«Основные аспекты формирования психологического здоровья дошкольников»
консультация
Основные аспекты формирования психологического здоровья дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Основные аспекты формирования психологического здоровья дошкольников» | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основные аспекты формирования психологического здоровья дошкольников»
Эта тема, бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в этот сложный мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. Есть одно ключевое слово для описания психологического здоровья — гармония. Это ни что иное как баланс между различными частями «Я» человека, между физическим, интеллектуальным и коммуникативным аспектами.
При рассмотрении данной темы мы должны разграничить понятие «психическое» и «психологическое» здоровье. Отличие психологического здоровья от психического, главным образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое - относится к личности в целом.
Различают следующие факторы риска психологического здоровья детей: средовые (окружающая среда ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).
К средовым факторам можно отнести неблагополучную обстановку в семье (ссоры родителей, отсутствие одного из них, злоупотребление спиртными напитками, неграмотность родителей в отношении воспитания детей) или неблагоприятный для ребёнка эпизод, связанный с детским учреждением. В детском учреждении травмирующей психику может стать, например, ситуация первой встречи с воспитателем, который поведёт себя некомпетентно, и это скажется на последующем взаимодействии ребенка со взрослыми. Кроме того, в детском саду нередко бывают случаи конфликтных отношений со сверстниками, и если воспитатель не видит этого или не вмешивается в ситуацию, то нарушается эмоциональный комфорт ребёнка, что в дальнейшем может негативно сказаться на формировании его личности.
К субъективным факторам относятся характер, темперамент, воля, адекватная самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при подготовке и проведении работы в группе создаст благоприятные условия для создания психологического комфорта в детском коллективе, заложит фундамент для формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.
Получается, что психологическое здоровье ребёнка формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Спокойная, доброжелательная обстановка, создаваемая взрослыми, которые внимательно относятся к эмоциональным и физическим потребностям ребенка, осуществляют за ним систематическое наблюдение, предоставляют ему больше самостоятельности и независимости, является основным условием для полноценного психического развития ребёнка.
Как известно, личность взрослого, его профессиональная компетентность имеет огромное значение в воспитании детей. Воспитатель в процессе общения и деятельности постоянно влияет на своих подопечных, так как они почти целый день находятся в тесном контакте. Доброжелательный настрой, положительное эмоциональное состояние наставника, умение управлять собой, доводить начатое дело до конца – вот основные аспекты для формирования психологического здоровья детей. Только педагог с высоким уровнем интеллектуального, духовного, личностного развития, может достаточно профессионально найти подход к каждому ребенку и сформировать в нём те качества, которые создадут предпосылки для формирования гармоничной и успешной личности ребёнка, устойчивой к различным жизненным ситуациям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка»
Программа включает в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программу воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, спос...
Рабочая программа педагога – психолога по формированию психологического здоровья дошкольника «Будь здоров, малыш!»
Рабочая программа педагога – психологапо формированию психологического здоровья дошкольника«Будь здоров, малыш!» Пояснительная запискаРабочая программа «Будь здоров, малыш!» направлена на п...
«Здоровый малыш!» Формирование психологического здоровья дошкольника.
В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследованиям Л....
Презентация программы Формирование психологического здоровья дошкольников с помощью Сказкотерапии
Формирование психологичееского здоровья дошкольников...
Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка»
Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников....
Формирование психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка» при использовании ИКТ
В презентации размещён материал по сказкотерапии для формирование психологического здоровья дошкольников....
Самоанализ работы самообразования по теме: "Формирование психологического здоровья дошкольников средствами сказкотерапии"
Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка....