Развитие мелкой моторики у дошкольников.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данной статье рассматривается что такое мелкая моторика, и какое значение она играет в развитии ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у дошкольников.
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук, поэтому учат самостоятельно одеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шапочку, шнуровать ботинки. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени, и делая за него, вы оказываете ему «медвежью услугу», ведь не зря говорят: «Хочешь быть умным, работай руками, а, чтобы работать руками, надо работать головой».
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Недостаточность развития мелкой моторики влечет нарушения произношения и различения звуков, маленький словарный запас. У этих детей снижена наблюдательность и мотивация, появляется неуверенность в себе, агрессивность и обидчивость.
Очень важно развивать навыки мелкой моторики ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами (игры с малым мячом; переборка крупы. Скучное, но весьма полезное занятие для будущих первоклассников. В небольшом блюдце- крупа (рис, гречка, горох, фасоль и др.) надо ее перебрать; нанизывание бус. Можно использовать различные семена (дыни, тыквы), мелкие плоды (рябины, шиповника) и даже различные пуговицы; плетение косичек из нитей, венков из цветов; застегивание и расстегивание пуговиц, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; завинчивание и отвинчивание крышек банок и пузырьков), лепка, рисование(рисование или раскрашивание картинок — одно из любимых занятий дошкольников, рисование по опорным точкам, рисование узоров по клеточкам, штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов по внутреннему и внешнему контуру), аппликация (изготовление поделок из бумаги стимулирует фантазию, творческие способности детей. Ребенку необходимо научиться пользоваться ножницами с тупыми концами. Прежде чем начать вырезать, ребенок должен спланировать работу: подумать, с какого угла, в какую сторону листа направить ножницы. Работая с ножницами, ребенок не научится писать, но это занятие поможет развить мелкие мышцы кисти рук), конструирование (красочные мозаики, Лего, пазлы-незаменимые помощники для развития моторики; собирание мозаик и паззлов, в т.ч. оригами. Складывание поделок из бумаги поможет предотвратить частую беду будущих первоклассников — писчий спазм, развить внимание, терпение)
Для игр можно использовать любые подручные материалы: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа, шнурки, ленточки и т. д.
Тест на выявление уровня выносливости и быстроту мышц кисти рук
«Теппинг-тест»
Задание: сейчас тебе надо будет ставить точки в каждом квадратике. По моей команде ты будешь переходить в следующий квадрат. Постарайся поставить как можно больше точек в каждом квадрате.
Верхний ряд квадратиков заполняется правой рукой, нижний — левой, начиная с четвертого квадратика, затем пятый и шестой. Перед началом тестирования объясните ребенку, в какой последовательности и какой рукой ему предстоит работать.
На работу в каждом квадратике отводится 5 секунд. Затем ребенок переходит к следующему, и так до шестого.
Результат
Подсчитайте среднее количество точек в каждом квадрате. (Сложите точки во всех квадратах и разделите на шесть.)
- 1—16 точек — ребенок медлительный, все задания он будет выполнять в медленном темпе. Торопить его нет смысла. Лучше поработать над автоматизмом движений, за счет этого может увеличиться скорость работы.
- 16—20 точек — ребенок способен работать в нормальном, среднем, темпе. На уроке он, скорее всего, будет успевать выполнять заданный объем работы.
- 20 и более точек — скоростной малыш, у которого все просто «горит в руках». Есть смысл обратить внимание на качество работы.
По количеству точек в каждом квадрате можно определить выносливость ребенка. Если в первых квадратах точек больше, а к последним их число уменьшается (анализ проводится для каждой руки по отдельности), то можно говорить о быстрой утомляемости ребенка.
Таким образом, все игры и упражнения на развитие мелкой моторики помогают развивать не только мелкую моторику рук детей, речь, внимание, мышление, а также формирует дружеские взаимоотношения, доставляют детям радость и удовольствие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»
Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...
Оригами как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР
Презентация. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Оригами, как вид конструирования из бумаги, позволяет развить моторику рук, заставляя работать ...
Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму
При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...

статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи
статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи...

Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»
Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...
Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"
Статья на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"...

Презентация из опыта работы "Интеграция экологического воспитания с ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) по средствам развития мелкой моторики младших дошкольников"
Данная презентация из опыта моей работы о применении интеграции с целью улудшения качества образовательного процесса....