Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Транспорт. От истоков до машин будущего» (конструирование). (стартовый уровень)
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Программа дополнительного образования «Транспорт. От истоков до машин будущего» составлена на основании Приказа Министерства образования Московской области «О реализации Московского областного образовательного проекта «Наука в Подмосковье» от 21.02.2019 , в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Концепцией развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
Занятия по программе «Транспорт. От истоков до машин будущего» положат начало формированию у детей целостного представления о мире техники, истории и развития, совершенствования устройства конструкций, механизмов и машин с развитием техники, их месте в окружающем мире.
Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь. А разнообразие конструкторов позволяет заниматься с обучающимися разного возраста и различных образовательных возможностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 56 «Колибри»
143982, Московская область, город Балашиха, микрорайон Саввино,
улица Вешних Вод , дом 1
тел. 8 (495) 743-54-24
e-mail: zddou56@mail.ru
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ д/с № 56
_____________ И.А. Перегудова
«___» _______________ 20____г.
Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности
«Транспорт. От истоков до машин будущего» (конструирование).
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Галкина Марина Борисовна,
педагог дополнительного образования
г.о.Балашиха
2019 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА………………………………………………………….
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:…………………………………………………..........
2.1.Введение…………………………………………………………………………………
2.2.Цели и задачи образовательной программы. Сроки освоения программы…..……..
2.3.Виды конструирования…………………………………………………………………
2.4.Этапы обучения…………………………………………………………………………
2.5.Принципы, формы, методы обучения…………………………………………………
2.6.Итоговая аттестация обучающихся…………………………………………………....
3.СРЕДСТВА НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…..…………….
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:……………………………...
4.1.Учебно-тематический план ……………………………………………………………
4.2.Календарный-учебный график ……………………………………………………….
4.3.Содержание программы ………………………………...……………………………..
5.ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ……………………………………………….
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Тип программы: стартовая
Направленность деятельности: техническая
Способ освоения содержания образования: репродуктивный, эвристический
Уровень освоения содержания образования: общекультурный
Уровень реализации программы: дошкольное общее образование
Форма реализации программы: групповая
Продолжительность реализации программы: два года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка.
Программа дополнительного образования «Транспорт. От истоков до машин будущего» составлена на основании Приказа Министерства образования Московской области «О реализации Московского областного образовательного проекта «Наука в Подмосковье» от 21.02.2019 , в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Концепцией развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
Занятия по программе «Транспорт. От истоков до машин будущего».
положат начало формированию у детей целостного представления о мире техники, истории и развития, совершенствования устройства конструкций, механизмов и машин с развитием техники, их месте в окружающем мире.
Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь. А разнообразие конструкторов позволяет заниматься с обучающимися разного возраста и различных образовательных возможностей.
Игра – необходимый спутник детства. С конструктором дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.
Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Помощь педагога при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы, консультированию обучающихся, а также помощи тем из них, которые по своим физическим и образовательным возможностям не могут работать самостоятельно.
Что касается самого процесса конструирования ,то оно есть излюбленный детьми вид деятельности, не только увлекательное, но весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, творческих задатков.
Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Конструирование - это вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Конструирование объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию диалогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе.
Детали строительных материалов - правильные геометрические тела с математически точными размерами сторон. Это даёт ребёнку возможность с наименьшей затратой энергии получить конструкцию предмета, без особого труда передавать пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Ни один вид детской изобразительной деятельности не даёт такой чёткости образа, как стройка. Изображение предмета достигается с меньшими трудностями, чем в других видах изобразительной деятельности.
Детское строительство является органической частью сюжетно-ролевых игр. Стройка может предшествовать игре, как часто бывает в младшем дошкольном возрасте. Иногда процесс стройки является собственно игрой: дети выполняют роль строителей и т.п.
В детском саду ребята играют со строительным материалом часто группами. В этом случае их деятельность направлена на достижение общей цели. Развиваются навыки совместного творчества. При этом педагог должен видеть, как выстраиваются взаимоотношения детей во время конструирования. В противном случае в группе при организации конструирования будут лидировать только определённые дети, что может повлиять на нежелание малоактивных детей заниматься этой деятельностью. Важно развить у ребят старшего дошкольного возраста умения рассуждать о замысле, договариваться о выборе материала, о том, кто какую работу будет выполнять. Для воспитания эстетических чувств важен не только результат конструирования, но и организация самой работы.
Цель программы: способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструирования.
Задачи:
Обучающие:
Обучить детей приемам конструирования по схемам;
способствовать формированию знаний о видах транспорта и типах строений;
содействовать формированию знаний о счёте, цвете, форме, понятии части и целого;
Развивающие:
Создать условия для развития общих познавательных способностей детей: внимания, логического и образного мышления, памяти, воображения.
Способствовать развитию мелкой моторики рук и координации движения;
способствовать развитию творческих способностей детей.
Воспитательные:
Содействовать воспитанию организационных и нравственно-волевых качеств личности: самостоятельности, дисциплинированности, развитию терпения и упорства в достижении цели и т.п.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы «Транспорт. От истоков до машин будущего» учащиеся будут :
Знать:
- Правила безопасности при работе с ручными инструментами;
- Правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, шилом, ножом для картона и бумаги;
- Условные обозначения, применяемые при работе с чертежами и шаблонами: линия отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
- Понятия о контуре, силуэте, макете, шаблоне, чертёже.
- Способы и приёмы обработки бумаги и картона, сборки макетов путём склеивания;
- Названия и назначение ручных инструментов для обработки бумаги и картона и правила безопасного пользования ими и личной гигиены при обработке разных материалов;
- Названия и применение специальных инструментов столяра и плотника;
- Загадки о разных видах техники, транспорте;
- Отдельные произведения художественной литературы, связанные с различными видами профессий;
- Модели самолетов и имена известнейших летчиков, особенно отечественных;
- Принципы работы и устройство некоторых несложных технических объектов;
Уметь:
- Правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы.
- Соблюдать правила труда и личной гигиены.
- Пользоваться распространенными инструментами ручного труда, соблюдать правила по технике безопасности;
- Анализировать под руководством педагога изделие (определить его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления).
- Экономно размечать материалы.
- Резать бумагу ножницами по линиям разметки.
- Соединять детали из бумаги с помощью клея, проволоки, ниток.
- Прочно соединять детали между собой и устойчиво крепить вращающиеся колёса;
- Правильно выполнять технологические операции.
- Работать творчески.
- Изготавливать простейшие модели транспортной техники по собственному замыслу из бумаги и картона.
- Определять основные части изготовляемых макетов и моделей и правильно произносить их названия;
- Сравнивать технические объекты по различным признакам, делать обобщения;
- Узнавать и называть плоские геометрические фигуры (Треугольник, прямоугольник, круг) и объёмные геометрические тела (куб, шар, цилиндр);
- Составлять геометрические фигуры (из нескольких треугольников - четырёхугольник, из частей круга — целый круг);
Срок освоения программы
Данная программа рассчитана на два года обучения, с учетом возрастных особенностей детей. Набор детей в группы свободный. Программа ориентирована на детей 5 – 7 лет. В данных разновозрастных группах поставленные задачи реализуются в зависимости от возраста обучающихся. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания тем занятий. При выборе тем занятий учитывается уровень развития детей, их умений, доступность и соответствие содержания возрасту и интересам каждого ребенка, а также природное и предметное окружение, сезонность явлений и т.д.
Категория обучающихся: 5-7 лет.
Срок реализации программы: 2 года.
Количество часов: 1 год обучения – 36 часов (1 раз в неделю)
2 год обучения - 36 часов (1 раз в неделю)
Продолжительность одного занятия в ДОУ - 30 минут.
Форма подведения итогов: итоговые проекты воспитанников выносятся на конкурсы, выставки.
Программа вариативна, темы занятий могут меняться или передвигаться по времени проведения, в зависимости от интересов и склонностей детей.
ВИДЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.
Конструирование по образцу(модели) — когда есть готовая модель транспортного средства, того, что нужно построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым техническая модель должна соответствовать (например, вагончик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности дошкольников.
Обучение по данной программе осуществляется в 4 этапа:
1. Установление взаимосвязей.
2. Конструирование.
3. Рефлексия.
4. Развитие.
Установление взаимосвязей
При установлении взаимосвязей дети как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания.
Конструирование
Обучение в процессе практической деятельности предполагает создание моделей транспорта и практическую реализацию идей. Занятия с образовательными конструкторами знакомят детей с тремя видами конструирования:
1. Свободное, не ограниченное жесткими рамками исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей, что позволяет им прийти к пониманию определенной совокупности идей.
2. Исследование, проводимое под руководством воспитателя и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят модель, используемую для получения и обработки данных.
3. Свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого дети делают модели по собственным проектам.
Рефлексия
Возможность обдумать то, что они построили, помогает дошкольникам более глубоко понять идеи, с которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности на предыдущих этапах. Размышляя, дети устанавливают связи между полученной ими новой информацией и уже знакомыми им идеями, а также предыдущим опытом. На этом этапе педагог получает прекрасные возможности для оценки достижений воспитанников.
Развитие
Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют дошкольников на дальнейшую творческую работу.
ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Программа строится на следующих принципах обучения:
- принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, самооценки ребенка, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного развития обучаемого;
- принцип доступности обучения и посильности труда;
- принцип природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
- принцип дифференцированности и последовательности: чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки;
- принцип систематичности и последовательности в обучении;
- принцип «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка, выбор индивидуального маршрута и темпа его освоения.
Для организации занятия используется ряд методов обучения, которые можно классифицировать:
1. По способу подачи материала:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж);
- наглядный (показ, демонстрация образцов);
- практический (выполнение работ с применением полученных знаний);
2. По характеру деятельности учащихся:
- объяснительно-иллюстрационный;
- репродуктивный;
- эвристический.
Формы организации педагогической деятельности
- групповая работа;
- творческая мастерская;
- индивидуальная работа.
Основной формой организации учебного процесса является занятие. Использование инструкционных и технологических карт и других видов наглядного материала увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно.
Педагогические технологии, применяемые в процессе занятий
- технология развивающего обучения,
- технология исследовательской деятельности,
- технология коллективной творческой деятельности,
- технология решения изобретательских задач
Итоговая аттестация обучающихся
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной программе.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в формах: творческих работ, отчетных выставок.
Оценка, оформление и анализ результатов итоговой аттестации
Результаты итоговой аттестации обучающихся оцениваются с целью определения:
-насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы обучающимся;
- полноту выполнения образовательной программы;
- результативность самостоятельной деятельности обучающегося в течение всего учебного года.
Результаты итоговой аттестации оформляются в виде индивидуальной аттестационной карты на обучающегося.
Критерии результативности
- Соблюдение правил техники безопасности, рациональная организация рабочего места;
- качество выполнения заданий;
- применение полученных знаний и умений при выполнении заданий;
- соблюдение технологии изготовления изделий;
- аккуратность работы;
- оригинальность замысла;
- оформление и отделка готовых работ;
- самостоятельность выполнения творческой работы от идеи до готового изделия.
Уровни развития:
Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету):
- Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
- Средний: может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь, присутствуют неточности.
- Низкий: не может без помощи воспитателя выбрать необходимую деталь.
Умение проектировать по образцу и по схеме:
- Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
- Средний: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе проектировать по образцу, иногда с помощью воспитателя.
- Низкий: не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем воспитателя.
Умение конструировать по пошаговой схеме:
- Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.
- Средний: может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством воспитателя.
- Низкий: не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем воспитателя.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
-высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 80-100%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 50-70%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся овладел на 80-100% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 50-70%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
- низкий уровень - ребёнок овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Свидетельство о дополнительном образовании детей может выдаваться, по желанию обучающегося, если он полностью освоил образовательную программу и успешно прошел итоговую аттестацию.
Методическое сопровождение
Оборудование:
- Конструкторы из серии «LEGO»;
- Конструктор металлический.
- Набор строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики и др.);
- Наборы игрушек (различные виды транспорта);
- Оборудование для конструирования также включает: строительный материал, детали конструкторов разных видов, мозаику, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.
Учебно-методический комплекс:
- программа «Конструирование»;
- литературные произведения (стихи, сказки, рассказы);
- образцы готовых изделий (модели), наглядные пособия;
- схемы построек;
- технологические таблицы;
- интернет ресурсы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения (5-6 лет)
Тема раздела/занятия | Количество часов | Форма аттестации/контроля | |||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1. | Вводная часть. Изучение материалов и инструментов. Техника безопасности. | 1 | 1 | - | Опрос |
2. | Конструирование из конструктора « Lego Duplо», из строительного материала (кубики, кирпичики и др.) | 14 | 4 | 10 | Игры. Анализ учебных творческих работ. Тесты |
3. | Конструирование из бумаги в технике аппликации,оригами. | 7 | 1 | 6 | Игры. Анализ учебных творческих работ. Тесты |
4. | Конструирование из металлического конструктора | 4 | - | 4 | Игры. Анализ учебных творческих работ. Тесты |
3. | Конструирование из природного и бросового материала. | 10 | 2 | 8 | Игры. Анализ учебных творческих работ. Тесты |
4. | Подведение итогов. Промежуточная аттестация. | 2 | 2 | - | Выставка, анализ выполнения учебных, творческих работ |
5. | ИТОГО | 36 | 8 | 28 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения(6-7 лет)
Тема раздела/занятия | Количество часов | Форма аттестации/контроля | |||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1. | Вводная часть. Техника безопасности. | 1 | 1 | - | Опрос |
2. | Конструирование из конструктора серии «LEGO» | 21 | 4 | 17 | Игры. Анализ учебных творческих работ. Тесты |
3. | Конструирование из природного и бросового материала. | 12 | 2 | 10 | Игры. Анализ учебных творческих работ. Тесты |
4. | Подведение итогов. Промежуточная аттестация. | 2 | 2 | - | Выставка, анализ выполнения учебных, творческих работ |
5. | ИТОГО | 36 | 9 | 27 |
КАЛЕНДАРНЫЙ-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Первый год обучения (5-6 лет).
Тема раздела/занятия | Количество часов |
Форма занятия | Форма контроля | |||
Всего часов | Теория | Практика | ||||
сентябрь | Вводная часть. «Путешествие по стране Транспорта». Изучение мате-риалов и инстру-ментов. Техника безопасности. | 1 | 1 | - | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Опрос |
Мосты, дороги, магистрали. Конструирование из Lego . | 3 | - | 3 | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. | |
октябрь | Машины специального назначения. Конструирование из бумаги. Аппликация из простых геометрических фигур (цв.бумага) | 4 | 1 | 3 | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. |
ноябрь | Воздушный транспорт. Конструирование. Аппликация из объемных геометрических фигур. | 4 | 1 | 3 | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. |
декабрь | Железнодорожный транспорт. Конструирование из спичечных коробков. | 3 | 1 | 2 | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. |
Промежуточная аттестация. | 1 | - | 1 | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. | |
январь | Водный транспорт. Конструирование из бумаги в технике оригами ( Кораблик , лодка, катер) | 4 | 1 | 3 | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. |
февраль | Военная техника Конструирование из бросового материала. | 4 | 1 | 3 | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. |
март | Машины- наши помощники. Конструирование из металлического конструктора. | 4 | - | 4 | Практическая работа Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. |
апрель | Машины будущего. Конструирование из конструктора Lego Technic | 4 | 1 | 3 | Практическая работа Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. |
май | Конструирование из природного материала ( Проект). | 3 | 1 | 2 | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. |
Подведение итогов. | 1 | 1 | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. | ||
36 | 8 | 28 |
КАЛЕНДАРНЫЙ-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Второй год обучения (6-7 лет).
Тема раздела/занятия | Количество часов |
Форма занятия | Форма контроля | |||
Всего часов | Теория | Практика | ||||
сентябрь | Вводная часть.«Путешествие по стране Транспорта». Изучение мате-риалов и инстру-ментов. Техника безопасности. | 1 | 1 | - | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Опрос |
Наземный транспорт 19 века. Конструирование из конструктора Lego Duplо | 3 | - | 3 | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. | |
октябрь | Наземный транспорт 20 века.Конструирование из конструктора Lego City | 2 | - | 2 | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. |
Наземный транспорт 20 века.Конструирование из конструктора Lego Technic | 2 | 1 | 1 | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. | |
ноябрь | Наземный транспорт будущего. Конструирование из бросового материала. | 3 | 1 | 2 | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. |
Наземный транспорт будущего. Конструирование из природного материала. | 1 | 1 | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. | ||
декабрь | Воздушный транспорт 19 века. Конструирование из конструктора Lego Technic | 3 | 1 | 2 | Практическая работа. Самостоятельная работа. творческих работ. | Игры. Анализ учебных творческих работ. |
Промежуточная аттестация. | 1 | - | 1 | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. | |
январь | Воздушный транспорт 20 века Конструирование из бросового материала. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. |
Современный воздушный транспорт. Конструирование из природного материала. | 2 | - | 2 | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. | |
февраль | Воздушный транспорт будущего. Конструирование из бумаги, картона. | 2 | - | 2 | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. |
Воздушный транспорт будущего. Конструирование из конструктора Lego Technic | 2 | - | 2 | Практическая работа Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. | |
март | Водный транспорт средневековья. Конструирование из бумаги, картона | 2 | - | 2 | Практическая работа Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. |
Водный транспорт 19-20 веков. Конструирование из Lego Technic | 2 | - | 2 | Практическая работа Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных работ. | |
апрель | Современный водный транспорт. Конструирование из конструктора Lego Technic | 4 | 1 | 1 | Практическая работа Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. |
Водный транспорт будущего. Конструирование из природного материала. | 2 | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. | |||
май | Конструирование из конструктора Lego Technic, Lego City | 3 | 1 | 2 | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. |
Подведение итогов. | 1 | 1 | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Игры. Анализ учебных творческих работ. | ||
36 | 7 | 29 |
Темы занятий могут меняться или передвигаться по времени проведения, в зависимости от интересов, склонностей детей и наличия материала.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводная часть. Техника безопасности: беседа, ознакомление детей с особенностями кружка, требования к поведению учащихся во время занятия. Организация рабочего места. Инструктажи.
2. Конструирование из конструктора: создание различных конструкций по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции, формирование умения передавать особенности предметов средствами конструктора.
3. Конструирование из строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, короткие и длинные пластины): создание различных конструкций по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции, формирование умения передавать особенности предметов. Сравнение предметов по форме, размеру, цвету (отличия и общие черты в конструкциях).
4. Мозаика: формирование умения передавать особенности предметов средствами мозаики.
5. Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов (как отдельно, так и в сочетании друг с другом) для изготовления различных поделок и игрушек, что является не только полезным, но и интересным занятием для детей.
6. Конструирование из природного материала в качестве строительного
( песок, снег, вода замороженная подкрашенная ,камни, шишки, желуди, кору, коряги, бревна разных конфигураций, пни, листья, камешки и большие камни, солому, траву и др., так и другие материалы — бумагу, всевозможные упаковки, в том числе палки, веревки, пенопласт, пластиковые бутылки).
К концу 1 года обучения дети знают:
- назначение различных видов машин;
- основные детали конструктора (назначение, особенности);
Дети умеют:
- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
- соединять несколько небольших плоскостей в одну большую, делать постройки прочными, связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, подготавливать основу для перекрытий;
- с помощью педагога конструировать по образцу.
К концу 2 года обучения дети знают:
-основные детали конструктора
- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей.
Дети умеют:
_- следовать словесной инструкции педагога;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
- собирать модели, используя готовую схему сборки, а также по эскизу, создавать собственные проекты;
- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
2. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
3. Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.
4. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
5. Конструируем: играем и учимся LegoDacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
6. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
7. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.
8. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с.
9. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
10. ЛЕГО-лаборатория (ControlLab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –150 с.
11. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
12. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.
13. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
14. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.
15. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.
16. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
17. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.
18. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Транспорт: наземный, водный, воздушный»; - М., «Скрипторий 2003», 2006г
19. О.В. Дыбина «Что было до…» Игры – путешествия в прошлое предметов - М., ТЦ Сфера, 2004
Список сайтов
1. http://www.int-edu.ru/
2. http://www.lego.com/ru-ru/
3. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Лего-конструирование в детском саду"
1.Раздел. Комплекс основных характеристик программы1.1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачи программы1.3. Содержание программы1.4. Планируемые результаты2. Комплекс организационно-педагогических у...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности (стартовый уровень)
Программа по кружку технической направленности в подготовительной группе. Работа с различными видами конструкторов: магнитный, Тика, деревянный, Лего....
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности « Лего – конструирование »
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности« Лего – конструирование » Возврат обучающихся 4-5 летСрок реализации 1 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Де...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Магнитное конструирование»
Дополнительнаятобщеразвивающая программа технической направленности «Магнитное конструирование»...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Лего - конструирование»
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Лего - конструирование»...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию конструкторских способностей детей 5-6 лет «LEGO- КОНСТРУИРОВАНИЕ»
ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. ЛЕГО - п...