Музыка и дети дошкольного возраста
статья

Гурьянова Надежда Александровна

«Музыка и дети дошкольного возраста»

Влияние музыки на развитие личности огромно благодаря ее специфическим возможностям воздействовать на сферу чувств, внутренний мир человека. Но для того, чтобы музыка стала для ребенка дошкольного возраста значимой, приобрела личностный 
смысл (только в этом случае она выполнит свою воспитательную функцию, необходимо уметь понимать, воспринимать ее идейно-образный и нравственный потенциал). 
Понять музыкальное произведение можно лишь овладев приемами, позволяющими раскрыть его содержание и форму, иначе говоря, овладев музыкальным языком. «Обучение музыке должно быть одним из важнейших элементов воспитания человека…Музыке нужно учить всех в той или иной степени…» А.Гольденвейзер.

        Всем понятно, что музыка интересна и привлекательна детям дошкольного возраста. А вот какую музыку предпочитают дошкольники, как правильно развить музыкальность у ребёнка? Такие вопросы редко интересуют родителей. Обычно родители вспоминают о том, что ребёнку не помешает учить музыку, когда он уже пошёл в школу. Но обучение в школе чтению, математике приносит ребёнку моральное удовлетворение, так как теперь он самостоятельно может читать стихи и сказки, которые ему читала мама, он сам может производить не сложные математические действия. Всё это способствует развитию ребёнка. А что же происходит при обучении музыке? 

       Ребёнка заставляют учить ноты, разучивать гаммы, различные музыкальные этюды, обучают, как правильно держать пальцы, как правильно сидеть. Но ребёнок, особенно дошколята, всё это не считают музыкой. Очень часто ребёнок учиться играть на каком-либо инструменте, но не разучивает, ни одной знакомой ему детской песни. А музыка, которую его заставляют учить, ему не понятна, занятия музыкой соответственно становятся не интересными. Поэтому необходимо с раннего детства развивать музыкальность в детях. Если ребёнок имеет много музыкальных впечатлений, ему намного легче понимать и слушать различную музыку. Известно, что уже в утробе матери плод реагирует на музыку, особенно положительно на классическую: Моцарт, Бах, Вивальди. Конечно же, на музыкальный вкус ребёнка влияет среда, в которой растёт малыш, музыкальные предпочтения его родителей. Сначала ребёнку нравится классическая музыка (больший процент детей интересуется классической музыкой), затем по мере взросления добавляется музыка из мультфильмов, музыка которую он слышит по радио, телевидению. Что же ребёнок думает о музыке, какая её роль в жизни человека? 
Большинство дошкольников считают, что музыка просто необходима человеку. Под неё можно петь, танцевать, грустить, развлекаться, отдыхать, отмечать праздники, так они выражают своё отношение к музыке. В основном дошколята отдают предпочтение весёлой, подвижной музыке. 
Дошколята знают, что пишут музыку композиторы, знают некоторые музыкальные инструменты, в основном это пианино, барабан, гитара. В этом возрасте они понимают, что музыку можно исполнять на нескольких инструментах одновременно. Дети различают музыкальные жанры: могут отличить вальс, марш. Понимают, что такое балет, но сложно для их восприятия: опера, хоровая музыка. Любимым музыкальным жанром детей является песня. Дети поют, когда играют, когда купаются, одеваются. Они поют, так как испытывают потребность своего эмоционального выражения. Поют, когда хотят самоутвердиться в своём коллективе. Поют, когда хотят привлечь к себе внимание окружающих. Дошкольники любят совмещать различную деятельность: петь и танцевать, играть на музыкальном инструменте и себе подпевать, рисовать и слушать музыку или петь. Дети способны различать характер музыкальных произведений. Когда приходят гости, они просят поставить весёлую музыку, в детском саду предпочитают детские песни или классическую музыку. Дома любят слушать современные песни. 

Старайтесь поддерживать эту любовь к музыке у ребёнка. Объясняйте некоторые музыкальные произведения, найдите отрывки из музыкальных произведений, которые выражают различные эмоции. Ведь в этом возрасте ребёнок только учиться понимать и слушать музыку. Если Вы любите напевать, делайте это вместе с ребёнком. Старайтесь, чтобы ребёнок ежедневно слушал классическую музыку, можно сделать пятиминутки: включить классическое музыкальное произведение и немного расслабиться, отдохнуть вместе с ребёнком. Посещайте театры, дошколята любят смотреть балет, очень хорошо воспринимают Чайковского «Щелкунчик». Если ребёнок занимается в музыкальной школе, очень важно, чтобы родители принимали активное участие в обучении. Устраивайте домашние концерты, в которых вместе с ребёнком исполняйте различные музыкальные произведения, пусть это будут детские песенки, а может что-то из современных песен. Принимая участие в таких концертах, ребёнок понимает, что он приносит радость, веселье а значит музыка – это добро. Поощряйте игру ребёнка на музыкальном инструменте, которой он обучается в музыкальной школе, даже, если Вам кажется, что ребёнок играет, не очень хорошо, сначала аплодисменты, а потом тактично скажите свои замечания.
Помните, что занятия музыкой развивают интеллектуально. При музыкальных занятиях работают все отделы головного мозга. Различные исследования показывают, что музыкальное обучение повышает успехи в чтении, развивает слух, пространственное мышление, развиваются нравственные качества ребёнка. Прослушивание коротких музыкальных фрагментов активизирует аналитические отделы мозга

Теперь вы знаете, как тесно связаны музыка и дети дошкольного возраста.  

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музыка15.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыка и дети дошкольного возраста»

Влияние музыки на развитие личности огромно благодаря ее специфическим возможностям воздействовать на сферу чувств, внутренний мир человека. Но для того, чтобы музыка стала для ребенка дошкольного возраста значимой, приобрела личностный 
смысл (только в этом случае она выполнит свою воспитательную функцию, необходимо уметь понимать, воспринимать ее идейно-образный и нравственный потенциал). 
Понять музыкальное произведение можно лишь овладев приемами, позволяющими раскрыть его содержание и форму, иначе говоря, овладев музыкальным языком. «Обучение музыке должно быть одним из важнейших элементов воспитания человека…Музыке нужно учить всех в той или иной степени…» А.Гольденвейзер.

        Всем понятно, что музыка интересна и привлекательна детям дошкольного возраста. А вот какую музыку предпочитают дошкольники, как правильно развить музыкальность у ребёнка? Такие вопросы редко интересуют родителей. Обычно родители вспоминают о том, что ребёнку не помешает учить музыку, когда он уже пошёл в школу. Но обучение в школе чтению, математике приносит ребёнку моральное удовлетворение, так как теперь он самостоятельно может читать стихи и сказки, которые ему читала мама, он сам может производить не сложные математические действия. Всё это способствует развитию ребёнка. А что же происходит при обучении музыке? 

       Ребёнка заставляют учить ноты, разучивать гаммы, различные музыкальные этюды, обучают, как правильно держать пальцы, как правильно сидеть. Но ребёнок, особенно дошколята, всё это не считают музыкой. Очень часто ребёнок учиться играть на каком-либо инструменте, но не разучивает, ни одной знакомой ему детской песни. А музыка, которую его заставляют учить, ему не понятна, занятия музыкой соответственно становятся не интересными. Поэтому необходимо с раннего детства развивать музыкальность в детях. Если ребёнок имеет много музыкальных впечатлений, ему намного легче понимать и слушать различную музыку. Известно, что уже в утробе матери плод реагирует на музыку, особенно положительно на классическую: Моцарт, Бах, Вивальди. Конечно же, на музыкальный вкус ребёнка влияет среда, в которой растёт малыш, музыкальные предпочтения его родителей. Сначала ребёнку нравится классическая музыка (больший процент детей интересуется классической музыкой), затем по мере взросления добавляется музыка из мультфильмов, музыка которую он слышит по радио, телевидению. Что же ребёнок думает о музыке, какая её роль в жизни человека? 
Большинство дошкольников считают, что музыка просто необходима человеку. Под неё можно петь, танцевать, грустить, развлекаться, отдыхать, отмечать праздники, так они выражают своё отношение к музыке. В основном дошколята отдают предпочтение весёлой, подвижной музыке. 
Дошколята знают, что пишут музыку композиторы, знают некоторые музыкальные инструменты, в основном это пианино, барабан, гитара. В этом возрасте они понимают, что музыку можно исполнять на нескольких инструментах одновременно. Дети различают музыкальные жанры: могут отличить вальс, марш. Понимают, что такое балет, но сложно для их восприятия: опера, хоровая музыка. Любимым музыкальным жанром детей является песня. Дети поют, когда играют, когда купаются, одеваются. Они поют, так как испытывают потребность своего эмоционального выражения. Поют, когда хотят самоутвердиться в своём коллективе. Поют, когда хотят привлечь к себе внимание окружающих. Дошкольники любят совмещать различную деятельность: петь и танцевать, играть на музыкальном инструменте и себе подпевать, рисовать и слушать музыку или петь. Дети способны различать характер музыкальных произведений. Когда приходят гости, они просят поставить весёлую музыку, в детском саду предпочитают детские песни или классическую музыку. Дома любят слушать современные песни. 

Старайтесь поддерживать эту любовь к музыке у ребёнка. Объясняйте некоторые музыкальные произведения, найдите отрывки из музыкальных произведений, которые выражают различные эмоции. Ведь в этом возрасте ребёнок только учиться понимать и слушать музыку. Если Вы любите напевать, делайте это вместе с ребёнком. Старайтесь, чтобы ребёнок ежедневно слушал классическую музыку, можно сделать пятиминутки: включить классическое музыкальное произведение и немного расслабиться, отдохнуть вместе с ребёнком. Посещайте театры, дошколята любят смотреть балет, очень хорошо воспринимают Чайковского «Щелкунчик». Если ребёнок занимается в музыкальной школе, очень важно, чтобы родители принимали активное участие в обучении. Устраивайте домашние концерты, в которых вместе с ребёнком исполняйте различные музыкальные произведения, пусть это будут детские песенки, а может что-то из современных песен. Принимая участие в таких концертах, ребёнок понимает, что он приносит радость, веселье а значит музыка – это добро. Поощряйте игру ребёнка на музыкальном инструменте, которой он обучается в музыкальной школе, даже, если Вам кажется, что ребёнок играет, не очень хорошо, сначала аплодисменты, а потом тактично скажите свои замечания.
Помните, что занятия музыкой развивают интеллектуально. При музыкальных занятиях работают все отделы головного мозга. Различные исследования показывают, что музыкальное обучение повышает успехи в чтении, развивает слух, пространственное мышление, развиваются нравственные качества ребёнка. Прослушивание коротких музыкальных фрагментов активизирует аналитические отделы мозга

Теперь вы знаете, как тесно связаны музыка и дети дошкольного возраста.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год. Образовательная область «Музыка» для детей дошкольного возраста (2-7 лет)

Рабочая учебная программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, псих...

Рабочая программа. Образовательная область "Музыка" для детей дошкольного возраста (2-7 лет)

По реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения....

Рабочая программа (приложение к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, реализуемой в МБДОУ) образовательной области «Музыка» для детей дошкольного возраста (от 2-7 лет)

Содержание          I.  Целевой раздел1.1 Пояснительная записка.1.1.1. Нормативные документы для разработки рабочей программы1.1.2. Цели и задачи1.1.3...

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год Образовательная область «Музыка» для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет)

Настоящая рабочая программа «Музыкальное воспитание в ДОУ» осуществляется на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы» (Под редакцией Н.Е.Вераксы, Н.Е. Комаро...

ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Музыка» Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2019-2020 учебный год

ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программыдошкольного образовательного учрежденияобразовательная область «Художественно – эстетическое развитие»«Музыка...

ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Музыка» Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2019-2020 учебный год

ГОДОВОЙ ПЛАН  По реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Муз...