Музыкально-дидактическое пособие «Музыкальный куб - шкатулка».
материал
Музыкально-дидактическое пособие
«Музыкальный куб - шкатулка».
Пособие изготовила
музыкальный руководитель: Заборова А. К.
МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 3 г. Заволжска
Развитие музыкальных способностей всегда являлось одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений. С помощью музыки можно раскрыть способности ребёнка, обогатить его эмоционально, развить творчески, повысить социальный статус, создать предпосылки гармоничного формирования личности. Один из принципов, заложенных в ФГОС дошкольного образования – это сохранение уникальности и самоценности детства. Поэтому я считаю проблему развития музыкальных способностей актуальной для развития каждого ребёнка в контексте ФГОС ДО.
Одним из действенных средств развития музыкальных способностей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Они всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. И здесь нам, педагогам, на помощь могут прийти красочно оформленные пособия, благодаря которым у детей возникает интерес к музыке, быстрее развиваются музыкально-сенсорные способности. Музыкальные задания, выполняемые с помощью красочных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства.
И я предлагаю вашему вниманию музыкально- дидактическое пособие
«Музыкальный куб - шкатулка», адресованное музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных учреждений.
Данное пособие можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей в музыкальном зале, в групповой комнате и с родителями дома.
Цель пособия:
Стимулировать развитие музыкального восприятия, музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.
Основные достоинства пособия:
- Пособие многофункционально, просто в изготовлении, удобно в использовании.
- Его можно использовать в разных видах деятельности.
- Развивать музыкальные и творческие способности детей.
- Является ярким элементом предметно – пространственной среды.
- Мобильно.
- Благодаря таким кубам можно закреплять ранее полученные знания в игровой форме.
- Можно использовать в разных возрастных группах.
В основу пособия положены задачи формирования у детей восприятия четырех важных свойств музыкальных звуков:
- высота (развитие звуковысотного слуха);
- ритмическое отношения (развитие ритмического чувства);
- тембровая окраска (развитие тембрового слуха);
- динамические оттенки (развитие динамического слуха).
Верхняя часть куба. она и открывающаяся часть куба оснащена:
- не звучащая клавиатура.
Сторона № 1 - «Ритмическая гусеница» предназначена для развития ритмического чувства.
Педагог рассказывает, что на волшебной, т. е. музыкальной полянке живет необычная гусеница. Ее зовут «Тати», а почему такое интересное имя, да потому что когда она начинает ползать, то издает такие звуки: «та- ти -ти, та -та», или другие «ти – та - та – ти». При этом на ее теле появляются пятнышки разного цвета и разного размера. Например: большой красный кружок, а за ним два синих маленьких кружочка и т. д. Педагог рассказывает о длительности звуков, объясняет, что звуки бывают длинные (долгие) по звучанию и короткие. Из чередования длительности звуков получается ритмический рисунок. Также педагог выкладывает ритмический рисунок, а дети «прочитывают» его и самостоятельно воспроизводят с помощью хлопков или любого другого ударного инструмента.
Третий вариант: Дети старшего дошкольного возраста должны угадать по ритмическому рисунку песенку или попевку, простучать ее и спеть самостоятельно или под аккомпанемент музыкального руководителя.
Сторона № 2 – «Летающие Бабочки» направлена на развитие навыка голосоведения звуковысотного слуха и также выполняется гимнастика для глаз.
Педагог предлагает зрительно проследить за траекторией движения бабочки. В это время сам берет ниточку в руки и выкладывает на бархатной стороне графическое изображение. Ведя по ниточке пальцем руки траекторию нити, сам воспроизводит ее голосом на каком-нибудь звуке.
На звуке «У» или другом гласном звуке («А», «О», «И», «Э») воспроизвести графическое изображение мелодии с предложенного образца вместе с педагогом.
Сторона № 3 «Утро в лесу» предназначена для развития звуковысотного слуха у дошкольников.
Педагог рассказывает, что в лесу живет веселый медведь «Умка». Он очень любит петь и к нему прилетает воробей, который тоже любит петь. Педагог на фортепиано играет то низкие, то высокие звуки, соответственно дети должны определить высоту звука, передвигая бусенки (вверху поет воробей, внизу медведь)
Сторона № 4 Загадки «Музыкальные инструменты» закрепление знаний о музыкальных инструментах
в игровой форме. Дети отгадывают загадки и показывают на картинке инструмент (картинки музыкальных инструментах, прилагаются).
Внутри куба:
- проигрыватель дисков, диски,
- детские музыкальные инструменты.
Игры, которые можно использовать применяя данное пособие:
1. Для развития чувства ритма: «Ритмическая гусеница», «Узнай песенку по ритмическому рисунку», «Ну-ка, повтори».
2. Для развития динамического слуха и голосоведения: «Разноцветные шары», «Где спрятался колобок?» С целью расширения диапазона певческого голоса, профилактики крикливости в пении.
3. Для различения тембровых изменений: “Сказочный домик». Умение вслушиваться, различать музыкальный звук, который является показателем определенного уровня музыкально-сенсорного развития у детей.
4. Песенное творчество: «Музыкальный домик», «Кто подошел к теремку», «Придумай песенку».
Как выявить музыкальные способности у ребенка и развить его талант? Как только вы заметили у вашего ребенка тягу к музыке, танцам или любые другие склонности, старайтесь развивать эти склонности в способности, начиная с раннего детства.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное музыкально-дидактическое пособие Музыкальная викторина "Что я знаю о русском фольклоре"
Обобщить и систематизировать знания детей о быте и традициях русского народа. Учить понимать красоту и ценность русского фольклора....
Музыкально-дидактическое пособие "Музыкальный теремок"
Музыкально-дидактическое пособие...
Музыкально-дидактическое пособие "Музыкальное королевство"
Одной из главных задач ФГОС ДО является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуально...
Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»
Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...
консультация для воспитателей "Пособия и музыкально - дидактические игры в музыкальном уголке"
консультация для воспитателей...
Многофункциональное музыкально - дидактическое пособие «Музыкальный куб»
Данное пособие поможет проводить занятия по музыкальной деятельности в интересной игровой форме...
Символические изображения музыкальных признаков (к музыкально-дидактическому пособию "Музыкальная лира"
В данной публикации представлены карточки с символическим изображением музыкальных признаков для музыкально-дидактического пособия "Музыкальная лира"...