Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) по теме «Мыльные пузыри, воздушные шары – любимые игрушки нашей детворы».
методическая разработка (средняя группа)

Хусаинова Маужида Музафаровна

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности. Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Конспект  игровой деятельности

для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

по теме «Мыльные пузыри, воздушные шары – любимые игрушки нашей детворы».

Подготовила

Воспитатель МБДОУ ДС № 1

СП «Лукоморье» г.Озёрска

Челябинской области

Хусаинова Маужида Музафаровна

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности. Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.

Задачи:

  1. Закрепить представления детей о том, что воздух находится в разных предметах.
  2. Знакомить с качественной характеристикой воздух (легкий, невидимый, движется, ощущаем).
  3. Тренировать дыхание способствовать развитию глубокого вдоха и длительного выдоха.
  4. Познакомить детей со свойствами воздуха: воздух может перемещаться, двигать другие предметы, сжиматься.
  5. Упражнять в использовании нетрадиционного приема изображения – мыльными пузырями.
  6. Развивать фантазию, воображение.
  7. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми и желание помочь друг другу.

Оборудование: емкости для воды (тазики, стаканчики), подносы, ложки, трубочки, губки, резиновые игрушки, стаканчики с мыльной водой и гуашью, палочки с колечками на конце, мыльный раствор, кораблики, деревянные палочки, воздушные шарики, веера, полиэтиленовые пакеты.

Предварительная работа: игры с водой, «Бульбочки», «Разноцветная вода», игры с ветрячками, султанчиками, игры с перышками, с вертолетиками – семенами клена (подбросить, следить за полетом).

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ход игровой деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня я шла в детский сад и встретила Лунтика, он был такой грустный. Я его привела к нам в гости, может, вы сумеете его развеселить.

Лунтик: Здравствуйте, ребята! Мне мой друг Кузя подарил шарики, я с ними играл, мне было весело. Но вдруг что-то случилось с одним шариком, он стал худой, плохо летает, что же с ним произошло, почему он заболел?

Воспитатель: Ребята, как Вы думаете, что произошло с его шариком? Почему он стал худым?

Дети: Он сдулся, в нем мало воздуха.

Воспитатель: А как вы думаете, что надо сделать, чтобы он стал снова круглым и веселым?

Дети: Шарик надо надуть.

Воспитатель: А как вы считаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?

Дети: Шарик наполнится воздухом.

Воспитатель: Откуда же берется в шарике воздух?

Дети: Мы его выдыаем.

Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берем воздух, когда вдыхаем?

Дети: Воздух в комнате. Мы дышим воздухом.

Воспитетель: Правильно, молодцы, воздух нас окружает. Мы им дышим.

Опыт: «Что в пакете?»

Цель: учить детей обнаруживать воздух в окружающем пространстве.

Материал: полиэтиленовые пакеты по количеству детей.

Воспитатель: Ребята, возьмите полиэтиленовые мешочки, внимательно рассмотрите их, есть ли что-либо в них.

Дети: Ничего нет.

Воспитатель: А теперь попробуйте скрутить мешочки со стороны отверстия.

Дети выполняют задание.

По мере скручивания пакеты вздуваются, становятся выпуклыми.

Воспитатель: Что случилось с Вашими мешочками?

Дети: Они вздулись.

Воспитатель: Отчего они вздулись?

Дети: Мешочки наполнились воздухом.

Воспитатель: Почему нам казалось, что пакеты пустые?

Дети: Воздух невидимый.

Воспитатель: Правильно. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.

Воспитатель: Ребята, давайте все вместе вдохнем воздух через нос и выдохнем его через рот в свои ладошки. Лунтик, и ты попробуй вместе с нами. Что вы почувствовали?

Дети: Ветерок.

Воспитатель: А ветерок – это что?

Дети: Движение воздуха.

Воспитатель: Воздух изо рта передвинулся к Вам на ладонь. Воздух движется. Возьмите полоски бумаги и подуйте на них. Что случилось с полосками?

Дети: Они отклоняются.

Воспитатель: Почему полоски отклонились?

Дети: Это воздух их отклонил.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Дети: Воздух движется.

Воспитатель: Правильно. Воздух может двигаться. Когда он перемещается с одного места в другое, мы говорим, что дует ветер. Когда воздух перемещается, то заставляет двигаться другие предметы.

Воспитатель: А вы, ребята, воздух видите? А ты, Лунтик?

Дети: Нет, мы не видим.

Воспитатель: Если мы не видим его, значит, он какой?

Дети: Невидимый.

Лунтик: А я так хочу увидеть воздух. И еще я люблю играть с мыльными пузырями. Хотел бы узнать, как они получаются.

Воспитатель: Ребята, как же решить эти проблемы, ответить на вопросы Лунтика?

Воспитатель: Ребята, попробуем решить эту проблему – увидеть воздух

Дети подходят к столу, на котором стоит таз с водой,

резиновые игрушки. Проводится игра «Бульбочки».

Дети топят в воде резиновые игрушки, сжимают их, пузырьки воздуха поднимаются вверх.

Воспитатель: Почему появились пузыри? Куда они исчезли.

Дети: Воздух был в игрушках.

Воспитатель: Да, это из наших игрушек выходил воздух. Он легкий, поднимается через водичку вверх, получается пузырь. Воздух мы видим в виде пузыря. А когда весь воздух выйдет, то и пузырьки тоже исчезнут.

Воспитатель: Дети, возьмите шарики, которые лежат на салфетках и надуйте их.

Дети надувают шарики.

Воспитатель: Хорошо. А теперь опустим шарик отверстием вниз в тазик с водой и разожмем пальчики. Что появилось в воде?

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: Откуда же взялись пузырьки?

Дети: Из шарика – то воздух выходит.

Воспитатель: А почему пузырьки воздуха поднимались вверх?

Дети: Воздух легче воды.

Воспитатель: Да, дети, вы правы. Воздух легкий, легче воды. Ребята, давайте проведем опыт, возьмем и бросим камушки в воду. Что вы видите?

Дети: Камушки утонули.

Воспитатель: Почему камушки утонули?

Дети: Камешки тяжелые.

Воспитатель: Молодцы, камешки тяжелые, они тяжелее воды, вот поэтому и утонули.

Игра с корабликами.

Воспитатель: Ребята, возьмите кораблики и пустите в плаванье. Почему они плохо плавают? Что же надо сделать, чтобы кораблики плавали?

Дети: Подуть.

Воспитатель: Давайте подуем.

Кораблики плывут.

Воспитатели: Какой вывод можно сделать из этой игры?

Дети: Воздух двигает предметы.

Лунтик: Как это все интересно! Но у Вас то пузырьки другие, я люблю цветные.

Воспитатель: У нас в тазу вода прозрачная, и пузыри получались прозрачные.

Воспитатель: Поищем цветные пузыри.

Воспитатель: Ребята, вы устали. Давайте отдохнем.

Физминутка.

Стой-ка смирно, руки вниз         (Ноги вместе, руки вдоль туловища)

Гнись пониже, не ленись!         (Наклоны вперед)

Кто с зарядкой дружит смело,         (Приседают)

Тот с утра прогонит лень,         (Прыжки на месте)

Будем сильным и умелым         (Хлопают в ладоши)

И веселым целый день         (Шагают на месте)

Дети подходят к столу, на котором стоят стаканчики с водой и красители. Воспитатель показывает стакан с прозрачной водой.

Воспитатель: Какая вода в стакане?

Дети: Чистая, прозрачная.

Воспитатель: Хотите, сделаем воду красивой, цветной?

Воспитатель: Какого цвета получилась вода?

Дети: Красного цвета.

Лунтик: Вода цветная, а пузырьков нет?

Воспитатель: Сейчас увидишь. Дети, берите соломинки и подуйте на ладошку. Что почувствовали?

Дети: Ветер.

Воспитатель: Возьмите в руки веер и помашите друг на друга. Лунтик, можно я помашу на тебя веером?

Воспитатель: Что Вы ощущаете?

Дети: Движение воздуха прохладу, свежесть, приятное ощущение.

Воспитатель: Воздух мы можем ощутить.

Воспитатель: Ребята, а теперь подуем на водичку через соломинку. Что получается?

Дети: Получаются пузыри.

Воспитатель: Лунтик, такие пузыри любишь?

Лунтик: Пузыри красивые, но они не летают.

Воспитатель: Идем дальше и ищем пузыри, какие любит Лунтик.

Дети подходят к столу, где стоит таз с водой и мылом, поролоновые губки.

Воспитатель: Ребята, возьмите в руки поролоновые губки. Сожмите их. Что случилось?

Дети: Губка стала меньше.

Воспитатель: Разожмите. А теперь, что случилось с губкой?

Дети: Приняла прежнюю форму.

Воспитатель: Как вы думаете, что находится внутри дырочек в губке?

Дети: Наверное, воздух.

Воспитатель: Правильно. Внутри дырочек в губке находится воздух. Мы сжимаем губку, воздух выходит. Когда разжимаем, дырочки вновь наполняются воздухом. Губка принимает прежнюю форму.

Воспитатель: А теперь я намочу и намылю губку, появилась пена. Посмотрите из мыльной пены можно сделать пузырь.

Воспитатель: Лунтик, похоже пузыри эти на тех, с которыми ты играл с Кузей, Пчеленком, Милой.

Лунтик: Да, почти такие, но наши умеют летать.

Воспитатель: Идем дальше.

Дети подходят  к столу, где находятся емкости с мыльным раствором и палочками с колечками на конце. Воспитатель выдувает мыльные пузыри через трубочку.

Лунтик: Интересно. Пузыри то большие, то маленькие, почему это происходит?

Рассуждения детей. Воспитатель вместе с детьми делают вывод.

Мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. Пузырь большой – в него выдохнули больше воздуха, маленький – в нем меньше воздуха. При надувании мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя. Пузыри получаются разного размера из-за разного количества воздуха в них.

Лунтик: Вот спасибо! Я теперь понял, как получаются мыльные пузыри. Понял, почему они летаю, в них воздух.

Воспитатель: Ребята, мы ведь хотели Лунтику помочь вылечить шарик, чтобы он стал веселым. Как же помочь шарику?

Дети: Его надо надуть, наполнить воздухом.

Воспитатель: Давайте выберем считалкой того, кто надует шарик.

Считалка:

Раз, два, три, четыре, пять

Собрались мы шарик надувать.

К нам муха прилетела

И тебе надуть велела.

Выбранный считалкой ребенок надувает шарик и отдает Лунтику.

Лунтик: Спасибо, ребята. Много интересного узнал о воздухе. Спасибо за то, что вылечили мой шарик. Он опять хорошо летает.

Воспитатель: Ребята, давайте покажем Лунтику, что можно рисовать мыльными пузырями, воздухом. Садитесь за столы. У вас у каждого есть стакан с мыльной разноцветной водой, трубочки. Если взять трубочку опустить ее в стакан, подуть, что произойдет?

Дети: Появятся пузыри.

Воспитатель: Да, правильно, воздух поднимется вверх пузырьками, мы знаем, что воздух легкий. Когда у вас появятся пузырьки поднесите листок бумаги к стакану и приложите к краям стакана и прижмите. После того как закончили рисовать, протрите руки влажной салфеткой.

Дети рисуют под музыку.

Воспитатель: Молодцы! Вот какие волшебные воздушные шары появились у нас. Сейчас фломастерами нарисуем ниточки к нашим шарам. Подарим ваши рисунки Лунтику. Пусть он отнесет своим друзьям и расскажет всем о наших опытах, играх с воздухом.

Воспитатель: Дети, вы много интересного узнали о воздухе. Какой он воздух?

Дети: Легкий, невидимый, сжимается, движется, двигает предметы.

Воспитатель: Молодцы! Воздух – невидимый, легкий, движется, перемещает предметы, его можно ощутить, почувствовать, или можно рисовать. Без воздуха нельзя жить. Воздух попадает в мыльную воду, получаются мыльные пузыри.

Лунтик: Спасибо за рисунки. Я тоже хочу вам сделать подарок. Дарю вам набор мыльных пузырей. До свидания!

Дети прощаются с Лунтиком, играют с мыльными пузырями больших размеров, делая разные фигуры из них.


Литература

  1. Методические советы к программе «Детство» Ответственные редакторы: Т. И. Бабаева, З. И. Михайлова.
  2. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» Е. В. Морудова.
  3. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» Под редакцией: Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина.
  4. «Ознакомление дошкольников с неживой природой» С. Н. Николаева.
  5. «Родник. Программа социокультурного развития детей дошкольного младше школьного возраста». Л. Баряева, Е. Герасимова, Г. Данилина, Н. Мокарчук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Зимние посиделки» в рамках тематической недели «Новогодние и рождественские недели»

Цель: Развитие музыкальности детей; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. Задачи: Область «Музыка» 1) Продолжать освоение игры на...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ: «ПОЗНАНИЕ»: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА И «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»: РИСОВАНИЕ ТЕМА «НАРОДНАЯ ИГРУШКА – МАТРЕШКА»

Программные задачи: продолжать знакомить детей с народными игрушками (матрешкой), историей ее появления в нашей стране, особенностями и этапами изготовления деревянной куклы, воспитывать эстетическое ...

Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по введению в грамоту. Тема: «У Солнышка в гостях».

Цель: создать условия для свободного владения устной речью.Задачи:развивать интонационную  и звуковую культуру речи, фонематический слухразвивать связную грамматически правильную диалогическую...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Организация проектной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по теме «Любимые сказки».

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению был разработан про...