективная        работа        «Весенний        луг»        -        небольшие        цветные

листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

 Подвижные игры:

«Клубочек с хвостиком», «Шарики на шнурочке», «Рукавички».

 Дидактические, развивающие игры:

«Поплаваем на корабликах», «Наденем колечки на пирамидку,

шарики        на        палочку»,        «Поставим        в        вазочки        цветочки        «Бусы»,

«Зашнуруй ботинок», «Сухой бассейн». См. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет»

 Игры на развитие слухового анализатора:

«Тихо мы в ладоши ударим», «Мы топаем», «На дворе», «Часы тикают».

 Потешки на ладошке:

«Улитка», «Прятки», «На дворе», «На лужок», «Лесенка», «В лес по ягоды», «Колокольчик», «Ключик», «Карандаш», «Кисточки».

 Пальчиковые игры:

«Покормим        птичку»,        «разноцветная        мозаика»,        «Сортируем предметы, семена», «Закрутим крышечки».

 Взаимодействие с родителями.

  1. Оформить стенд для родителей «Весна пришла», «Летние радости».

  1. Пополнить папку – передвижку статьями «Дидактические игры для развития речи», «Игровые упражнения с детьми на улице с песком и водой».

  1. Индивидуальные        консультации        по        коррекционной        работе        по развитию речи.

  1. Учебно-методическое обеспечение программы.

  1. Развернутое перспективное и календарное планирование. 2.Наглядно-практический и учебно-методический материал:
  • картотека пальчиковых игр,
  • планшет «Пальчиковая гимнастика»
  • набор картинок демонстрационных по разделам программы,
  • книги-практикумы по лепке, рисованию, аппликации: Журнал «Школа семи гномов», Рисуем пальчиками; «Развивающие игры для малышей», «Развитие ребенка от 3 до 5 лет»;

  • наглядные пособия для развития мелкой моторики из серии: «Ум на кончиках пальцев», «Пальцы помогают говорить», «Мелкая моторика»;
  1. Методический комплекс:
  • конспекты интегрированных сюжетных игр-занятий («Комплексные занятия в младшей группе детского сада», «Конспекты логоритмических занятий с детьми»;
  • методические брошюры, статьи, «Уникальное руководство по развитию речи», «Подвижные игры и упражнения для детей», Журнал «Дошкольное воспитание»).

Интеграция разделов программы.

Взаимосвязь программного материала с другими видами деятельности.

Речь ребенка развивается во всех видах деятельности, поэтому необходимость взаимодействия очевидна.

Цель взаимодействия - внутренняя интеграция разделов программы позволит осуществлять нормальное функционирование речи детей и значительно повысить эффективность и результативность работы по развитию речи.

Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждого вида деятельности средствами, необходимо строить свою работу на общих педагогических принципах и не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной педагогической работы, намеченный в разных видах деятельности, направляется на формирование двигательных в целом навыков и речевых в частности. Содержание занятий, их организация и методические приемы определяются целями коррекционного обучения с учетом конкретных представлений и речевого опыта детей в соответствии с возрастом.

  1. Работа по познавательному развитию тесно связана с развитием  всех сторон речи: активизация, расширение, закрепление словаря, наблюдения, экспериментирование, моделирование, ознакомление с окружающим.
  2. Формирование элементарных математических представлений: пополнение словаря, грамматического строя речи, связной  речи (объяснительной), счетные навыки.
  3. Художественная литература – одно из основных средств речевого развития: знакомство с фольклором, стихами, произведениями

худ.литературы, чтение, пересказ, развитие монологической и диалогической речи.

  1. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие: приобщение к красоте природы и искусству, знакомство с народно-прикладным искусством, с нетрадиционными техниками в лепке, аппликации, рисовании.
  2. Театрализованная деятельность: расширяется словарь признаков, дети учатся согласовывать слова с движениями, отрабатывается просодическая сторона речи, совершенствуется диалогическое взаимодействие.
  3. Музыкальные занятия: развивают музыкальную культуру, чувства темпо, ритма, согласованность движений.
  4. Физкультурные занятия: развивают координацию движений, ориентировку в пространстве, общую моторику движений.

Диагностическое обследование речевого развития детей.

Цель – определить исходный уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года; определить результативность работы по речевому развитию детей за предыдущий год (динамика речевого развития за год). На основе полученных данных строить планирование профилактической, развивающей и коррекционной работы по речевому развитию.

Диагностическое обследование мелкой моторики детей

Цель – проверить стабильность выполнения детьми динамичных движений, уровень напряжения мышц, состояние тактильных ощущений, координацию движений.

Анализ результатов обследования: Качество выполнения: Положительные, отрицательные наблюдения:

Работа над ошибками.

Перспективный план с родителями:

                                              Сентябрь

-Анкетирование родителей на тему «Развитие общей и мелкой моторики у дошкольников»- раскрыть значение мелкой моторики в дошкольном возрасте;

-Индивидуальная беседа- сообщение о диагностических данных;

                                              Октябрь

-Семинар-практикум в рамках «Семейной гостиной» - настраивать родителей на сотрудничество по развитию речи, мелкой моторики детей в домашних условиях;

                                              Ноябрь

-Консультация «Пока мама на кухне»-учить родителей использовать подручные средства для развития мелкой моторики и развития речи ребенка;

                                              Декабрь

-День открытых дверей-учить родителей использовать пальчиковые игры в различных видах деятельности детей;

                                             Январь

-Изготовление театра «Живых картинок» для группы-использовать театр как средство развития мелкой моторики рук детей.

                                             Февраль

-Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем»-продолжение работы с методикой пальчиковых игр;

                                             Март

-Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев»-показать родителям взаимосвязь развития мелкой моторики и интеллектуального развития;

                                            Апрель

-Посещение родителями НОД- вовлечение родителей в образовательный процесс;

                                              Май

-Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки»-совместная творческая деятельность родитель-ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный досуг "Сильные,смелые,ловкие,умелые" ( для подготовительной группы)

Спортивный досуг«Сильные, смелые, ловкие, умелые»(для детей подготовительной группы) В зал вбегают дети, исполняют весёлый танец приветствие.Ведущий: Полюбуйтесь, поглядите на весёлых дошколят....

Занятие со скамеечками для детей подготовительной к школе группы "Сильные, смелые, ловкие, умелые"

Занятие со скамеечками для детей подготовительной к школе группы...

Сильные, смелые, ловкие, умелые!!!

Веселые старты детей с родителями....

"Олимпийцы - смелые, ловкие, умелые"

Спортивный праздник "Олимпийцы- смелые, ловкие, умелые", посвященный открытию XXII зимних олимпийских игр....

Физкультурно- музыкальный праздник "Мы с папами сильные, смелые, ловкие, умелые!"

Конспект физкультурно- музыкального праздника "Мы с папами сильные, ловкие.." для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект сюжетно-ролевой игры "Моряки мы смелые, ловкие, умелые"

Вовлечение детей в овладение плавательными навыками с помощью игровой ситуации...

Спортивный досуг "Мы сильные, смелые,ловкие умелые"

Спортивный досуг проводится в старшей группе....