Статья для родителей “Особенности леворуких детей”
статья
Переучивание левши - это безуспешеая попытка переделать биологическую природу ребенка. Его можно заставить писать и есть правой рукой, но невозможно изменить ведущее полушарие мозга. Ребенку в этом случае нужно просто посмочь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_levorukih_detey_.docx | 39.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для родителей “Особенности леворуких детей”
«В природе движение идет справа налево.
Все светила и их спутники описывают
круговые пути с востока на запад.
У человека правая рука развита лучше,
нежели левая... Завитки раковины,
за редким исключением, завернуты
справа налево. И если попадается
раковина-левша, знатоки ценят
ее на вес золота».
Жюль Верн.
В СССР считалось, что детей-левшей надо обязательно переучивать, чтобы при письме они использовали
только правую руку. Лишь спустя годы стали заметны и были признаны негативные последствия насильственной трансформации, в результате чего в 1986 году на законодательном уровне отменили необходимость переучивания левшей.
Переучивание левши – это безуспешная попытка переделать биологическую природу ребенка. Его можно заставить писать и есть правой рукой, но невозможно изменить ведущее полушарие мозга. Ребенку в этом случае нужно просто помочь.
ЛЕВОРУКОСТЬ - ЭТО ОТКЛОНЕНИЕ ИЛИ НОРМА?
Цели: 1.Расширить знания о леворукости и праворукости людей и попытаться доказать что же такое леворукость: норма или отклонение
Изучение литературных и интернет источников по вопросам:
1. Левша и правша кто это?
2. Проблемы левшей
3. Причины рождения ребенка левши
4. Знаменитые люди левши
5. Вывод 13 августа в мире отмечается Международный день левши. Этот день могут считать своим от 5 до 10% людей, живущих на нашей планете. Они составляют «левое меньшинство». Они в чем-то не такие, как остальные. Они используют левую руку для письма, для еды, прочих действий. Хотя это не обязательно так.
Множество людей пишут правой рукой (особенно те, кого в школе переучивали), а другие повседневные действия выполняют левой.
Левша, левый, леворукий..существует много разговорных терминов, используемых для обращения к человеку - левше. Левша — человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой. Люди, являющиеся левшами, в основном, используют левую руку намного чаще, чем правую. Левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и подобных дел.
Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-)рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.
На самом деле, левши и правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут и держат ложку. У леворуких гораздо сильнее выражены конкретно - образные качества. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений. Именно поэтому среди людей искусства (актеров, композиторов, поэтов и художников) очень много леворуких.
Почти 90% людей на планете — правши, и только у 3-5% «ведущая рука» — левая. Остальные — амбидекстры.
Почему правых больше?
Это только кажется, что мы устроены симметрично. Во-первых, у нас есть непарные органы, расположенные справа или слева. Во-вторых, даже парные органы неодинаковы, как снаружи, так и внутри.
И, самое главное, неодинаковы правое и левое полушария нашего командного органа — мозга. На сегодняшний день нет точной теории, которая объясняет, почему праворукость является намного распространённой. Исследователи полагают, что объяснение может быть в различиях между двумя полушариями мозга.
Мы знаем, что полушария человеческого мозга работают по-разному: левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое мышление и речь, обрабатывает информацию последовательно, перебирая всевозможные варианты. Правое полушарие отвечает за образное мышление, воображение, интуитивные способности, целостность и эмоциональность, обрабатывает информацию мгновенно, воспринимая ее как целостный образ.
Кто же такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина мозга. Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, левой – правое.
Отличия левши от правши не заканчивается только лишь на том, что один ребенок активнее пользуется левой рукой, а другой – правой. Все намного сложнее, но главное отличие состоит в том, что у левшей другой способ переработки информации, поступающей из окружающего мира, другие эмоциональные реакции на эту самую информацию.Поэтому есть ряд психологических особенностей, которые отличают левшей от праворуких детей.
Вот основные из них:
- левши обладают прекрасной пространственной ориентацией, «чувством тела», отличной координацией движений, более подвижны, чем правши;
- они более успешны в изучении геометрии, благодаря ее пространственной природе, а вот с арифметическим счетом у них проблемы, т. к. эти действия требуют логики, последовательного мышления, а это функция левого полушария. В этом смысле левши очень медлительны, так называемые «тугодумы»;
- они прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение, но «схватывание» целостного образа изображения вместо поэтапного анализа мешает им овладеть чтением;
- левшам труднее овладеть устной речью (способность к активному последовательному воспроизведению речи у них выражена гораздо слабее);
- они плохо выполняют действия, требующие постоянного самоконтроля;
- более (чем правши) эмоциональны, впечатлительны и ранимы, в связи с чем чаще могут испытывать чувство гнева, быть раздражительными, особенно в ситуации затруднений, которые встречаются у них нередко;
- левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию;
- у левшей ярко выражены интуитивные способности и талант.
Напомним, что левша на латыни именовался как "sinister", что переводится как "зло", а правша "dexter" добро, умение. Возможно, с этим связана небольшая легенда о рукопожатии.
Обычай рукопожатия в качестве приветствия зародился именно в Древнем Риме и означал добрые намерения. Таким образом человек показывал, что у него в руке нет оружия, например, меча или стилета. В примере с рукопожатием левша мог протянуть правую руку, а в левой - спокойно сжимать оружие: так он обезвреживал противника и левой рукой наносил смертельные раны. Естественно, левшей охотно нанимали в качестве киллеров, а простой народ их боялся и не любил - вообще считал, что они приносят несчастье.
Если пойти немного глубже, например, в Древнюю Грецию, то выяснится, что левша приносит счастье, возможно, из-за родства с богами, которые чем-то должны отличаться от людей, принимая их облик. Так же думали и некоторые индусы. Но это редкое исключение, когда левшей признают хорошими знаками и людьми.
Древние германцы, видя неумелость в обращении левшей с инструментами и оружием, называли их просто неумехами. Из многих трактатов Средневековья можно узнать о том, что Дьявол – левша.
Проблема левшества возникла в глубине веков в связи с выполнением крестьянами различных сельскохозяйственных операций: косьба угодий, жатва зерновых, обмолот зерна цепами, пилка бревен и т.
п. Именно при таком ручном труде выявлялись особенности двигательных функций левши и правши. Левша мог ненароком поранить косой или серпом ноги или руки правши, сломать пилу, запутать цепы при молотьбе и т. п. По этой причине левшей изолировали, ставили в конце "шеренги" на сенокосе или жатве.
Над ними смеялись, их унижали. Мало того, находились люди, которые считали леворукость проявлением ущербности, чуть ли не уродством. Неудивительно, что в семьях, где наблюдалось левшество, младенца с момента рождения начинали жестоко переучивать с левой руки на правую, матери при кормлении грудью зажимали левую руку ребенка между своим и его телом, туго пеленали ее, не подозревая, насколько вредны такие действия.
Естественный отбор не ослабил левшей, а, наоборот, усилил, их задатки и таланты. Вот несколько цитат из научных источников.
"Рост числа левшей, как считают ученые «Univercity College» - медицинского факультета Лондонского университета, - может привести к соответствующему подъему общего интеллектуального уровня общества и даже к появлению настоящих гениев в области математики, искусства и спорта".
Всему живому присуща асимметрия, и наши парные органы тоже не исключение. Один из них обязательно берет на себя главную роль, а другой подчиняется. Окажется ли правая или левая рука ведущей, зависит от трех факторов: наследственности, воспитания и возможных нарушений, полученных малышом в результате перинатальных осложнений и родовых травм.
Обычно доминирующая рука связана с ведущим полушарием головного мозга, противоположным по отношению к нему: если доминирует правое полушарие, то ведущая рука левая.
Леворукость – не прихоть и не дурная привычка, а результат особого устройства мозга, индивидуальная (чаще врожденная) особенность ребенка (примерно такая, как цвет волос или темп речи), а значит, ее нужно просто принять, а не ломать и пытаться перестраивать.
Раньше в школах леворуких детей переучивали. Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во мнении:
ни в коем случае этого делать нельзя!
Насильственное переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.
Несколько советов, как нужно вести себя с ребенком-левшой.
1. Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в "правшу". Объяснять ему, что "леворуких" людей очень много и это тоже норма.
2. Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его творческие способности, но не стремиться вырастить вундеркинда.
3. Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим детям.
3. Необходимо создать ребенку определенные условия не только дома, но и в школе: выделить ему место за партой или столом с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа; сделать так, чтобы свет из окна или настольной лампы падал на его рабочее место с правой стороны.
Учитывая повышенную эмоциональность и впечатлительность такого ребенка, взрослым нужно быть очень чуткими и доброжелательными с ним.
Знаменитых левшей не так много, как правше. (рис.3)Среди них такие гении, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Карл Великий, Наполеон... Леворучкой была и Жанна д'Арк, прославившаяся на военном поприще.
Левшами были английская королева Виктория и Адольф Гитлер. Все президенты США последних двух десятилетий XX века - Джордж Буш-старший, Рональд Рейган и Билл Клинтон - левши, традиция могла бы продолжиться, если бы Альберт Гор (тоже левша) победил на последних президентских выборах. Кстати, их общий злейший и ближайший в географическом смысле оппонент - Фидель Кастро, тоже левша.
Сильны позиции левшей в искусстве. Вероятно, это связано с тем, что у них лучше развито образное (интуитивное) мышление, за которое отвечает правое полушарие, контролирующее левую руку, чем логическое. Левшами были Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэль и Рубенс, Пабло Пикассо, Моцарт и Бетховен, Пол Саймон и Джимми Хендрикс...
Покорили левши и великий Голливуд. Среди них такие звезды, как Вуппи Голдберг, Мерилин Монро, Сильвестр Сталоне, Джин Харлоу, Деми Мур,,Джулия Роберте, Чарли Чаплин, Роберт Де Ниро, Том Круз, Роберт Редфорд, Брюс Уиллис, Джим Керри... всех не пересчесть.
Также свою анатомическую особенность левши эффектно используют спортсмены в тех видах состязаний, где присутствует тактическое единоборство, - теннисе, боксе, фехтовании. Среди левшей-теннисистов десятикратная победительница Уимблдона Мартина Навратилова с ее фирменным ударом слева, Моника Селеш, Род Лейвер, названный лучшим теннисистом всех времен и народов; Джимми Конорс и Джон Макинрой. В боксе левши выигрывают до 40 процентов золотых медалей, хотя их втрое меньше в этом виде спорта, чем правшей. А что и говорить про величайших музыкантов, таких как Никколо Поганини, Людвиг Ван Бетховен, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Сергей Прокофьев...
Левша – это не патология, не отклонение, а норма, в некоторых случаях уникальность и талант (сколько великих ученых, художников, музыкантов, писателей, спортсменов). А проблема адаптации левшей в праворуком мире не в их психофизиологических особенностях, а в отношении к ним окружающих и неприспособленного для них быта, в нежелании понять, принять и помочь адаптироваться.
Приведем самые простые визуальные тесты.
1. Сложить руки в «замок». Переплетите руки в «замок». Если сверху оказался большой палец правой руки – вы правша, левой – левша.
2. Тест «аплодисменты». Поаплодируйте. Ведущая рука окажется сверху.
3. Скрещивание рук. Поза «Наполеона». Если вы правша, кисть правой руки окажется сверху на левом предплечье. Если вы левша, то кисть левой руки окажется на правом предплечье.
4. Упражнение «Узелок». Развяжите несколько узелков на веревке. Правша это будет делать правой рукой, левша левой.
5. Прицел глазом. Закройте один глаз, потом другой. Если точка прицела сместилась, когда вы закрыли правый глаз, то вы правша. Если она сместилась при закрытом левом глазе, вы левша.
Закинуть ногу на ногу.
Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема школьного обучения левшей. По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей.
К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия так же, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям.
Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении.
Для активации правого полушария отлично подойдет упражнение «Арабское чтение». В арабском языке слова пишутся и читаются справа налево. Такой способ письменности и чтения отлично активизирует правую сторону нашего мозга.
Прочитайте текст на картинке, начиная с места, обозначенного стрелкой (читаем справа налево). Данное упражнение поможет Вам расшевелить сознание, научиться мыслить иначе. Ведь иногда так полезно посмотреть на мир с новой стороны!
Упражнение «Арабское чтение».
.алед от-огокак ялд ястеаджор кеволеч йыджаК елмез оп тидох отк,йыджаК .инзиж в итсонназябо иовс тееми, йэугнимеХ реллиМ тснрЭ |
Упражнение «Ухо-нос» выполняется для активации и синхронизации работы обоих полушарий.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за левое ухо. Одновременно отпустите руки, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Правой рукой за кончик носа, левой рукой за правое ухо. Выполните упражнение 8-10 раз, пока не начнет хорошо получаться .
Если Вы хотите научиться использовать свой мозг более эффективно, не ленитесь тренироваться. Упражнения занимают не более 1-2 минуты в день.
В заключение хочется с удовольствием заметить, что терпимость к неодинаковости людей в нашей стране действительно крепнет вместе с уважением к индивидуальным особенностям каждого человека.
А по телевидению летом активно поздравляют всех телезрителей с Международным днем левшей, который празднуется ежегодно 13 августа с 1992г.
Цель праздника — привлечение внимания производителей оборудования на проблемы, возникающие у левшей в быту, обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психологические особенности леворуких детей , развивающие игры для леворуких детей
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ .На протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однак...
Статья на тему:"Особенности обучаемости детей с разным типом восприятия"
Особенности обучаемости детей с разным типом восприятия...
Статья на тему: Особенности одаренных детей.
«Мой ребенок – гений!» — эти слова желает произнести большая часть родителей, «озабоченных» умственным развитием своего малыша. Но в чем же действительно выражаются особенности одаренных ...
Психологические особенности леворуких детей
Проблема адаптации ребенка в жизни всегда волнует родителей. И любое отклонение о общепринятых норм (не обязательно патологическое) вызывает у них опасения....
Консультация для воспитателей «Особенности леворуких детей»
Учеными не выяснено, что же является причиной леворукости!...
Психологические особенности леворуких детей
советы родителям...