Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) по теме «Мыльные пузыри, воздушные шары – любимые игрушки нашей детворы».
методическая разработка (средняя группа)
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности. Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект игровой деятельности
для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
по теме «Мыльные пузыри, воздушные шары – любимые игрушки нашей детворы».
Подготовила
Воспитатель МБДОУ ДС № 1
СП «Лукоморье» г.Озёрска
Челябинской области
Хусаинова Маужида Музафаровна
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности. Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.
Задачи:
- Закрепить представления детей о том, что воздух находится в разных предметах.
- Знакомить с качественной характеристикой воздух (легкий, невидимый, движется, ощущаем).
- Тренировать дыхание способствовать развитию глубокого вдоха и длительного выдоха.
- Познакомить детей со свойствами воздуха: воздух может перемещаться, двигать другие предметы, сжиматься.
- Упражнять в использовании нетрадиционного приема изображения – мыльными пузырями.
- Развивать фантазию, воображение.
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми и желание помочь друг другу.
Оборудование: емкости для воды (тазики, стаканчики), подносы, ложки, трубочки, губки, резиновые игрушки, стаканчики с мыльной водой и гуашью, палочки с колечками на конце, мыльный раствор, кораблики, деревянные палочки, воздушные шарики, веера, полиэтиленовые пакеты.
Предварительная работа: игры с водой, «Бульбочки», «Разноцветная вода», игры с ветрячками, султанчиками, игры с перышками, с вертолетиками – семенами клена (подбросить, следить за полетом).
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход игровой деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня я шла в детский сад и встретила Лунтика, он был такой грустный. Я его привела к нам в гости, может, вы сумеете его развеселить.
Лунтик: Здравствуйте, ребята! Мне мой друг Кузя подарил шарики, я с ними играл, мне было весело. Но вдруг что-то случилось с одним шариком, он стал худой, плохо летает, что же с ним произошло, почему он заболел?
Воспитатель: Ребята, как Вы думаете, что произошло с его шариком? Почему он стал худым?
Дети: Он сдулся, в нем мало воздуха.
Воспитатель: А как вы думаете, что надо сделать, чтобы он стал снова круглым и веселым?
Дети: Шарик надо надуть.
Воспитатель: А как вы считаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?
Дети: Шарик наполнится воздухом.
Воспитатель: Откуда же берется в шарике воздух?
Дети: Мы его выдыаем.
Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берем воздух, когда вдыхаем?
Дети: Воздух в комнате. Мы дышим воздухом.
Воспитетель: Правильно, молодцы, воздух нас окружает. Мы им дышим.
Опыт: «Что в пакете?»
Цель: учить детей обнаруживать воздух в окружающем пространстве.
Материал: полиэтиленовые пакеты по количеству детей.
Воспитатель: Ребята, возьмите полиэтиленовые мешочки, внимательно рассмотрите их, есть ли что-либо в них.
Дети: Ничего нет.
Воспитатель: А теперь попробуйте скрутить мешочки со стороны отверстия.
Дети выполняют задание.
По мере скручивания пакеты вздуваются, становятся выпуклыми.
Воспитатель: Что случилось с Вашими мешочками?
Дети: Они вздулись.
Воспитатель: Отчего они вздулись?
Дети: Мешочки наполнились воздухом.
Воспитатель: Почему нам казалось, что пакеты пустые?
Дети: Воздух невидимый.
Воспитатель: Правильно. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.
Воспитатель: Ребята, давайте все вместе вдохнем воздух через нос и выдохнем его через рот в свои ладошки. Лунтик, и ты попробуй вместе с нами. Что вы почувствовали?
Дети: Ветерок.
Воспитатель: А ветерок – это что?
Дети: Движение воздуха.
Воспитатель: Воздух изо рта передвинулся к Вам на ладонь. Воздух движется. Возьмите полоски бумаги и подуйте на них. Что случилось с полосками?
Дети: Они отклоняются.
Воспитатель: Почему полоски отклонились?
Дети: Это воздух их отклонил.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Дети: Воздух движется.
Воспитатель: Правильно. Воздух может двигаться. Когда он перемещается с одного места в другое, мы говорим, что дует ветер. Когда воздух перемещается, то заставляет двигаться другие предметы.
Воспитатель: А вы, ребята, воздух видите? А ты, Лунтик?
Дети: Нет, мы не видим.
Воспитатель: Если мы не видим его, значит, он какой?
Дети: Невидимый.
Лунтик: А я так хочу увидеть воздух. И еще я люблю играть с мыльными пузырями. Хотел бы узнать, как они получаются.
Воспитатель: Ребята, как же решить эти проблемы, ответить на вопросы Лунтика?
Воспитатель: Ребята, попробуем решить эту проблему – увидеть воздух
Дети подходят к столу, на котором стоит таз с водой,
резиновые игрушки. Проводится игра «Бульбочки».
Дети топят в воде резиновые игрушки, сжимают их, пузырьки воздуха поднимаются вверх.
Воспитатель: Почему появились пузыри? Куда они исчезли.
Дети: Воздух был в игрушках.
Воспитатель: Да, это из наших игрушек выходил воздух. Он легкий, поднимается через водичку вверх, получается пузырь. Воздух мы видим в виде пузыря. А когда весь воздух выйдет, то и пузырьки тоже исчезнут.
Воспитатель: Дети, возьмите шарики, которые лежат на салфетках и надуйте их.
Дети надувают шарики.
Воспитатель: Хорошо. А теперь опустим шарик отверстием вниз в тазик с водой и разожмем пальчики. Что появилось в воде?
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: Откуда же взялись пузырьки?
Дети: Из шарика – то воздух выходит.
Воспитатель: А почему пузырьки воздуха поднимались вверх?
Дети: Воздух легче воды.
Воспитатель: Да, дети, вы правы. Воздух легкий, легче воды. Ребята, давайте проведем опыт, возьмем и бросим камушки в воду. Что вы видите?
Дети: Камушки утонули.
Воспитатель: Почему камушки утонули?
Дети: Камешки тяжелые.
Воспитатель: Молодцы, камешки тяжелые, они тяжелее воды, вот поэтому и утонули.
Игра с корабликами.
Воспитатель: Ребята, возьмите кораблики и пустите в плаванье. Почему они плохо плавают? Что же надо сделать, чтобы кораблики плавали?
Дети: Подуть.
Воспитатель: Давайте подуем.
Кораблики плывут.
Воспитатели: Какой вывод можно сделать из этой игры?
Дети: Воздух двигает предметы.
Лунтик: Как это все интересно! Но у Вас то пузырьки другие, я люблю цветные.
Воспитатель: У нас в тазу вода прозрачная, и пузыри получались прозрачные.
Воспитатель: Поищем цветные пузыри.
Воспитатель: Ребята, вы устали. Давайте отдохнем.
Физминутка.
Стой-ка смирно, руки вниз (Ноги вместе, руки вдоль туловища)
Гнись пониже, не ленись! (Наклоны вперед)
Кто с зарядкой дружит смело, (Приседают)
Тот с утра прогонит лень, (Прыжки на месте)
Будем сильным и умелым (Хлопают в ладоши)
И веселым целый день (Шагают на месте)
Дети подходят к столу, на котором стоят стаканчики с водой и красители. Воспитатель показывает стакан с прозрачной водой.
Воспитатель: Какая вода в стакане?
Дети: Чистая, прозрачная.
Воспитатель: Хотите, сделаем воду красивой, цветной?
Воспитатель: Какого цвета получилась вода?
Дети: Красного цвета.
Лунтик: Вода цветная, а пузырьков нет?
Воспитатель: Сейчас увидишь. Дети, берите соломинки и подуйте на ладошку. Что почувствовали?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Возьмите в руки веер и помашите друг на друга. Лунтик, можно я помашу на тебя веером?
Воспитатель: Что Вы ощущаете?
Дети: Движение воздуха прохладу, свежесть, приятное ощущение.
Воспитатель: Воздух мы можем ощутить.
Воспитатель: Ребята, а теперь подуем на водичку через соломинку. Что получается?
Дети: Получаются пузыри.
Воспитатель: Лунтик, такие пузыри любишь?
Лунтик: Пузыри красивые, но они не летают.
Воспитатель: Идем дальше и ищем пузыри, какие любит Лунтик.
Дети подходят к столу, где стоит таз с водой и мылом, поролоновые губки.
Воспитатель: Ребята, возьмите в руки поролоновые губки. Сожмите их. Что случилось?
Дети: Губка стала меньше.
Воспитатель: Разожмите. А теперь, что случилось с губкой?
Дети: Приняла прежнюю форму.
Воспитатель: Как вы думаете, что находится внутри дырочек в губке?
Дети: Наверное, воздух.
Воспитатель: Правильно. Внутри дырочек в губке находится воздух. Мы сжимаем губку, воздух выходит. Когда разжимаем, дырочки вновь наполняются воздухом. Губка принимает прежнюю форму.
Воспитатель: А теперь я намочу и намылю губку, появилась пена. Посмотрите из мыльной пены можно сделать пузырь.
Воспитатель: Лунтик, похоже пузыри эти на тех, с которыми ты играл с Кузей, Пчеленком, Милой.
Лунтик: Да, почти такие, но наши умеют летать.
Воспитатель: Идем дальше.
Дети подходят к столу, где находятся емкости с мыльным раствором и палочками с колечками на конце. Воспитатель выдувает мыльные пузыри через трубочку.
Лунтик: Интересно. Пузыри то большие, то маленькие, почему это происходит?
Рассуждения детей. Воспитатель вместе с детьми делают вывод.
Мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. Пузырь большой – в него выдохнули больше воздуха, маленький – в нем меньше воздуха. При надувании мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя. Пузыри получаются разного размера из-за разного количества воздуха в них.
Лунтик: Вот спасибо! Я теперь понял, как получаются мыльные пузыри. Понял, почему они летаю, в них воздух.
Воспитатель: Ребята, мы ведь хотели Лунтику помочь вылечить шарик, чтобы он стал веселым. Как же помочь шарику?
Дети: Его надо надуть, наполнить воздухом.
Воспитатель: Давайте выберем считалкой того, кто надует шарик.
Считалка:
Раз, два, три, четыре, пять
Собрались мы шарик надувать.
К нам муха прилетела
И тебе надуть велела.
Выбранный считалкой ребенок надувает шарик и отдает Лунтику.
Лунтик: Спасибо, ребята. Много интересного узнал о воздухе. Спасибо за то, что вылечили мой шарик. Он опять хорошо летает.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Лунтику, что можно рисовать мыльными пузырями, воздухом. Садитесь за столы. У вас у каждого есть стакан с мыльной разноцветной водой, трубочки. Если взять трубочку опустить ее в стакан, подуть, что произойдет?
Дети: Появятся пузыри.
Воспитатель: Да, правильно, воздух поднимется вверх пузырьками, мы знаем, что воздух легкий. Когда у вас появятся пузырьки поднесите листок бумаги к стакану и приложите к краям стакана и прижмите. После того как закончили рисовать, протрите руки влажной салфеткой.
Дети рисуют под музыку.
Воспитатель: Молодцы! Вот какие волшебные воздушные шары появились у нас. Сейчас фломастерами нарисуем ниточки к нашим шарам. Подарим ваши рисунки Лунтику. Пусть он отнесет своим друзьям и расскажет всем о наших опытах, играх с воздухом.
Воспитатель: Дети, вы много интересного узнали о воздухе. Какой он воздух?
Дети: Легкий, невидимый, сжимается, движется, двигает предметы.
Воспитатель: Молодцы! Воздух – невидимый, легкий, движется, перемещает предметы, его можно ощутить, почувствовать, или можно рисовать. Без воздуха нельзя жить. Воздух попадает в мыльную воду, получаются мыльные пузыри.
Лунтик: Спасибо за рисунки. Я тоже хочу вам сделать подарок. Дарю вам набор мыльных пузырей. До свидания!
Дети прощаются с Лунтиком, играют с мыльными пузырями больших размеров, делая разные фигуры из них.
Литература
- Методические советы к программе «Детство» Ответственные редакторы: Т. И. Бабаева, З. И. Михайлова.
- «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» Е. В. Морудова.
- «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» Под редакцией: Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина.
- «Ознакомление дошкольников с неживой природой» С. Н. Николаева.
- «Родник. Программа социокультурного развития детей дошкольного младше школьного возраста». Л. Баряева, Е. Герасимова, Г. Данилина, Н. Мокарчук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной организованной деятельности для детей среднего дошкольного возраста с диагнозом ОНР по теме :"Мы в волшебный лес пойдем."
Коррекционные цели.Ход организованной деятельности.Оценка....
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Зимние посиделки» в рамках тематической недели «Новогодние и рождественские недели»
Цель: Развитие музыкальности детей; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. Задачи: Область «Музыка» 1) Продолжать освоение игры на...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ: «ПОЗНАНИЕ»: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА И «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»: РИСОВАНИЕ ТЕМА «НАРОДНАЯ ИГРУШКА – МАТРЕШКА»
Программные задачи: продолжать знакомить детей с народными игрушками (матрешкой), историей ее появления в нашей стране, особенностями и этапами изготовления деревянной куклы, воспитывать эстетическое ...
Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по введению в грамоту. Тема: «У Солнышка в гостях».
Цель: создать условия для свободного владения устной речью.Задачи:развивать интонационную и звуковую культуру речи, фонематический слухразвивать связную грамматически правильную диалогическую...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие "По тропинкам любимых сказок" (с использованием ТРИЗ технологий)
Художественно-эстетичнское развитие с использованием ТРИЗ технологий...
Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на
Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...
Организация проектной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по теме «Любимые сказки».
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению был разработан про...