Как помочь обидчивому ребенку.
консультация (подготовительная группа)

Алексеева Инесса Ильинична

Советы по общению с обидчивыми детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obidchivyy_rebenok.docx15.55 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок всегда очень эмоционален, он реагирует на все вокруг. Одной из реакций является обида, когда ребенок считает, что к нему несправедливы. Все дети разные, и обида бывает разная. Но обижаясь, ребенок всегда испытывает болезненное переживание, связанное с его игнорированием или отвержением партнерами по общению. Это переживание всегда связано с неоправданными ожиданиями и направлено на другого конкретного человека (обидчика). Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего "я", свою непризнанность, незамеченность. К этим ситуациям относятся:

- игнорирование или недостаточное внимание со стороны партнеров (например, ребенка не приглашают играть, не дают желанной роли);

- отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке);

- неуважительное отношение со стороны других (обзывательство, дразнилки);

- успех и превосходство других, отсутствие похвалы.

Поведение детей в состоянии обиды имеет интересную и парадоксальную особенность. С одной стороны, оно носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе. С другой — "несчастные" отказываются от общения с обидчиком, молчат, отворачиваются, уходят в сторону. Подобная реакция используется как средство привлечения внимания к себе, как способ вызвать чувство вины и раскаяния у того, кто обидел. Такая демонстрация своих переживаний и подчеркивание вины другого человека явно отличает поступки обиженного ребенка от агрессивных форм поведения. в основе повышенной обидчивости лежит напряженно-болезненные отношение ребенка к себе и самооценка. Он как бы фиксируется на собственном "я" и отношении к себе со стороны окружающих. Подобная самососредоточенность порождает острую и ненасыщаемую потребность в признании и уважении. Ребенку необходимо непрерывное подтверждение собственной ценности, значимости, "любимости". В то же время ребенок приписывает окружающим пренебрежение и неуважение к себе, что дает ему мнимые основания для обиды и обвинения других. Этот порочный круг чрезвычайно трудно разорвать. Ребенок постоянно смотрит на себя глазами других и оценивает себя этими глазами, находясь как бы в системе зеркал. Эти "зеркала" позволяют видеть только самого себя, закрывая окружающий мир и других людей. Дело даже не в том, насколько правильно ребенок оценивает себя и свои возможности, а в том, что эта оценка становится главным содержанием его жизни. Все это приносит ребенку острые болезненные переживания и препятствует нормальному развитию личности, порождает неизбежные проблемы в межличностных отношениях с другими людьми.

Как помочь ребенку?

  1. Обеспечьте отсутствие оценок и сравнения детей (кто лучше, а кто хуже). Обычно взрослые, понимая обостренную потребность ребенка в признании и уважении, стремятся удовлетворять эту потребность и как можно чаще хвалить и поощрять его. Однако потребность в похвале невозможно полностью удовлетворить. Более того, любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на тех или иных качествах своего характера, на постоянном сравнении себя с другими. В результате сверстник начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент, соперник и источник обиды
  2. Привлекайте внимание ребенка к другому человеку и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Он должен понять, что другие дети существуют вовсе не для того, чтобы уважать или не уважать его. Для этого важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии. Это прежде всего ролевые, хороводные игры, простые игры с правилами и т.д. Подобные занятия дают возможность обидчивому ребенку видеть в сверстниках друзей и партнеров. Именно такие отношения порождают сочувствие, сопереживание, умение радоваться чужим успехам и помогают избежать обиды.
  3. Обязательно учите ребенка выражать собственные эмоции и чувства. Это крайне важно для формирования адекватной самооценки. Когда ребенок научится понимать и определять, что именно его беспокоит, ему станет гораздо легче проявлять себя. Он поймет, что не он один испытывает столь смешанные чувства, другие люди тоже часто страдают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обидчивый ребенок как ему помочь?

Обида – чисто  человеческое чувство, свидетельствующее об эмоциональном состоянии ребенка, испытывающего горечь разочарований в случае расстройства планов, замыслов, крушения надежд, ...

Обидчивый ребенок

Это консультация, в которой рассказывается о проявлениях обиды у детей дошкольного возраста. Даются рекомендации родителям о том, как общаться с детьми, какие использовать приемы, чтобы снизить обидчи...

Обидчивый ребенок. Что делать?

У вас растет обидчивый ребенок? Вы с сожалением замечаете, что у него не складываются отношения со сверстниками, воспитателями в детском саду. Статья призвана ответитьна вопросы: почему это происходит...

Памятка для родителей "Обидчивый ребенок"

Этот материал поможет родителям, как правельно вести себя с обидчивым ребенком....

Методическая разработка "Как помочь обидчивому ребенку"

В данной методической разработке описываются  рекомендации, советы, технологии, особенности работы с детьми, которые по наблюдению, все чаще имеют место быть. Главное, нам, взрослым не навредить ...

Как помочь обидчивому ребенку

Как помочь обидчивому ребенку...