Статья для педагогов «Образовательная ситуация, как форма организации сюжетно-ролевой игры»
материал

Бычкова Евгения Петровна

Предназначена для педагогов дошкольных учреждений

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Образовательная ситуация

как форма организации сюжетно-ролевой игры»

Работая воспитателем с детьми среднего дошкольного возраста вижу, что по сравнению с младшим возрастом, детям 4 - 5 лет характерно новое содержание развития. Воспитанники начинают уходить от предметного мира, которым они в полной мере пресытились, их начинает интересовать социальный мир во всех его связях, соподчинениях. Дети начинают воспринимать предметы не как отдельные, а в связке, то есть предметный мир начинает выглядеть для них более социально. Следовательно, основным направлением для меня становятся познание социальных отношений, связей. Также в этом возрасте появляется сюжетно-ролевая игра.

Все мы знаем, что для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением.

Для усиления интереса детей к знаниям, которые содержатся в игровой деятельности, детям предлагается занять активную ролевую позицию.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. В связи с этим педагогу необходимо так представить ситуацию, чтобы воспитанники сами захотели взять на себя ту самую роль, что немало важно для детей среднего возраста.

Воспитанники не могут рассматриваться как пассивные исполнители воли педагогов, а значимым для их развития является их участие в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, в форме сотрудничества. В результате достижения полученной цели мы стали использовать образовательные ситуации.

Образовательная ситуация – это ситуация, в которой развитие личности происходит естественным образом, без дополнительной мотивации и стимулирования.

Образовательная ситуация помогает мне как педагогу ввести ребят в игровую деятельность, таким образом, чтобы это воспринималось детьми не как насилие или давление, а как собственное, внутреннее желание играть в ту или иную игру.

Сюжетно-ролевая игра проходит у нас во вторую половину дня каждый понедельник.

Перед началом основной игры провожу образовательную ситуацию.

Саму ситуацию начинаю непринужденно, не обращая внимания на всех детей.

Например: перед началом С/р игры «Парикмахерская»

Держу в руках куклу, поглаживаю ее по головке, разговариваю с ней, успокаиваю.

В этот момент подходят девочки и проявляют интерес. В этот момент начинаю свою историю «У Оли длинные волосы. На праздник мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент. Так много, что Оля не знает  что сними делать. Кто же поможет нашей кукле с лентами? Что можно с ними сделать?»

В этот момент после решения проблемы распределяются роли, сразу находятся подружки, которым тоже необходимо заплести ленты.

Перед началом С/р. игры «Магазин»

Держу в руках мягкие игрушки или кукол, сама нахожусь в игровом уголке «Магазин», пытаюсь успокоить игровой персонаж. Именно в это время подходят дети, интересуются, что я делаю, с кем разговариваю.

Я начинаю свою историю: «Мальчики Саша и Петя первый раз пришли в магазин без взрослых, что бы купить себе что-нибудь вкусное. Они не знают как вести себя в магазине, где что продается и где касса. Кто же сможет помочь?»

В этот момент после решения проблемы распределяются роли, кто продавец, кто покупатель, кто помогает мальчикам.

Перед началом С/р игры «Параход»

Образовательная ситуация «Незнайка прислал письмо с просьбой о помощи. Как помочь Незнайке выбраться с необитаемого острова? Кто поможет Незнайке? Чем можем помочь Незнайке?»

В этот момент после решения проблемы распределяются роли, проговариваем последовательность строительство Парохода.

Перед началом С/р игры «Больница»

Образовательная ситуация: в группу заходит медицинская сестра или сам воспитатель надевает медицинский халат и проходит в игровой уголок «Больница». Из уголка берет игровой материал (фонендоскоп) и идет к куклам. Делаю вид что обследую кукол. При этом веду непринужденную беседу. В это время дети обращают внимание на воспитателя и подходят. Я начинаю свою историю: «Вот ребята, посмотрите, на улице осень и наши куклы совсем разболелись. У Кати горло болит, у Светы нос не дышит. Что же нам делать?»

В этот момент после решения проблемы распределяются роли, проговариваем последовательность игры в больницу.

 В результате можно сделать вывод, что образовательная ситуация стимулирует развитие ребенка, так как есть проблема, которая требует поиска решения.

В ходе Образовательной ситуации у ребенка формируются исследовательские отношения.

Образовательная ситуация является эффективным средством организации не только игровой деятельности, но и любой другой детской деятельности, способствующей комплексному развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса ДОО»

В материале рассмотрен вопрос организации образовательного процесса ДОО в форме образовательной ситуации....

Мастер-класс для педагогов "Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры"

В данной методической разработке представлено описание мастер-класса по организации сюжетно-ролевой игры, использование технологических карт. Мастер-класс будет интересен педагогам дошкольных образова...

Интерактивная часть Совета педагогов «Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса в ДОУ»

Цель: повышение компетенций педагогов в ходе использования образовательных ситуаций при взаимодействии с детьми.Задачи:Актуализировать представления педагогов, связанные с понятием «образователь...

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....

«Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса ДОО».

А.В.Хуторской: «Образовательная ситуация обозначает конкретный временной и пространственный участок педагогической реальности, который выполняет функцию стимула и условий создания учениками обра...

Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса ДОО

Образовательная ситуация – это возникающая спонтанно или организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместное решение зад...

Мастер -класс для педагогов"Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры"

Игра рассматривается  как  важное  средство  социализации   ребенка,   его развития.  Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких к...