" Мы - исследователи"
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Программа направлена на создание системы, формирующей у детей дошкольного возраста познавательно - исследовательскую деятельность, как основы интеллектуально- личностного , творческого развития. Составлена на основе парциальной программы по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста "Ребенок в мире поиска" авторы: Дыбина О.В., Подъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 376.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа составлена на основе парциальной программы по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста «Ребенок в мире поиска» авторы Дыбина О.В., Подьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Также Программа «Мы- исследователи» учитывает следующие технологии:
Название парциальной программы, технологии | Автор |
Парциальная программа «Ребенок в мире поиска» Технология организации поисково-познавательной деятельности | Под редакцией О.В. Дыбиной |
Педагогическая технология метода проектов | Д.Дьюи, У. Килпатрик |
Технология детского экспериментирования | С.В. Доронова, Е.Ю. Зайцева, Л.А. Кузьмичева, С.Е. Анфисова |
Технологии развивающих игр | Развивающие игры Б.П. Никитина Методика Д. Кюизенера Методика З.Дьенеша |
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, использование валеологических оздоровительных пятиминуток (эмоциональные разрядки, минутки здоровья и т.п.), музыкально-ритмические физминутки. | |
Технология ТРИЗ | Г.С. Альтшуллер |
Оглавление
- Актуальность 4
- Цель и задачи Программы«Мы-исследователи» 4
- МетодологическаяосноваПрограммы 5
- Значимые для разработкиПрограммыхарактеристики 6
- Предполагаемые результаты,реализацииПрограммы 6
- Особенности организацииобразовательногопроцесса 8
- Формы и методы организации познавательно-исследовательскойдеятельности
……………………………………………………………………………………….9
- Особенности организацииобразовательнойдеятельности 12
- Перспективное планирование НОД попоисково-исследовательской
предметно-пространственнойсреды 39
- Пояснительная записка
Программа, реализующая часть, формируемой участниками образовательных отношений МБОУ «Клюевская Сош» дошкольных групп «Мы- исследователи» направлена на создание системы , формирующей у детей дошкольного возраста познавательно- исследовательскую деятельность как основы интеллектуально-личностного, творческого развития
- Актуальность
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Все исследователи поисково- познавательной, поисково-исследовательской деятельности детей отмечают, что
«ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно- исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта».
Наблюдая за деятельностью воспитанников мы увидели, что во время игровой и образовательной деятельности дети испытывают затруднения при возникновении новой, проблемной ситуации: не могут организовывать самостоятельно деятельность, выполнять действия по алгоритму, устанавливать причинно-следственные связи, не умеют выбирать способы из освоенных ранее способов. То есть у детей не сформирована/сформирована не в полном объеме технологическая (по Дыбиной О.В.) и информационная компетентности. По результатам анкетирования родителей было выявлено следующее: родители уверены, что познавательно-исследовательская деятельность влияет на всестороннее развитие ребенка – 100%; родители проводят в домашних условиях эксперименты, опыты, исследую новое вместе с детьми – 34%; родители считают, что в ДОУ необходимо организовывать работы по поисково- исследовательской деятельности с детьми – 100%; родители готовы активно участвовать совместно с детьми проектах исследовательского характера – 96%. По результатам опроса детей были сделаны следующие выводы: детям нравятся занятия и игры по экспериментированию – 100%, дети проявляют интерес к поисково- исследовательской деятельности – 85%, предпочитают рисовать, лепить – 69 %. Из вышесказанного следует сделать следующий вывод, в часть ООП ДО, формируемую участниками образовательных отношений необходимо включить работу по познавательно-исследовательской деятельности.
- Цель и задачи Программы «Мы-исследователи»
Цель Программы: создание условий для познавательного, творческого развития дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность, способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей.
Задачи Программы:
- Развивать у детей дошкольного возраста предпосылки диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Развивать познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей)
- Развивать познавательно-исследовательскую деятельность путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.
- Поддерживать инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность.
- Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
- Развитие воображения и творческой активности.
- Методологическая основа Программы
На ряду с принципами ФГОС дошкольного образования при реализации Программы необходимо учитывать следующие подходы:
- Системно-деятельностный подход к развитию личности: развитие личности происходит в разнообразных видах деятельности
- Личностно-ориентированный подход: создание условий для самоопределения, саморазвития, самоосуществления личности дошкольника
Принципы:
- Принцип системности
- Ориентация на многообразие форм реализации поисково-исследовательской деятельности
- Ориентация на использование средств познания (пособий, схем, карт, оборудования интеллектуального содержания)
- Принцип развития и саморазвития
- Принцип «Развивающейся интриги»
- Принцип формирования творчества на всех этапах развития ребенка
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей
- Принцип учета специфики дошкольного образования, предусматривающего решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Программа составлена на основе парциальной программы по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста «Ребенок в мире поиска» авторы Дыбина О.В., Подьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Также Программа «Мы- исследователи» учитывает следующие технологии:
Название парциальной программы, технологии | Автор |
Парциальная программа «Ребенок в мире поиска» Технология организации поисково-познавательной деятельности | Под редакцией О.В. Дыбиной |
Педагогическая технология метода проектов | Д.Дьюи, У. Килпатрик |
Технология детского экспериментирования | С.В. Доронова, Е.Ю. Зайцева, Л.А. Кузьмичева, С.Е. Анфисова |
Технологии развивающих игр | Развивающие игры Б.П. Никитина Методика Д. Кюизенера Методика З.Дьенеша |
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, использование валеологических оздоровительных пятиминуток (эмоциональные разрядки, минутки здоровья и т.п.), музыкально-ритмические физминутки. | |
Технология ТРИЗ | Г.С. Альтшуллер |
Значимые для разработки Программы характеристики
Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающих в дошкольных группах.
Программа «Мы- исследователи» рассчитана для детей от 3 до 7 лет.
Обхват детей, занимающиеся по Программе «Мы- исследователи»
Группа/Возраст детей | Количество детей |
2 младшая группа/3-4 лет | |
Средняя группа/4-5 лет | |
Старшая группа/ 5-6 лет | |
Подготовительная группа/ 6-7 лет |
- Предполагаемые результаты, реализации Программы
Достижения ребенка четырех лет:
- Может исследовать различные объекты окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.
- Активно включается в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
- с помощью взрослого используют действия моделирующего характера в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности.:
Достижения ребенка пяти лет:
-Умеет с помощью обобщенных способов исследовать разные объекты
- Осваивает перцептивные действия
- Умеет получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования
- Умеет выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемых алгоритмом деятельности
- Понимает и использует в познавательно- исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым
Достижения ребенка шести лет:
- Умеет использовать обобщённые способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий
- умеет устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий
- умеет самостоятельно действия экспериментального характера для выявления скрытых свойств
- умеет получать информацию о новом объекте в процессе его исследования
- умеет действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом
- умеет определять алгоритм собственной деятельности
- умеет с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно – исследовательской деятельности.
Достижения ребенка семи лет:
- Умеет использовать обобщённые способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий, сам выбирает их в соответствии с познавательной задачей
- Умеет самостоятельно устанавливать связи и отношения между системами объектов и явлений с применением различных средств; умеет определять характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойство объектов
- умеет определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности
- умеет самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; ставить цель; составлять соответствующий собственный алгоритм; корректировать свою деятельность
- умеет самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно – исследовательской деятельности.
Информационная компетентность
- Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы ит.д.).
- Умение делать выводы из полученной информации.
- Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.
- Умение задавать вопросы на интересующую тему.
- Умение получать информацию, используя некоторые источники.
- Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
При реализации Программы организовано обучение с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Содержание Программы реализуется в режимных моментах и в рамках действия принципа интеграции органично и естественно интегрируется в целостный образовательный процесс.
Программа «Мы-исследователи» предполагает комплексное решение образовательных задач.
Содержание Программы подразделяется на несколько направлений:
- Живая природа: растения и животные; строение, функции и значение частей растений; особенности строения и функции частей тела и органов;; характерные особенности сезонов природы; характерные особенности, взаимосвязь живой и неживой природы эволюция растений и животных.
- Неживая природа: свойства и признаки веществ; три агрегатных состояния воды; планета Земля; космос, солнечная система, небесные тела.
- Физические явления: свет и цвет; магнетизм; электричество; звуки; тепло; движение; время.
- Человек: человек – живой организм; человек – пользователь природы.
- Рукотворный мир: предмет как таковой (признаки, свойства, материал, роль человека); предмет - результат деятельности человека; предмет – творение человеческой мысли.
- Особенности организации образовательного процесса
В модели реализации Программы выделяется три основных составляющих организации образовательного процесса:
- Накопление познавательного опыта детей через исследовательскую деятельность (1блок)
- Обобщение и систематизация познавательного опыта (2блок)
- Использование и преобразование опыта детей с специально созданных условиях.
Информационный блок. (1 блок)
Основная цель: помочь ребенку получить первоначальные представления об окружающим мире с последующим их углублением в ходе поисковой деятельности.
Формы работы с детьми: организованные занятия, экскурсии, чтение познавательной литературы, проблемные беседы, проблемные ситуации, просмотр детских познавательных кинофильмов, мультфильмов познавательного характера.
Задачи информационного блока (1 блок) реализуются в ходе:
- непосредственной образовательной деятельности: НОД или часть НОД по ознакомлению с окружающим миром и НОД или часть НОД поисково- исследовательская деятельность
- совместной деятельности детей и взрослого: игры -эксперименты
Действенно - мыслительный блок. (2 блок)
Основная цель: обеспечить присвоение детьми средств познавательной деятельности, которые дают им возможность самостоятельно анализировать, делать выводы, организовывать собственную деятельность.
Задачи действенно - мыслительного блока реализуются в ходе:
- совместная исследовательская деятельность детей и взрослого: режимные моменты, организованная совместная деятельность с детьми игры-эксперименты
Формы работы с детьми: экскурсии, моделирование, развивающие игры элементарное экспериментирование, решение проблемных ситуаций, дидактические игры познавательного характера, коллекционирование, составление мини-музеев, игры-занятия, игры – путешествия, использование на занятиях методов ТРИЗ – технологии (круги Лурия, сужение поля поиска и т.д.), загадывание и составление загадок, составление и решение алгоритмов деятельности, пиктограмм, схем, наблюдения, труд в уголке природы и на участке.
Блок преобразования. (3 блок)
Основная цель: создание условий для реализации детьми системных знаний в продуктивных видах деятельности, формирование творческого отношения к окружающему миру.
Задачи блока преобразования реализуются через совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность детей.
Формы работы с детьми: основным является создание условий для самостоятельной деятельности, т.е. многообразной, творческой пространственной предметно-развивающей среды, в соответствии с рекомендациями Программы и ФГОС ДО. Также используются в совместной деятельности взрослого и детей: проектная деятельность, игры - преобразования, продуктивная деятельность: лепка, аппликация, рисование, конструирование, моделирование.
- Формы и методы организации познавательно-исследовательской
деятельности
Совместная деятельность | Деятельность в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность |
Беседа Коллекционирование, | Наблюдения на прогулке и в уголке природы | Игры с природным материалом, |
музейная педагогика Экспериментирование Проектная деятельность Ребусы Экскурсии Игры – эксперименты Интегрированные занятия Игровые задания Творческие задания Выставки Проектная деятельность Использование мнемотехники, опорных таблиц Коллекционирование Создание музеев Работа на прогулочных площадках Экологическая тропа Игры -путешествия Игры - преобразования | Труд в уголке природы Игры- экспериментирования Проблемные ситуации Объяснение Развивающие игры Рассматривание чертежей, схем | дидактические Наблюдения Опыты и эксперименты Интегрированная детская деятельность Игры со строительным материалом Постройки для сюжетных игр Постройки по замыслу Выбор темы Подбор материала Изготовление поделок, игрушек |
- Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Цель: формирование родительских компетенций по познавательно- исследовательской деятельности детей.
Формы работы с родителями
Коллективные | Родительские собрания Педагогический совет с участием родителей Родительская конференция Тематическая консультация Анкетирование, участие в выставках конкурсах Круглый стол Открытые занятия Мастер-классы День открытых дверей День Самообразования Вечера вопросов и ответов Вовлечение родителей в проектную деятельности Досуги, развлечения Экскурсии совместно с детьми Совместное экспериментирование |
Индивидуальные | Служба «Телефон Доверия» Вечер вопросов и ответов Копилка вопросов |
Наглядно-информационные | Буклеты, памятки, листовки, стендовая информация, |
Примерное планирование работы с родителями
Сроки | Мероприятие | |
1 год обучения | ||
1 | Сентябрь | Мировое кафе: «Знакомство с программой «Мы-исследователи». Проблемы и перспективы реализации Программы |
2 | Анкетирование родителей | |
3 | Октябрь | Консультация: «Влияние познавательно – исследовательской деятельности на развитие ребенка. Особенности поисковой деятельности детей 4-5 летнего возраста» |
4 | Октябрь | Оформление в приемной стенда для сменной информации |
5 | Ноябрь | Буклет «Экспериментирование в зимнее время или занимательные опыты со снегом» |
6 | Декабрь | Мастер-класс для родителей «Опыты в домашних условиях» |
7 | Январь | Выставка совместных поделок (родители/дети) из бросового материала |
8 | Февраль | Вечер вопросов и ответов |
9 | Март | |
10 | Апрель | Открытое занятие «Мы- исследователи» |
11 | Май | Консультация «Как увлечь ребенка? Игры-эксперименты летом» |
12 | Задание на лето | Собрать фотоколлекцию цветов, собрать коллекцию/гербарий листьев (разнообразные деревья) |
13 | В течение года | Участие в совместной проектной деятельности с детьми |
14 | В течение года | Индивидуальное консультирование |
2 год обучения | ||
1 | Сентябрь | Родительское собрание: «Знакомство с программой «Мы- исследователи». Проблемы и перспективы реализации Программы |
2 | Анкетирование родителей | |
3 | Октябрь | Консультация: «Влияние познавательно – исследовательской деятельности на развитие ребенка. Особенности поисковой деятельности детей 5-6летнего возраста» |
4 | Ноябрь | Консультация для родителей: «Загадки природы» |
5 | Декабрь | Родительское собрание: «Проекты в детском саду. Как помочь ребенку в исследовании.» |
6 | Январь | Выставка совместных поделок (родители/дети) «Вторая жизнь предмету» |
7 | Февраль | Мастер-класс для родителей: «Творим, измеряем, преобразуем» |
8 | Март | Совместное занятие (дети, родители)«Экспериментируем вместе» |
9 | Апрель | Совместное мероприятие с детьми «Защита исследовательских проектов» |
10 | Май | Консультация «Как увлечь ребенка? Занимательная физика и химия» |
11 | Задание на лето | Совместно с детьми составить гербарий «Лекарственные растения» |
12 | В течение года | Участие в совместной проектной деятельности с детьми |
13 | В течение года | Индивидуальное консультирование |
14 | В течение года | Участие в выставках, помощь в составлении коллекций, мини-музеев |
3 год обучения | ||
1 | Сентябрь | Родительское собрание: «Знакомство с программой «Мы- исследователи». Проблемы и перспективы реализации Программы |
2 | Анкетирование родителей | |
3 | Октябрь | Консультация: «Влияние познавательно – исследовательской деятельности на развитие ребенка. Особенности поисковой деятельности детей 6-7летнего возраста» |
4 | Ноябрь | Мастер-класс для родителей «Приобщаем детей к миру взрослых. Игры – занятия по кулинарии для детей» |
5 | Декабрь | Совместная деятельность (дети/родители) «Макет будущего» |
6 | Январь | Выставка совместных поделок (родители/дети) «Вторая жизнь предмету» |
7 | Февраль | Родительская конференция «Исследуем и познаем новое» |
8 | Март | Буклет для родителей «Исследования с детьми. Моя планета - Земля» |
9 | Апрель | Совместное мероприятие с детьми «Защита исследовательских проектов» |
10 | Май | Экскурсия в ботанический сад(совместно с детьми) |
12 | В течение года | Участие в совместной проектной деятельности с детьми |
13 | В течение года | Индивидуальное консультирование |
Распределение образовательной деятельности в режиме дня
Образовательная деятельность | Время проведения |
НОД по поисково-исследовательской деятельности (по учебному плану)
| 1 раз в 2 недели (не более 25 минут) 1 раз в неделю (не более 30 минут) |
Работа в тетрадях «Я познаю мир» Старшая, подготовительная группа | 1 раз в неделю во 2половну дня |
Элементарное экспериментирование, игры - эксперименты 2 младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа | 1 раз в неделю во 2 половине дня |
Познавательные беседы | 1 раз в неделю или по запросу детей |
Наблюдения за природой | ежедневно |
Труд в уголке природы, огород на окне | ежедневно |
Проектная деятельность | По интересам детей |
Экскурсии, походы | 1 раз в квартал |
Познавательные игры | Ежедневно |
Перспективное планирование НОД по поисково-исследовательской деятельности
Подготовительная к школе группа / 1 раз в неделю(не более 30 минут) Итого: 35 занятий в год
Модуль | Тема модуля | Тема НОД | Приоритетн ая образовател ьная область | Содержание НОД | Виды детской деятельности | Формы и методы НОД | Средства организации НОД | Методическая литература(ст р.) |
До свидания лето, здравств уй детский сад | «Вазочка для цветов» | Познаватель ное | Развивать умение трансформировать один предмет в другой, самостоятельно изготавливать из пластиковой бутылки вазочки для цветов, проявляя творчество, аккуратность, умелость | ПИД Игровая Двигательная | Конструирован ие замыслу Динамическая пауза | Фотографии, пластиковая бутылка, ножницы | О.В. Дыбина «Творим, измеряем, преобразуем» Стр. 100 | |
Детский сад | ||||||||
Профессии | «Знакомст во с профессие й повара, знакомств о с кухней» | Познаватель ное развитие | Познакомить детей с профессией повара, с кухонной утварью, их назначением и правилами эксплуатации | ПИД Игровая Двигательная | Экскурсия, отгадывание загадок, конструировани е, обыгрывание | иллстрации; пластмассовый конструктор | О.В. Дыбина «Приобщение к миру взрослых» Стр.5 | |
Осень | Осень золотая | «Человек + природа» | Познаватель ное Физическое | Закрепить умение сравнивать предметы, созданные человеком, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал себе сам). | ПИД Игровая Двигательная | Рассматривание Обследование Дидактическая игра Динамическая пауза | Картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира | О.В. Дыбина «Рукотворный мир» стр. 89 |
Урожай. Хлеб | «Печенье Чудесные фигурки» | Познаватель ное | Продолжать учить работать с технологическими картами, познакомить с электрическим миксером, учить замешивать тесно, раскатывать его и вырезать фигурки, воспитывать дружеские отношения, аккуратность | ПИД Игровая | Игра-занятие по кулинарии Динамическая пауза | Иллюстрации бытовой хлебобулочных изделий; | О.В. Дыбина «Приобщение к миру взрослых» Стр.48 | |
Фрукты. Овощи | Фруктовы й салат «Дары солнца» | Познаватель ное | Закрепить названия фруктов, продолжать учить знакомить детей с разнообразием салатов, продолжать учить работать по технологической карте, развивать любознательность, воспитывать аккуратность | ПИД Игровая | Игра-занятие по кулинарии Динамическая пауза | Иллюстрации сельских построек; плоскостные строительные детали | О.В. Дыбина «Приобщение к миру взрослых» Стр.33 | |
Лес. Грибы. Ягоды | «Кисель загадка» | Познаватель ное | Продолжать учить детей готовить разнообразные напитки, познакомить с процессом приготовления киселя, развивать любознательность, воспитывать аккуратность | ПИД Игровая Двигательная | Игра-занятие по кулинарии Динамическая пауза | Плоскостные строительные детали | О.В. Дыбина «Приобщение к миру взрослых» Стр.18 | |
Птицы | Домашние птицы | «В мире животных » | Познаватель ное Физическое | Совершенствоватьумение и навыки работы с различными материалами. Учитьдетей доводить начатое до конца, проявляя инициативу и творчество в преобразовании привычных предметов. | ПИД Коммуникативная Игровая Двигательная | Конструирован ие из бумаги Рассматривание игрушек Дидактическая игра Динамическая пауза | Бумага, клей, ножницы, краски, кисточки, вода, клей ПВА, подставки для работы, пластилин, пластмассовые игрушки | О.В. Дыбина «Творим. Изменяем. Преобразуем» стр. 121 |
Дикие птицы | «Почему первые птицы не летали?» | Познаватель ное Физическое | Выяснить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе. | ПИД Коммуникативная Игровая Двигательная | Игра- эксперимент Свободное общение Динамическая пауза | Модели крыльев, грузы разного веса, перо птицы, лупа, бумага, картон, бумага | О.В. Дыбина «Неизведанно е рядом» стр. 140 |
Россия – Родина моя | Моё село – мой край родной | «Для чего нужны дома» | Познаватель ное | Пополнить знания детей о конструкциях домов, продолжать знакомить с различными строительными материалами, воспитывать уважение с труду взрослых | ПИД Игровая Двигательная | Экскурсия Конструирован ие по замыслу Обыгрывание Динамическая пауза | Строительный материал, плоскостные строительные детали | О.В. Дыбина «Что было до…» Стр. 128 |
Наша Родина Россия | «К дедушке на ферму» | Познаватель ное Социально- коммуникат ивное | Познакомить с новой профессией – фермер. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера. Подвести к пониманию целостного облика человека- труженика в фермерском хозяйстве. Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства. | Коммуникативна я Музыкально- художественная Игровая Двигательная | Свободное общение Рассматривание иллюстраций, игрушек Слушание музыки Дидактическая игра Физминутка | Аудиозапись «Звуки деревни»; иллюстрации с/х труда; посылка с колоском, с/х продукцией; набор игрушек домашних животных | О.В. Дыбина стр. 55 | |
Животные | Домашние животные | «В мире животных » | Познаватель ное Физическое | Совершенствовать умение работать с бумагой, уметь реализовывать возможности преобразования, доводить начатое до конца, проявлять творческие способности. | ПИД Игровая Двигательная | Творческая продуктивная деятельность Рассматривание игрушек Дидактическая игра Физминутка | Бумага, ножницы, краски, кисточки, клей ПВА; пластмассовые игрушки домашних животных | О.В. Дыбина «Неизведанно е рядом» стр. 172 |
Дикие животные | «Почему в пустыне у животных окрас светлее, чем в лесу?» | Познаватель ное Физическое | Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы (природно- климатические зоны). | ПИД Игровая Двигательная | Игра- эксперимент Рассматривание Обследование Динамическая пауза | Ткань светлых и тёмных тонов, рукавичкииз драпа чёрного и светлого цвета; модель взаимосвязи живой и неживой природы | О.В. Дыбина «Неизведанно е рядом» стр. 135 |
*Тема по интересам детей | По интересам | «Зачем людям нужны картины, музыка, шахматы» | Познаватель ное Физическое | Подводить детей к пониманию того, что человек создаёт предметы для украшения своей жизни. Побуждать находить предметы, выполняющие эстетические функции. | ПИД Игровая Двигательная | Рассматривание предметных картинок Обследование предметов Дид. игра Динамическая пауза | Картинки с изображением предметов, удовлетворяющи х материальные и духовные потребности человека | О.В. Дыбина «Рукотворный мир» стр. 98 |
Зимушка- зима | Зима - природа | «Замерзан ие жидкостей » | Познаватель ное Физическое | Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. | ПИД Игровая Двигательная | Опыт Исследование Наблюдение Сравнение Динамическая пауза | Ёмкости с водой, молоком, соком, растительным маслом; алгоритм деятельности | О.В. Дыбина «Неизведанно е рядом» стр. 141 |
Зима - человек | «Большие - маленькие » | Познаватель ное Физическое | Развивать познавательно- исследовательскую деятельность. Выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется (занимает больше места). | ПИД Игровая Двигательная | Опыт Обследование Сравнение Динамическая пауза | Пластиковые бутылки с пробками, воздушный шарик, монетка | О.В. Дыбина «Неизведанно е рядом» стр. 146 | |
Новогодн ий праздник | Зимние забавы, развлече ния | «Горячо- холодно» | Познаватель ное Физическое | Развивать познавательно- исследовательскую деятельность. Объяснить изменение объёма веществ (предметов) в зависимости от их температуры. | ПИД Игровая Двигательная | Опыт Наблюдение Обследование Сравнение Динамическая пауза | Самодельные термометры – водный и воздушный, ёмкость с горячей водой, ёмкость со снегом или охлаждённой водой | О.В. Дыбина «Неизведанно е рядом» стр. 161 |
Новый год | Украшения для Новогодней елочки | Познаватель ное | Продолжать обогащать знания детей о кондитерских изделиях, упражнять в завешивании, раскатывании теста, вырезании фигурок, воспитывать самостоятельность, аккуратность | ПИД Игровая Двигательная | Игра-занятие по кулинарии Динамическая пауза | Продукты, миксер, миска, вилка, ложка, формочки для печенья | О.В. Дыбина «Рукотворный мир» стр. 51 | |
Каникулы | Организация культурно-досуговой деятельности |
Народная культура и традиции | Устное народное творчест во | Клуб Знатоков «Мудрая сова» | Познаватель ное Физическое | Закрепить представление о богатстве рукотворного мира; углублять знания о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные потребности человека. Развиватьинтерес к познанию окружающего мира. | ПИД Игровая Двигательная | Викторина (интеллектуаль ная развивающая игра) Динамическая пауза | Карточки с вопросами, юла с наклеенной стрелкой, призы, фишки | О.В. Дыбина «Рукотворный мир» стр. 111 |
Народная игрушка | «путешест вие в прошлое куклы» | Познаватель ное Художестве нно- эстетическо е | Побудить детей понимать назначение куклы, закрепить умение определять материал (дерево, ткань, пластмасс, картон, фарфор, солома), помочь детям осознать , что взрослые заботятся о них, создавая игрушку, научить ориентироваться в прошлом | ПИД Игровая Двигательная | Конструирован ие по замыслу (коллективная работа) Обыгрывание Рассматривание иллюстраций Динамическая пауза | Иллюстрации зданий в народном стиле; строительный материал; детали украшения | О.В. Дыбина «Что было до…» Стр. 108 | |
Мой дом | Дом. Жилище, строител ьство | Дом, в котором я живу | Познаватель ное развитие Художестве нно- эстетическо е развитие | Совершенствовать умение работать с разнообразными материалами, творчески подходить к поставленной задачи, придавать работе законченный характер | ПИД игровая | Конструирован ие по замыслу (коллективная работа) Обыгрывание Рассматривание иллюстраций Динамическая пауза | Коробки, краски, картон, ножницы, клей, кисточки, краски | О.В. Дыбина «Творим. Изменяем. Преобразуем» стр. 126 |
Мебель. Бытовая техника. Посуда | «Какими предметам и ты украсишь комнату?» | Познаватель ное Художестве нно- эстетическо е Физическое | Подводить детей к пониманию, что человек создаёт предметы для украшения своей жизни. Побуждать находить вещи, выполняющие эстетические функции. | ПИД Игровая Двигательная | Рассматривание Обследование Рассматривание предметных картинок, кукольной мебели Дидактическая игра Физминутка Динамическая пауза | Кукольные комнаты, нарисованные на картоне; игрушечная мебель; картинки с изображением предметов интерьера комнат | О.В. Дыбина «Рукотворный мир» стр. 99 |
*Тема по интересам детей | По интересам | «Откуда возникло название?» | Познаватель ное Физическое | Научить понимать, как возникают названия предметов рукотворного мира, и объяснить смысл. | ПИД Игровая Двигательная | Рассматривание книги Дид. игра Физминутка | Книга (словарь) | О.В. Дыбина «Рукотворный мир» стр. 92 |
Наша армия | Армия. Военные профессии | Модель самолета | Познаватель ное развитие | Научить элементам технического творчества, закреплять навыки коллективной работы при выполнении каждым ребенком своих конкретных обязанностей в структуре общей преобразовательной деятельности | ПИД Конструировани е Игровая | Загадывание загадок Конструирован ие | Флакон от шампуня, цветной картон, катушка от ниток, проволока | О.В. Дыбина «Творим. Изменяем. Преобразуем» стр. 96 |
День Защитника Отечества | Модель корабля | Познаватель ное развитие | Совершенствовать творческие и трудовые навыки детей в преобразовательной деятельности, побудить желание сделать приятное папам | Конструировани е Игровая | Загадывание загадок Конструирован ие | Коробка от конфет, спичек, цветная бумага, шаблоны, карандаши | О.В. Дыбина «Творим. Изменяем. Преобразуем» стр. 97 | |
Моя семья | 8 Марта | «Дружная семья» | Познаватель ное Социально- коммуникат ивное Физическое | Обобщать и систематизировать представления детей о семье. Активизировать познавательный интерес к семье, к близким. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. | Коммуникативна я Игровая Двигательная | Свободное общение Рассматривание фотографий Дид. игра Динамическая пауза | Кукла Незнайка; фотовыставка «Моя семья» | О.В. Дыбина стр. 30 |
Моя семья | «Фотограф ия моей семьи. Собери видеокаме ру, фотоаппар ат» | Познаватель ное Физическое | Развивать познавательно- исследовательскую деятельность. Побуждать детей к нахождению недостающих деталей и пониманию, что отсутствие какой-либо части делает невозможным использование предмета. | ПИД Игровая Двигательная | Проблемная ситуация Рассматривание Сравнение Дидактическая игра Динамическая пауза | Картинки с изображением видеокамеры, фотоаппарата; картинки с изображением недостающими деталями | О.В. Дыбина «Рукотворный мир» стр. 95 |
Весна | Весна - признаки | «Передача солнечног о зайчика» | Познаватель ное Физическое | Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предметов, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно. | ПИД Игровая Двигательная | Игра- эксперимент Наблюдение Динамическая пауза | Зеркала; схема многократного отражения | О.В. Дыбина «Неизведанно е рядом» стр. 149 |
Я - человек | Я и моё тело Мо | «Нерешён ные задачи людей» | Познаватель ное Физическое | Побуждать детей решать некоторые общечеловеческие проблемы и представлять, каким будет общество, если эти проблемы не решать. | ПИД Игровая Двигательная | Проблемная ситуация Рассматривание картинок Словесная игра Динамическая пауза | Сюжетные картинки с изображением врачей; таблички со словами «хорошо»и «плохо»; бумага | О.В. Дыбина «Рукотворный мир» стр. 113 |
Транспорт | Космос | Покорение космоса | Познаватель ное развитие | Научить самостоятельно определять план(алгоритм) деятельности, совершенствовать навыки детей в преобразовательной работе с различными материалами, проявляя при этом творчество и выдумку | ПИД конструирование игровая | Проблемная ситуация Составление плана работы | Пластиковые бутылки, краски, кисточки, кле ПВА, нитки, предметы шарообразной формы и разной величины | О.В. Дыбина «Творим. Изменяем. Преобразуем» Стр 127 |
Транспорт | Путешеств ие в прошлое машин | Познаватель ное развитие | Развивать ретроспективный взгляд на предметы, помочь детям ориентироваться в настоящем и прошлом наземного, водного, воздушного транспорта | ПИД Игровая Двигательная | Занятие – путешествие Рассматривание иллюстраций, презентация | Презентация прошлое и настоящее транспорта | О.В. Дыбина «Что было до…» Стр 119 | |
Книга – мой друг | Книги – мои друзья | Делаем книгу | Познаватель ное развитие | Совершенствовать графические навыки детей, вовлечь их в коллективное создание книги, побуждать проявлять творчество и свои способности | ПИД конструирование игровая | Проблемная ситуация Составление плана работы | Бумага,краски, кисточки, карандаши, нитки, игла, алгоритм деятельности | О.В. Дыбина «Творим. Изменяем. Преобразуем» Стр 127 |
День Победы | 9 мая – День Победы | Подарок ветерану Вазочка с цветами | Познаватель ное развитие | Учить детей видеть возможности использования для поделок хорошо знакомых предметов, творчески преобразуя их, мысленно представлять результат работы, воспитывать уважение к ветеранам ВОВ | ПИД конструирование игровая | Проблемная ситуация Алгоритм работы | Пластиковые бутылки, футляры «киндер-сюрприз» Ножницы, клей | О.В. Дыбина «Творим. Изменяем. Преобразуем» Стр 103 |
Конец весны. Начало лета | Цветы. Комнатн ые растения | «Куда тянутся корни?» | Познаватель ное Физическое | Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды. | ПИД Игровая Двигательная | Игра- эксперимент Наблюдение Обследование Сравнение Динамическая пауза | Два растения в горшках с поддоном; модель зависимости растений от факторов внешней среды | О.В. Дыбина «Неизведанно е рядом» стр. 127 |
Насеком ые | «Почему комар пищит, а шмель жужжит» | Познаватель ное Физическое | Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука). | ПИД Игровая Двигательная | Игра- эксперимент Рассматривание Динамическая пауза | Пластмассовые расчёски с разной частотой и размером зубьев | О.В. Дыбина «Неизведанно е рядом» стр. 159 | |
Здравств уй, лето! | «Экскурси я по городу» | Познаватель ное Физическое | Закрепить умение классифицировать предметы по назначению, развивать интерес к окружающим предметам. | ПИД Игровая Двигательная | Игра- путешествие Словесная игра Динамическая пауза | Атрибуты для сюжетно- ролевой игры «Шофёры», макеты | О.В. Дыбина «Рукотворный мир» стр. 104 |
Старшая группа НОД по поисково-исследовательской деятельности / 1 раз в 2 недели (не более 25 мин) Итого: 17 занятий в год
Модуль | Тема модуля | Тема НОД | Приоритетн ая образовател ьная область | Содержание НОД | Виды детской деятельности | Формы и методы НОД | Средства организации НОД | Методическая литература(ст р.) |
Детский сад | До свидания лето, здравств уй детский сад | Наряды куклы Тани | Познаватель ное | Познакомить детей с разными видами ткани и обратить внимание на отдельные её свойства,побудить устанавливать причинно- следственные связи между использованием ткани и временем года | ПИД | Проблемная ситуация Коллекция тканей экспериментиро вание | Кукла, одежда, изображения разных эпох по сезонам, коллекция тканей, пипетка, вода | О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы стр. 57» |
Осень | Осень золотая | Лиственны й осенний лес | Познаватель ное, художестве но- эстетическо е | Определять алгоритм деятельности, самостоятельно организовывать работу в подгруппах, проявлять стремление преобразовывать объект | ПИД, продуктивная, игровая | Ручной труд, проблемная ситуация, наблюдение, рассмартирание | Коробка из-под обуви, клей, ножницы, мох, ветки, цветная бумага, пластилин, глина, краски, кисти, торф | О.В. Дыбина «Неизведанно е рядом» Стр 126 |
Фрукты. Овощи | Удивитель ные плоды | Познаватель ное, художестве но- эстетическо е | Закреплять навыки работы с бумагой, клеем , проявляя творчество и фантазию | ПИД, продуктивная | ПИД, конструировани е, проблемная ситуация | Бумага, клей, ножницы, краски | О.В. Дыбина «Творим, измеряем, преобразуем» Стр52 |
Птицы | Дикие птицы | Кормушка для птиц | Познаватель ное, художестве но- эстетическо е | Совершенствовать трудовые навыки в коллективной творческой деятельности, развиват умение преобразовывать привычные предметы, изменять их назначение | ПИД, продуктивная | ПИД, конструировани е, проблемная ситуация | Коробка, спичечные коробки, ножницы, клей, пластиковая бутылка, салфетки | О.В. Дыбина «Творим, измеряем, преобразуем» Стр99 |
Животные | Домашние животные | Маски зверей | Познаватель ное, художестве нно- эстетическо е | Развивать изобразительность и понимания важности творческого отношения к труду, дать толчок детской фантазии воображению, направлять их творческую активность как на придумывание поделок, так и на их оформление | ПИД продуктивная | Конструирован ие по замыслу Проблемная ситуация | Бумажные тарелочки Фломастеры, стаканчики из- под йогурта, клей, нитки | О.В. Дыбина «Творим, измеряем, преобразуем» Стр52 |
*Тема по интересам детей | По интересам | |||||||
Зимушка- зима | Зима - природа | Разноцвет ные сосульки | Познаватель ное | Реализовать свои представления о свойствах воды, полученные через поисково- исследовательскую деятельность, развивать любознательность | ПИД Игровая Двигательная | Экспериментир ование наблюдение | Вода, краска, формочки | О.В. Дыбина «Неизведанно е рядом» Стр 118 |
Новогодн ий праздник | Зимние забавы, развлече ния | «Горнолы жник» | Познаватель ное Физическое | Закрепить умение работать с бумагой, пластилином, ножницами, реализовывать свои творческие способности, доводить работы до логического конца | ПИД Игровая Продуктивная | Опыт коструирование Сравнение Динамическая пауза | Картон, коктейльные трубочки, скрепки | О.В. Дыбина «Неизведанно е рядом» стр. 120 |
Каникулы | Организация культурно-досуговой деятельности | |||||||
Народная культура и традиции | Устное народное творчест во | Путешеств ие в прошлое театра | Познаватель ное | Познакомить детей с историей театра, научить ориентироваться в различных видах театра, развивать творческое воображение | ПИД, игровая | Ручной труд Театрализация, проблемная ситуация, проблемная беседа | Макеты разных видов театров Куклы- марионетки, иллюстрации | О.В. Дыбина «Что было до…» стр. 84 |
Дом | Мебель. Бытовая техника. Посуда | Путешеств ие в прошлое предметов | Познаватель ное | Познакомить детей с историей возникновения плиты, научить выделять форму, части предмета, определять материал, научить выделять существенные признаки и устанавливать причинно- следственные связи связанные между строением и назначением | ПИД, игровая | Игра – путешествие, проблемная ситуация, беседа, игры | Предметные картинки, макеты, карандаши | О.В. Дыбина «Что было до…» стр. 84 |
*Тема по интересам детей | По интересам |
Моя семья | 8 Марта | Упаковка для подарка | Познават ельное, художест вено- эстетичес кое | Учить трансформировать один предмет в другой, вырабатывать самостоятельность, творческий подход при выполнении конкретной задачи, понимание, что от этого зависит результат работы | ПИД, игровая, продуктивная | Ручной труд, проблемная ситуация, выставка детских работ | Пакеты от молока, клей, кисточки, салфетки, цветная бумага, лента для украшения | О.В. Дыбина «Творим, измеряем, преобразуем» Стр57 |
Весна | Весна - признаки | Скворечник | Познават ельное, художест вено- эстетичес кое | Развивать потребности в творческой преобразовательной деятельности, формирование трудовых навыков, воспитание аккуратности, интереса к рукотворному миру | ПИД, игровая, продуктивная | Ручной труд, проблемная ситуация, выставка детских работ | Спичные коробки, цветная бумага | О.В. Дыбина «Творим, измеряем, преобразуем» Стр49 |
Я - человек | Я и моё тело | Сколько ушей? | Познават ельное | Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве, показать как человек слышитзвук | ПИД, игровая | Экспериментир ование, дидактические игры, рассматривание фотографий | Картинки с контуром головы человека, схема строения уха, металлическая ложка, толстая бечевка 60см. | О.В. Дыбина «Неизведанно е рядом» Стр 112, 113 |
Транспорт | Транспорт | Путешестви е в прошлое автомобиля | Познават ельное | Научить понимать назначение и функции автомобиля, закрепить умение выделять некоторые особенности предмета, материала и его признаки, учить устанавливать причинно- следственные связи между назначением и строением, понимать, что человек создает автомобили для облегчения передвижения людей, развивать ретроспективный взгляд на автомобиль. | ПИД, игровая, продуктивная | слушание потешек, загадывание загадок, проблемная ситуация, беседа, игры | Иллюстрации с изображением разных видов автомобилей, просмотр презентации, незаконченные рисунки | О.В. Дыбина «Что было до…» стр. 80 |
Книга – мой друг | Книги – мои друзья | История бумаги | Познават ельное, художест вено- эстетичес кое | Закрепить знания истории создания бумаги, активизировать речь детей, развивать ретроспективный взгляд на бумагу, воспитывать бережное отношение к бумаге | ПИД, игровая | Загадывание загадок, проблемная ситуация, экспериментиро вание | Виды бумаги | О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы» стр50-55 |
Конец весны. Начало лета | Цветы. Комнатны е растения | Инструмент ы для почвы | Познават ельное, художест вено- эстетичес кое | Развивать навыки для конструирования, поиска нестандартных решений при выполнении конкретного задания | ПИД, игровая, продуктивная | Конструирован ие, ручной труд, игровая | Краски, ножницы, альбом, фломастеры | О.В. Дыбина «Творим, измеряем, преобразуем» Стр 80 |
Насекомые | Летающая пчелка | Развивать творческие способности, показывать неограниченные возможности преобразовательной деятельности в создании разных игрушек и поделок из обыкновенной бумаги | ПИД, игровая, продуктивная | Конструирован ие, ручной труд | Бумага, ножницы, нитки, клей | О.В. Дыбина «Творим, измеряем, преобразуем» Стр 68 |
Планирование опытов, игр-экспериментов
2 младшая группа
Количество в неделю: 1 раз в неделю Время проведения: 2 половина дня
Месяц | Тема | Задачи | Опыты и эксперименты |
Октябрь | «Неживая природа» Вода | Выявить свойства воды. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяются вещества. | Наблюдения за водой, эксперименты «Узнаем какая вода», «Изготовление льдинок» |
Ноябрь | «Неживая природа. воздух» | Обнаружить воздух в окружающем пространстве, познакомить, что внутри человека есть воздух | Наблюдение за ветром, опыты: Что в пакете? Игры с соломинкой Игры с воздушным шаром и соломинкой, |
Надувание мыльных пузырей, Ветер по морю гуляет | |||
Декабрь | «Свет, цвет» | Познакомить со значением света, с источниками света, показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух | -Что в коробке - Волшебная кисточка |
Январь | «Вес, притяжение» | Познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу | -Легкий-тяжелый |
Февраль | «Звук» | Научить определять предмет по издаваемому звуку, научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки | Что звучит Музыка и шум |
Март | «Теплота » | Научить определять температурные качества веществ и предметов | Горячо-холодно Чудесный мешочек |
Апрель | «Я И МОЁ ТЕЛО» | Познакомить со строением тела человека, пространственным расположением его частей, познакомить с признаками пола, с тем, что лицо может отражать эмоции и чувства человека Познакомить с органами чувств | Веселые человечки играют Нарисуй свой портрет Починим игрушку Наши помощники |
Май | Человек. Рукотворный мир Свойства материалов | Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества и свойства Научить узнавать вещи, сделанные из дерева, вычленять ее качества и свойства Научить узнавать вещи, сделанные из ткани, вычленять ее качества и свойства Научить узнавать вещи, сделанные из глины, вычленять ее качества и свойства | Бумага, ее качества и свойства Дерево , ее качества и свойства Ткань , ее качества и свойства Глина , ее качества и свойства |
Средняя группа (4-5 лет) Количество в неделю: 1 раз в неделю Время проведения: 2 половина дня
Месяц | Тема | Задачи | Опыты и эксперименты |
Сентябрь | «ЗНАКОМИМСЯ С ЛАБОРАТОРИЕЙ» | Познакомить детей с комнатой природы, различными единицами измерения (Сосуд, линейка ,весы Развивать интерес к поисковой деятельности, экспериментированию Воспитывать интерес к природе. | Как измерить воду, большой - маленький, наблюдение за животными в комнате природы, наблюдение за цветами, что длиннее, холодный – горячий. |
Октябрь | «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС» | Познакомить детей с растениями на участке, сравнить их. Познакомить с двумя видами деревьев (хвойные, лиственные), познакомить с цветами на клумбах, с их строением. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе Развивать наблюдательность, речь детей Воспитывать интерес к окружающей природе, желание заботиться о ней. | Наблюдения за растениями на участке, наблюдение за изменениями в природе, сбор семян цветов для посадки весной, эксперимент «Кому лучше?», «зачем им крылышки?». |
Ноябрь | «ДЕРЕВО» | Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах. Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (Структуру поверхности, твердость, прочность, не тонет, легкое) Стимулировать желание для самостоятельного эстетического преобразования предметов | «Найди предметы из дерева», «сколько дереву лет», «тонет – не тонет», «дерево горит», беседа о правилах безопасности обращения с огнем, наблюдение за деревьями. |
Декабрь | «ВОДИЦА - ЦАРИЦА» | . Познакомить детей со свойствами воды, донести до детей, что вода – это источник жизни Развивать у детей интерес к экспериментированию, Воспитывать бережное отношение к воде | «Вода жидкая», «вода не имеет цвета», «вода без запаха», «лед - это тоже вода», «куда исчезла вода», «растениям нужна вода», наблюдение за комнатными растениями, беседа «Берегите воду», игры с «цветными льдинками» |
Январь | «ПЕСОК, ГЛИНА» | Познакомить детей со свойствами песка и глины Развивать умение сосредоточиться; планомерно и | «Песчаный конус», «мокрый песок», «песочные часы», «свойства |
последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать интерес к экспериментированию, бережное отношение к своему здоровью. | непросеянного песка», «песок и глина», «лепим из глины», «своды и тоннели», беседа «Правила безопасности при поведении опытов» | ||
Февраль | «СТЕКЛО, МЕТАЛЛ» | Познакомить детей со стеклом и его свойствами, сравнить стекло и лед Познакомить с металлом и его свойствами Развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать соответствующие выводы. Воспитывать интерес к окружающему миру. | «Бьется – не бьется», «сравнение стекла и льда», «тонет – не тонет», «Растворяется - не растворяется», найди стеклянные и металлические предметы, беседа «как появляется стекло», «что такое металл?» |
Март | «МАГНИТ» | Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита. Познакомить детей с понятием “магнит”. Сформировать представление о свойствах магнита. Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | «Волшебная рукавица», «магнитит – не магнитит», «железные опилки», «достань скрепку из воды» |
Апрель | «Я И МОЁ ТЕЛО» | Познакомить детей со своим телом, его органами(уши, нос, глаза) Познакомить с правилами ухода за своим телом. Развивать интерес к своему телу, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к своему организму, прививать здоровый образ жизни. | «Слепой и поводырь», «что я слышу», «вкус и запах», наблюдение за животными, беседа «Я и мое тело» |
Май | «НАШИ МЛАДШИЕ ДРУЗЬЯ» | Познакомить детей с комнатными растениями(герань), правилами ухода за ними. Закрепить знания детей о строении растений. | «Как ухаживать за растениями», «Что нужно растениям», «покормим попугаев», наблюдение за водными и |
«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЭТАЛОНЫ» | Познакомить с обитателями комнаты Природы. Развивать наблюдательность, внимание Воспитывать желание ухаживать за растениями и животными, бережно относиться к ним. Закрепить знания детей о геометрических фигурах(квадрат, прямоугольник, круг, призма) Развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение делать выводы Воспитывать аккуратность, любознательность | сухопутными черепахами их сравнение. «Как превратить квадрат в круг», опыты с бумагой «преображение геометрических фигур», найди геометрические фигуры в группе. |
Старший дошкольный возраст(5-6 лет)
Количество в неделю: 1 раз в неделю Время проведения: 2 половина дня
Месяц | Тематика | Задачи | Примерные опыты и эксперименты |
Сентябрь | «ИЗМЕРЕНИЕ» | Сформировать у детей представление об измерениях как одном из способов познания мира, о единицах измерения, длины, веса, объема, температуры, познакомить с измерительными приборами Познакомить детей с понятием «время» Познакомить с историей развития измерительных приборов и мер Развивать умение использовать измерительные приборы Развивать наблюдательность Воспитывать интерес к экспериментированию | №1«Как человек измеряет» Величины рук, ступней, ладоней, д.и. «придумай чем можно измерять» №2 «Что можно измерять?» Измерить свой рост, вес яблока, окружность головы, проверить сколько вместится вещества по 100 мл. в 500 мл №3 «Термометр и температура» Зачем растениям одеяло, горячо-холодно №4«Часы и время» Рассмотреть часы, сравнить их, изготовить песочные часы, парафиновые, солнечные часы, засечь 2 мин. и в это время что -нибудь нарисовать |
Октябрь | «ТРИ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА ИВОДЫ» | Развивать наблюдательность детей, их умение сравнивать и анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Развивать элементарные представления о том, | №1 «Жидкость. Свойства воды» «Тонет -не тонет», «почему вода поднимается», «что будет», сравнивание воды и масла. №2 «Газ. Свойства газа» |
из чего состоят тела и как они могут изменяться. Познакомить детей с понятием «твердое тело», «жидкость», «газ» и их отличиями друг от друга | «Движение воздуха», «Волшебные пузырьки», «Упругий шарик», «кто надует шарик», игры с мыльными пузырями. №3 «Твердое тело» «Взвесить предметы», «Как взвесить воздух», «Как используют в реальном и волшебном мире.» №4 «Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой» «Кто надул шарик», «измеряем температуру», наблюдение за горением, «летом дождь, зимой снег». | ||
Ноябрь | «Вода. Агрегатные состояния воды» | Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета). Познакомить детей с животворным свойством воды. Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое. Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар. | №1«Свойства воды» «вода жидкая», «вода -прозрачная», «вода – не имеет вкуса и запаха», « измени цвет воды». №2 «Живая вода» «Живая вода», «Растениям необходима вода» №3«Испарение» «Куда делась вода?» №4 «Агрегатные состояния воды» «Изготовление цветных льдинок», «твердое - жидкое» «Иней», «Град», «Роса» |
Декабрь | «Движение» | Развивать способность ребенка ощущать состояния движения и покоя, инерции и трения. Познакомить с понятиями «движение», «инерция», «трение» Найти объяснение, почему предметы движутся, ввести понятие«сила» | №1 Почему предметы движутся. «Движется - останавливается», «Шарик движется», рассматривание иллюстраций, наблюдение за транспортом, соревнование в беге на скорость. №2 «Тяготение. Свободное падение» «Можно ли остаться в воздухе», «летает – не летает» №3 «Равновесие. Простые механизмы» Работа с весами, «Нарушенное равновесие», «Сильнее двоих», «Сломай зубочистку» |
Январь | «Свет и цвет» | Познакомить с понятиями свет, цвет, | №1 «Отражение света. Зеркало.» |
отражение Познакомить со свойствами света Развивать наблюдательность, умение делать выводы Воспитывать интерес к окружающему миру | Рассматривание отражения, «Кривые зеркала», «Перевернутое зеркало», «кто быстрее всех на свете» №2 «Изменение размеров изображения с помощью линз. Преломление» Рассматривание линзы, микроскопа, «Рука в экране» №3 «Что такое радуга? Смешение цветов.» Рассматривание картин, «Радужная пленка», игры с мыльными пузырями №4 «Звук и слух» «Что звучало?», «Поющий стакан», «Волны», «Послушай через воду» | ||
Февраль | «Магнетизм», «Электричество» | Познакомить детей с магнитом, его свойствами Познакомить детей с понятием электричество, ток Совершенствовать ОБЖ при обращении с электрическими предметами | №1 «Магнит и его свойства» «Рисует магнит», «Парящий самолет» №2 «Магнитные свойства Земли. Компас.» «Кто где находится», определить стороны горизонта, рассматривание глобуса, «компас» №3 «Молния. Электричество» «Электрическая расческа», «Притягивающий шарик», «Щелчок» №4 «Электрические приборы» «Проводит – не проводит» (рассматривание), «Из чего сделаны и как устроены» |
Март | «Живая природа» | Уточнить, что растения – это живой организм Установить зависимость роста и состояния растения в зависимости от ухода за ним Учить выделять циклы развития растения Воспитывать интерес к растительному миру. | №1 На свету и в темноте. Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Кому лучше? Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы. №2 Лабиринт. Цель: установить, как растение ищет свет. Как увидеть движение воды через корешки? Цель: доказать, что корешок растения |
всасывает воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции. №3 Зачем им крылышки? Цель: выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения. Рассматривание семян, замачивание их в воде. №4 Посев семян цветов (на клумбы детского сада) «Бархатцы, цинии» Цель: учить детей сеять цветы на рассаду, познакомить с семенами бархатцев, цинний, развивать интерес к растительному миру. | |||
апрель | «Земля и её место в солнечной системе» | Познакомить детей с моделью солнечной системы, местом планеты Земля в ей, вращением Земли вокруг Солнца и собственной оси, способствовать установлению времен года, суток Формировать у детей способы ориентировки по карте, на местности, во времени Воспитывать интерес к нашей планете, эмоционально- положительное отношение к экспериментированию. | №1 «Земля на глобусе» Демонстрация вращения Земли вокруг Солнца, найти северный и южный полюса, найти жаркие и холодные места, наш материк, Россию, город. №2 «Портрет Земли - карта» Рассмотреть карту полушарий, материков, Новосибирской области, найти на карте Россию, город, на прогулке определить линию горизонта, стороны горизонта, сделать карту участка детского сада. №3 «Отчего происходит смена дня и ночи» Наблюдение за Солнцем в течение дня, рассматривание иллюстраций ,эксперимент «Вращение Земли вокруг своей оси», д.и. «День-Ночь» №4 «Смена времен года» «Вращение Земли вокруг Солнца», рассматривание иллюстраций, наблюдение за изменениями в природе. |
Май | «Рукотворный мир.» | Узнать различные виды бумаги (Салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. | №1 Мир бумаги. №2 Мир ткани. №3 Изобретаем прибор для вскапывания |
Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования. Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. Уметь самостоятельно находить новые решения при выполнении задания с поставленным условием; проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет. Участвовать в коллективном преобразовании, проявлять умение видеть возможности преобразования, доводить работу до логического конца. | почвы №4 Построим город из песка |
Подготовительная группа Количество в неделю: 1 раз в неделю Время проведения: 2 половина дня
Сентябрь | Основы безопасности при проведении экспериментов» «ЖИВАЯ ПРИРОДА» | Закрепить знания детей по ОБЖ при проведении экспериментов Продолжать знакомить с оборудованием для экспериментальной деятельности, Развивать у детей интерес к поисковой деятельности, Воспитывать аккуратность при работе. установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды Найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне. Объяснить некоторые особенности природно- климатических зон Земли. Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы | Куда тянутся корни? Бережливые растения. Почему в пустыне мало воды? Влажное дыхание. |
(природно-климатические зоны). | |||
Октябрь | Взаимосвязь живой и неживой природы | Понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре. Установить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы (грибки), для роста которых нужны определенные условия. Понимать, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям. | №1 Какие корни у растений тундры? №2 Заплесневелый хлеб №3 Чем нюхает червяк? |
Ноябрь | «НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» | Познакомиться с круговоротом воды в природе. Познакомиться с процессами очистки воды разными способами. Познакомить детей с полезными ископаемыми земли. Обогатить знания детей о свойствах почвы, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знаний детей о свойствах песка и глины. Развивать умение сравнивать, делать выводы, развивать мелкую моторику. Создать условия для расширения представлений о свойствах песка и глины. Воспитывать эстетический вкус. Продолжать развивать пальцевую моторику. | №1 Круговорот воды. №2Фильтрование воды. №3Подземная кладовая «Почва» №4«Песок и глина». «Изготовление игрушек из глины |
Декабрь | Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня Выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется (занимает много места). Выявить действия магнитных сил Земли. Понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета. | №1 Свечка в банке №2 Большие – маленькие. №3 Земля – магнит. №4 Как увидеть притяжение? | |
Январь | «ЧЕЛОВЕК. РУКОТВОРНЫЙ МИР.» | Называть ткани (Ситец, сатин, шерсть, капрон, Драп ,трикотаж);сравнивать по их свойствам; | №1Мир ткани. №2 Мир металлов. |
понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей. Называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро), сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве. Узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид); сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования. | №3 Мир пластмасс. | ||
Февраль | Совершенствовать умение работать с бумагой, ножницами; проявлять творчество; самостоятельно определять алгоритм деятельности. Использовать знания, полученные в ходе поисковой деятельности. Придавать работе законченный характер, проявлять творческий потенциал в ходе выполнения работы Участвовать в коллективном преобразовании объекта, проявлять стремление к преобразованию, самостоятельно придумывать и преобразовывать свои замыслы в соответствии с общей целью. Участвовать в коллективном преобразовании, уметь реализовывать возможности преобразования, доводить работу до логического конца, проявлять творческий потенциал в ходе преобразования. | №1Лодка №2Часы. №3 Комнатный садик. №4 Жилище человека в древности. | |
Март | ПОНИМАНИЕ СОХРАНЕНИЯ» | Определить сформированность у детей понятий о сохранении количества жидкости и объема. Закрепить умение детей пользоваться мерными сосудами, весами. Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать | №1 Сохранение неравенства вещества №2 Сохранение длинны и расстояния №3 Сохранение количества предметов и эквивалентности двух рядов. №4 Сохранение площади |
интерес к экспериментальной деятельности. Определить сформированность у детей понятий о сохранении длины предметов. Закрепить умение пользоваться меркой, сравнивать длину двух линий в виде дорог. Развивать наблюдательность, внимание. Определить сформированность у детей понятий о сохранении количества предметов и эквивалентности двух рядов, развивать наблюдательность, внимание, воспитывать интерес к окружающему миру. Определить сформированность у детей 5—6 лет понятий о сохранении площади, развивать умение пользоваться измерительными приборами, делать самостоятельные умозаключения, воспитывать интерес к поисковой деятельности. | |||
Апрель | «НАУЧНОЕ ВОЛШЕБСТВО» | Познакомить детей с понятием плотность, подвести детей к тому, что у разного вещества разная плотность, развивать умение делать самостоятельные выводы, воспитывать любознательность. Познакомить детей с понятием давление, дать представление о том, что давление бывает разным, показать на примере разность атмосферного давления, развивать умение делать самостоятельные выводы, делать предположения и подтверждать их в ходе экспериментирования, воспитывать интерес к экспериментированию. Закрепить знания детей о круговороте воды в природе, познакомить детей с явлением конденсата, развивать умение самостоятельно делать выводы, воспитывать интерес к природе. Познакомить детей с понятием упругость, разграничить упругие и неупругие предметы, | №1 Башня плотности №2 Как выйти сухим из воды? №3 Сделаем облако №4 Что такое упругость? |
развивать сообразительность, внимание, воспитывать интерес к окружающему миру. | |||
Май | Познакомить детей с действием вулкана, продемонстрировать действие вулкана на опыте, развивать любознательность, воспитывать интерес к природе. Развивать у детей интерес к экспериментированию, продолжать учить делать самостоятельные выводы, развивать логическое мышление, любознательность. Познакомить детей с тем, что у каждого человека на коже есть уникальный рисунок, при прикасании к предметам его не видно, познакомить со способом обнаружения отпечатков пальцев. Развивать любознательность, побуждать детей к самостоятельному экспериментированию, закрепить полученные знания, воспитывать интерес к экспериментально-поисковой деятельности. | №1 Вулкан №2 Секретное письмо №3 Потомки Шерлока Холмса №4 Мы юные экспериментаторы |
- Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Название центра | Образовательная задача | Примерное оснащение | Предполагаемая деятельность |
Лаборатория юных исследователей | Овладеть средствами познавательно- исследовательской деятельности, способами действий исследования объекта. Расширение познавательного опыта. | Материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие), коллекции природного материала (семян, камней, шишек, пряностей и т.п.),гербарии. Оборудование для экспериментирования: разнообразные емкости, ложки, палочки, тарелки, воронки и т.п. Приборы: микроскопы, лупы, весы, виды часов Модели/иллюстрации для демонстрации предметов, явлений, свойств, календари, макеты разной тематики Наглядные демонстрационные материалы: круги Лурия, алгоритмы, схемы Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования(разнообразный бросовый материал) | Проведение опытов, экспериментов, исследований |
Уголок природы | Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности | Растения в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудование для ухода за цветами в группе, дневники наблюдения, создание «Огород круглый год» | Наблюдения, проведение опытов, экспериментов, трудовая деятельность: уход за растениями |
Мастерская чудес | Преобразование полученного познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие творчества, любознательности | Различные виды материалов: ткань, бумага, пластмасс, металл и т.п.; клей, ножницы, глина, тесто, пластилин, краски, кисти, проволока, нитки, и т.п. | Изготовление поделок, макетов, построек, игрушек, тематических альбомов, газет и т.п. |
Уголок «Хочу все знать» | Формировать умение самостоятельно работать с книгой, узнавать новую информацию. Накопление познавательного опыта | Познавательная литература, наглядный материал: иллюстрации, рисунки, муляжи, макеты, гербарии, аудио- видеотека: диски с познавательными детскими фильмами, познавательными мультфильмами, житель уголка «Знайка» | Рассматривание, чтение, слушание, просмотр файлов, составление гербариев, раскладывание (систематизация) наглядных материалов |
Информационная копилка | Осознание собственного познавательного | Доска магнитная, копилка вопросов, тематическая подборка различных материалЫ, карты- | Формулировка вопроса, его запись, рассматривание, |
интереса, формулирование его в вербальной форме или с помощью условных знаков, символов | схемы | чтение | |
Уголок «Развивалочка» | Уточнение, систематизация знаний, умений, навыков, их использование в игровой деятельности | Дидактические игры различной тематики, логические игры: колумбово яйцо, танграм ит.п. Палочки Кюизенера Блоки Дьенеша Кубики Никитиных Атрибуты для организации сюжетно-ролевой игры «Юные исследователи»(фартуки, колпаки, перчатки ит.п.) | Игровая деятельность |
Уголок конструирования | Развитие способностей овладения моделирующей деятельностью, систематизация познавательного опыта | Различные виды конструкторов, изобразительные средства, условные обозначения(схемы моделей, макетов, календари, алгоритмы схемы проведения опытов) | «Чтение» схем, алгоритмов, конструирование, рисование схем. |
- Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Методические пособия, вспомогательная литература | Наглядно-дидактические пособия | Технические средства |
Дыбина О.В, Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельностидетей Дыбина О. В. Рукотворный мир. Игры – занятия для дошкольников Дыбина О.В. Творим, измеряем, преобразуем. Игры- занятия с дошкольниками. Дыбина О.В.Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия для дошкольников Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации/ под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой Николаева С.Н., И.А, Комарова Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Нищева Н.В. Проектный метод в | Серия «Мир в картинках»: «различной тематики Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне», «Кем быть?», «Мой дом», «Профессии» Серия «Расскажите детям о…»: «Расскажите детям о бытовых приборах», «Расскажите детям о рабочих инструментах», «Расскажите детям о космонавтике», «Расскажите детям о космосе», «Расскажите детям о хлебе» идр. С. Вохринцева Методическое пособие с дидактическим материалом., Серия игр «Окружающий мир» различной тематики Плакаты: различной тематики Демонстрационный материал разной тематики Мнемотаблицы, опорные карты по экспериментированию Игры из серии «Логические таблицы» Алгоритмы, схемы по методикам | Проектор, компьютер, магнитная доска, фланелеграф |
организации познавательно- исследовательской деятельности в детском саду. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. Иванова А.И. Естественно- научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. Скоролупова О.А. Занятия с детьми дошкольного возраста «Зима» в 2 ч., «Ранняя весна», «Цветущая весна. Травы.», «Лето» в 2 ч., «Осень» в 2 ч., «Домашние животные и дикие животные средней полосы», «Животный мир» «Покорение космоса», «Транспорт»,«Вода» Шорыгина Т.А. Знакомство с окружающим миром. Кравченко И.В. прогулки в детском саду ( в 2 частях) Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей Ефанова З.А. Познание предметного мира. | Никитина, Кюизенера, Дьенеша Опорные схемы: гексамино, листик, колумбово яйцо, пентамино, монгольская игра, сфинкс, танграм, волшебный круг. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...