Презентация на тему ""Организация развивающей предметно – пространственной среды в разновозрастной группе малокомплектного ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
презентация к уроку (младшая, средняя группа)
Материал для педагогов, которые работают в разновозрастных группах, сельских ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_sreda.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Копанищенская ООШ
Расходова Елена Александровна
2019
(слайд 1)Тема нашей презентации:
"Организация развивающей предметно – пространственной среды в разновозрастной группе малокомплектного ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
(слайд 2)Знакомьтесь -наш сельский малокомплектный детский сад. С 2017 года это структурное подразделение Копанищенской обше образовательной школы..
Организация образовательного процесса в малокомплектных детских садах отличается от организации в обычных многогрупповых детских садах. У детей разный уровень развития навыков самообслуживания, разная потребность во сне и видах деятельности. Создание благоприятной среды для каждого ребенка требует от воспитателя специального планирования содержания всех режимных моментов и образовательной деятельности.
(слайд) В нашем детском саду функционируют две группы, которые укомплектованы детьми разных возрастов. Это младшая (1.5-4л, наполняемость группы 14 чел) и старшая (4-7л списочный состав 27 человек) группы.От педагога работа в разновозрастной группе требует неформального подхода, живого ума, повышенного внимания, глубокого знания всех этапов развития ребенка, быстрой реакции, а значит крайне серьезной подготовки.
(слайд )В соответствии же с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятельность должна осуществляться в течение всего времени пребывания ребенка в образовательной организации. ФГОС ДО предусматривает отказ от предметного обучения в детском саду. Образовательный процесс теперь организуется не по учебным предметам, а по крупным интегрированным образовательным областям. Что требует более тщательной подгатовки воспитателя.
(слайд) Мы должны уметь соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, обеспечивая разные условия для детей разного возраста в одно и то же время в одном и том же месте.
Что мы и пытаемся реализовывать в своем детском саду.
(слайд 3)Правильная организация образовательного процесса в разновозрастной группе открывает перед детьми широкие возможности для общения детей разного возраста, для их более быстрой и эффективной социализации.
(слайд 4) Развивающая среда в ДОУ выступает в роли «Второго воспитателя», в разновозрастной группе она строится по таким же принципам, только с небольшими уточнениями:
- игровой и дидактический материал должен соответствовать обеим возрастным категориям.
- детская мебель, соответственно должна быть двух -трех размеров.
(слайд5 )Мы создаем развивающую среду не только в здании, но и за его пределами.В нашем ДОУ имеется два участка для прогулок :
для младшей группы,
(слайд 6) и старшей группы ,
(слайд 7) креативный уголок тишины, своеобразная зона уединения "Под грибом" (все объекты построены родителями, а точнее дедушкой одной из воспитанниц, Василием Васильевичем, наш сторож)
(слайд8)Как говорится "театр начинается с вешалки", так и наш детский сад начинается с раздевалки, которая находится при входе в ДОУ(раположены шкафчики для малышей украшены маленькими солнышками с фотографией детей, что упрощает запоминание, радует ребенка и родителя) а также вся полезная информация для родителей:
(слайд 9) уголок" Для вас родители", выставки детских работ,
(слайд10) уголки безопасности
(слайд )и здоровья.
(слайд 11.1) шкафы для детей старшей группы расположены в холле,
(слайд 11.2)а еще здесь мы решили расположить небольшую фотозону: арт-объект дерево жизни (своеобразный символ единения, долгой жизни), где каждый ребенок может увидеть себя, что вызывает у него улыбку, а под деревом фото ребят предыдущих выпусков (как опавшие листья, улетели из сада в школу).
(слайд 11.4 ) В наших групповых отсутствуют умывальная и туалетная комнаты , что не совсем удобно, но в этом есть и свои плюсы:
(слайд 11.5)каждый раз организовывая коллективный выход в коридор дети приучаются к порядку, соблюдая определенные правила поведения и развивая коммуникативные качества.
(слайд 12.0)Образовательная работа в осуществляется педагогом в процессе всех режимных моментов. Мы стараемся организовать познавательную деятельность всех детей одновременно, создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания.
В нашем детском саду большие помещения, но жаль что они не разделены на спальную и групповую, т.к. кровати занимают много места, которое можно было бы использовать в организации ПРС.
(слайд 12.1 )В развивающей пп среде младшей группы отражены основные направления пяти образовательных областей ФГОС ДО:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Пространство групповой комнаты организовано в виде зон или центров. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Представляем вашему вниманию
1.Зона сюжетно ролевых игр.
В уголке имеются игрушки для детей от 1,5 до 3 лет довольно крупные и готовые к использованию.
Атрибуты для игры «Семья» легко доступны, мобильны: холодильник с набором "скоропортящихся товаров", комод с одеждой для кукол, кухонная плита, стиральная машина, кукольная кроватка с "постельными принадлежностями", телевизор (изготовлены из обычных коробок).
На нижних полках в легкой доступности расположены игрушки (пирамидки, куклы. набор столовой и чайной кукольной посуды, игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, прыгающие игрушки и т.п.)) для малышей
(слайд 12.2)На верхних полках расположены атрибуты для игр, в которые чаще играют дети 3 лет: "Почта"(сумка почтальонна , письма, журналы, газеты, детские раскраски).
(слайд12)Материал для игры "Супермаркет": весы ,касса, набор предметов продажи, униформа для продавца, изготовлена своими руками из обычного полиэтиленового пакета.
(слайд 13) Рядом в отдельном уголке распологается "Парикмахерская": зеркало, набор ножниц, расчески, набор "красок и шампуней", накидка для стрижки изготовлена из пакетов.
(слайд 14)Атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Больница»: медицинские предметы (шприц, термометр, пузырьки, вата, и др.).
(слайд15) 2.Зона конструктивной деятельности.
Весь строительный материал разложен по форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в классификации их.
Мелкие конструкторы размещены в открытых коробках или небольших корзинках разных цветов. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и, на паласе. Здесь же имеется наборы конструктора "Полидром", мозаики разных форм и размеров, природный материал.
(слайд 15.1)Мягкие модули (находятся в свободных зонах)
(слайд 15.2) 3.У окна расположена зона уединения. Наши малыши придумали показывать оттуда сказки самым маленьким.
(слайд 15.3) 4. Рядом с зоной сюжетно ролевых игр -ранее уголок природы, а теперь (центр экспериментирования с материалами и веществами):
В группе находится:
-Уголок наблюдения за природой (настенное панно экосистемы по временам года, времена суток, дни недели);
- Иллюстрации животных, правила природы, мнемотаблицы ;
-Наборы овощей и фруктов;.
(слайд 15.4)- 2 -3 вида комнатных растений,
(слайд 15.5)- Огород на окне(лук,)
(слайд 15.6, 15.7) - выращиваем рассаду семян овощей.
(слайд 15.8.1)-Кольца Луллия с набором карточек.
- Инвентарь для ухода за растениями (лейки, лопатки, салфетки, опрыскиватель) убирается в стол;
(слайд 15.8, 15.9, 15.10)При необходимоси проводить опыты, мы располагаем мини лаболаторию на полках сюжетных игр.
(слайд 15.11(2) 5.Рядом с уголком природы находится фланелеграф , стена тематически оформляется в соответствии с темой недели. Здесь дети могут работать с клеящими картинками самостоятельно, а также я могу разместить материал для образовательной деятельности.
(слайд 15.11) 6.Зона театрализованных игр:
(разделена на две зоны: в музыкальном зале и в групповой)
- Кукольный театр («Теремок», "Семеро козлят"),(в группе)
- Настольный театр («Репка», «Лисичка со скалочкой»)(в группе)
(слайд 15.12)
-Театр – фланелеграф (сказка"Колобок" «Заюшкина избушка»)(в группе)
- Театр с игрушками Бибабо(в групповой и в муззале)
- Маски персонажей(в групповой и в муззале)
-Уголок ряжения (юбки, платки, сарафаны, штаны полицейские фуражки, и др.)(в муззале)
- Фонотека с аудиозаписями детских песенок из мультфильмов и сказок
- Ширма находится( в муз зале).
(слайд 15.13)6.Зона сенсорного и психомоторного развития.
Для детей в группе имеются предметы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений детей, развивать речь.
Размещен материал в спокойном месте группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена в специальной зоне, приспособленных для этой цели. Остальные объекты для исследования воспитатель располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. В группе имеется достаточно материала ка современного(приобретенного) так и сделанного своими руками.
(слайд 15.14 )корзинки с прищепками и набором трафаретов,
- Пробковые тренажеры"Радуга""Солнышко"
- Объемные вкладыши из 5-7 элементов ( кубы, домик)
(слайд 15.15)- Доски-вкладыши (с фигурками), домик с вкладышами
- Набор объемных тел (кубы, кольца, шары, диски)
- Рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине
- Мозаика ( цветная, крупная)
- Рамки с застежками (шнуровка, пуговицы, кнопки)
- Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, прыгающие игрушки и т.п.)
- Тактильные дощечки.
- Разрезные картинки "Посудка","Найди пару","Рукавички", разделенные на 2-4 части
(слайд 15.16) монтессори дорожки.
(слайд 15.19 )7.Уголок именинника
(элемент Вальдорфской педагогике), где находятся все необходимое для празднования дня рождения
(слайд 15.19.1)(праздничная звезда,накидки для мальчиков и девочек, бутафорский торт, посуда для чаепития, свеча желаний )(слайд 15.20)совсем недавно прошел день рождения.
(слайд 15.21) 8.Зона художественно-эстетического развития:
- Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме
- Настольно-печатные игры по развитию речи
- Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками
(слайд 15)9.Игровые материалы по ПДД (светофор, набор дорожных знаков, жезл, машинки, макет перекрестка) размещаются в отдельной зоне. Все материалы, находятся в поле зрения, и доступны детям.
(Слайд 29) Еще одна сенсорная мини зона.
(слайд 30)10.Зона художественно-эстетического развития (рисования, лепки, аппликации): здесь на стене расположены матрешки , и воздушные шары по цветам радуги. От шара к матрешке можно протянуть резиночки, или ленты тогоже цвета , и менять их, дети с удовольствием решают задачки, а порой самостоятельно играют с резиночками.
(слайд 31) Для того чтобы каждый ребенок в возрасте от 1,5 до 4 лет смог сделать этот очень важный шаг в своем развитии, в нашей группе имеются соответствующие материалы и оборудование:
- Наборы цветных карандашей (6 цветов)
- Восковые мелки (6 цветов)
- Гуашь
- Пластилин (6 цветов)
- Круглые кисти
- Емкости для промывания ворса кисти от краски
- Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после
промывания и при наклеивании готовых форм
- Клеёнки для аппликации
- Бумага для рисования
- Доски для лепки
- Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду для вытирания рук во время
Лепки
- Розетки для клея
- Подносы для форм и обрезков бумаги
- Щетинные кисти для клея.
Так как в группе есть дети 1,5-2 лет материал убираю. Остаются карандаши и бумага для свободного рисования.
(слайд 32)11. Зона двигательной активности.
В групповой комнате передвижной спортивный комплекс доступен детям, что способствует проявлению двигательной активности детей.
- Мячи
- Флажки
- Гимнастические мячи
- Гимнастические палки
- Мешочки для метания
- Кегли
(слайд 40.1 ) Чтобы малышам попасть в спортивный и музыкальный зал, приходится совершать переход через старшую группу, что доставляет свои неудобства.
В старшей группе(слайды 40.2 - 55.0)
( зона патриотического воспитания,
уголок уединения,
театральная студия,информационно - библиотечный центр ,
мини музей русской народной культуры,
мини лаборатория для реализации естественно научного направления,
студия конструирования и центр лего ) .
(слайды 55.1 до конца) В спортивном зале проводятся зарядки оздоровительная и музыкальная деятельность, праздники
и развлечения.
Здесь же находится и центр воды и песка. Где работают дети двух групп.
В нашей группе создана прекрасная предметно-пространственная развивающая среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Особое внимание мы уделяем созданию условий для легкой адаптации детей с целью снижения уровня тревожности каждого ребенка.
Предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.
Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.
ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда группы
содержательно насыщенна, трансформируема,
полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна. А главное обеспечивает возможность общения и совместной деятельности
детей разного возраста, а также взрослых.
Документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов
1.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
2.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;
3.Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 "О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье";
4.Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");
5.Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
6.Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развивающая предметно - пространственная среда 2 младшей группы детского сада в соответствии с ФГОС и программой "Радуга"
Презентация предметно - пространственной среды во 2 мл.гр. детского сада в соответствии с ФГОС и программой "Радуга"...
Сообщение на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС».
Слайд №1Главным условием реализации программы «От рождения до школы» является создание развивающей, эмоционально комфортной образовательной среды для дошкольников.Важнейшие образовательные ориентиры:...
Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей 5-7 лет в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования
Вариант реализаии образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для решения задач эстетического, нравственного, фзического воспитания детей старшего возраста в самост...
Организация развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе в соответствии с ФГОС
Принципы построения развивающей среды в ДОУ....
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Е.А. Симачева воспитатель МКДОУ д/с №457первой квалификационной категории, г.Новосибирск ОРГАНИЗАЦИЯРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САД...
Консультация для воспитателей на тему «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по экологическому воспитанию в соответствии с требованиями ФГОС»
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузи...
Презентация на тему ""Организация развивающей предметно – пространственной среды в разновозрастной группе малокомплектного ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Фотоотчет о развивающей среде нашего ДОУ...