Совместный проект "Мой дедушка"
проект (старшая группа)
Ведущей педагогической идеей проекта является воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами народной культуры, развитие интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности средствами народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами народной культуры | 993.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Мой дедушка»
Выполнила: Соркина Лида (6 лет)
Руководитель: воспитатель Соркина С. И.
Цель: Создание педагогических условий, способствующих воспитанию детей дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях современной школы.
Задачи:
- воспитывать уважительное отношение к родным и близким, уважение к труду и занятиям членов семьи.
- расширять представления о семье (история, традиции);
- формировать представления о родственных отношениях, закреплять знание имен и отчеств дедушек и бабушек;
- развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы;
- формировать эмоционально окрашенные чувства причастности детей к наследию прошлого, к элементам чувашской культуры, потребности общаться с его ценностями.
Описание средств достижения цели.
Решению поставленных в опыте задач способствует совокупность методов и форм организации работы, в числе которых:
- изучение и анализ литературы по теме, сайты интернета; - прямые и опосредованные, кратковременные и длительные наблюдения за реакциями воспитанников педагогического воздействия на творческих занятиях по народной тематике и участие в праздничных народных торжествах;
- тематические беседы с воспитанниками, их родителями и другими наставниками;
- проведение анкетных опросов воспитанников и их родителей, обработка данных анкетирования;
- выставка продуктов детского творчества (поделки с элементами изготовления соломки, рисунки).
Актуальность и важность проекта
Народная культура обучает, развивает, воспитывает, развлекает, дает отдых.
В условиях дошкольной группы мы обнаруживаем следующее противоречие
– с одной стороны, требованиями педагогики и методики воспитательной работы формировать личностные качества воспитанников и, с другой стороны, практическим отсутствием в дошкольной группе традиций подключения воспитанников старшего дошкольного возраста к народным праздникам или организации мероприятий такого рода.
Решение этой проблемы составляет цель моего опыта.
Ведущей педагогической идеей проекта является воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами народной культуры, развитие интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности средствами народного творчества.
Работа над проектом проходит несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной (с воспитателем, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7) работа над частями проекта, коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Порядок и механизмы реализации проекта
Длительность работы над опытом. Работа над проектом ведется с 2010 года.
Опыт работы реализуется через воспитательную систему с использованием средств народной культуры со специфическими способами работы с ними. Проведены занятия по народной тематике: «Дымковская слобода», «Гжель», «Моя родословная», «Генеалогическое древо», «Моя семья». Совместно с родителями оформляется портфолио дошкольников. На основе беседы можно сделать вывод о том, что повышается уровень знаний истории семьи и умений, применяемых на практике элементов народной культуры.
Организация учебно-воспитательного процесса
В какой стране бы ни жил человек – это, прежде всего, должен быть достойный гражданин своего государства с высокими нравственно-моральными качествами.
Перед дошкольной группой стоит особая задача: вырастить и воспитать гражданина страны. С этой целью воспитательное воздействие осуществляю на традициях народной культуры.
В практике своей работы воспитание детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов народной культуры я реализую через:
· постижение основных пластов чувашского искусства: фольклора; прикладного искусства.
· введение ребенка в мир народной культуры посредством образов русской культуры;
· знакомство с народным творчеством, историей народа, его традициями и обычаями;
· знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
· знакомство с культурой малой Родины, чувашского села, своего края, их традициями, обычаями, музыкой.
Процесс обучения и воспитания осуществляется в системе занятий, досуговых мероприятии и утренников «Подарок маме», и строится с использованием традиционных и нетрадиционных форм: заочное путешествие «Мое село Алешкино», выставки народного творчества Соркина В.В., выставки детского творчества «Чудо, сотворенное детскими руками», занятия с использованием видеоматериалов, организация тематических мероприятий, ярких народных праздников с народными песнями и костюмами, музейных уроков «Солдаты Отчизны», по экспонатам школьного музея. Особый акцент делаю на приобщение к народной чувашской музыке, фольклору, народному творчеству и изучение народных традиций.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую русскую народную тематику: малый детский фольклор, народную поэзию, сказки, многообразие видов русского и чувашского декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, то есть все те духовные ценности, чем богата наша Великая Родина, что составляет стержень национального характера.
Народное творчество во всем своем богатстве бытовало в начале нашего века. Многие произведения устного народного творчества собраны и бережно хранятся. Большой раздел устного творчества русского и чувашского народа, я использую в своей работе. Традиционным стало проведение занятий по тематике: «Моя Родина», Моя семья».
/Приложение 1/
Знакомясь с произведениями устного народного творчества, дети отыскивали, собирали загадки, пословицы, поговорки, которые слышали от родителей, бабушек, дедушек.
План действий
- Сбор материала.
- Оформление проекта.
- Выступление в дошкольной группе.
- Презентация проекта «Мой дедушка».
Наши достижения
В результате проектной работы:
- в дошкольной группе организована выставка картин
Соркина В.В.
- участие картин Соркина В. В. в районных и областных выставках.
- В школьном музее организованы экскурсии по творческим экспонатам.
- СоркинВ.В. занесен в «Краткую чувашскую региональную энциклопедию».
Соркин Валентин Васильевич
Родился 3 июля 1938 году в деревне Беляево Янтиковского района Чувашской АССР. Окончил 5 классов Елаурской средней школы Сенгилеевского района Ульяновской области (1951), курсы шоферов (1956). Работал водителем в Кустанайской области Казахской ССР (1959-1963), водителем в колхозе «Вперед» Сенгилеевского района (1963-1978). После получения травмы позвоночника, будучи прикованным к инвалидной коляске, начал заниматься декоративно-прикладным искусством. Из соломы он делал картины, рамки, уголки для икон. Его картины неоднократно участвовали на выставках в Мемориальном центре в г. Ульяновск. Некоторые работы были приобретены иностранными туристами. В ГТРК «Волга» г. Ульяновск сохранилась пленка о том, как он делал свои картины.
Умер 27 апреля 2006 года.
Творческие работы
Соркина Валентина Васильевича
У многих односельчан сейчас хранятся его картины, как память о простом и душевном человеке.
История плетения из соломы
- Плетение — одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В основном для него использовались растительные материалы, распространенные в той или иной части земного шара. Традиция использования соломки возделываемых человеком злаковых культур для плетения стала продолжением традиции плетения диких растений и поклонения человека умирающим и воскресающим божествам растительного мира. Сформировались два основных направления в изготовлении человеком плетеных из соломки изделий. Одно имело ритуальное значение, и происхождение свое вело из сферы верований и поклонений человека верховным божествам природы, второе относится к сфере материальной жизни человека.
Сельские жители, занимающиеся земледелием в разных уголках земного шара, использовали солому в быту. Ею укрывали крыши домов, ее подстилали домашним животным; из соломки делали циновки и утепляющие маты, разнообразную утварь для хранения, переноски продуктов и одежды; из нее изготавливали головные уборы и обувь, а в некоторых странах — элементы верхней одежды и различные поделки
Семья Соркиных
(Валентин Васильевич, Зоя Яковлевна и их дети: Анастасия, Виктор, Надежда).
Творчество семьи Соркиных
Родился 3 июля 1938 году в деревне Беляево Янтиковского района Чувашского АССР. Окончил 5 классов Елаурской средней школы Сенгилеевского района Ульяновской области (1951), курсы шоферов (1956). Работал водителем в Кустанайской области Казахской ССР (1959-1963), водителем в колхозе «Вперед» Сенгилеевского района (1963-1978). Коллеги всегда отзывались о нем, как об опытном водителе и механике.
Зоя Яковлевна работала дояркой, а затем птичницей. За хорошую работу в 1958 году она была награждена районной грамотой за высокие надои молока, а в 1965 году областной грамотой за достижение высоких показателей яйценоскости кур. Она хорошо вязала крючком и на спицах, пряла, ткала ковры и дорожки. Ее скатерти, вязанные крючком, отличались оригинальностью, а на коврах расцветали невиданные цветы.
Вместе с женой Валентин Васильевич воспитал троих детей: Надежда (1964 г.), Анастасия (1966 г.), Виктор (1971 г.). Свою любовь к труду они передали своим детям.
Внуки и сноха Валентина Васильевича и Зои Яковлевны подхватили любовь к труду и творчеству. Занимались в кружках декоративно – прикладного творчества. Неоднократно занимали призовые места в районе и области.
Проектная модель гражданского воспитания детей дошкольного возраста
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека, зарождаясь из любви к своей “малой родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознаний любви к своему Отечеству (“Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации”).
Воспитание любви к Родине у ребенка начинается с отношения к семье: матери, отцу, бабушке, дедушке. Воспитание уважения к близким людям, такова цель проекта “Мой дедушка”.
В центре идеальной модели проекта: ребенок, родители, которого учитывают его права, которые несут ответственность за воспитание и развитие ребенка; детский сад, оказывающий родителям помощь в выполнении своих обязанностей по воспитанию. В ходе реализации проекта было создано детско-взрослое сообщество (дети – воспитатели – родители) – это такое совместное бытие детей и взрослых, для которого характерны их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания. Детско-взрослое сообщество строится на принципах событийной жизни всего детского сада, на основе какого-либо события. Такими событиями стали проведения мероприятий: “Вот так овощ, вот так фрукт”, “О тех, кто живет с нами рядом”, “Знакомые – незнакомцы”, и др. В ходе проведения тематической недели организованы конкурсы, выставки, детско-взрослые занятия, открытие мини-музеев, оформление макетов. Организации совместной деятельности способствует интегрированный подход. Интеграция вокруг одной темы позволяет рассматривать предмет с разных сторон, изучая социальные, художественно-эстетические, логико-математические естественнонаучные аспекты. Например, понятие “Семья” рассматривалось следующим образом:
социальный аспект – семья, ее члены, родственные связи между разными поколениями семьи, участие родителей в общественной жизни страны;
логико-математический аспект – выявление количества членов семьи, установление кто из них старше, а кто младше, сравнение по высоте (кто выше ростом, а кто ниже), решение задач, семейный бюджет.
Художественно-эстетический подход – рассматривание картин художников, изображающих портреты, сцены из семейной жизни; продуктивно-творческая деятельность: рисование “Наша семья”, “Моя мама”, “Вместе с бабушкой” и др.
Обогащение словаря в процессе знакомства с семьей происходит через составление рассказов по фотографиям: “Как я помогаю маме”, “Наша семья путешествует”, через речевые игры, рассматривание картин. Таким образом, путем взаимопроникновения знаний из разных областей создается целостное представление о семье.
Технология проектирования, ориентированная на отношении “ребенок – взрослый”, строится на соучастии в деятельности, где происходит равноправное общение, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Проект “Ребенок и его семья” рассчитан на 3 года, с младшей до подготовительной группы. В каждой группе решаются свои задачи, внедряются разнообразные формы работы и виды деятельности.
Так основной формой воспитания любви к родным в младших группах является использование семейных фотографий, которые были представлены в форме красочно оформленного листа, в центре которого изображен ребенок, а по углам мама, папа, дедушка и бабушка, братья и сестры. Семейная фотография с успехом используется, как на занятиях по развитию речи, так и на занятиях математики.
В средней группе основным направлением стала работа с альбомами и фотографиями по темам “Увлечения нашей семьи”, “Вместе дружная семья”, “Наши путешествия” и др. в группе было отведено место для фотовыставки. Дети знакомились с индивидуальными особенностями, традициями семьи, составляли рассказы из личного опыта.
В старших и подготовительных группах стояла задача: знакомство с родословной семьи. Так возникли семейные проекты: “Генеалогическое древо”, “Герб нашей семьи”.
Работа по реализации проекта дала положительные результаты: родители, бабушки и дедушки стали активными участниками, изменился стиль общения между детьми и взрослыми, установилось тесное сотрудничество между детским садом и родителями.
Музейная педагогика прочно завоевала свое место в работе дошкольной группы. Ведь музей помогает не только узнать историю вещей, но и объединяет детей и взрослых в процессе образования музея. Идею создания “Музей истории вещей” подсказали дети. Однажды во время чтения сказки “Федорино горе”, дети стали спрашивать: “Что такое ухват, кочерга, для чего они нужны?”, воспитатели решили, что для знакомства необходимы настоящие предметы. Музей стал местом, где дети имеют реальную возможность соприкоснуться с историей своего края.
Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающей личности, способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Инновационные технологии требует для их реализации иного подхода со стороны воспитателей. Это, прежде всего повышение профессионального мастерства, творческого потенциала, умение анализировать и прогнозировать.
Литература
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, М.: 2005 г.
Г.А Ковалева. Воспитание маленького гражданина, М.: 2004 г.
Е.Ю. Александрова. Система патриотического воспитания в ДОУ. Вологда, 2007 г.
Л.С. Киселева. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения, М.:2004г.
Е.С. Евдокимова. Технология проектирования в ДОУ., М.: 2006 г.
Использование презентации Н.В. Кольцовой «Плетение из соломы» и материалов школьного музея № 151.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»)
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙНА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕ...
Итоговый совместный с родителями досуг во 2-й младшей группе "В гости к бабушке и дедушке". (по мотивам сказки "Колобок")
Итоговый совместный с родителями досуг во 2-й младшей группе "В гости к бабушке и дедушке". (по мотивам сказки "Колобок"). Театрализованнон представление, где роли исполняют родители. Досу...
Итоговый совместный с родителями досуг во 2-й младшей группе "В гости к бабушке и дедушке". (по мотивам сказки "Колобок")
Итоговый совместный с родителями досуг во 2-й младшей группе "В гости к бабушке и дедушке". (по мотивам сказки "Колобок"). Театрализованнон представление, где роли исполняют родители. Досу...
Конспект проведения совместной деятельности с детьми подготовительной К школе группы по теме « В гости к дедушке Егору» с использованием технологии конструирование из бумаги (оригами)
Цель занятия:- Формировать у детей чувство патриотизма, любви к родному краю, родной стране, людям, населяющем ее.- Способствовать усвоению нравственных ценностей. Воспитывать интерес к труду взрослых...
Конспект совместной деятельности взрослых и детей « Путешествие с доктором Айболитом» (в рамках проекта «Сказки дедушки Корнея.»)
Конспект совместной деятельности взрослых и детей « Путешествие с доктором Айболитом» (в рамках проекта «Сказки дедушки Корнея.»)...
«В гости к бабушке и дедушке» (по мотивам сказки «Колобок») совместный досуг с родителями (4-5 лет)
Совместный досуг с родителями....
Методическая разработка совместной организованной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по сказкам Корнея Чуковского с использованием ЭОР. «В гости к дедушке Корнею»
Задачи:- создать эмоционально-положительную обстановку, привлечь детей к участию в творческих видах деятельности;- формировать эмоциональную культуру через театрализованную деятельность;- формировать ...