Методическая разработка "Как помочь обидчивому ребенку"
методическая разработка
В данной методической разработке описываются рекомендации, советы, технологии, особенности работы с детьми, которые по наблюдению, все чаще имеют место быть. Главное, нам, взрослым не навредить ребенку, если присутствует такая проблема. Советы помогут как родителям, так и педагогам подойти грамотно в разных ситуациях, если ребенок обиделся на родителей, сверстников, как помочь самому ребенку справится с обидой. В какие игры можно играть, а в какие не рекомендуется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_kak_pomoch_obidchivomu_rebenku.docx | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«КАК ПОМОЧЬ ОБИДЧИВОМУ РЕБЕНКУ»
Работая воспитателем, уже не мало лет, в последнее время часто сталкиваешься с тем, что дети обижаются. Это происходит в играх, при общении со сверстниками, дети обижаются на своих родителей, когда они их приводят в детский сад или забирают, на малейшее замечание с их стороны. Ребенок обижается, что он не первый, что он не главный, что ему не дали игрушку, что мама слишком рано за ним пришла в детский сад или не принесла обещанную шоколадку. Маленький человек страдает от собственной обидчивости, а родители не знают, что делать в таких сложных ситуациях. Что с этим делать и как быть в таких ситуациях?
Каждому ребенку хотелось бы чувствовать свою важность и ценность со стороны близких ему людей.
Обычно родители, понимая особую ранимость своего обидчивого малыша, его обостренную потребность в признании и уважении, стремятся удовлетворять эту потребность и как можно чаще хвалить и поощрять его. Однако потребность в похвале невозможно полностью удовлетворить. Более того, любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на тех или иных качествах своего характера, на постоянном сравнении себя с другими. В результате сверстник начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент, соперник и источник обиды.
Поэтому отсутствие оценок и сравнения детей (кто лучше, а кто хуже) должно стать одним из первых условий преодоления обидчивости.
Несмотря на очевидность этого принципа, ему сложно следовать на практике. Поощрения и порицания прочно вошли в традиционные приемы воспитания. Взрослым обычно кажется, что любовь к ребенку выражается прежде всего в его похвале. Однако отсутствие оценок вовсе не означает общего безразличия к малышу. Напротив, родительская любовь и доброжелательность - необходимые условия его воспитания, и они не должны зависеть от конкретных успехов и достижений крохи. Взрослые должны стремиться избавить малыша от необходимости самоутверждаться и доказывать свое превосходство. Он должен постоянно чувствовать уважение к себе и доброжелательность окружающих. Только тогда маленький человечек будет ощущать уникальность, бесценность своей личности, и не будет нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими.
В практике дошкольного воспитания распространены и широко используются конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания. Но обидчивым детям лучше не играть в такие игры, поскольку все они направляют внимание на собственные качества и достоинства, порождают ориентацию на оценку окружающих и, в конечном итоге, - неоправданные ожидания и обиды.
Для преодоления обидчивости главное - показать ребенку, что оценка и отношение других - далеко не самое главное в его жизни и что другие дети имеют свои интересы и желания, а вовсе не сосредоточены на его персоне. Они не выражают свое пренебрежение, а просто занимаются своим делом (играют, строят, разговаривают).
Конечно, объяснять все это на словах дошкольнику бесполезно. "Сдвинуть" ребенка с такой "фиксированное" на себе можно, открывая ему новые интересы, переключая его внимание на творчество, созидание и полноценное общение. Такие традиционные занятия, как рисование, лепка, конструирование, открывают богатые возможности для этого. Малыш должен испытать удовольствие от самого процесса рисования или игры - не потому что он делает это лучше всех и его за это похвалят, а потому что это интересно, особенно если все делать вместе с другими. Интерес к сказкам, песенкам, рассматриванию картинок тоже отвлечет ребенка от мыслей о себе и об отношении к нему окружающих. Другие дети должны стать для него не источником обиды, а партнерами по общему делу. Главной задачей является привлечение внимания ребенка к другому человеку и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Он должен понять, что другие дети существуют вовсе не для того, чтобы уважать или не уважать его. Для этого важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии. Это прежде всего ролевые, хороводные игры, простые игры с правилами и т.д. Подобные занятия дают возможность обидчивому ребенку видеть в сверстниках друзей и партнеров. Именно такие отношения порождают сочувствие, сопереживание, умение радоваться чужим успехам и помогают избежать обиды. На практике, хороводные игры, музыкальные упражнения с сопровождением определенных действий, которые подразумевают тактильное участие, как детей, так и взрослых дают положительный результат в отличии от других игр. Ребенок по другому раскрывается в таких играх, выражает яркие эмоции и ему не хочется обижаться. Вот, к примеру, знаменитая игра «Лавата», простая, хороводная игра, в которую можно играть вместе со взрослыми, что детям очень нравится. Играйте вместе с детьми и Вы увидите совершенно другого ребенка.
Обида - это наше отношение к ситуации. Дети часто перенимают у родителей манеру реагировать на разные ситуации, действия или слова других людей. В таких ситуациях родителям важно следить за своим поведением. Чаще общайтесь с ребенком, стройте партнерские отношения, закаляйте эмоциональную сферу ребенка. Важно, чтобы ребенок не накапливал обиду, а смог поделиться со взрослым, а взрослый в свою очередь должен понять причины чрезмерной обидчивости.
Конечно, все это, особенно на первых порах, требует от взрослых участия, а значит, времени и сил. Но следует помнить, что дошкольный возраст (до 6-7 лет) - этап чрезвычайно интенсивного формирования личности, самосознания и отношения к окружающим. В этот период еще возможно снять фиксацию на себе и преодолеть различные трудности в отношениях с другими, в том числе и обидчивость. По мере взросления ребенка сделать это будет все труднее..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обидчивый ребенок как ему помочь?
Обида – чисто человеческое чувство, свидетельствующее об эмоциональном состоянии ребенка, испытывающего горечь разочарований в случае расстройства планов, замыслов, крушения надежд, ...
Обидчивый ребенок
Это консультация, в которой рассказывается о проявлениях обиды у детей дошкольного возраста. Даются рекомендации родителям о том, как общаться с детьми, какие использовать приемы, чтобы снизить обидчи...
Методическая разработка "Как помочь агрессивному ребенку"
Методическая разработка в помощь родителям, чьи дети имеют трудности в общении с детьми...
Обидчивый ребенок. Что делать?
У вас растет обидчивый ребенок? Вы с сожалением замечаете, что у него не складываются отношения со сверстниками, воспитателями в детском саду. Статья призвана ответитьна вопросы: почему это происходит...
ОБИДЧИВЫЙ РЕБЕНОК. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Как помочь обидчивому ребенку.
Советы по общению с обидчивыми детьми....
Как помочь обидчивому ребенку
Как помочь обидчивому ребенку...