Выступление на педсовете. "Уголок книги в детском саду"
материал
Организация книжного уголка в разных возрастных группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_knizhnogo_ugolka.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Возраст | Наполнение уголка | Педагогическая работа с детьми | Правила поведения в уголке книги |
Младший дошкольный возраст | Выставляется, как правило, немного, 4 – 5 книги. Могут быть представлены два-три экземпляра одинаковых книг. • Размещают те издания, которые уже знакомы детям, с яркими крупными иллюстрациями. • Отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу. • Небольшие альбомы для рассматривания на близкие для этого возраста темы: «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др. Особое предпочтение книжкам – картинкам. Иллюстрации книг должны шаг за шагом следовать тексту, подробно раскрывать ребенку художественный мир произведения. Могут быть представлены книжки-вырубки, книжки-игрушки и др. | Воспитатель учит: • внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия; • побуждать пересказывать отдельные эпизоды; • обращать внимание на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.) Неоднократное общение с книгой, позволяет ребенку не только глубже осознавать ее содержание, но и испытывать творческую радость, которую приносит встреча с искусством. | В младшей группе воспитатель дает первые уроки самостоятельного общения с книгой: • Знакомит с уголком книги, его устройством и назначением. • Приучать рассматривать книги и картинки только там. • Сообщает правила, которые нужно соблюдать: - брать книги только чистыми руками; - не портить, не использовать для игр; - после просмотра ставить на место. В средней группе данные навыки закрепляются, становятся привычкой. Детям показывают способы ухода за книгой, привлекают к наблюдениям за починкой книг и участию в ней. |
Иллюстрации по различным тематикам: • Родина • Труд людей • Родная природа • Игры детей • Предметные картинки и др. по программе. | Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью. В младшей и средней группе – 2-3 иллюстрации. | ||
Темы, используемые в течение месяца: 1-2 – мир явлений, общественная жизнь, 1 тема – природа (тема постоянная, однако, материалы постоянно обновляются). |
Организация книжного уголка в группах младшего дошкольного возраста
Организация книжного уголка в группах старшего дошкольного возраста
Возраст | Наполнение уголка | Педагогическая работа с детьми | Работа с детьми |
Содержание определяется изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к 5 годам. Книга становится важной частью духовной жизни детей, у них появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные пристрастия. Принцип организации – удовлетворение многообразных интересов детей. | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Старший дошкольного возраст | Художественная литература Размещать можно одновременно 10-12 разных книг: - 2-3 сказочных произведения, стихи, рассказы (знакомящие детей с историей нашей родины, с современной жизнью); - 2-3 книги о животных и растениях; - книги, с которыми детей знакомят на занятиях; - книги для расширения сюжета детских игр; - юмористические книги с яркими смешными картинками (Михалкова, М. Зощенко, Драгунского, Э. Успенского и др.); - книги, которые дети приносят из дома. | Педагогическое руководство становится более корректным, т.к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг. - Учить самостоятельному сосредоточенному общению с книгой; - Способность совместному рассматриваю и обсуждению. Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер; - Формировать умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусства; - Закрепить интерес дошкольников к сказкам; - Формировать гражданские черты личности, патриотические чувства; - Знакомить детей с миром природы, ее тайнами и закономерностями. | • Закрепляются правила обращения с книгой. • Принимают участие в самостоятельной починке книг. • Принимают участие в оформлении тематических альбомов и выставок. |
В среднем срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Поэтому некоторые книги остаются достаточно долго, а другие – нет. Иллюстрации К различным тематикам: - Родина - Труд людей - Родная природа - Игры детей - Предметные картинки -Иллюстрации к прочитанным произведениям - и др. книги по программе. | - Знакомит с миром природы, ее тайнами и закономерностями. Рассматривание недавно прочитанной книги дает возможность ребенку вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные переживания. Повторное рассматривание удовлетворяет потребность детей повеселится, посмеяться, создает атмосферу эмоционального комфорта. «Толстые» книги читают в течение длительного времени. Рассматривание, знакомство и различными предметами, и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью. | - Педагогическая целесообразность. - Учет возрастных особенностей детей. - Эстетика оформления. В старшей и подготовительной группах 3-4 тематики: 2-3 посвящены явлениям общественной жизни, 1- природе. | |
Альбомы для рассматривания Специально созданные художника и альбомы на разные темы («Разные звери» Е. Чарушина и др.) Альбомы и, составленные воспитателем вместе с детьми (открытки, рисунки, иллюстрации) Детские журналы В подготовительной группе выделяется место для периодической печати (детские журналы «Веселые картинки», «Мурзилка» и др.) | Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью. Чтение, рассматривание, работа с сюжетными картинками. | Педагогическая целесообразность. Учет возрастных особенностей детей. Эстетика оформления. | |
Библиотека В подготовительной группе оформляется небольшая библиотека (желательно книжки-малышки) | Знакомим с библиотекой. Чтение книг и рассматривание иллюстраций. Речевое общение, воспитание интереса к книге и чтению, художественной литературы, культура поведения. | Составление картотеки |
Тематические выставки
Тематика | Педагогическая работа с детьми | Требования к организации выставки |
Цель выставки – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно значимую тему. Основная тематика:
- День флага - День города - День защитника Отечества - Военные праздники (День пограничника, День воздушного флота и др.) - День 8марта - День космонавтики - День победы - Народные праздники «Масленица» и др. 2. Социокультурные связи: Дни рождения, юбилеи писателей и поэтов. Дни детской книги (в каникулярный период). |
• книг; • иллюстраций художников, открыток; • значков; • скульптура малой формы, фотографий; • детских рисунков; • и др. экспонаты.
| Тематические выставки планируются за 1 месяц до ее оформления. Младшие группы – 1-2 в конце года (после адаптационного периода). Средняя группа – 3-4 раза в год. Старший дошкольный возраст 5-6 и более. Тема выставки должна быть значимой, актуальной для детей: • предстоящий праздник; • юбилей писателя, художника-иллюстратора; • предстоящий утренник; • особо тщательный подбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния • выставка не должна быть длительной по времени. Продолжительность приблизительно 3-4 дня, т.к. далее интерес будет снижаться. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план проведения Недели детской книги в детском саду.
Примерный план мероприятий проведения Недели детской книги в детском саду....
Неделя детской книги в детском саду
Дети очень любят слушать, как им читают сказки, рассматривать иллюстрации, а в более старшем возрасте сами читать книги. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживают сюжет ...
Декада детской и юношеской книги в детском саду
Декада детской и юношеской книги в детском саду...
Выступление на педсовете. "Уголок книги в детском саду, методика организации работы"
Уголок книги в детском саду, методика организации работы....
Конспект мероприятия на тему: «День книги в детском саду», в рамках Недели детской книги
Конспект развлечения для детей старшей возрастной группы...
Планирование в старшей группе по теме "Неделя детской книги в детском саду"
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе детского сада по теме "Неделя детской книги"...
Выступление на Педсовете "Уголок природы в группе"
Значение уголка природы:1. у детей формируется чувство необходимости растений;2. развиваются представления о растениях;3. закладываются основы заботливого, бережного отношения к комнатным ...