Пальчиковые игры в средней группе
картотека (средняя группа)

Симонова Екатерина Алексеевна

"Ум ребенка  находится на кончиках его пальце" 

В.А. Сухомлинский

Уже давно ученые доказали тесную взаимосвязь между руками (пальчиками ) и речевым отделом мозга. Пальчиковые игры -  это уникальное средство  развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов  с использованием "пальчиковой" гимнастики ,стимулирует развитие речи ,пространственного мышления ,воображения , воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr_v_sredney_gruppe.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Сентябрь

«Паучок»

На изогнутый сучок,

Сломанный, осенний,

Опустился паучок

С крестиком на спинке.

Свил уютный гамачок,

Сам — в сторонку

И молчок.

Правую кисть, шевеля пальцами, опускают сверху на левую кисть.

Кладут указательные пальцы друг на друга «крестиком».

Пальцы правой руки складывают в щепоть и опускают сверху в левую ладонь, сложенную «лодочкой».

Пальцами правой руки «пробегают» по левой руке от кисти до локтя.

Правый указательный палец прикладывают к губам.

«Осенний букет»

Пошли пальчики гулять,

Стали листья собирать:

Красный листик, желтый

листик.

А потом давай считать:

Один, два, три, четыре, пять!

Сколько листиков собрали

Пять!

С листьями осенними будем мы играть,

 С листьями осенними будем танцевать. 

«Пробегают» пальчиками по бедрам к коленям.

Поочередно прикасаются подушечками пальцев, начиная с указательного, к большому

Поочередно загибают пальцы на одной руке.

Протягивают вперед ладошки.

Поднимают вверх одну руку,

широко раздвинув пальцы.

Октябрь

«Друзья – садоводы»

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл

. (Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога

Указал ему дорогу

. (Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")

Средний палец самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

(Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)

Безымянный подбирает

(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

А мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает (Отгибаем мизинчик) 

«Мышка»

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась.

(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит,

(Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

«Летела сова»

(Машем руками)

Летела сова,

Весёлая голова. Летела-летела,

(Кладём руки на голову)

На головку села. Села, посидела, Головой повертела

(Снова машем руками)

И опять полетела.

« Белка»

Сидит белка на тележке

(В самом начале кулачек сжат)

Продаёт она орешки:

(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

Ноябрь

«Как живешь?»

Как живешь? (Вот так)

Как идешь?

Как бежишь? Ночью спишь?

Как даешь?

Как берешь?

Как шалишь? (Надуть щеки)

Как грозишь?

«Птички»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель, Э

та птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко.

Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам. /руки за спину/

Пять воробьёв на заборе сидели,

Один улетел, а другие запели.

И пели пока не сморила усталость,

Один улетел, их трое осталось.

Сидели втроем и немного скучали.

Один улетел, а двое остались.

Сидели вдвоем и снова скучали, один улетел, и остался один.

Один посидел, да и взял, улетел.

Показать пять пальцев, а затем загибать по одному. Далее подражать движениям, соответствующим содержанию текста. Мы делили апельсин,

Много нас, а он один,

Эта долька для ежа, эта долька для стрижа,

Эта долька для утят, эта долька для котят,

Эта долька для бобра, а для волка…. кожура.

Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь кто куда.

На первые две строчки ритмично сжимать и разжимать кулачки. Затем поочередно загибать пальцы на правой руке. На восьмую строчку – развести руками. На девятую – погрозить пальчиком. На последнюю имитировать бег пальцами по столу.

Декабрь

«Лепим зайку».

Дети имитируют лепку зайчика из снега.

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Зайчик вышел, как живой!

Он с хвостом и головой!

«Елочка»

Перед нами елочка

 Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка елочки.

Шишечки, иголочки, Кулаки, указательные пальцы выставлены.

Шарики, фонарики, Шарики из пальцев вверх, вниз.

Зайчики и свечки, Ушки из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены.

Звезды, человечки. Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный стоят на столе.

«Снежок».

Раз, два, три, четыре, (разгибать пальчики, начиная с большого пальца)

Мы с тобой снежок слепили, ("лепят", меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую)

И совсем, совсем не сладкий. (грозить пальчиком)

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним,

И … сломаем. (выполнять соответствующие словам действия)

«Зимняя прогулка».

Раз, два, три, четыре, пять (загибать по одному пальчику)

Мы во двор пошли гулять. (идут по столу указательным и средним пальцами)

Бабу снежную лепили, ("лепят" комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем левой руки по ладони правой)

А еще в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Январь

«Сколько птиц»

Сколько птиц к. кормушкенашей (Ритмично сжимают и

разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей (На каждое название птицы

Шесть щеглов и голубей,загибают по одному пальчику.)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают

кулачки.) 

«Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на обеих руках.)

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом (Удары ладонями и кулачками поочередно.)

Всем тепло, уютно в нем.

«Снежок»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять. («Идут» пальчиками.)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошкамикормили (Крошащие движения всеми пальчиками.)

С горки мы потомкатались, (Ведут указательным пальцем

правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной,

то другой стороной.)

Все в снегу домойпришли. (Отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой;

руки под щеку.)

Февраль

 «Зимние забавы»

Лепим мы из снега ком, (Дети сжимают и разжимают кисти рук)

Из комочков слепим дом. (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)

Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить (Соединяют руки в «замок»)

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.

Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят".

Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.

Раз — подбросим, "Подбрасывают".

Два — поймаем, "Ловят".

Три — уроним "Роняют".

И. сломаем. Топают. Давай, дружок, смелей, дружок!

(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг)

И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)

Его улыбка так светла (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка –

(Дети поднимают руки вверх)

Увы! И нет снеговика!

(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

«Зимующие птицы»

Прилетайте, птички! Сала дам синичке.

Приготовлю крошки Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны, Ешьте макароны!

«зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»

Аты — баты, аты — баты!

(поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота –

Рота за ротой.

Март

«Машина каша»

Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой

Маша кашей всех кормила. руки дети мешают в левой ладошке.)

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку, (Загибают пальцы левой руки.)

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)

Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)

«Теремок»

Стоит в поле теремок – ладони домиком

На дверях висит замок – «замочек»

Пришел котик-коток – перекатывание рук не расцепляя пальцы

Трык-трак, трык-трак – расцепляем пальцы

И открылся замок – раскрыли «замочек», помахали кистями рук

Апрель

 «Кап – кап – кап».

Кап, кап, кап – звенит капель. Ритмично на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого.

Приближается апрель.

Мы апрель с тобой встречаем

И приметы посчитаем:

Солнце светит ярко – раз,

Травка зеленеет – два,

Птицы возвращаются к нам – три,

Дождик теплый льет четыре

С удовольствием идем мы гулять это пять!

Загибают поочередно пальчики на руках.

«Птицы»

Голуби, синицы

Галки и стрижи

Чибисы, чижи

Аисты, кукушки

Даже совы-сплюшки

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы!

«Ласточка».

Ласточка, ласточка,

На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке.

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну – красну.

«Пять и пять»

«Пять и пять пошли гулять.

Вместе весело играть. Ладошки широко разведенных рук раскрываются. Затем переплетенные пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются.

Повернулись,

Улыбнулись, Вращение кистей рук. Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук «растягиваются в улыбку», показывая её.

В кулачок вот так свернулись. Вот такие молодцы! Пальцы рук сжаты несильно в кулачок. Стучат кулачок о кулачок. (Повторить 2 раза)

Май

 «Семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

А этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья.

(Выставляется ладошка с грустными лицами).

Пальцы – дружная семья (Сжимаем и разжимаем пальцы)

Друг без друга им нельзя одновременно)

Мы рога козы покажем (указательными пальцами)

И рога оленя даже (руки скрестить над головой)

И про зайку не забудем (попеременно кистями рук)

Ушками водить мы будем движение вперед, назад)

Чтобы четко говорить (поочередно соединяем Надо с пальцами дружить все пальцы с большим)

«Круглый год.»

Круглый год, круглый год! (пальцы в кулаки, вращать большими)

За зимой весна идет,

За весною следом торопится к нам лето.

У кого не спросим – идет за летом осень.

А за осенью сама к нам опять спешит зима. (колечки)

Это зайчонок, это бельчонок (сгибать пальцы в кулак, начиная с мизинца)

А это спешит, ковыляет спросонок бурый мохнатый, смешной медвежонок. (вращать большим пальцем)

«Паучок»

Паучок ходил по ветке, (скрестить руки, пальцами одной руки пробежать по предплечью)

А за ним ходили детки. (пальцами второй руки также пробежать по предплечью)

Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опустить, имитируя дождик)

Паучков на землю смыл. (хлопнуть ладонями по коленям или столу)

Солнце стало пригревать, (прижать ладони боковыми сторонами и растопырить пальцы)

Паучок ползет опять, (начинайте действия сначала)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке. (пальцами пробегают по голове)

Картотека пальчиковых игр

Для детей 4 -5 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-пальчиковая игра для средней группы "Жили-Были"

Жили-были два цветочка,Жили-были два листочка,Жили-были два грибочка,Жили-были два пенечка...

Пальчиковые игры для средней группы

Иллюстрированная картотека....

Пальчиковые игры для средней группы

Домашние животные. Потеряла крольчиха крольчат, а крольчата лежат и молчат: За кадушкой – один. За кормушкой – один. Под листом – один, под кустом – один. Как детей ...

Пальчиковые игры в средней группе

Цель: развитие мелкой моторики рук, речи посредством пальчиковых игр. Задачи: 1) Направление ребенка на развитие пальцев рук, способствовать положительной динамике развития речи. 2) Способст...

Пальчиковые игры в средней группе

В данном материале указана картотека пальчиковых игр в средней группе...

Картотека. Пальчиковые игры для средней группы

Пальчиковые игры для средней группы...

Пальчиковые игры в средней группе по темам недели

В картотеке собран материал в соответствии с темами недель на год....