Пальчиковые игры в средней группе
картотека по развитию речи (средняя группа) на тему

Цель: развитие мелкой моторики рук, речи посредством пальчиковых игр. Задачи: 1) Направление ребенка на развитие пальцев рук, способствовать положительной динамике развития речи. 2) Способствовать совершенствованию лексической, грамматической и связной речи. Используемая литература: 1) журнал «Обруч» №6/2009г. 2) журнал «Ребенок в детском саду» №2/2006г. 3) приложение к журналу «Воспитатель ДОУ» - «Физминутки». Пояснительная записка. Игры с предметами, с предметами-игрушками, имеют большое значение для развития всех органов чувств и координации движений. Огромное значение для ребенка имеет развитие пальчиков, что впоследствии сказывается на развитии мелкой моторики, речи, а это ведет к развитию внимания, сосредоточенности, ловкости рук. Все это, несомненно, пригодится ребенку в его последующей жизни для приобретения более сложных навыков, необходимых для полноценного развития личности. Исследования современных ученых показывают, что от уровня развития движений пальцев рук напрямую зависит степень развития речи ребенка. Результаты тех же исследований показывают, что сила кисти правой руки дошкольников в последние несколько лет заметно снизилась. Это говорит о снижении уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного возраста. Поэтому направлять ребенка на развитие пальцев рук просто необходимо, а делать это можно и просто с помощью игры. Пальчиковая игра – средство воспитания дошкольников, поэтому взрослые должны учить их правильно играть, заинтересовывать. В ранние дошкольные годы жизни ребенка разнообразные пальчиковые игры являются тем видом творческой деятельности, в котором формируется его личность. Значимость и привлекательность приобретают в первую очередь те движения пальцами, которые еще не стали повседневными. Тренируя мелкие движения кисти, мы способствуем положительной динамике развития речи, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук. Подобная тренировка в игровой форме позволяет ускорить созревание речевых областей коры на 2-2,5 месяца, а это для маленького ребенка не маленький срок. При систематических занятиях происходит быстрое улучшение не только качества речи, но и мышления ребенка. В младшем дошкольном возрасте желательно выполнять простые упражнения-игры. Они могут сопровождаться стихотворениями, песнями, веселыми шутками. Тематический план для средней группы на 2010-2011гг. Сентябрь. 1)«Вверх ладошки». 2)«Вот помощники мои». 3)«Где же наши руки». Октябрь. 4)«Гости». 5)«Две сестрички». 6)«Игры для пальчиков». 7)«Лошадка». Ноябрь. 8)«Массаж для пальчиков рук». 9)«Маша». 10)«Непосильный труд». Декабрь. 11)«Ну-ка братцы за работу». 12)«Скрут». 13)«Гномики». 14)«Наша семья». Январь. 15)«Разноцветная лужайка». 16)«Весна». 17)«Осень». Февраль. 18)«Зима». 19)«Кошка Матрешка». 20)«Покупки для зверей». 21)«Юбилей у окуня». Март. 22)«Лягушки». 23)«Колобок». 24)«Дуб». 25)«Приглашение». Апрель. 26)«Крокодил». 27)«Катаем шарики». 28)«Мои ловкие пальчики». 29)«Урожай». Май. 30)«Шла ворона через поле». 31)«Две сороконожки». Сентябрь. 1 занятие Часть 1. Повторение потешки «Вдоль по реченьке». «Вдоль по реченьке (волнообразные движения руками) лебедушка (походить, плавно выгнув руки), плывет. (помахать «крыльями») Выше (потянуть руки, пальцы развести) Бережка (руки одна на другую перед грудью) Головушку несет. (руки к щекам, наклон головы в одну и другую стороны). Белым крылышком помахивает, (взмахи «крыльев») На цветы (кисти вместе, пальцы развести) Водичку стряхивает. (стряхнуть кисти рук – 2 раза). Часть 2. Заучивание стихотворения «Вверх ладошки». Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (Хлопки в ладоши вверху, по коленкам, по плечам, по бокам, за спиной, перед собой, слева, справа.) По коленкам – шлеп, шлеп! По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлепай! Можем хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой! Вправо можем! Влево можем! И крест-накрест руки сложим. (Руки сложили крест-накрест перед грудью). Сентябрь. 2 занятие. Часть 1. Повторение стихотворения «Вверх ладошки». Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (Хлопки в ладоши вверху, по коленкам, по плечам, по бокам, за спиной, перед собой, слева, справа.) По коленкам – шлеп, шлеп! По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлепай! Можем хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой! Вправо можем! Влево можем! И крест-накрест руки сложим. (Руки сложили крест-накрест перед грудью). Часть 2. Заучивание стихотворения «Вот помощники мои». Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (Смотрим на раскрытые ладони). И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками). Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши). Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями). Постучали, (Стучим по столу). Повертели. (Круговые вращения кистью). И работать захотели. (Потираем руками). Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши). Мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе). Постучали, (Стучим по столу). Повертели (Круговые вращения кистью). И опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши). Сентябрь. 3 занятие. Часть 1. Повторение стихотворения «Вот помощники мои». Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (Смотрим на раскрытые ладони). И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками). Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши). Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями). Постучали, (Стучим по столу). Повертели. (Круговые вращения кистью). И работать захотели. (Потираем руками). Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши). Мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе). Постучали, (Стучим по столу). Повертели (Круговые вращения кистью). И опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши). Часть 2. Заучивание стихотворения «Где же наши руки?» Где же, где же наши руки, Где же наши руки? (Спрятали руки за спину) Где же, где же наши руки? Нету наших рук. (Повороты туловища влево-вправо). Вот, вот наши руки, (Показываем руки). Вот наши руки, Пляшут, пляшут наши руки, Пляшут наши руки. (Дети протягивают руки, показывая их, выполняют различные движения руками). Октябрь. Занятие 1. Часть 1. Повторение стихотворения «Где же наши руки?» Где же, где же наши руки, Где же наши руки? (Спрятали руки за спину) Где же, где же наши руки? Нету наших рук. (Повороты туловища влево-вправо). Вот, вот наши руки, (Показываем руки). Вот наши руки, Пляшут, пляшут наши руки, Пляшут наши руки. (Дети протягивают руки, показывая их, выполняют различные движения руками). Часть 2. Заучивание стихотворения «Гости». Стала Маша гостей созывать: (Вращение кистей рук к себе). И Иван приди, и Степан приди, И Матвей приди, и Сергей приди, А Никитушка – ну, пожалуйста. (Поочередный массаж кончиков пальцев правой руки). Стала Маша гостей угощать: И Ивану блин, и Степану блин, И Матвею блин, и Сергею блин, А Никитушке – мятный пряничек. (Поочередный массаж кончиков пальцев левой руки). Октябрь. Занятие 2. Часть 1. Повторение стихотворения «Гости». Стала Маша гостей созывать: (Вращение кистей рук к себе). И Иван приди, и Степан приди, И Матвей приди, и Сергей приди, А Никитушка – ну, пожалуйста. (Поочередный массаж кончиков пальцев правой руки). Стала Маша гостей угощать: И Ивану блин, и Степану блин, И Матвею блин, и Сергею блин, А Никитушке – мятный пряничек. (Поочередный массаж кончиков пальцев левой руки). Часть 2. Заучивание стихотворения С. Маршака «Две сестрички». Две сестрички, две руки, (Встряхивание кистями рук). Рубят, строят, роют, (Изображаем в движении слова текста). Рвут на грядке сорняки И друг дружку моют. Месят тесто две руки – Левая и правая, Воду моря и реки Загребают, плавая. Октябрь. Занятие 3. Часть 1. Повторение стихотворения С. Маршака «Две сестрички». Две сестрички, две руки, (Встряхивание кистями рук). Рубят, строят, роют, (Изображаем в движении слова текста). Рвут на грядке сорняки И друг дружку моют. Месят тесто две руки – Левая и правая, Воду моря и реки Загребают, плавая. Часть 2. Игры для пальчиков. - Выбрать на ощупь из 4-5 мягких игрушек (допустим, только зайчика). - Найти с закрытыми глазами две одинаковые мягкие игрушки. - Сравнить две мягкие игрушки на ощупь (чем похожи? Чем различаются?). - На ощупь (через ткань) определить содержимое мешочка (в мешочке могут лежать легкоузнаваемые предметы: кубик, коробок, матрешка и др.). - Найти одинаковые предметы в разных мешочках. - При помощи палочки, с закрытыми глазами «определить» предмет, стоящий на столе. - На ощупь вдеть шнурки в игрушку – планшет. Октябрь. Занятие 4. Часть 1. Игры для пальчиков. - Выбрать на ощупь из 4-5 мягких игрушек (допустим, только зайчика). - Найти с закрытыми глазами две одинаковые мягкие игрушки. - Сравнить две мягкие игрушки на ощупь (чем похожи? Чем различаются?). - На ощупь (через ткань) определить содержимое мешочка (в мешочке могут лежать легкоузнаваемые предметы: кубик, коробок, матрешка и др.). - Найти одинаковые предметы в разных мешочках. - При помощи палочки, с закрытыми глазами «определить» предмет, стоящий на столе. - На ощупь вдеть шнурки в игрушку – планшет. Часть 2. Заучивание стихотворения «Лошадка». Вот помощники мои, Их, как хочешь поверни. По дороге, белой гладкой Скачут пальцы, как лошадки. Чок-чок-чок, чок-чок-чок, Скачет резвый табунок. (Поочередное продвижение рук по столу вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев). Ноябрь. Занятие 1. Часть 1. Повторение стихотворения «Лошадка». Вот помощники мои, Их, как хочешь поверни. По дороге, белой гладкой Скачут пальцы, как лошадки. Чок-чок-чок, чок-чок-чок, Скачет резвый табунок. (Поочередное продвижение рук по столу вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев). Часть 2. Заучивание «Массаж для пальчиков рук». (Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет). Раз, два, три, четыре, пять, (Затем хлопают в ладоши). Вышли пальцы погулять. (Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне правого большого пальца). Этот пальчик самый сильный. (Левого большого пальца). Самый толстый и большой. (Правого указательного пальца). Этот пальчик для того… (Левого указательного пальца). Чтоб показывать его. (Правого среднего пальца). Этот пальчик самый длинный… (Левого среднего пальца). И стоит он в середине. (Правого безымянного пальца). Этот пальчик безымянный… (Левого безымянного пальца). Он избалованный самый. (Правого мизинца). А мизинчик хоть и мал… (Левого мизинца). Очень ловок и удал! (Интенсивное растирание кистей рук и встряхивание). Ноябрь. Занятие2. Часть 1. Повторение «Массаж для пальчиков рук». (Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет). Раз, два, три, четыре, пять, (Затем хлопают в ладоши). Вышли пальцы погулять. (Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне правого большого пальца). Этот пальчик самый сильный. (Левого большого пальца). Самый толстый и большой. (Правого указательного пальца). Этот пальчик для того… (Левого указательного пальца). Чтоб показывать его. (Правого среднего пальца). Этот пальчик самый длинный… (Левого среднего пальца). И стоит он в середине. (Правого безымянного пальца). Этот пальчик безымянный… (Левого безымянного пальца). Он избалованный самый. (Правого мизинца). А мизинчик хоть и мал… (Левого мизинца). Очень ловок и удал! (Интенсивное растирание кистей рук и встряхивание). Часть 2. Заучивание стихотворения «Маша» Н. Саконской. Маша варежку надела: - Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал! Маша варежку сняла, - Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь – и найдешь. Здравствуй, пальчик! Как живешь? (Декламация стихотворения сопровождается движениями пальцев). Ноябрь. Занятие 3. Часть 1. Повторение стихотворения «Маша» Н. Саконской. Маша варежку надела: - Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал! Маша варежку сняла, - Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь – и найдешь. Здравствуй, пальчик! Как живешь? (Декламация стихотворения сопровождается движениями пальцев). Часть 2. Заучивание стихотворения «Непосильный труд». Нитку вдеть – для пальца Непосильный труд, Но зато два пальца Платьице сошьют. Три в тетради нашей Пишут хоть куда. Десять в поле пашут, Строят города. (Движения для пальцев рук: встряхивание, поглаживание, постукивание, массирование, разминание). Декабрь. Занятие 1. Часть 1. Повторение стихотворения «Непосильный труд». Нитку вдеть – для пальца Непосильный труд, Но зато два пальца Платьице сошьют. Три в тетради нашей Пишут хоть куда. Десять в поле пашут, Строят города. (Движения для пальцев рук: встряхивание, поглаживание, постукивание, массирование, разминание). Часть 2. Заучивание стихотворения «Ну-ка, братцы, за работу». Ну-ка, братцы, за работу Покажи свою охоту: Большаку дрова рубить, Печи все тебе топить, А тебе воду носить, А тебе обед варить, А малышке песни петь, Песни петь да плясать, Родных братьев забавлять. (Движения для пальцев рук по тексту). Декабрь. Занятие 2. Часть1. Повторение стихотворения «Ну-ка, братцы, за работу». Ну-ка, братцы, за работу Покажи свою охоту: Большаку дрова рубить, Печи все тебе топить, А тебе воду носить, А тебе обед варить, А малышке песни петь, Песни петь да плясать, Родных братьев забавлять. (Движения для пальцев рук по тексту). Часть 2. Заучивание стихотворения «Скрут» С. Черного. «Кто живет под потолком?». (Руки в стороны). - Гном. (Руки – «колпачок» над головой). «У него есть борода?». (Руки в стороны). - Да. (Кисти рук у подбородка). «И манишка, и жилет?». (Руки в стороны). - Нет… (Руки – к груди). «Как встает он по утрам?». (Руки вытянуть вверх). - Сам. (Руки «в боки»). «Кто с ним утром кофе пьет?». (Руки в стороны). - Кот. (Пальчики – «усики»). «И давно он там живет?». (Руки в стороны). - Год. (Указательный палец правой руки – вверх). «Кто с ним бегает вдоль крыш?». (Руки в стороны). - Мышь. (Ладошки – «ушки»). «Ну, а как его зовут?». (Руки в стороны). - Скрут. (Переплести пальчики обеих рук). Декабрь. Занятие 3. Часть 1. Повторение стихотворения «Скрут» С. Черного. «Кто живет под потолком?». (Руки в стороны). - Гном. (Руки – «колпачок» над головой). «У него есть борода?». (Руки в стороны). - Да. (Кисти рук у подбородка). «И манишка, и жилет?». (Руки в стороны). - Нет… (Руки – к груди). «Как встает он по утрам?». (Руки вытянуть вверх). - Сам. (Руки «в боки»). «Кто с ним утром кофе пьет?». (Руки в стороны). - Кот. (Пальчики – «усики»). «И давно он там живет?». (Руки в стороны). - Год. (Указательный палец правой руки – вверх). «Кто с ним бегает вдоль крыш?». (Руки в стороны). - Мышь. (Ладошки – «ушки»). «Ну, а как его зовут?». (Руки в стороны). - Скрут. (Переплести пальчики обеих рук). Часть 2. Заучивание стихотворения «Гномики». Жили-были гномики (Большой и указательный пальцы показывают размер гномиков). В расчудесном домике. (Все пальцы соединены под острым углом). Папа-гном дрова рубил. (Ребром правой ладони «рубим» по ладони левой руки). Гном-сынок их в дом носил. (Хватательные движения руками). Мама-гномик суп варила. (Складываем ладони чашечкой). Дочка-гном его солила. (Большим и указательным пальцами «солим»). Гномик-бабушка вязала. (Имитируем вязание на спицах). Гномик-тетушка стирала. (Потираем ладошки друг о друга). Дед – окошко открывал, всех знакомых в гости звал. (Изображаем ладонями открывающиеся створки). Декабрь. Занятие 4. Часть 1. Повторение стихотворения «Гномики». Жили-были гномики (Большой и указательный пальцы показывают размер гномиков). В расчудесном домике. (Все пальцы соединены под острым углом). Папа-гном дрова рубил. (Ребром правой ладони «рубим» по ладони левой руки). Гном-сынок их в дом носил. (Хватательные движения руками). Мама-гномик суп варила. (Складываем ладони чашечкой). Дочка-гном его солила. (Большим и указательным пальцами «солим»). Гномик-бабушка вязала. (Имитируем вязание на спицах). Гномик-тетушка стирала. (Потираем ладошки друг о друга). Дед – окошко открывал, всех знакомых в гости звал. (Изображаем ладонями открывающиеся створки). Часть 2. Заучивание стихотворения «Наша семья». Мама лепит пирожки. (Раскрытыми ладонями «лепим» пирожки). Папа полку мастерит. (Ударяем кулачками друг о друга). Дед в очках читает книжку. (Пальцами рук показываем «очки»). Шьет бабуля мне штанишки. (Имитируем шитье иглой). Моет пол сестричка Маша. (Раскрытыми ладонями трем друг о друга). Трудится семья вся наша. (Пальцы рук переплетены). На лужок я побежал – (Указательный и средний пальцы правой руки «бегут» по ладони левой руки). Всем большой букет нарвал! (Кисти соединены, ладони раскрыты, пальцы растопырены). Январь. Занятие 1. Часть 1. Повторение стихотворения «Наша семья». Мама лепит пирожки. (Раскрытыми ладонями «лепим» пирожки). Папа полку мастерит. (Ударяем кулачками друг о друга). Дед в очках читает книжку. (Пальцами рук показываем «очки»). Шьет бабуля мне штанишки. (Имитируем шитье иглой). Моет пол сестричка Маша. (Раскрытыми ладонями трем друг о друга). Трудится семья вся наша. (Пальцы рук переплетены). На лужок я побежал – (Указательный и средний пальцы правой руки «бегут» по ладони левой руки). Всем большой букет нарвал! (Кисти соединены, ладони раскрыты, пальцы растопырены). Часть 2. Заучивание стихотворения «Разноцветная лужайка». Над зеленою лужайкой бабочка летела. (Пальцы одновременно сгибаются и разгибаются). И на белую ромашку отдохнуть присела. (Кисти соединены, ладони повернуты вверх, пальцы растопырены). А с ромашкой рядом вырос синий василечек. (Имитируем цветок). Черненький паук залез на его листочек. (Кисть левой руки накладывается на кисть правой, пальцы растопырены). Ярко-желтенький тюльпан наклонил головку. («Колокольчики» двумя руками отдельно). И ползет по стебельку гусеница ловко. (Большой и указательный пальцы имитируют гусеницу). А пушистый одуванчик – как воздушный шарик. (Растопыренные пальцы соединены кончиками и согнуты). А на шарике сидит серенький комарик. (Указательный палец выпрямлен, остальные сжаты в кулак). Январь. Занятие 2. Часть 1. Повторение стихотворения «Разноцветная лужайка». Над зеленою лужайкой бабочка летела. (Пальцы одновременно сгибаются и разгибаются). И на белую ромашку отдохнуть присела. (Кисти соединены, ладони повернуты вверх, пальцы растопырены). А с ромашкой рядом вырос синий василечек. (Имитируем цветок). Черненький паук залез на его листочек. (Кисть левой руки накладывается на кисть правой, пальцы растопырены). Ярко-желтенький тюльпан наклонил головку. («Колокольчики» двумя руками отдельно). И ползет по стебельку гусеница ловко. (Большой и указательный пальцы имитируют гусеницу). А пушистый одуванчик – как воздушный шарик. (Растопыренные пальцы соединены кончиками и согнуты). А на шарике сидит серенький комарик. (Указательный палец выпрямлен, остальные сжаты в кулак). Часть 2. Заучивание стихотворения «Весна». Звонко капает капель: кап, кап, кап, кап. (Поочередно ударяем по большому пальцу подушечками других пальцев). Не пройти лисичке к норке, не забрызгав лап. (Большой палец поднят вверх, указательный прижат к ладони, остальные выпрямлены). На носки лисичка наша поднялась, да случайно прямо в лужу… (Указательный и средний пальцы «стоят» на столе). …шлепнулась! (Шлепок по коленям). На пригорке белый заинька стоял. (Указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные сжаты). Над лисичкой во все горло хохотал. (Прямые пальцы согнуты, параллельно большому пальцу). Январь. Занятие 3. Часть1. Повторение стихотворения «Весна». Звонко капает капель: кап, кап, кап, кап. (Поочередно ударяем по большому пальцу подушечками других пальцев). Не пройти лисичке к норке, не забрызгав лап. (Большой палец поднят вверх, указательный прижат к ладони, остальные выпрямлены). На носки лисичка наша поднялась, да случайно прямо в лужу… (Указательный и средний пальцы «стоят» на столе). …шлепнулась! (Шлепок по коленям). На пригорке белый заинька стоял. (Указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные сжаты). Над лисичкой во все горло хохотал. (Прямые пальцы согнуты, параллельно большому пальцу). Часть 2. Заучивание стихотворения «Осень». Ветер старый клен качает, листья с веток осыпает. (Кисти соединены, пальцы растопырены). Спрятались давно жучки. (Большой палец и мизинец выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони). Дремлют в норках паучки. (Кисть левой руки накладывается на кисть правой, пальцы растопырены). Гуси – лебеди галдят – (Прямые пальцы согнуты, параллельно большому пальцу). Улетать на юг хотят. (Кисть поверх другой кисти, пальцы немного раскрыты). Зайка серенький линяет, шубку летнюю меняет. (Указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные сжаты). Строит мишка толстоногий, (Пальцы сжаты в кулаки, кулаки прижаты друг к другу). На зиму себе берлогу. (Прямые пальцы соединены кончиками под углом). Солнце ниже опустилось - значит, осень наступила. (Руки сжаты в замок, качаются из стороны в сторону). Февраль. Занятие 1. Часть 1. Повторение стихотворения «Осень». Ветер старый клен качает, листья с веток осыпает. (Кисти соединены, пальцы растопырены). Спрятались давно жучки. (Большой палец и мизинец выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони). Дремлют в норках паучки. (Кисть левой руки накладывается на кисть правой, пальцы растопырены). Гуси – лебеди галдят – (Прямые пальцы согнуты, параллельно большому пальцу). Улетать на юг хотят. (Кисть поверх другой кисти, пальцы немного раскрыты). Зайка серенький линяет, шубку летнюю меняет. (Указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные сжаты). Строит мишка толстоногий, (Пальцы сжаты в кулаки, кулаки прижаты друг к другу). На зиму себе берлогу. (Прямые пальцы соединены кончиками под углом). Солнце ниже опустилось - значит, осень наступила. (Руки сжаты в замок, качаются из стороны в сторону). Часть 2. Заучивание стихотворения «Зима». Зайка выглянул в окошко. (Указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные сжаты). Ушками пошевелил. (Двигаем пальцами-«ушками»). Кто-то ночью строил норку. (Прямые пальцы соединены кончиками под углом). Кто-то елки побелил. (Кисти ладонями наружу, пальцы переплетены). Кто-то яблоньку укутал. (Кисти соединены, пальцы растопырены). Набросал на ветки снег. (Ритмично разжимаем кулачки). У дверей следы запутал. (Указательный и средний пальцы «ходят» по столу). Заморозил речки все. (Пальцы переплетены, делаем «волну»). Это зимушка-зима за ночь сделала сама. («Волна» кистью вверх-вниз). Февраль. Занятие 2. Часть1. Повторение стихотворения «Зима». Зайка выглянул в окошко. (Указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные сжаты). Ушками пошевелил. (Двигаем пальцами-«ушками»). Кто-то ночью строил норку. (Прямые пальцы соединены кончиками под углом). Кто-то елки побелил. (Кисти ладонями наружу, пальцы переплетены). Кто-то яблоньку укутал. (Кисти соединены, пальцы растопырены). Набросал на ветки снег. (Ритмично разжимаем кулачки). У дверей следы запутал. (Указательный и средний пальцы «ходят» по столу). Заморозил речки все. (Пальцы переплетены, делаем «волну»). Это зимушка-зима за ночь сделала сама. («Волна» кистью вверх-вниз). Часть 2. Заучивание стихотворения «Кошка Матрешка». Жила-была кошка по имени Матрешка. (Средний и безымянный пальцы сгибаем и соединяем кончиками с большим пальцем, указательный и мизинец чуть согнуты). Была у нее подружка – корова Пеструшка. (Ладони прижаты дуг к другу, большие пальцы подняты вверх). И с лошадкой дружила кошка, вместе бегали по дорожкам. (Большой палец поднят вверх, левая рука обхватывает правую руку). А с козою Майкой скакали по лужайке. (Как «кошка», только указательный и мизинец прямые). А с собачкой Журкой они играли в жмурки. (Пальцы прямые , большие пальцы вверх, указательные согнуты). Кошка Матрешка, корова Пеструшка, лошадка, коза, и собачка Журка весело жили. (Ладони прижаты друг к другу, пальцами вверх). Крепко дружили. (Ладони прижаты друг к другу крест-накрест). Никогда не ругались, всегда обнимались – вот так! (Обнимаемся). Февраль. Занятие 3. Часть 1. Повторение стихотворения «Кошка Матрешка». Жила-была кошка по имени Матрешка. (Средний и безымянный пальцы сгибаем и соединяем кончиками с большим пальцем, указательный и мизинец чуть согнуты). Была у нее подружка – корова Пеструшка. (Ладони прижаты дуг к другу, большие пальцы подняты вверх). И с лошадкой дружила кошка, вместе бегали по дорожкам. (Большой палец поднят вверх, левая рука обхватывает правую руку). А с козою Майкой скакали по лужайке. (Как «кошка», только указательный и мизинец прямые). А с собачкой Журкой они играли в жмурки. (Пальцы прямые , большие пальцы вверх, указательные согнуты). Кошка Матрешка, корова Пеструшка, лошадка, коза, и собачка Журка весело жили. (Ладони прижаты друг к другу, пальцами вверх). Крепко дружили. (Ладони прижаты друг к другу крест-накрест). Никогда не ругались, всегда обнимались – вот так! (Обнимаемся). Часть 2. Заучивание стихотворения «Покупки для зверей». Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередно загибаем пальцы на обеих руках одновременно). Идем подарки покупать. (Пальцами шагаем по столу). Мишке – штанишки. (Пальцы сжаты в кулаки, кулаки прижаты друг к другу). Зайке – фуфайку. (Указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные сжаты). Свинке – косынку. (Прямые пальцы соединены кончиками под углом). Барашку – рубашку. (Средний и большой пальцы соединены кончиками, остальные сжаты в кулак). Синичке – рукавички. (Большой и указательный пальцы прижаты друг к другу, остальные сжаты). Корове – чулки. (Ладони прижаты дуг к другу, большие пальцы подняты вверх). А теленку – ползунки! (Разводим руки в стороны). Февраль. Занятие 4. Часть 1. Повторение стихотворения «Покупки для зверей». Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередно загибаем пальцы на обеих руках одновременно). Идем подарки покупать. (Пальцами шагаем по столу). Мишке – штанишки. (Пальцы сжаты в кулаки, кулаки прижаты друг к другу). Зайке – фуфайку. (Указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные сжаты). Свинке – косынку. (Прямые пальцы соединены кончиками под углом). Барашку – рубашку. (Средний и большой пальцы соединены кончиками, остальные сжаты в кулак). Синичке – рукавички. (Большой и указательный пальцы прижаты друг к другу, остальные сжаты). Корове – чулки. (Ладони прижаты дуг к другу, большие пальцы подняты вверх). А теленку – ползунки! (Разводим руки в стороны). Часть 2. Заучивание стихотворения «Юбилей у окуня». Всю семейку пескарей. (Ладони прижаты друг к другу). Окунь звал на юбилей. (Раскрытые ладони на одной линии, большие пальцы подняты вверх). Он за стол их посадил. (Кулак левой руки накрыть ладонью правой руки). Чаю в чашки им налил. (Кулак правой руки положить на ладонь левой руки). Подал в вазочке варенье. (Раскрытыми кистями имитировать «вазу»). И на блюдечке – печенье. (Ладони сложить в «чашку»). Щука мимо проплывала. (Ладони прижаты друг к другу). И застолье увидала. («Бинокль» пальцами). Окунь щуку в дом позвал. (Раскрытые ладони на одной линии, большие пальцы подняты вверх). Чаем щуку угощал. (Кулак правой руки положить на ладонь левой руки). Щука чай не захотела: (Грозим пальчиками). «Пескарей бы я поела!» (Прямые пальцы согнуты, параллельно большому пальцу). Им пришлось уплыть скорей. (Ладони прижаты друг к другу). Вот так славный юбилей! (Разводим руки в стороны). Март. Занятие 1. Часть 1. Заучивание стихотворения «Юбилей у окуня». Всю семейку пескарей. (Ладони прижаты друг к другу). Окунь звал на юбилей. (Раскрытые ладони на одной линии, большие пальцы подняты вверх). Он за стол их посадил. (Кулак левой руки накрыть ладонью правой руки). Чаю в чашки им налил. (Кулак правой руки положить на ладонь левой руки). Подал в вазочке варенье. (Раскрытыми кистями имитировать «вазу»). И на блюдечке – печенье. (Ладони сложить в «чашку»). Щука мимо проплывала. (Ладони прижаты друг к другу). И застолье увидала. («Бинокль» пальцами). Окунь щуку в дом позвал. (Раскрытые ладони на одной линии, большие пальцы подняты вверх). Чаем щуку угощал. (Кулак правой руки положить на ладонь левой руки). Щука чай не захотела: (Грозим пальчиками). «Пескарей бы я поела!» (Прямые пальцы согнуты, параллельно большому пальцу). Им пришлось уплыть скорей. (Ладони прижаты друг к другу). Вот так славный юбилей! (Разводим руки в стороны). Часть 2. Заучивание стихотворения «Лягушки». Сели рядом две подружки, две зеленые лягушки. (Средний и безымянный пальцы прижаты первыми фалангами к большому, указательный и мизинец согнуты). Сели, чтоб поговорить. (Пальцы соединяются кончиками). Как им цапель обхитрить. (Запястье одной руки наложено на запястье другой, пальцы растопырены). Ну, а на соседней кочке. (Пальцы соединены в замок). На зеленом на листочке. (Пальцы одной руки прикладываем к ладони другой). Мошки думали, как в пасть. (Указательный палец вытянут, остальные сжаты). Поскакушкам не попасть. (Хватательные движения руками). Март. Занятие 2. Часть 1. Повторение стихотворения «Лягушки». Сели рядом две подружки, две зеленые лягушки. (Средний и безымянный пальцы прижаты первыми фалангами к большому, указательный и мизинец согнуты). Сели, чтоб поговорить. (Пальцы соединяются кончиками). Как им цапель обхитрить. (Запястье одной руки наложено на запястье другой, пальцы растопырены). Ну, а на соседней кочке. (Пальцы соединены в замок). На зеленом на листочке. (Пальцы одной руки прикладываем к ладони другой). Мошки думали, как в пасть. (Указательный палец вытянут, остальные сжаты). Поскакушкам не попасть. (Хватательные движения руками). Часть 2. Заучивание стихотворения «Колобок». Жил на свете Колобок, круглый бок, румяный бок. (Пальцы согнуты и соединены кончиками, образуя шар). Он из дома убежал. (Пальцы в замок, наклоны в стороны). В лес дремучий он попал. (Кисти рук соединены, пальцы растопырены). Там Зайчишку повстречал. (Указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные сжаты). И от Волка убежал. (Большой палец вверх, указательный согнут, остальные выпрямлены). Мишку обманул в пути. (Пальцы сжаты в кулаки, кулаки прижаты друг к другу). Но от лисички не уйти. (Грозим пальчиками). Рыжая хитра плутовка, провела бедняжку ловко. (Большой палец вверх, указательный согнут, остальные выпрямлены). Сесть просила на носок – (Пальцы правой руки обхватывают прямую ладонь левой руки). И пропал наш Колобок! (Все пальцы соединяются кончиками с кончиком большого пальца). Март. Занятие 3. Часть 1. Повторение стихотворения «Колобок». Жил на свете Колобок, круглый бок, румяный бок. (Пальцы согнуты и соединены кончиками, образуя шар). Он из дома убежал. (Пальцы в замок, наклоны в стороны). В лес дремучий он попал. (Кисти рук соединены, пальцы растопырены). Там Зайчишку повстречал. (Указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные сжаты). И от Волка убежал. (Большой палец вверх, указательный согнут, остальные выпрямлены). Мишку обманул в пути. (Пальцы сжаты в кулаки, кулаки прижаты друг к другу). Но от лисички не уйти. (Грозим пальчиками). Рыжая хитра плутовка, провела бедняжку ловко. (Большой палец вверх, указательный согнут, остальные выпрямлены). Сесть просила на носок – (Пальцы правой руки обхватывают прямую ладонь левой руки). И пропал наш Колобок! (Все пальцы соединяются кончиками с кончиком большого пальца). Часть 2. Заучивание стихотворения «Дуб». На пригорке дуб стоит, он ветвями шевелит. (Кисти рук соединены, пальцы растопырены). На ветру листвой играет. (Быстро шевелим пальчиками). Утром солнышко встречает. (Кисть левой руки с растопыренными пальцами наложена на кисть правой руки с растопыренными пальцами). Крепкий ствол покрыт корою. (Складываем ладони и предплечья вместе). А корнями под землею он питается и пьет. (Пальцы переплетены кончиками вниз). Очень долго дуб живет. (Кисти рук соединены, пальцы растопырены). А на ветках там и тут птицы разные живут. (Запястье одной руки наложено на запястье другой, пальцы растопырены). В гнездышках они сидят, птенчиков своих растят. (Ладони сложить «чашечкой»). Март. Занятие 4. Часть 1. Повторение стихотворения «Дуб». На пригорке дуб стоит, он ветвями шевелит. (Кисти рук соединены, пальцы растопырены). На ветру листвой играет. (Быстро шевелим пальчиками). Утром солнышко встречает. (Кисть левой руки с растопыренными пальцами наложена на кисть правой руки с растопыренными пальцами). Крепкий ствол покрыт корою. (Складываем ладони и предплечья вместе). А корнями под землею он питается и пьет. (Пальцы переплетены кончиками вниз). Очень долго дуб живет. (Кисти рук соединены, пальцы растопырены). А на ветках там и тут птицы разные живут. (Запястье одной руки наложено на запястье другой, пальцы растопырены). В гнездышках они сидят, птенчиков своих растят. (Ладони сложить «чашечкой»). Часть 2. Заучивание стихотворения «Приглашение». Колокольчик поет, он кататься всех зовет. (Пальцы переплетены, запястья раздвинуты, средний палец – «язычок»). Вот в машину сели мышки. (Средний и безымянный пальцы согнуты, кончиками соединены с кончиком большого пальца, указательный и мизинец согнуты вдвое). В самолет залез зайчишка. (Указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные сжаты). Перестал бычок бодаться – в лифте побежал кататься. (Ладони соединены, большие пальцы подняты вверх и раздвинуты). Вот на катер прыгнул кот. (Средний и безымянный пальцы сгибаем и соединяем кончиками с большим пальцем, указательный и мизинец чуть согнуты). А коза на пароход. (Как «кот», только указательный и мизинец прямые). Ежик на велосипед. (Ладони прижаты друг к другу, пальцы растопырены). В вертолет залез медведь. (Пальцы сжаты в кулаки, кулаки прижаты друг к другу). Но взлететь не может мишка видно толстенький он слишком! (Вращаем большими пальцами – «винт вертолета»). Апрель. Занятие 1. Часть 1. Повторение стихотворения «Приглашение». Колокольчик поет, он кататься всех зовет. (Пальцы переплетены, запястья раздвинуты, средний палец – «язычок»). Вот в машину сели мышки. (Средний и безымянный пальцы согнуты, кончиками соединены с кончиком большого пальца, указательный и мизинец согнуты вдвое). В самолет залез зайчишка. (Указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные сжаты). Перестал бычок бодаться – в лифте побежал кататься. (Ладони соединены, большие пальцы подняты вверх и раздвинуты). Вот на катер прыгнул кот. (Средний и безымянный пальцы сгибаем и соединяем кончиками с большим пальцем, указательный и мизинец чуть согнуты). А коза на пароход. (Как «кот», только указательный и мизинец прямые). Ежик на велосипед. (Ладони прижаты друг к другу, пальцы растопырены). В вертолет залез медведь. (Пальцы сжаты в кулаки, кулаки прижаты друг к другу). Но взлететь не может мишка видно толстенький он слишком! (Вращаем большими пальцами – «винт вертолета»). Часть 2. Заучивание стихотворения «Крокодил». По реке широкой Нил. (Пальцы сцеплены в замок и делают «волну»). Плыл сердитый крокодил. (Указательный палец согнут, остальные прямые и соединяются кончиками с большим пальцем). Все по сторонам глядел – («Бинокль» пальцами). Очень кушать он хотел. (Все пальцы согнуты и соединены с большим пальцем). Вот бы козочку поймать. (Как «кот», только указательный и мизинец прямые). Или зебру бы догнать! (Большой палец поднят вверх, левая рука обхватывает правую руку). Съел любую бы зверушку. (Все пальцы согнуты и соединены с большим пальцем). Хоть зеленую лягушку. (Средний и безымянный пальцы прижаты первыми фалангами к большому, указательный и мизинец согнуты). Но добыча, вот беда, разбежалась кто куда! («Лошадка скачет» - попеременно ударяем пальцами). Апрель. Занятие 2. Часть 1. Повторение стихотворения «Крокодил». По реке широкой Нил. (Пальцы сцеплены в замок и делают «волну»). Плыл сердитый крокодил. (Указательный палец согнут, остальные прямые и соединяются кончиками с большим пальцем). Все по сторонам глядел – («Бинокль» пальцами). Очень кушать он хотел. (Все пальцы согнуты и соединены с большим пальцем). Вот бы козочку поймать. (Как «кот», только указательный и мизинец прямые). Или зебру бы догнать! (Большой палец поднят вверх, левая рука обхватывает правую руку). Съел любую бы зверушку. (Все пальцы согнуты и соединены с большим пальцем). Хоть зеленую лягушку. (Средний и безымянный пальцы прижаты первыми фалангами к большому, указательный и мизинец согнуты). Но добыча, вот беда, разбежалась кто куда! («Лошадка скачет» - попеременно ударяем пальцами). Часть 2. Заучивание упражнения «Катаем шарик». (Ребенок катает шарик (горошину) тремя пальцами. Работа начинается в медленном темпе, который по мере совершенствования навыка убыстряется). Маленькие пальчики любят поиграть, Гладкую горошину любят покатать. И катают, и катают, и не устают. Веселятся пальчики и весело поют: - Катись, катись горошина! (Последняя строка произносится несколько раз в течении времени, которое необходимо для выполнения движения в соответствии с возрастной нормой). Все! Устали пальчики. Пора им отдыхать. Кладем свои горошины. Не будем их катать. Апрель. Занятие 3. Часть 1. Повторение упражнения «Катаем шарик». (Ребенок катает шарик (горошину) тремя пальцами. Работа начинается в медленном темпе, который по мере совершенствования навыка убыстряется). Маленькие пальчики любят поиграть, Гладкую горошину любят покатать. И катают, и катают, и не устают. Веселятся пальчики и весело поют: - Катись, катись горошина! (Последняя строка произносится несколько раз в течении времени, которое необходимо для выполнения движения в соответствии с возрастной нормой). Все! Устали пальчики. Пора им отдыхать. Кладем свои горошины. Не будем их катать. Часть 2. Заучивание упражнения «Мои ловкие пальчики». Мои пальчики расскажут, Что умеют, все покажут. (Поднимают руки вверх и поворачивают ладонями внутрь и наружу). По пять их на каждой руке, Все сделать смогут, всегда помогут. (Хлопают в ладоши). Они на дудочке играют, Мячик бросают, Белье стирают, Пол подметают, Они считают, Щиплют, ласкают. (Выполняются движения в соответствии с текстом). Пять и пять моих ловких пальчиков! (Поднимают руки вверх и поворачивают ладонями внутрь и наружу). Апрель. Занятие 4. Часть 1. Повторение упражнения «Мои ловкие пальчики». Мои пальчики расскажут, Что умеют, все покажут. (Поднимают руки вверх и поворачивают ладонями внутрь и наружу). По пять их на каждой руке, Все сделать смогут, всегда помогут. (Хлопают в ладоши). Они на дудочке играют, Мячик бросают, Белье стирают, Пол подметают, Они считают, Щиплют, ласкают. (Выполняются движения в соответствии с текстом). Пять и пять моих ловких пальчиков! (Поднимают руки вверх и поворачивают ладонями внутрь и наружу). Часть 2. Заучивание упражнения «Урожай». (Большой и указательный пальцы правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням. С помощью ненапряженных больших и указательных пальцев дети изображают репку (образуют контур подземной части овоща). Затем, напрягая пальцы, изображают свеклу. При максимальном напряжении пальцев – морковь. Необходимо чередовать напряжение пальцев с расслаблением («репка» - «свекла» - «морковка» - «свекла» - «репка» и т.п.). Вырастала репка Желтая и крепкая. И свеколка удалась, Поедим ее мы всласть. И морковки урожай, Сладкой, сочной, собирай. Май. Занятие 1. Часть 1. Повторение упражнения «Урожай». (Большой и указательный пальцы правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням. С помощью ненапряженных больших и указательных пальцев дети изображают репку (образуют контур подземной части овоща). Затем, напрягая пальцы, изображают свеклу. При максимальном напряжении пальцев – морковь. Необходимо чередовать напряжение пальцев с расслаблением («репка» - «свекла» - «морковка» - «свекла» - «репка» и т.п.). Вырастала репка Желтая и крепкая. И свеколка удалась, Поедим ее мы всласть. И морковки урожай, Сладкой, сочной, собирай. Часть 2. Заучивание стихотворения «Шла ворона через поле». Шла ворона через поле, (Пальцы шагают по столу). Шесть грибов несла в подоле: (Показываем 6 пальцев). Сыроежку, (показываем 1 палец). Боровик, (показываем 2 пальца). Под-оси-но-вик, (показываем 3 пальца). Груздь, (показываем 4 пальца). Опенок, (показываем 5 пальцев). Шампиньон. (Показываем 6 пальцев). Кто не видел – (Закрываем глаза). Выйди вон! (Показываем указательным пальцем). Май. Занятие 2. Часть 1. Повторение стихотворения «Шла ворона через поле». Шла ворона через поле, (Пальцы шагают по столу). Шесть грибов несла в подоле: (Показываем 6 пальцев). Сыроежку, (показываем 1 палец). Боровик, (показываем 2 пальца). Под-оси-но-вик, (показываем 3 пальца). Груздь, (показываем 4 пальца). Опенок, (показываем 5 пальцев). Шампиньон. (Показываем 6 пальцев). Кто не видел – (Закрываем глаза). Выйди вон! (Показываем указательным пальцем). Часть 2. Заучивание стихотворения «Две сороконожки». Две сороконожки, Бежали по дорожке. (Пальцами шевелим вперед-назад). Бежали, бежали, Друг друга повстречали. (Ладони напротив друг друга). Так друг друга (Указательные пальцы цепляются друг за друга). Обни-мали, (Средние пальцы цепляются друг за друга). Так друг друга (Безымянные пальцы цепляются друг за друга). Обни-мали, (Мизинцы цепляются друг за друга). Так друг друга (Ладони обхватывают друг друга). Обни-мали, (Ладони обхватывают друг друга). Что едва мы их разняли. (Пальцы сцеплены в замок, потом руки разнимают).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие "Пальчиковые игры" средняя группа

Методическое пособие предназначено для детей 2-4 лет, которое способствует развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи.         ...

Пальчиковые игры (средняя группа)

картотека пальчиковых игр...

Пальчиковые игры средняя, старшая группа

Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких д...

Картотека «Пальчиковые игры» (средняя группа)

Картотека «Пальчиковые игры»(средняя группа)...

Картотека "Пальчиковые игры" средняя группа

Развивавем у детей мелкую моторику рук, а соответствыенно и речь....

Картотека пальчиковых игры (средняя группа)

Картотека пальчиковых игры (средняя группа)...