проект "Клубный час"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Педагогическая технология "Клубный час" не требует длительной и сложной переподготовки воспитателей, а требует желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klubnyy_chas.docx | 205.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая технология социализации дошкольника «Клубный час»,
реализуемая в МБДОУ Детский сад № 8 «Огонёк» общеразвивающего вида
Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определённые правила, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.
Основная цель – поддержка детской инициативы.
Основные задачи «Клубного часа»:
• воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
• развивать умения ориентироваться в пространстве;
• воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
• развивать умения проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
• развивать умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
• развивать умения вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
• развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
• развивать умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
• поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями
Данную технологию мы используем не первый год. Она не требует длительной и сложной переподготовки воспитателей, а требует желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Клубный час мы проводим 2 раза в месяц, практикуем проводить по пятницам. Может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время.
Мы знаем, что каждый вид деятельности способствует развитию и проявлению определенной сферы инициативы. И то, что во всех видах детской деятельности в той или иной мере задействованы разные сферы инициативы.
В чём проявляется инициатива?
Можно выделить следующие типы «Клубного часа»:
Свободный
Тематический
Деятельностный
• свободный. Впервые дети оказались не гостями, а хозяевами детского сада. Они самостоятельно перемещались по всей территории детского сада и самостоятельно организовывали разновозрастное общение по интересам.
– коммуникативная инициатива
Дети включаются во взаимодействие с другими детьми и взрослыми, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи. Легко поддерживают диалог на отвлеченную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами
– познавательная инициатива – любознательность
Дети задают вопросы (как? почему? зачем, рассуждают; проявляют интерес к познавательной литературе и т. д.
– творческая инициатива
Детям предоставляется возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнёра, игрушек и т. д. В игре дети импровизируют, придумывают сюжеты, меняются ролями, совмещают роли и самое главное игру детей не регламентируют.
• тематический. В этом случае «Клубный час» включён в ситуацию недельного проекта.
– инициатива как целеполагание и волевое усилие
Дети включаются в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, где перед собой обозначают конкретную цель, удерживают ее во время работы; стремятся достичь хорошего качества, демонстрируют конечный результат.
– познавательная инициатива – любознательность
Дети включаются в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность. проявляют интерес к познавательной литературе и т. д.
– коммуникативная инициатива
Задают вопросы (как? почему? зачем, используют простые рассуждения (потому что); выражают своё мнение, предлагают свои варианты решений проблемных ситуаций.
• деятельностный. В основу этого типа «клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности. Например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, в музыкальном – спектакль, танцы и т. д., в группе – продуктивная деятельность и т. д.
– творческая инициатива
Детям предоставляется право свободного выбора деятельности
– коммуникативная инициатива
Дети включаются во взаимодействие со сверстниками, поддерживают диалог на конкретную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами.
- двигательная инициатива
Дети проявляют интерес к двигательной активности. Не жалуется на физическую усталость.
• творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность во время «Клубного часа» для всех детей.
Во время «Клубного часа» удачно внедряем такую технологию как «Дети-волонтёры». Дети с удовольствием играют с малышами в сюжетно-ролевые игры, импровизируют с музыкальными инструментами, разучивают песни, показывают сказки.
После завершения «Клубного часа» все дети-участники собираются в группе, садятся в«Рефлексивный круг», выкладывают перед собой кружки и начинается обсуждение, где каждому задаются вопросы:
- Где ты был?
- Что тебе запомнилось?
- Хочешь ли ты ещё раз туда пойти, почему?
- Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить, и если нет, то почему?
- Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?
После проведения каждого мероприятия мы с воспитателями обмениваемся мнениями:
- что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей;
- как реагировали дети, когда к ним приходили гости;
- соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;
- на что обратить внимание, какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».
Опыт показал, что детям очень нравится «Клубный час». Они с нетерпением ждут его начала. Просят родителей обязательно отвести их в детский сад в день его проведения. Родители к «Клубному часу» изначально отнеслись спокойно. И сейчас, видя реакцию своих детей и очевидную пользу для детского развития, заинтересованно относятся к данному мероприятию.
Данная технология позволяет зафиксировать следующие изменения у детей:
- дети познакомились с большинством детей сада;
- освоили нормы и правила общения друг с другом и со взрослыми;
- дети умеют коллективно трудиться и получают от этого удовольствие;
- дети стали отзывчивее друг к другу;
- дисциплинирует детей;
- способны к саморегуляции своего поведения;
- способны осуществлять самооценку своих действий.
Тип «Клубного часа»: деятельностный
Предварительная работа среди родителей:
- информировать родителей о том, как, когда и в какое время будет проводиться «Клубный час» и как это повлияет на детей;
- каким образом будет обеспечена безопасность детей;
- предоставить возможность родителям самим принимать участие в работе «Клубного часа» («Мастер-класс»)
Предварительная работа среди педагогов:
- разработать творческой группой ДОУ перспективный план «Клубного часа» на 1 год с определённой периодичностью проведения 1 раз в две недели;
Цель:
Ввести детей в ситуацию «Клубный час». Помогать детям приобретать жизненный опыт (смысловые образования, переживания, необходимые для самоопределения.
Задачи:
- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
- учить детей ориентироваться в пространстве;
- воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
- формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
- формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;
- учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
План мероприятий:
1. Организационный момент: (обсуждение между педагогом и детьми плана – схемы ДОУ, с обсуждением где, что находится)
2. Ход мероприятия: (перемещения детей в течение 1 часа по всему зданию ДОУ, соблюдая определённые правила поведения (разработанные ранее, и по звонку колокольчика возвращение в группу).
3. Итог. После проведения мероприятия «Клубного часа» на педагогическом часе педагоги и сотрудники обмениваются мнениями.
Тематический клубный час: «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Как это выглядит на практике Среда, Четверг Утром в группах — рассказ о клубах Работа по схеме Повторение правил 15.30 — 16.30 Работают клубы Двери старших и подготовительных групп открыты, дети свободно перемещаются по саду 16.30 — обсуждение в группах, каждый ребенок делится впечатлениями.
Правила поведения для детей:
- Говори «Здравствуйте» и «До свидания», когда входишь в другую группу.
- Если взял игрушку поиграть — положи ее на место, когда уходишь.
- Бережно относись к вещам.
- Не отнимай игрушку у других детей, если они взяли ее первыми.
- Говори спокойно.
- Ходи спокойно
- Возвращайся в группу по сигналу колокольчика
- Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.
«Темы клубных часов»
«Талисманы народов Бурятии»
«Озёра Бурятии»
«Бурятские подвижные игры»
«Знакомство с национальной одеждой народов Бурятии»
«Бурятские народные сказки»
«Жилища народов Бурятии»
«Символы народов Бурятии»
«Птицы нашего края»
«Народные музыкальные инструменты»
«Куколки наших пробабушек»
«Мультипликация по сказкам разных народностей»
«В гостях у самовара»
«Пасхальные корзинки»
Программа «Клубного часа»
№ | Тип | Место проведения | Студии "Клубного часа" | Руководитель |
1 | Деятельностный | группа "Дюймовочка" | "Почемучки" (опытно - экспериментальная деятельность : опыты с водой | Нимаева И.Л. |
2 | Деятельностный | группа "Смешарики" | "Студия творчества" (встреча с Марьей Искусницей продуктивно-театрализованная деятельность изготовление куклы) | Филиппова Е.В. |
3 | Деятельностный | физкультурный зал | Фитнес-студия "Задоринки" (дыхательная гимнастика, игры, соревнования) | Артемьева М.Ю. Иванова М.В. |
4 | Деятельностный | музыкальный зал | Этнос-студия «Амар Мэндэ-э!» («Навстречу к Сагаалгану») | Санжиева Т.Б. |
№ | Тип | Место проведения | Студии "Клубного часа" | Руководитель |
1 | Деятельностный | группа "Колокольчик" | "Почемучки" (опытно - экспериментальная деятельность : опыты с воздухом, магнитом, водой «Изготовление лимонада» и т.д.) | Артемьева М.Ю. |
2 | Деятельностный | музыкальный зал | "Музыкальная гостиная" (разминка, логоритмика, игры на муз.инструментах) | Укстина Л.Ю. |
3 | Деятельностный | физкультурный зал | Фитнес-студия "Задоринки" (дыхательная гимнастика, игры, соревнования) | Жмакина С.М. |
4 | Деятельностный | Группа «Кораблик» | Этнос-студия « (бурятские народные игры) | Санжиева Т.Б. |
5 | Деятельностный | группа «Звёздочка» | "В гостях у доброй сказки" (театрализованная деятельность) | Филиппова Е.В. |