«Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте».
консультация

Полевая Наталья Александровна

       В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.Основной формой педагогического процесса в детском саду являются занятия (в данном случае занятия по развитию речи). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения. Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_rechi.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Консультация для педагогов

«Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте».

Подготовила: воспитатель                                                                                        Полевая Н.А.

г. Сухиничи, 2020 г.

       В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.

Основной формой педагогического процесса в детском саду являются занятия (в данном случае занятия по развитию речи). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения. Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка?

Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

      В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка.

В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Итак, какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи можно выделить в раннем возрасте? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним некоторые особенности детей раннего возраста:

  • им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;

  • внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;

  • поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков;

  • детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;

  • преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

Таким образом, воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть:

-  во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

- во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

- в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

 Итак, работе по развитию речи детей раннего возраста используются следующие формы совместной деятельности:

  • наблюдение и элементарный труд в природе;
  • сценарии активизирующего общения;
  • игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
  • слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
  • инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;
  •  игры на развитие мелкой моторики рук;
  • дидактические игры и упражнения;
  • бытовые и игровые ситуации;
  •  элементарное экспериментирование.

Существуют некоторые наиболее интересные формы, которые редко показываются на открытых просмотрах. Это наблюдение и элементарный труд в природе и сценарии активизирующего общения.

Наблюдение и элементарный труд в природе.

Знакомству с растительным миром, с комнатными растениями отводится значительное место в воспитании детей раннего возраста. Дети узнают, показывают и называют некоторые комнатные растения, их части. В начале второго года жизни детей начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых по уходу за растениями. Для развития словаря целесообразно использовать приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, необходимо (особенно после 1,5 лет) спрашивать: "Что ты принёс? Где взял? Куда положил?" С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающих.

Один из приёмов активизации речи ребёнка - мотивация действий с предметами и объектами, в данном случае - с комнатными растениями. "Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!", "Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!".

Не следует торопить ребёнка, порицать за медлительность, стремиться сделать за него то, что он способен осуществить самостоятельно. Важно, чтобы ребёнок преодолел трудности, почувствовал объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

Сценарий активизирующего общения.

Воспитатель здесь выступает как неформальный лидер, который заранее разрабатывает определённую программу, сценарий, определённые дидактические задачи. Но строго следовать им он не должен. Реализованный сценарий - результат взаимодействия плана, намеченного воспитателем, и встречной активности детей.

Особенностью сценариев активизирующего общения является то, что участие в играх-сценариях добровольное и каждый ребёнок может "включиться" или "выключиться" в любой момент. Сценарии могут быть рассчитаны на довольно значительное время - от 15 до 35 минут. Но это время работы педагога, а не отдельного ребёнка. Содержанием сценариев являются организованные игры, ситуации общения, доступные возрасту детей. Чтобы дети не переутомлялись, проводится какая-то одна из форм. Дети находятся в привычной, спокойной обстановке и воспитатель может действовать по ситуации: со всей группой детей, с подгруппой или вообще индивидуально.

Воспитатель должен спокойно относиться к тому, что во время совместной деятельности дети как бы "перетекают" с места на место - они занимают позицию то "внутри" играющих, то рядом, то вдалеке.

Успех проведения совместной деятельности во многом зависит от профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям.

Источник: infourok.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте.

Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путем и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения....

Консультация для воспитателей Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте.

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи . Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию...

«Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте». (из опыта работы)

Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком , в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество . Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы...

Презентация "Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте"

ЦЕЛЬ: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.Родители познакомятся с формами совместной деятельности по развитию...