Приобщение дошкольников к исследовательской деятельности через краеведение
консультация (средняя группа)

Лариса Салямова
Приобщение дошкольников к исследовательской деятельности через краеведение

Человек должен гордиться своей Родиной. Любовь к Отчизне необходимо закладывать с раннего детства. «Беречь все, что делает нас русскими» - эта тема для углубленной работы в дошкольном учреждении.

Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след. Что–то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном ложится на карту истории.

Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от предыдущей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.

Вехи истории - это три угла: вчера, сегодня, завтра.

«Вчера» - признание достоинства и ценности опыта предыдущих поколений.

«Сегодня»- возрождение забытого, создание новых традиций, пробуждение духовной культуры.

«Завтра»- гармонично развитая личность.

Сохраняя традиции своего народа, знакомя детей с обычаями других народов, мы расширяем социальный кругозор ребенка, гармонически развиваем его личность.

«Вчера» - выявление и учет состояния генетической линии, здоровье ребенка с момента появления его на свет.

«Сегодня» - воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие способностей ребенка.

«Завтра» - нравственно- эмоциональная и интеллектуально- личностная ориентация в окружающем мире.

Треугольник «Вчера - сегодня- завтра» позволяет выстроить модель гражданского образования. Во главе стоит ребенок.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Особая роль в решении этой проблемы отводится детскому саду. Кто как не воспитатель поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские, татарские и мордовские национальные традиции, обычаи, культуру, историю. Необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях.

Начиная работу по воспитанию патриотических чувств, по воспитанию любви к родному краю, нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

- здесь, как и повсюду в стране, люди трудятся. Они трудятся для блага и счастья всех, всегда готовы помочь друг другу; их труд, как и труд всех советских людей, почетен; результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живет в данной местности;

- в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдаются трудовые и боевые традиции: празднование знаменательных дат, почтение памяти погибших героев, проводы новобранцев на службу в армию, традиционное чествование героев труда, празднование дня урожая и т. д.

- в родном краю могут жить люди разных национальностей; их совместный труд, дружба, взаимопомощь становятся иллюстрацией к тому, что в нашей стране, как в единой семье, живут люди разных национальностей;

- здесь, как и по всей нашей стране, берегут и охраняют природу.

Задачи которые стоят перед педагогом по воспитанию и формированию патриотических чувств.

- Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

- Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

- Воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.

- воспитание эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет: к родному дому (семье, улице, городу, краю;

- формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;

- развитие умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;

- воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей их традициям;

- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

В группах ДОУ созданы уголки патриотического воспитания. Использование наглядного материала помогает развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, внимание, память.

Для расширения и углубления знаний о бытовых предметах старины, об укладе жизни коренных жителей нашего края, организуются экскурсий в мини - музей. В нем дети получают много полезных сведений о коренных жителях нашего края, об их прошлом и настоящем, знакомятся с домашней утварью.

Заключение

Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, республикой, с ее народом, бытом и традициями, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю. Чем больше дети будут узнавать интересного о родном крае, тем глубже и сильнее они проникнутся любовью к своей малой Родине и ко всей Отчизне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приобщение дошкольников к исследовательской деятельности

через краеведение»

  Человек должен гордиться своей Родиной. Любовь к Отчизне необходимо закладывать с раннего детства. «Беречь все, что делает нас русскими» - эта тема для углубленной работы в дошкольном учреждении.
       Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след. Что–то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном ложится на карту истории. 


Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от предыдущей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу. 
Вехи истории - это три угла: вчера, сегодня, завтра. 
        «Вчера» - признание достоинства и ценности опыта предыдущих поколений.
        «Сегодня»-  возрождение забытого, создание новых традиций, пробуждение духовной культуры.
        «Завтра»-  гармонично развитая личность.
Сохраняя традиции своего народа, знакомя детей с обычаями других народов, мы расширяем социальный кругозор ребенка, гармонически развиваем его личность.
       «Вчера» - выявление и учет состояния генетической линии, здоровье ребенка с момента появления его на свет.
       «Сегодня» - воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие способностей ребенка.
       «Завтра» - нравственно- эмоциональная и интеллектуально- личностная ориентация в окружающем мире.
Треугольник «Вчера - сегодня- завтра» позволяет выстроить модель гражданского образования. Во главе стоит ребенок.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...

Особая роль в решении этой проблемы отводится детскому саду. Кто как не воспитатель поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские, татарские и мордовские национальные традиции, обычаи, культуру, историю. Необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях.

Начиная работу по воспитанию патриотических чувств, по воспитанию любви к родному краю, нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

- здесь, как и повсюду в стране, люди трудятся. Они трудятся для блага и счастья всех, всегда готовы помочь друг другу; их труд, как и труд всех советских людей, почетен; результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живет в данной местности;

- в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдаются трудовые и боевые традиции: празднование знаменательных дат, почтение памяти погибших героев, проводы новобранцев на службу в армию, традиционное чествование героев труда, празднование дня урожая и т.д.

- в родном краю могут жить люди разных национальностей; их совместный труд, дружба, взаимопомощь становятся иллюстрацией к тому, что в нашей стране, как в единой семье, живут люди разных национальностей;

- здесь, как и по всей нашей стране, берегут и охраняют природу.

Задачи которые стоят перед педагогом по воспитанию и формированию патриотических чувств.

- Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

- Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

- Воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу  соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.

- воспитание эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю;

- формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;

- развитие умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;

- воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей их традициям;

- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

В группах  ДОУ созданы уголки патриотического воспитания. Использование наглядного материала помогает развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, внимание, память.

Для расширения и углубления знаний о бытовых предметах старины, об укладе жизни коренных жителей нашего края, организуются экскурсий в мини - музей. В нем дети получают много полезных сведений о коренных жителях нашего края, об их прошлом и настоящем, знакомятся с домашней утварью.

Заключение

Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, республикой, с ее народом, бытом и традициями, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю. Чем больше дети будут узнавать интересного о родном крае, тем глубже и сильнее они проникнутся любовью к своей малой Родине и ко всей Отчизне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение дошкольников к русской культуре через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами"

Многие озвученные игрушки появились еще в далеком прошлом. Наиболее древние игрушки относятся к I-II векам. В древнерусских городах при раскопках найдено немало глиняных свистулек, погремушек и трещот...

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

приобщение дошкольников к русской культуре через знакомство с народной игрушкой

В статье собран материал о разнообразии народной игрушки, историей возникновения и видах народной тряпичной куклы....

Семинар "Приобщение дошкольников к экологической культуре через воспитание интереса и бережного отношения к живой природе"

Семинар на РМО по экологическому воспитанию дошкольников. С 2014 года я являюсь руководителем РМО по экологическому вопитанию дошкольников.В ноябре 2014 года провела семинар на базе нашего детско...

Приобщение дошкольников к художественной литературе через творчество Евгения Ивановича Чарушина

Задачи:Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина;Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;Воспитывать сп...

Выступление с проектом «Приобщение дошкольников к экологическому воспитанию через экспериментально – исследовательскую деятельность»

Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о живом вокруг нас выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры ...

Статья: «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ».

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением  открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, те...