дидактические игры
картотека (подготовительная группа)
дидактические игры для детей подготовительной группы по эксперементированию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по познавательному развитию
(подготовительная к школе группа)
«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»
Цель: Выявить причины происхождения низких и высоких звуков.
Материал: пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев,
иллюстрации с изображением комара и шмеля.
Ход: взрослый предлагает детям провести пластмассовой пластиной по
зубьям разных расчесок, определить одинаковый ли звук и от чего
зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и
размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями
звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми, мелкими зубьями –
звук тонкий, высокий.
Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их
величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими. У комара звук
тонкий, высокий, он звучит как «з-з-з». У шмеля – низкий, грубый, звучит
как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что комар маленькими крыльями
машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель
машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается
низкий.
«Мир тканей»
Цель: называть ткани (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж),
сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики
обусловливают способ использования ткани для пошива вещей.
Материал: образцы тканей, ножницы, емкости с водой.
Ход: Дети рассматривают предлагаемые виды тканей, отмечают
наиболее яркие их различия (цвет, структура поверхности). Описываютсвойства ткани, определяют по алгоритму последовательность действий:
- смять ткань и сравнить степень сминаемости –
- разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить,
- насколько легко работать ножницами –
- пытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень
- необходимого усилия –
- опустить в емкости с водой и определить скорость впитывания
влаги.
Делают общий вывод о сходстве и различиях видов тканей. Взрослый
обращает внимание детей на зависимость использования материала от
его свойств и качеств.
«Бережливые растения»
Цель: найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне.
Материалы: растения (фикус, фиалка, сансевьерра, диффенбахия),
лупа, целлофановые пакеты.
Ход: взрослый предлагает детям доказать, что есть растения, которые
могут жить в пустыне или саванне. Дети самостоятельно выбирают
растения, которые, по их мнению, должны мало испарять воды, иметь
длинные корни, накапливать влагу.
Затем выполняют опыт: надевают на лист целлофановый пакет,
наблюдают за появлением влаги внутри него, сравнивают поведение
растений. Доказывают, что листья этих растений испаряют мало влаги.
«Почему меньше?»
Цель: установить зависимость количества испаряемой влаги от
величины листьев.
Материалы: стеклянные колбы, черенки большелистных расттений и колеуса.
Ход: взрослый предлагает детям выяснить, какие растения могут жить в
джунглях, лесной зоне, саванне. Дети предполагают, что в джунглях
смогут жить растения с крупными листьями, забирающие много воды; в
лесу - обычные растения; в саванне – растения, накапливающую влагу.
Дети, согласно алгоритму, выполняют опыт: наливают одинаковое
количество воды в колбы, помещают туда растения, отмечают уровень
воды; через 1-2 дня отмечают изменения уровня воды, составляют
модель зависимости количества испаряемой воды от величины
листьев. Дети делают вывод: растения с крупными листьями поглощают
больше воды и больше испаряют влаги, они могут расти в джунглях, где
много воды в почве, высокая влажность и жарко.
«Фильтрование воды»
Цель: познакомиться с процессами очистки воды разными способами.
Материалы: промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок,
крахмал, емкости.
Ход: Взрослый предлагает замутить воду крахмалом и затем очистить ее.
Вместе с детьми выясняет, как сделать разные очистительные
устройства – фильтры по алгоритму (из песка, тряпочки,
промокательной бумаги).
Дети изготавливают фильтры и проверяют их действия; выясняют,
какой фильтр лучше очищает воду (промокательная бумага).
«Времена года»
Цель: учить по существенным признакам и приметам определять время
года.
Материалы: 4 шапочки из бумаги для Зимы, Весны, Лета, Осени. Вместо
шапочек можно использовать карточки из цветной бумаги: белой,
зеленой, красной, желтой, на которых должны стоять цифры 1,2,3 (по
числу месяцев в каждом времени года)
Ход: Дети встают в круг. Водящий (старик-годовик) называет месяц,
например, август. Выходит в круг ребенок с красной карточкой № 3 и
говорит об этом месяце: «Я – август, последний летний месяц. Солнце
печет не так жарко. Вода в реке прохладная. Ученики готовятся к школе
и т.д.» каждый ребенок рассказывает о своем месяце и его признаках,
приметах.
«Кем работают эти люди?»
Цель: продолжать знакомить детей с профессиями людей, развивать
познавательный интерес.
Материалы: карточки с изображением профессий людей.
Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки,
рассказать, кем работают эти люди? Как называются их профессии? кем
работают? Твои родители? Какие профессии ты еще знаешь?
После беседы воспитатель загадывает детям загадки о профессиях, кто
больше отгадает загадок, тот и выигрывает.
«Путешествие в прошлое швейной машинки»
Цель: научить детей понимать назначение предметов, облегчающих труд в быту.
Определять особенности этих предметов, устанавливать причинно – следственные
связи между строением и назначением предмета, свойствами материала и их
характером использования.
Материалы: детская швейная машинка.
Ход: воспитатель загадывает загадки о ножницах, иголке, наперстке, сантиметре. Затем
следуют вопросы:
- для чего нужны эти предметы?
- чем сшивали одежду раньше?
- какой была самая первая игла?
- как изменилась она позже?
- почему иглой неудобно сшить толстые ткани?
- с помощью чего удобно это сделать?
Дети отвечают на вопросы: с помощью стальной иголки люди научились шить не только повседневную одежду, но и красивые наряды, делать вышивки, вышивать картины, шить игрушки. Все получалось, шло хорошо, но работа продвигалась очень медленно. Увеличить скорость прокладывания стежков помогла швейная машинка. 1-я швейная машинка была однониточной, то есть шов состоял из одной нитки и поэтому
легко распускался, если потянуть за конец нитки (показ на детской швейной машинке). Затем придумали двухниточную швейную машинку. Сначала швейные машины были ручными, а потом стали и ножными. Есть специальные машины, которые делают какую-либо одну операцию: пришивают пуговицы, обметывают край. Есть швейные машинки, как для пошива одежды, так и для пошива обуви.
«Овощи и фрукты»
Цель: закрепить умение детей классифицировать и называть овощи и
фрукты, правильно употреблять глаголы «класть», «положить».
Ход: Дети распределяются на две команды с равным количеством
игроков. Команды садятся на стулья друг напротив друга. Первые дети
из каждой команды берут в руки маленькие мячи и начинают передавать их своим соседям. Дети одной команды, передавая мяч, называют овощи, другой – фрукты. Передача может сопровождаться таким диалогом:
1-ый реб.: - Положи в корзину овощ
2-й реб.: - кладу огурец (поворачивается и передает мяч соседу со
словами): - положи в корзину овощ.
3-й реб.: - кладу морковь и т.д.
Тот, кто повторит название 2 раза или ошибется, отдает фант, а по
окончанию игры выкупает его.
«Опыт с водой и яйцом»
Цель: познакомить детей с физическими свойствами веществ, развивать
интеллектуальные способности детей, учить делать выводы и
умозаключения.
Материалы: 2 стакана с водой, ложка, соль и яйца.
Ход: один стакан наполнить водой и опустить туда яйцо. Оно утонет
В другой стакан наполовину налить воды и положить туда 4 ложки соли,
размешать ее до полного растворения. Опустить туда яйцо – яйцо будет
плавать на поверхности. Предложить детям сделать вывод.
«Опыт: соль и перец»
Цель: познакомить с понятие «статическое электричество», доказать, что
это не волшебство, а закон физики.
Материал: соль, перец, ложка.
Ход: смешайте немного соли и перца. Предложить ребенку отделить
ложкой соль от перца. Конечно, эти попытки никакого результата не
принесут. Секрет вот в чем: нужно потереть ложку о ткань из
искусственной шерсти или волокна, а затем подержать ее над смесью. За
счет статического электричества на ложке перец, как очень легкий,
поднимется, и таким образом отделится от соли.
Тем самым просто и эффективно демонстрируется опыт со статическим
электричеством. Для детей – это просто волшебство!
«Опыт: невидимые чернила»
Цель: познакомить детей со свойствами разных веществ, показать, что
писать можно с помощью этих веществ, но они станут невидимыми при
высыхании, а при нагревании проявятся.
Материалы: картофель, молоко, лимон.
Ход: один из самых простых невидимых чернил – картофельный сок.
Для приготовления необходимо срезать верхушки с обеих сторон
большой картофелины, поставить ее на стол и сделать в ней ямку. В
образовавшееся отверстие выжмите сок из отдельных частей
картофелины. Писать можно спичкой, макая ее внутрь «чернильницы».
Письмо станет невидимым, как только высохнут чернила. А чтобы
прочесть послание, нужно подержать его у огня. Для этого занятия
также подойдут лимон или молоко, кока-кола.
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа)
«Опыт: лед и соль»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные
способности у детей.
Материалы: 5 мисок, кубики льда, рис, тертый сыр, соль, перец, укроп.
Ход: Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 5 небольших
мисочек. Пусть ребенок положит по одному кусочку льда в каждую
мисочку и посыплет каждый кубик:
1. рисом
2. сыром
3. солью
4. перцем
5. укропом
Главное посыпать один из кубиков солью Пусть дети наблюдают , как
влияют сыр, рис, перец, соль и укроп на лед. Какой из кубиков тает
быстрее других? Это будет первое научное открытие в вашей
лаборатории.
«Опыт: выращивание овощей»
Цель: развивать у ребенка любознательность и наблюдательность,
знакомить с миром природы и его законами.
Материалы: блюдца с водой, морковь, свекла.
Ход: срежьте верхнюю часть моркови и свеклы и поместите в мелкие
блюдца с водой. Если блюдце поставить на хорошо освещенное место,
через несколько дней появляется зеленые побеги.
«Опыт: картофельный человечек»
Цель: развивать у ребенка любознательность и наблюдательность,
знакомить с миром природы и его законами.
Материалы: картофель, ватный комочек, семена травы или крессалата,
горчицы
Ход: выберите большую неиспорченную картошку и вырежьте немного
мякоти с одного конца. Затем срежьте основание с другого конца, чтобы
она могла ровно стоять. Затем смочить ватный комочек водой и
поместить его в вырезанное в картофелине отверстие. Посыпать туда
немного семян травы, горчицы или салата. Поставить картофелину в
блюдце с водой. Убедитесь, что ватный комочек хорошо пропитан
влагой. Через несколько дней у картофелины появятся зеленые
«волосики». Ребенок может сделать на ней глазки из кнопок или
пуговиц, чтобы получилась рожица.Наблюдаем за проращиванием семян.
«Опыт: как работает желудок»
Цель: показать способность желудка растворять и впитывать различные
вещества
Материалы: банка с водой, соль, сахар, хлеб, бумажные салфетки.
Ход: предлагаем детям представить, что банка – это наш желудок, вода –
желудочный сок. Опустим в емкость последовательно ложку соли, замет
– сахара (они растворились), кусочек хлеба (он размяк)
А что значит слово «впитывать»? Положим на блюдце бумажную
салфетку и нальем сверху немного воды. Что произошло? Жидкость
впиталась. Вот так и стенки желудка растворяют и впитывают пищу.
«Опыт: для чего человеку кожа»
Цель: развивать познавательный интерес у детей.
Материалы: небольшие силуэты человека на каждого ребенка и большая фигура для педагога;
маленькие (для детей) и большие (для педагога) черные кружочки, фланелеграф, посылочный
ящик с письмом от Айболита, рисунки, сделанные свечой, аптечка.
Ход: Дети становятся в круг, приветствуют друг друга словами и рукопожатием. Затем педагог
предлагает им посмотреть на руки и сказать, чем покрыто наше тело. Мы знаем, что внутри у человека есть органы. Их защищает сверху кожа. Дети внимательно рассматривают кожу, гладят друг друга. Приятные ли ощущения при этом возникают? Кожу можно сравнить с одеждой, которую мы постоянно меняем, поскольку она пачкается. А загрязняется ли кожа? Когда у наспачкается кожа и лицо? Какие места у человека чаще всего бывают грязными? Предлагает детям черными кружочками обозначить их на силуэте человека (педагог делает это на фланелеграфе)
Вот какой немытый человек у нас получился! Как можно его назвать? (чумазый, грязнуля)
Хорошо ли живется таким грязнулям? Почему? Что нужно делать, чтобы быть чистым? Давайте помоем руки и посмотрим, стали ли они чище?
Воспитатель приглашает детей заглянуть в посылку, которую они получили в подарок от Айболита. В этой посылке – ваши картинки с советами этого известного доктора. (каждый ребенок получает картинку с невидимым рисунком, сделанным заранее парафином).
Предлагается прочитать советы (протереть бумагу губкой, намоченной в краске) и обсудить их содержание. Например, на картинке может быть изображен ребенок, делающий зарядку или принимающий душ. Помимо картинок Айболит прислал аптечку ( в ней йод, бинт, зеленка и т.д.
необходимые при порезах и ссадинах) Педагог обсуждает с детьми, что нужно сделать, если порезался или на коже появились ранки. Какие средства для лечения кожи мы используем? Что нужно делать, чтобы наша кожа была чистой и здоровой?
«Опыт: много ли в легких воздуха?»
Цель: показать необходимость выполнения упражнений,
увеличивающих объем легких.
Материалы: теннисные шарики или любые легкие пластмассовые
формочки на блюдцах.
Ход: Детям по очереди предлагается подуть на шарики так, чтобы они
укатились с блюдца на расстояние 1.5. – 2 м. У более тренированных
детей результат будет более впечатляющим.
«Опыт: в каком виде едим?»
Цель: знать, в каком виде употребляются в пищу конкретные овощи и
фрукты.
Материалы: картинки с овощами, фруктами.
Ход: воспитатель:
- Дети, сегодня мы поиграем в интересную игру. Вы называете, в каком
виде мы едим разные овощи и фрукты (вареными, сырыми, жареными,
печеными) Сначала нужно называть хорошо знакомые овощи и фрукты.
Если дети затрудняются назвать, в каком виде употребляются овощи и
фрукты, из которых готовится несколько блюд, воспитательрассказывает, каким образом приготовлено блюдо. Например, картошка на сковороде (жареная) и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-51769-1454873738.jpg)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/06/picture-98704.jpg)
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-564339-1421238536.jpg)
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/17/picture-487167-1434522657.jpg)
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/06/picture-968701-1509967656.jpg)
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...