Нетрадиционные методы лепки в ДОУ
статья по физкультуре (средняя группа)
«Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях: как сохранить здоровье детей»
В настоящее время актуальна проблема сохранения здоровья населения, в том числе детей дошкольного возраста. Постоянные вирусные инфекции подрывают иммунитет ребенка. Поэтому с каждым разом, когда ребенок болеет, его ослабленному организму сложно справиться с недугами.
В связи с повышенной заболеваемостью детей дошкольного возраста, особенно вирусами ОРВИ в зимний период, государство взяло под личный контроль работу дошкольных образовательных учреждений по здоровьесбережению воспитанников.
Действительно, здоровье выступает главной ценностью жизни и находится на первой ступени иерархии потребностей человека. В свою очередь, фактором роста и развития ребенка, а также особым условием воспитания дошкольников является привычка к здоровому образу жизни. Учитывая это, становится понятно, почему вопросы сохранения и укрепления здоровья не теряют свою значимость на протяжении уже длительного времени, а привитие дошкольникам привычки к ведению здорового образа жизни стало важнейшим направлением государственной политики .
Федеральный закон «Об образовании в РФ», Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ, ФГОС ДО, «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» № 2.4.1.3049 содержат основные положения в рамках данного направления.
В п.1 «Демографическая политика и политика народосбережения» раздела III «Развитие человеческого потенциала» Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятой Распоряжение Правительства от 17.11.2008 № 1662-р основной акцент делается «на сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни». Концепция определяет одно из направлений образовательной политики государства – охрана здоровья дошкольников.
ФГОС ДО также относит к основной задаче современного российского дошкольного образования охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, привитие им основ здорового образа жизни и бережного отношения к своему здоровью является основной задачей.
Кроме того, Стандарт установил ряд требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, результатом реализации которых будет создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников [3].
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством политика государства направлена не только на сохранение здоровья воспитанников, но и на активное формирование у них и их семьи основ здорового образа жизни. Пропаганда здорового образа жизни тесно связана с информированием о вреде низкой физической активности, нерационального и несбалансированного питания, потребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ также обучение навыкам по соблюдению правил гигиены и режима труда, учебы, режима и структуры питания.
Здоровый образ жизни определяется целым комплексом условий, таких как медико-гигиенические, социально-экономические и экологические, к которым относятся:
- Правильный (рациональный) распорядок дня;
- Правильное питание;
- Двигательная активность;
- Соблюдение правил гигиены.
Отношение ребенка к здоровому образу жизни определяется его общей культурой, ценностями и привычками.
Систематичность и целенаправленность воспитания и образования способствуют развитию навыков здорового образа жизни [1].
Формирование здорового образа жизни должно происходить как в дошкольном учреждении, так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ.
Т.к. здоровье предполагает полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, поэтому в настоящих условиях необходимо применение здоровьесберегающих технологий.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогической науке недавно, но уже получило массовое внимание. Его изучением занимаются известные российские педагоги Н.С. Смирнов, В.Д. Сонькин, О.В. Петров и др. В своих исследованиях они говорят о том, что здоровьесберегающие технологии способствуют духовному, эмоциональному, интеллектуальному, личностному и физическому здоровью всех субъектов образования.
В дошкольном учреждении выделены следующие их виды:
1. Медико-профилактические технологии обеспечивают сохранение и приумножения здоровья в соответствии с медицинскими требованиями.
2. Основными оздоровительными мероприятиями являются:
-соблюдение санитарных правил и норм, касающихся санитарно-эпидемиологического режима и создания гигиенических условий жизнедеятельности детей;
-организация здорового сбалансированного питания и витаминизация, а также обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду;
-проведение лечебно-профилактической работы с детьми и персоналом;
-физическое воспитание детей.
3. Здоровьесберегающие образовательные технологии направлены на воспитание валеологической культуры, так называемой культуры здоровья с целью формирования у детей осознанного отношения к здоровому образу жизни, накопления знаний о здоровье и развития умений беречь его. Отличительный признак данных технологий состоит в том, что они предполагают использование психолого-педагогических приемов, методов, а также подходов к решению возникающих проблем.
4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка способствуют:
-обеспечению у него эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;
-обеспечению социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья.
5. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов. Заботливое и внимательное отношение взрослых к ребенку благоприятно сказывается на его здоровье и физическом развитии. В этом аспекте существует некоторая закономерность: педагог, который занимается сохранением здоровья ребенка, сама должен быть здоров и иметь валеологические знания. Также он не должен быть переутомлен работой, ему необходимо объективно оценивать свои возможности, достоинства и недостатки, непосредственно связанные с педагогической деятельностью.
6. Валеологическое просвещение родителей. Идея данного вида здоровьесберегающих технологий состоит в том, что главным воспитателем ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольных учреждениях направлены на обеспечение адаптации ребенка в социуме, реализацию потребностей детей в двигательной активности, в эффективном развитии двигательных и физических качеств. Физическое и психологическое состояние воспитанников зависит не только от условий в детском саду, но и от атмосферы в семье, от культуры и ценностей. Поэтому реализация государственной политики в области охраны здоровья должна осуществляться совместными усилиями дошкольных учреждений и родителями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях: как сохранить здоровье детей»
В настоящее время актуальна проблема сохранения здоровья населения, в том числе детей дошкольного возраста. Постоянные вирусные инфекции подрывают иммунитет ребенка. Поэтому с каждым разом, когда ребенок болеет, его ослабленному организму сложно справиться с недугами.
В связи с повышенной заболеваемостью детей дошкольного возраста, особенно вирусами ОРВИ в зимний период, государство взяло под личный контроль работу дошкольных образовательных учреждений по здоровьесбережению воспитанников.
Действительно, здоровье выступает главной ценностью жизни и находится на первой ступени иерархии потребностей человека. В свою очередь, фактором роста и развития ребенка, а также особым условием воспитания дошкольников является привычка к здоровому образу жизни. Учитывая это, становится понятно, почему вопросы сохранения и укрепления здоровья не теряют свою значимость на протяжении уже длительного времени, а привитие дошкольникам привычки к ведению здорового образа жизни стало важнейшим направлением государственной политики .
Федеральный закон «Об образовании в РФ», Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ, ФГОС ДО, «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» № 2.4.1.3049 содержат основные положения в рамках данного направления.
В п.1 «Демографическая политика и политика народосбережения» раздела III «Развитие человеческого потенциала» Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятой Распоряжение Правительства от 17.11.2008 № 1662-р основной акцент делается «на сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни». Концепция определяет одно из направлений образовательной политики государства – охрана здоровья дошкольников.
ФГОС ДО также относит к основной задаче современного российского дошкольного образования охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, привитие им основ здорового образа жизни и бережного отношения к своему здоровью является основной задачей.
Кроме того, Стандарт установил ряд требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, результатом реализации которых будет создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников [3].
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством политика государства направлена не только на сохранение здоровья воспитанников, но и на активное формирование у них и их семьи основ здорового образа жизни. Пропаганда здорового образа жизни тесно связана с информированием о вреде низкой физической активности, нерационального и несбалансированного питания, потребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ также обучение навыкам по соблюдению правил гигиены и режима труда, учебы, режима и структуры питания.
Здоровый образ жизни определяется целым комплексом условий, таких как медико-гигиенические, социально-экономические и экологические, к которым относятся:
- Правильный (рациональный) распорядок дня;
- Правильное питание;
- Двигательная активность;
- Соблюдение правил гигиены.
Отношение ребенка к здоровому образу жизни определяется его общей культурой, ценностями и привычками.
Систематичность и целенаправленность воспитания и образования способствуют развитию навыков здорового образа жизни [1].
Формирование здорового образа жизни должно происходить как в дошкольном учреждении, так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ.
Т.к. здоровье предполагает полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, поэтому в настоящих условиях необходимо применение здоровьесберегающих технологий.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогической науке недавно, но уже получило массовое внимание. Его изучением занимаются известные российские педагоги Н.С. Смирнов, В.Д. Сонькин, О.В. Петров и др. В своих исследованиях они говорят о том, что здоровьесберегающие технологии способствуют духовному, эмоциональному, интеллектуальному, личностному и физическому здоровью всех субъектов образования.
В дошкольном учреждении выделены следующие их виды:
1. Медико-профилактические технологии обеспечивают сохранение и приумножения здоровья в соответствии с медицинскими требованиями.
2. Основными оздоровительными мероприятиями являются:
-соблюдение санитарных правил и норм, касающихся санитарно-эпидемиологического режима и создания гигиенических условий жизнедеятельности детей;
-организация здорового сбалансированного питания и витаминизация, а также обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду;
-проведение лечебно-профилактической работы с детьми и персоналом;
-физическое воспитание детей.
3. Здоровьесберегающие образовательные технологии направлены на воспитание валеологической культуры, так называемой культуры здоровья с целью формирования у детей осознанного отношения к здоровому образу жизни, накопления знаний о здоровье и развития умений беречь его. Отличительный признак данных технологий состоит в том, что они предполагают использование психолого-педагогических приемов, методов, а также подходов к решению возникающих проблем.
4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка способствуют:
-обеспечению у него эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;
-обеспечению социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья.
5. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов. Заботливое и внимательное отношение взрослых к ребенку благоприятно сказывается на его здоровье и физическом развитии. В этом аспекте существует некоторая закономерность: педагог, который занимается сохранением здоровья ребенка, сама должен быть здоров и иметь валеологические знания. Также он не должен быть переутомлен работой, ему необходимо объективно оценивать свои возможности, достоинства и недостатки, непосредственно связанные с педагогической деятельностью.
6. Валеологическое просвещение родителей. Идея данного вида здоровьесберегающих технологий состоит в том, что главным воспитателем ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольных учреждениях направлены на обеспечение адаптации ребенка в социуме, реализацию потребностей детей в двигательной активности, в эффективном развитии двигательных и физических качеств. Физическое и психологическое состояние воспитанников зависит не только от условий в детском саду, но и от атмосферы в семье, от культуры и ценностей. Поэтому реализация государственной политики в области охраны здоровья должна осуществляться совместными усилиями дошкольных учреждений и родителями воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план кружка «Мастерская пчёлок» нетрадиционный метод лепки – пластилинография старшая группа
В материале предоставлена программа кружка по пластилинографии в старшей группе...
Развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики при плановом проведении занятий с использованием нетрадиционных методов лепки, аппликации и бумаготворчества
Самообразование воспитателя ДОУРазработка и проведение цикла занятий с детьми с использованием нетрадиционных методов лепки, аппликации и бумаготворчества, нацеленных на развитие сенсорного воспр...
Мастер класс нетрадиционного метода лепки (размазывание) «Белый медведь»
Мастер класс нетрадиционного метода лепки (размазывание) «Белый медведь»Кустова Ю.М.Цель: расширять и уточнять представлений детей об окружающем мире и закрепления и обобщения знаний об из...
Презентация "Традиционные и нетрадиционные методы лепки"
Презентация создана для консультации педагогов детского сада о разных техниках лепки....
Методическая разработка: "Нетрадиционные методы лепки с использованием природного материала".
Методическая разроботка: "Нетрадиционные методы лепки с использованием природного материала"....
Нетрадиционный метод лепки."Осеннее дерево"
Нетрадиционный метод лепки.Тема "Осеннее дерево"Такой метод пластилиновой живописи из шприца не сможет оставить равнодушным даже самого требовательного ребенка.Задачи:- обучить при...
Самообразование "Нетрадиционный метод лепки-пластилинография"
Материал содержит план работы с детьми 3-4 лет по работе с ластилином (пластилинография) расчитан на полный учебный курс...