Презентация "Традиционные и нетрадиционные методы лепки"
консультация
Презентация создана для консультации педагогов детского сада о разных техниках лепки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prez_lepka.ppt | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лепка в детском саду представляет собой изобразительную деятельность, в процессе которого из пластических материалов создаются объемные или рельефные образы или композиции (другими словами = элементарную скульптуру)
Только занимаясь лепкой: -ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязанностью его частей, в лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает ее своими руками со всех сторон, дети учатся объемному способу изображения предметов; -формируются навыки работы двумя руками, умение координировать движение рук; -очень активно развиваются: -мелкая моторика пальцев, а значит речь, -ручные умения и навыки, готовность руки к письму, -глазомер, пространственное мышление; -развивается наблюдательность, т.к. приучаются более внимательно рассматривать предмет; -ребенок знакомится со свойствами пластических материалов; -лепку можно также использовать как элемент конструирования построек из песка, глины, снега, природного материала; -декоративная лепка выступает в качестве одного из основных компонентов дизайна -вылепленные предметы можно использовать в игровой деятельности
Пластические материалы. Глина. Это природный экологически чистый материал. Это землистая масса, которая при смешивании с водой становится пластичной. Для работы нужна глина средней жирности. Перед лепкой глину необходимо очистить: выбрать руками мусор, камешки, высушить, раздробить в брезентовом мешке колотушкой или молотком и просеять в ведро на 1/ 3, затем добавить столько же воды, взболтать деревянной палкой, дать отстояться, аккуратно снять плавающий сверху мусор и слить лишнюю воду. Набухшую глину вычерпывают из ведра, не затрагивая нижнего слоя (там лишний песок и тяжелая фракция мусора), и выкладывают слоем толщиной 1—1,5 см на стопку газет для удаления лишней воды. Подготовленную глину разминают руками до пластичного состояния. Хранить ее лучше в пластмассовом баке или ведре, накрыв влажной тряпкой. Изделия из необожженной глины очень хрупкие и боятся воды. Для ее упрочения можно использовать канцелярский клей или клей ПВА. Подсыхая, глиняно-клеевая масса быстро затвердевает, и размочить ее очень сложно, поэтому хранить сырье необходимо в завязанном полиэтиленовом пакете не дольше суток. Преимущества глины для обучения детей. Она однотонна (цвет отвлекает, приходится сразу продумывать цветовое решение), дает возможность понять целостность формы (а это основное изобразительное свойство!). Глина более пластична. Из глины сначала лепят, лишь потом раскрашивают. Изделия прочнее, пластилин легко деформируется.
Пластилин— искусственный материал, в составе порошка глины + воск, масла, красители. Различают пластилин скульптурный (сероватых оттенков) и детский. Скульптурный пластилин применяют скульпторы, художники, лепщики. Требует предварительной подготовки: его слегка подогревают, помещая коробки вблизи источника тепла. Для того чтобы долго сохранять скульптурки из пластилина, можно покрыть их лаком, предварительно обваляв в муке, зубном порошке или меле. Пластилин хорошо использовать для детей 5-7 лет, когда хорошо развиты мелкие мышцы рук для изображения мелких деталей (украшения, растительные формы в сюжетной лепке). У воспитанников старших групп должны быть индивидуальные готовые наборы пластилина, за состоянием которых дети должны следить, раскладывая оставшийся пластилин по цветам. Пластика (полимерная глина) — разновидность пластилина. Изделия из пластики более прочны, чем из пластилина. Застывает на воздухе или при нагревании.
Мукосоль, или соленое тесто. Первый способ: 1 стакан муки + 1/2 стакана соли + 1/4 стакана воды (+ раст.масло) Второй способ (без соли): 1 стакан муки + 1/4 стакана воды + 1 столовая ложка клея ПВА (этот рецепт применяют, чтобы у детей не было раздражения кожи рук от соли). Приятный на ощупь, пластичный, мягкий, экологичный, легко отмывается и не оставляет следов. Правильная подготовка материала делает его прочным, не трескающимся, не крошащимся. Поделки из соленого теста можно расписывать и покрывать лаком или окрасить само тесто, добавив пищевой краситель при замешивании.
Бумажная масса для лепки из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо заваренного крахмального клейстера. Из нее можно лепить любые фигуры для работы в технике бумагопластики. При высыхании они становятся жесткими и прочными. Их можно расписать, а потом покрыть лаком, клеем или парафином. Вместо бумажной массы для лепки можно использовать также опилки (в охлажденный мучной клейстер добавляют пищевую соду, несколько ложек столярного клея, опилки и перемешивают). Выполненные из полученной массы изделия сушат в теплом месте. Поверхность таких фигурок имеет красивую фактуру.
Папье-маше — одна из художественных техник, заключающихся в создании силуэта различных предметов, путем предварительного многослойного их оклеивания с последующим оформлением. Снег и песок. Одно из условий работы с этими материалами — достаточная влажность. Сухой песок рассыпается, снег в морозную погоду не лепится, но стоит только этим материалам набрать необходимую влажность, как они начинают удерживать придаваемую форму. Обычно изделия из этих материалов выполняются довольно больших размеров и служат для игры. Инструментами для обработки таких скульптур также являются игрушечные лопатки, совки, формочки и пр.
В работе с детьми используется 3 основных видов лепки: предметная, сюжетная и декоративная. Каждый их этих видов проводятся как по заданию воспитателя, так и по замыслу. Предметная (=изображение отдельных конкретных предметов), Сюжетная (=лепные композиции на определенную тему) проводится в старших группах. Сюжетом могут быть эпизоды из окружающей жизни, из сказок и рассказов. Декоративная (=создание декоративных изделий = украшения, народная глиняная посуда, народные игрушки, декоративные пластины («изразцы» = гончарные изделия в виде глиняных плиток для облицовки стен, печей, каминов). Другие виды лепки: Комплексная – комбинируя разные способы лепки (создаем предмет, затем декорируем) Модульная лепка – из большого количества одинаковых деталей (по типу мозаики), например: из шариков Лепка из пластин (прямоугольные, квадратные формы) – домики, шкатулки Лепка по форме, используя прочные готовые формы: банки, коробки, бутылки, контейнеры (от киндера) Пластилинография – нетрадиционная техника лепки = «рисование» пластилином на горизонтальной поверхности
Основные приемы лепки используемые в пластилинографии Разминание Отщипывание Скатывание Сплющивание Раскатывание Надавливание Размазывание Прищипывание Вдавливание Разрезание Заострение Соединение деталей
Скатывание - формирование шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями между ладонью и столом.
маленький шарик, скатывают между большим и указательным пальцами.
Лепка из шариков и горошин.
Сплющивание – сжимание куска пластилина с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек пластилина сплющивают двумя пальцами – большим и указательным Средний кусочек пластилина – придавливают между ладонями
Лепка из дисков
Раскатывание – формирование фигур цилиндрической формы путем скатывания его вперед-назад между ладонями Чтобы получить длинный и тонкий жгутик ,то лучше его раскатывать на доске, слегка прижимая ладонью Ленточки-полоски делают приемом расплющивания из валика
Лепка из жгутиков
Ровные и длинные валики с круглым поперечным сечением можно получить, продавливая пластилин через чесноковыжималку. Эти детали используются для изображения лепестков и стеблей цветов, прядей, завитков .
Лепка объёмных форм из отдельных частей (ленточек)
Разрезание – деление куска пластилина при помощи стеки на кусочки меньшего размера
Создание фактурной поверхности можно получить продавливанием тонких бороздок кончиками ножниц, шилом, стекой, расческой.
Создание резного края срез пластилиновой пластинки надрезается ножницами, скальпелем или придавливается стекой под углом . Этот метод применяется при изображении листьев, кроны деревьев.
Отпечатки различными предметами можно использовать в работе зубочистки, колпачки от фломастеров, старые стержни от ручки, коктейльные трубочки .
Смешивание пластилина – соединять лучше не более 2-х цветов пластилина одновременно, хорошо разогреть в руках и скатать в один валик. Полученный валик перегибают пополам, тщательно раскатывают и складывают пополам до тех пор пока кусок пластилина не станет однородного цвета.
Размазывание - надавливание на скатанный шарик пластилина указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки. Размазывание всего кусочка пластилина по основе Размазывание кусочка пластилина за один край
Лепка с применением контура
Эффект «мраморности» пластилиновые валики разных цветов скручиваются жгутом слегка перемешиваются, но не допускается полное поглощение красок. Колорит комбинируемых красок при нанесении на полотно должен просматриваться разноцветными разводами.
Эффект пушистости и рыхлости элементов картины достигается трением или продавливанием пластилина через металлическое ситечко.
Разрезание слоенного пластилина необходимо несколько цветных пластилиновых лепешек или валиков уложить слоями друг на друга и разрезать
Крученый пластилин Для этого нужно перекрутить два куска пластилина разного цвета , предварительно раскатанные в ровные валики. Перекрученную заготовку можно раскатать дощечкой или размазать на картине
Прищипывание соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму
В процессе обучения детей техники пластилиновой живописи не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры и отдыха.
Надеюсь,мною выбранная тема заинтересовала еще кого-нибудь из педагогов и вы внесёте ее в свою творческую работу. Самое главное в этой работе – сделать так, чтобы ребёнок радовался полноценному творческому процессу и его результату.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план кружка «Мастерская пчёлок» нетрадиционный метод лепки – пластилинография старшая группа
В материале предоставлена программа кружка по пластилинографии в старшей группе...
Развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики при плановом проведении занятий с использованием нетрадиционных методов лепки, аппликации и бумаготворчества
Самообразование воспитателя ДОУРазработка и проведение цикла занятий с детьми с использованием нетрадиционных методов лепки, аппликации и бумаготворчества, нацеленных на развитие сенсорного воспр...
Мастер класс нетрадиционного метода лепки (размазывание) «Белый медведь»
Мастер класс нетрадиционного метода лепки (размазывание) «Белый медведь»Кустова Ю.М.Цель: расширять и уточнять представлений детей об окружающем мире и закрепления и обобщения знаний об из...
Нетрадиционные методы лепки в ДОУ
laquo;Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях: как сохранить здоровье детей» В настоящее время актуальна проблема сохранения здоровья населения, в том числе...
Методическая разработка: "Нетрадиционные методы лепки с использованием природного материала".
Методическая разроботка: "Нетрадиционные методы лепки с использованием природного материала"....
Нетрадиционный метод лепки."Осеннее дерево"
Нетрадиционный метод лепки.Тема "Осеннее дерево"Такой метод пластилиновой живописи из шприца не сможет оставить равнодушным даже самого требовательного ребенка.Задачи:- обучить при...
Самообразование "Нетрадиционный метод лепки-пластилинография"
Материал содержит план работы с детьми 3-4 лет по работе с ластилином (пластилинография) расчитан на полный учебный курс...